Исследовательская работа «Анализ актуальности празднования «Дня народного единства» в современном обществе

2
2
Материал опубликован 19 August 2018 в группе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 109»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА: «АНАЛИЗ АКТУАЛЬНОСТИ ПРАЗДНОВАНИЯ «ДНЯ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА» В СОВРЕМЕННОВ ОБЩЕСТВЕ».

Выполнили: ученицы 10 «А» класса МАОУ СОШ №109.

Трегубова Екатерина и Заозерова Елизавета;

Научный руководитель: Моргунова Е.М.,

преподаватель МАОУ СОШ №109.

Пермь, 2017

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. «Понятия» 4

1.1 Понятие «Смутное время» 4

1.2 Понятие «Гражданская война» 4

1.3 Понятие «Интервенция» 4

1.4 Понятие «Народное ополчение» 5

ГЛАВА 2. «История праздника» 6

2.1 Исторические события, которые вошли в основу праздника. 6

2.2 «4 ноября в истории страны» 7

ГЛАВА 3. «Актуальность празднования «Дня народного единства» в современном мире» 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 15

ПРИЛОЖЕНИЯ 16

ВВЕДЕНИЕ

День народного единства - российский государственный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года.

24 декабря 2004 г. Государственная дума приняла закон «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации», который 27 декабря был утверждён Советом Федерации и с 1 января 2005 г. вступил в силу. Накануне Нового года произошло изменение количества и состава праздничных дней, в результате чего в начале 2005 г. возникли небывалые по продолжительности каникулы, выполнившие роль «пряника», затмившего главный смысл закона – уничтожение праздника 7 ноября. Вместо него праздничным днём стал день 4 ноября, провозглашённый «Днём народного единства». 

Проблема работы: продолжающиеся дискуссии вокруг праздника «Дня народного единства», начиная с момента его появления в 2005 году.

Цель работы: выявление актуальности празднования «Дня народного единства» в современном обществе.

Задачи работы:

Рассмотреть понятия: Смута, гражданская война, интервенция, народное ополчение.

Исследование значимости исторических событий, вошедших в историю праздника.

Проведение анкетирования и определение актуальности празднования «Дня народного единства» среди четырех возрастных групп: от 12 до15, от 16 до 18, от 19 до 30, от 31 и старше, а также среди опрошенных в целом.

Работа состоит из введения, основной части, в которую входят 3 главы, заключения, библиографического списка и приложений.

ГЛАВА 1. «Понятия»

В первой главе мы рассмотрим главные понятия (Смута, гражданская война, интервенция, народное ополчение), с которыми связаны основные события (см. Глава 2), которые легли в основу праздника.

1.1 Понятие «Смутное время»

В данной главе мы рассмотрим понятие «Смута». Смутное время, или Смута – период в истории от смерти Ивана IV Васильевича Грозного (1584г.) до воцарения на русском престоле Михаила Федоровича Романова (1613г.), ознаменованный стихийными бедствиями, гражданской войной, русско - польской и русско - шведской войнами, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом [1].

Также термин «Смута» в ином источнике [2] обозначает события кон. 16 - нач. 17 вв. в России. Это была эпоха кризиса государственности в России, трактуемая рядом историков как гражданская война. Сопровождалась народными выступлениями и мятежами; правлениями самозванцев (см. Лжедмитрий I, Лжедмитрий II), польскими и шведскими интервенциями, разрушением государственной власти и разорением страны.

Карамзин рассматривал понятие «смута» как: "Несчастная случайность, вызванная послаблением царя Фёдора, злодеяниями царя Бориса и развратом народа".

С.М. Соловьев считал, что «смута» - это столкновение утверждающегося государственного начала с антигосударственной, антиобщественной силой, воплощённой в первую очередь в шайках воровских казаков.

По мнению В.О. Ключевского «смута» - это социальная рознь, пресечённая национально – освободительным движением"

Итог: После рассмотрения различных определений понятия «Смута», мы пришли к выводу, что «Смута» - период в истории с 1584 по 1613 гг., ознаменованный стихийными бедствиями, гражданской войной, русско-польской и русско-шведской войнами, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом.

1.2 Понятие «Гражданская война»

Для лучшего понимания материала в этой главе мы также разберем такое понятие как «Гражданская война». Гражданская война – крупномасштабное вооруженное противостояние между организованными группами внутри государства или, реже, между нациями, входившими в состав ранее единого объединенного государства. Целью сторон, как правило, является захват власти в стране или в отдельном регионе [3].

Помимо этого, под гражданской войной подразумевают боевые действия, происходящие в пределах одного государства, в которые вовлечена значительная часть населения страны, все классы, слои и группы общества. Гражданские войны возникают на почве социальных кризисов, когда государственная власть уже не в состоянии «умерять столкновения» враждебных классов, подавлять своими «законными» средствами классовых противников существующей политической и общественной системы [4].

Гражданская война — крупномасштабное общенациональное вооруженное противостояние разных социальных слоев и политических сил в борьбе за власть [5].

Боевые действия гражданской войны происходят в пределах одного государства, в котором могут участвовать две или несколько групп, сплотившихся вокруг каких-то конкретных идей, а также нации, представляющие многонациональную страну. В основном целью сторон является захват власти в стране или в отдельном регионе [3].

Кроме того, понятие гражданской войны можно рассматривать как наиболее острую форму внутренней борьбы в государстве, сопровождается массовым кровопролитием, наличием нескольких полярных течений, следование которым может расколоть семью и общество. Как правило, одни и те же идеи разделяются различными слоями общества [4].

Итог: Ознакомившись с понятием "Гражданская война" из разных источников мы пришли к выводу, что «Гражданская война» - острая форма внутренней борьбы в государстве среди населения страны, в которой происходит данный конфликт, основной целью является захват власти в стране или в отдельном регионе.

1.3 Понятие «Интервенция»

Также мы рассмотрим такое понятие как "Интервенция". Под интервенцией понимают военное, политическое, информационное или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет [3].

Интервенция может быть, как военной, так и экономической, идеологической, информационной, дипломатической, финансовой. Все виды интервенции несовместимы с Уставом ООН и запрещены международным правом. Чаще всего интервенция совершается с целью устранения неугодного политического режима или поддержки одной из сторон в гражданской войне [5].

Также интервенция - вмешательство, преимущественно вооруженное, иностранцев во внутренние дела какой-нибудь страны [6].

Интервенцияженский род. Агрессивное вмешательство одного или нескольких государств, преимущественно вооружённое, во внутренние дела какой-нибудь страны [7].

Интервенция (от позднелат. interventio - вмешательство) - в международном праве - насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. Интервенция может быть военной (одна из форм агрессии), экономической, дипломатической. Все виды интервенции не совместимы с Уставом ООН и запрещены международным правом [8].

Итог: Рассмотрев понятие "Интервенция" мы пришли к выводу, что «интервенция» - военное, политическое, информационное или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет.

1.4 Понятие «Народное ополчение»

Помимо всех вышеперечисленных понятий мы также рассмотрели определение «Народного ополчения». «Народные ополчения» - это воинские формирования, создаваемые из граждан (преимущественно добровольцев), как правило, не подлежащих призыву на военную службу по мобилизации; одна из форм участия народных масс в военной защите государства. Наиболее благоприятные условия для развертывания массового народного Ополчения возникают в справедливых войнах, особенно в войнах в защиту Родины [9].

Также «народное ополчение» - это нерегулярный войсковой резерв из лиц, способных носить оружие, но не состоявших на действительной военной службе, собиравшееся в помощь княжеской дружине, регулярной армии [6].

Кроме этого народное ополчение - добровольческие военные и военизированные формирования из лиц, не подлежащих первоочередному призыву по мобилизации [5].

Итог: Ознакомившись с данным понятием мы сделали вывод, что «Народные ополчения» - военные формирования, создававшиеся во время войны из невоеннообязанных слоев общества. В такое войско вступали все, кто желал защищать Отечество.

ВЫВОД:

Изучив различные определения понятий: смута, гражданская война, ополчение, интервенция, представленных в разнообразных источниках, мы составили определения данных терминов, как мы их понимаем.

В своей работе мы будем опираться на следующие определения данных терминов:

«Смута» - период в истории с 1584 г. по 1613 г., ознаменованный стихийными бедствиями, гражданской войной, русско-польской и русско-шведской войнами, тяжелейшим государственно-политическим и социально – экономическим кризисом.

«Гражданская война» - острая форма внутренней борьбы в государстве среди населения страны, в которой происходит данный конфликт, основной целью является захват власти в стране или в отдельном регионе.

«Интервенция» - военное, политическое, информационное или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет.

«Народные ополчения» - военные формирования, создававшиеся во время войны из невоеннообязанных слоев н общества. В такое войско вступали все, кто желал защищать Отечество.

ГЛАВА 2. «История праздника» 2.1 Исторические события, которые вошли в основу праздника.

После смерти Федора Ивановича (Приложение 1), сына Ивана IV Грозного, наступает династический кризис рода Рюриковичей, так как Федор был бездетным и не оставил после себя преемников. А младший брат Федора, Дмитрий, погиб в Угличе при невыясненных обстоятельствах.

Тогда был созван Земский собор, на котором впервые в российской истории был избран новый государь. Им стал Борис Годунов (Приложение 2), он был шурином царя Фёдора I Ивановича. 3 сентября 1598 года состоялась торжественная коронация Бориса.

Царствование Бориса начиналось успешно, он достиг не малых успехов в политике, однако вскоре в стране начался великий голод 1601 - 1603 гг. Страна погрузилась в глубокий социально – экономический кризис. Народ объяснял это тем что Борис был не из рода Рюриковичей, власть которых шла от Бога, что Борис захватил царский трон и тем самым наслал на все страну кару божью.

Тем временем в 1603 г. в Польше объявился человек, назвавшийся спасшимся чудесным образом царевичем Дмитрием, сыном Ивана IV Грозного. Он также заявил, что намерен вернуть себе законный трон его предков. Это был галицкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев (Приложение 3). Вскоре в 1604 г. заручившийся поддержкой польского короля Сигизмунда III (Приложение 4), Лжедмитрий I начал собирать войско для похода на Москву. По мере продвижения к столице войско росло прямо на глазах, многими двигала наивная вера в миф о чудесном спасении царевича Дмитрия. Самозванца поддерживали холопы, крестьяне, казаки, а также провинциальные дворяне южных уездов. На руку Лжедмитрию также была смерть Бориса Годунова в 1605 г. Москва присягнула сыну Бориса, Федору. Однако царство его продлилось не долго, 1 июня Федора и его мать казнили прибывшие в Москву посланцы «царевича». Лжедмитрий I воцарился на троне. Но и его царствование было не долгим. Народ был недоволен поведением Лжедмитрия, но последней каплей стала его женитьба на католичке. В городе зрел заговор во главе с князем Василием Шуйским (Рюриковичем, потомком суздальских и нижегородских князей) (Приложение 5).

С 17 по 19 мая 1606 г. в Москве бушевало восстание. Отрепьев был убит. В ходе майского восстания новым государем был «выкликнут» Василий Шуйский.

В годы царствования Василия Шуйского Смута вступила в свой самый драматичный этап. В 1606 -1607 гг. значительная территория страны оказалась охваченной мятежом, вошедшим в историю под названием восстания Ивана Болотникова.

Иван Болотников (Приложение 6) был сподвижником нового самозванца, Лжедмитрия II (Приложение 7), чье подлинное имя остается загадкой. Тем не менее, войско повстанцев во главе с Иваном Болотниковым более месяца держало Москву в осаде, однако в последствие в рядах болотниковцев произошел раскол, в результате они были разбиты и отступили к Калуге, а затем к Туле. После разгрома восстания Болотников был казнен, а многие союзники брошены в тюрьмы.

Лжедмитрий II не успел поддержать своего верного соратника, лишь осенью 1608 г. он со своим войском двинулся из Путивля на Москву. В июне новый самозванец разбил лагерь в Тушино. На этот раз осада столицы продолжалась почти два года.

Впервые в стране образовалось два политических центра. Постепенно под властью «тушинского вор» оказались огромные территории, впервые изменили царю Вологда, Суздаль, Владимир, Ярославль.

В поисках выхода из сложной ситуации Шуйский совершил серьезную политическую ошибку. В феврале 1609 г. он заключил договор со Швецией о военной помощи в обмен на некоторые северо – западные территории. К лету 1609 г. от тушенцев были освобождены большие территории. Но Шуйский не предусмотрел, что в том время Швеция воевала с поляками, поэтому 16 сентября польский король Сигизмунд III объявил войну России и осадил Смоленск. Началась интервенция. «Тушинский вор» бежал в Калугу, где и был убит. После того, как польские войска вторглись на территорию России, Шуйский был свергнут [10] [12].

1610 год. Власть в России перешла к Семибоярщине – совету из 7 бояр, во главе которого был князь Ф. И. Мстиславский. В Семибоярщину также входили: князь И. М. Воротынский, князь А. В. Трубецкой, князь А. В. Голицын, князь Б. М. Лыков, И. Н. Романов, Ф. И. Шереметев. Главной же задача Семибоярщины заключалась в поиске нового кандидата на российский трон. Продолжалась русско-польская война. Поляки пообещали мир России и освобождение захваченных русских городов при условии, что на московский трон сядет польский королевич Владислав IV (Приложение 8), сын Сигизмунда III. В августе 1610 года под Смоленск была отправлена делегация для переговоров, в ходе которых был заключен договор о призвании королевича на царство. По этому соглашению в Москву были введены польские войска. Однако мир не наступил, польские войска продолжали жечь и грабить русские земли. Поляки бесчинствовали в Москве и открыто издевались над православной верой, разрезая на портянки одежды русских священнослужителей. В Москве назревало восстание недовольного народа.

В марте в Москве вспыхнуло восстание. К городу стало стекаться первое ополчение. Но закончилось все страшной резней, тысячи москвичей были убиты, улицы завалены трупами, а город превратился в развалины.

России грозила утрата национальной независимости.

И вот на фоне всех этих событий в Нижнем Новгороде, большом и богатом городе на Волге, земский староста Кузьма Минин (Приложение 9) собрал народ на главной городской площади и выступил с призывом объединиться и идти освобождать Москву от польско-литовских интервентов. Он обратился с пламенной речью к соотечественникам, призывая к сбору средств на создание нового ополчения. Сам он первым подал пример, отдав почти все свое имущество.

В другие города также были разосланы грамоты с патриотическим призывом, и они тоже присоединились к ополчению. В основном это были города Поволжья [14].

Второе, или Нижегородское, ополчение возглавили Кузьма Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский (Приложение 10). Первый заведовал казной, хозяйством ополчения, второй, выходец из рода суздальских князей, стал военным руководителем.

Кузьма Минин сумел объединить для защиты Отечества все сословия, независимо от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Его называли "Выборный человек всея земли".

В состав второго ополчения входили: дворяне, стрельцы, крестьяне, ремесленники, торговцы, а также татарские отряды.

Осенью 1612 г. Москва была освобождена от поляков войсками второго земского ополчения (Совета Всей Земли) под руководством князя Д.М. Пожарского и земского старосты Кузьмы Минина. Это событие, а затем и последовавшее избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова (Приложение 11), ознаменовало окончание Смутного времени и восстановление российской государственности.

Таким образом, сплотившийся русский народ сумел отстоять независимость и целостность России, ее православную веру. Тогда впервые все слои русского общества испытали силу патриотического единения, благодаря чему всенародное ополчение освободило страну от польско-литовских интервентов.

Именно в честь этого события в нашей стране и был учрежден праздник: "День народно единства", который мы отмечаем ежегодно 4 ноября.

Благодарные россияне никогда не забывали этой знаменательной даты – 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года и весьма широко праздновали день освобождения Москвы и России от польского владычества. Особенно большое значение эта дата получила в год её 200-летия – в 1812 году, когда русские войска победили французов и изгнали Наполеона из Москвы и России. Еще до войны с французами в России был объявлен сбор средств на возведение памятника в честь совершенного всенародного подвига в 1612 году и 20 февраля 1818 года в Москве на Красной площади в торжественной обстановке был открыт памятник героям Смутного времени – Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. (Приложение 10) [15].

К Дню народного единства в 2005 г. перед храмом Рождества Иоанна Предтечи, у подножия которого еще в 1612 году Кузьма Минин призывал не пожалеть имущества и самой жизни для спасения Отечества, установили копию знаменитой скульптуры И. П. Матроса "Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский", которая стоит на Красной площади в Москве. Копию выполнил скульптор Зураб Церетели.

2.2 «4 ноября в истории страны»

Государственный праздник, День народного единства, отмечается в нашей стране ежегодно 4 ноября. Вокруг него, начиная с момента его появления в 2005 году, до сих пор идут дискуссии.

По церковному календарю это день почитания иконы Казанской Божьей Матери. В 1612 году войска князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина вошли в Москву с целью освободить столицу от польских интервентов. Перед штурмом ополченцы молились перед иконой Казанской Божией Матери, которая являлась духовной покровительницей русского воинства. Взяв штурмом Китай-город и оттеснив захватчиков к Кремлю, князь поклялся, что, в честь этой победы, возведет в городе храм. Через двадцать семь лет после этого царь Алексей Михайлович объявил этот день, 4 ноября (22 октября по старому стилю) государственным праздником. В церковный календарь день вошел как празднование Казанской иконы Божией Матери и его отмечали вплоть до 1917 года.

После победы большевиков традиция ноябрьского праздника сохранилась, но отмечать его стали уже 7 ноября, как годовщину Октябрьской революции. В 1996 году праздник был переименован в День согласия и примирения. И только в 2005 году его вновь перенесли на 4 ноября и назвали Днем народного единства. [16]

Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Однако в российском обществе появление новой даты – 4 ноября – было воспринято неоднозначно. В частности, против выступили коммунисты: так, лидер КПРФ Геннадий Зюганов назвал предложение отмечать 4 ноября незнанием истории, так как, по его словам, "Москва была освобождена от поляков 8 ноября".

В некоторых СМИ также высказывались мнения о том, что 4 ноября как день освобождения Москвы не имеет точного исторического подтверждения. В качестве примера приводились слова русских историков. Так, Сергей Соловьев (1820-1879) писал: "22 октября казаки пошли на приступ и взяли Китай- город. В Кремле поляки держались еще месяц". Согласно исследованиям Николая Костомарова (1817-1885), поляки "отворили кремлевские ворота" 24 октября, а об "избавлении Москвы" было объявлено лишь 21 декабря (Приложение 12) [17].

И тем не менее, уже двенадцать лет в России 4 ноября отмечается праздник «День народного единства».

В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия [18].

Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная правительством отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной Октябрьской революции 1917 года.

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.

Она была поддержана думским Комитетом по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы. 

29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий. 

4 октября эту же инициативу публично поддержал первый зам. руководителя фракции «Единая Россия» Валерий Богомолов. В интервью РИА «Новости» он заявил, что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились „времена смуты“». 

28 октября 2004 года в Саратове на Театральной площади по инициативе Общественной палаты области и Молодёжного парламента области прошёл 8-тысячный митинг молодёжи и представителей общественных организаций в поддержку курса реформ, проводимых Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. В выступлениях прозвучала поддержка инициативы установить празднование 4 ноября как Дня национального единства, что было внесено в Обращение участников митинга к Президенту Российской Федерации В. В. Путину. 

23 ноября 2004 на рассмотрение Думы был внесён законопроект, предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября — годовщины октябрьского переворота и 12 декабря — Дня Конституции, увеличения новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также введения нового праздника 4 ноября. Авторы законопроекта — Валерий Богомолов, Олег Еремеев (Единая Россия) и Владимир Жириновский (ЛДПР).

В тот же день члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвящённое установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника. Соответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат.

«Мы полагаем, что день трагического разделения России — 7 ноября — не стал днём примирения и согласия», — говорится в обращении. Члены Межрелигиозного совета России считают, что последовавшие за ним события «привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие».

На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении.

Против выступили коммунисты.

27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом. 327 депутатов проголосовали «за», 104 (все коммунисты) — против, двое воздержались [3].

ВЫВОД:

Суммировав все вышесказанное в этой главе, мы пришли к выводу, что праздник «День народного единства» имеет свою историю, основанную на реальных исторических событиях, однако мнения людей расходятся в точной датировке праздника, в выборе числа. По мнению некоторых людей, исторические события и сама дата праздника не имеют между собой ничего общего. По их личному представлению, существующая дата была выбрана лишь с целью отменить ранее существующий праздник Великой Октябрьской социалистической революции и отчасти они правы.

Однако исторические события, вошедшие в основу праздника «Дня народного единства» также очень важны для граждан нашей страны. По сути своей это совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции. 4 ноября (22 октября по старому стилю) был российским государственным праздником со времен Алексея Михайловича и его отмечали вплоть до 1917 года.

Что же касается нашего личного мнения, то до проведения данной исследовательской работы «День народного единства» был для нас, подростков, просто еще одним входным, поводом не ходить в школу. Теперь же, когда мы изучили историю этого государственного праздника и процесс его учреждения, мы считаем, что «День народного единства» - это не просто праздник в честь единения всех народов и освобождения Москвы от иностранных захватчиков, в дате праздника также присутствуют и политические мотивы. Ведь все – таки мы не можем с точностью сказать, когда именно была освобождена Москва, а также мы не можем отрицать того, что праздник «Великой Октябрьской революции», а в последствии «День согласия и примирения» стал не актуальным для нашей страны после распада СССР и правительству в целях смягчения противостояния и примирения различных слоёв российского общества необходимо было его заменить. Поэтому мы считаем, что золотая середина, правда, находиться где – то между двумя этими теориями о возвращении старой традиции или же замене ранее существовавшего праздника.

Но несмотря на все разногласия, граждане России чтят и не забывают свою историю. Они уважают своих предков и не забывают их подвиг, ведь во времена польской интервенции погибло множество невинных. Однако сплотившийся русский народ сумел отстоять независимость и целостность России, ее православную веру (поляки были католиками). И в честь этого на Красной площади в Кремле в 1818 г. был установлен памятник героям Смутного времени – Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

ГЛАВА 3. «Актуальность празднования «Дня народного единства» в современном мире»

Важен ли праздник для современных людей на самом деле?

Для нахождения ответа на этот вопрос нами было проведено анкетирование, состоящее из 6 основных вопросов. (Приложение 4). Анкетирование было проведено среди учителей, учеников и их родителей школы №109. Нами было опрошено ровно 100 человек, по 25 человек на каждую возрастную категорию: от 12 до15, от 16 до 18, от 19 до 30, от 31 и старше.

1) Какой праздник отмечают в России 4 ноября? (четыре варианта ответа).

Категория первая (от 12 до 15)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 1).

Категория вторая (от 16 до 18)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 2).

Категория третья (от 19 до 30)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 3).

Категория четвертая (от 31 и старше)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 4).

Общий результат

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 5).

Итог: Опираясь на данные проведенного нами анкетирования, мы можем сделать вывод, что большинство респондентов, более 80% опрошенных, знают какой точно какой именно праздник отмечают в России 4 ноября. Следует также отметить, что наиболее высокий процент дачи правильного ответа на данный вопрос мы можем наблюдать в категории от 19 до 30 лет, это может быть обусловлено тем, что люди данной категории представляют наиболее активную часть населения нашей страны.

2) С какого года? (имеется ввиду с какого года празднуется праздник, четыре варианта ответа).

Категория первая (от 12 до 15)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 6).

Категория вторая (от 16 до 18)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 7).

Категория третья (от 19 до 30)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 8).

Категория четвертая (от 31 и старше)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 9).

Общий результат

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 10).

Стоит отметить, что верным вариантом ответа является вариант Б – 2005г. В 2004г. проект о праздновании Дня народного единства находился на рассмотрении и был утвержден 27 декабря 2004 года. С 1996 г. отмечался праздник – День согласия и примирения.

Итог: По результатам ответов на данный вопрос, мы можем сделать вывод, что почти 50 % опрошенных имеют точные сведения о дате принятия праздника: «Дня народного единства», однако часть респондентов (около четверти опрошенных) выбрала слишком раннюю дату (1992г., 1996г.) принятия праздника. Наиболее высокие показатели ответов В (1992г.) и Г (1996г.) мы можем наблюдать в категория 2 (от 12 до 15 лет) и 3 (от 16 до 18 лет). Это вполне можно обосновать тем, что представители данных категорий родились либо уже после его принятия праздника, либо достигли зрелого возраста только когда его учредили.

3) Знаете ли вы кто такие Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский? (свободная форма ответа).

Категория первая (от 12 до 15)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 11).

Категория вторая (от 16 до 18)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 12).

Категория третья (от 19 до 30)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 13).

Категория четвертая (от 31 и старше)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 14).

Общий результат

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 15).

Для лучшей наглядности в диаграмме все похожие ответы: Нет, нет, Неа, нз, не знаю, а также все остальные неправильные ответы учитываются как «Нет»; ответы: Да, да, знаю, агась, Ага, а также правильные, хорошо поясненные, ответы учитываются как «Да».

Некоторые ответы респондентов:

«Руководители второго народного ополчения, освободившие Москву от польских интервентов». 17 лет.

«Лидеры народного ополчения». 16 лет.

«Возглавляли народное ополчение в году смуты в 1612 -1613 гг.». 57 лет

«Народные герои. Возглавляли ополчение против поляков». 47 лет.

«Минин – купец, Пожарский – полководец». 48 лет.

«Герои Руси во времена Смуты». 13 лет.

«Купец и воевода». 14 лет.

Итог: Следует отметить, что во всех категориях, а также общем зачете, процент опрошенных, ответивших на данный вопрос верно, не ниже 60 %. И это определенно довольно хороший результат. Однако наименьший процент находиться у младшего поколения (от 12 до 15 лет). Это говорит о том, что подрастающее поколение не достаточно сильно интересуется данным праздником, однако также данных личностей проходят на уроках истории в школах приметно в 6 – 7 классах (подходят под данную возрастную категорию) и это позволяет также сделать вывод о том, что нынешнее поколение не в достаточной степени интересуется историей нашей страны. В свою очередь наивысший процент (88%) – у старшего поколения (от 31 года).

4) Как вы думаете в честь чего был создан праздник? (свободная форма ответа).

Категория первая (от 12 до 15)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 16).

Категория вторая (от 16 до 18)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 17).

Категория третья (от 19 до 30)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 18).

Категория четвертая (от 31 и старше)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 19).

Общий результат

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 20).

Для лучшей наглядности в диаграмме прочерки, неверные ответы, а также ответы, исходящие из названия праздника, учитываются как «Не имею точного представления»; правильные (общепринятые) ответы и приблизительно правильные ответы (общий смысл таких ответов – освобождение Москвы от польских интервентов, объединение всех слоев населения для борьбы против захватчиков) учитываются как верные, отдельно рассматриваются ответы политического характера, например, «Замена Октябрьской революции».

Некоторые ответы респондентов:

«Объединение народов (После распада СССР), чтобы показать, что мы все еще едины». 17 лет.

«Освобождения Москвы». 27 лет.

«В честь завершения «Смутного времени» и единения русского народа в борьбе против польско – литовских интервентов». 61 год.

«Единства всех народов России». 53 года.

«Вместо 7 ноября». 45 лет.

«Замена ранее существующего праздника в СССР». 41 год.

«В честь освобождения России от поляков». 16 лет.

Итог: Рассмотрев показатели диаграмм (15 – 20), мы пришли к выводу, что число знающих верный (общепринятый ответ) или наиболее близкий к нему ответ возрастает по мере увеличения возрастной категории. Также стоить отметить, что лишь в возрастной категории от 31 и старше присутствуют ответы политического характера, общий смысл которых заключается в том, что праздник «День народного единства» был учрежден с цель замены 7 ноября (праздник Великой Октябрьской социалистической революции).

5)Как вы относитесь к этому празднику? (три варианта ответа)

Категория первая (от 12 до 15)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 21).

Категория вторая (от 16 до 18)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 22).

Категория третья (от 19 до 30)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 23).

Категория четвертая (от 31 и старше)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 24).

Общий результат

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 25).

Итог: Результаты ответов на данный вопрос весьма положительные. Ни один из опрошенных не отметил отрицательного влияния праздника, что весьма радует. Также проценты категорий ответов: положительно, отрицательно; не имеют довольно резких преобладаний, в целом они находятся в равновесии. Лишь в возрастной категории от 19 до 30 лет разница между ответами составляет 20 % или же 5 человек.

6)Празднуете ли вы его? (Свободная форма ответа).

В основном ответы респондентов разделились на три группы: Да, праздную; Нет, не праздную; Выходной (отдыхаю) (свободная форма опроса).

Категория первая (от 12 до 15)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 26).

Категория вторая (от 16 до 18)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 27).

Категория третья (от 19 до 30)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 28).

Категория четвертая (от 31 и старше)

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 29).

Общий результат

Результаты опроса отражены в приложениях (диаграмма 30).

Итог: Стоит отметить, что количество респондентов, не празднующих данный праздник, во всех категория, а также и в общем зачете весьма высоко. Всего 13 опрошенных празднуют «День народного единства», еще 8 человек воспринимают его как еще один выходной, остальные 79 человек не празднуют данный праздник.

ВЫВОД:

Внимательно проанализировав все данные, проведенного нами анкетирование, мы пришли к вводу, что российский государственный праздник «День народного единства» является знакомым большинству опрошенных, существенная часть респондентов осведомлена не только о дате проведения праздника, но и об причинах его существования. Однако часть опрошенных, коротая знает, что «День народного единства» ежегодно отмечается в нашей стране 4 ноября, и часть опрошенных, которая не празднует этот праздник даже несмотря на то, что в нашей стране каждый год, 4 ноября, проходят митинги и торжественные мероприятия, посвященные «Дню народного единства», приблизительно равны и составляют 83 и 79% соответственно. Это говорит нам о том, что население нашей страны и в частности учащиеся, их родители и преподаватели СОШ №109 не интересуются данным праздником, для них этот день просто еще один выходной. Как нам кажется, мы пришли к такому результату потому, что люди недостаточно проинформированы о данном празднике, для решения этой проблемы мы предлагаем посвятить несколько классных часов этому празднику, чтобы объяснить в связи с чем проявился этот праздник, рассказать о героях его истории. Впоследствии дети расскажут об этом своим родителям, родители друзьям и т.д. Таким образом, население нашей страны или хотя бы нашего города станет чуть – чуть начитанней и просвещеннее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«День народного единства» – это российский государственный праздник, ежегодно отмечающийся 4 ноября.

Праздник «День народного единства» имеет свою историю, основанную на реальных исторических событиях, однако мнения людей расходятся в точной датировке праздника, в выборе числа. По мнению некоторых людей, исторические события и сама дата праздника не имеют между собой ничего общего. По их личному представлению, существующая дата была выбрана лишь с целью отменить ранее существующий праздник Великой Октябрьской социалистической революции и отчасти они правы.

Однако исторические события, вошедшие в основу праздника «Дня народного единства» также очень важны для граждан нашей страны. По сути своей это совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции. 4 ноября (22 октября по старому стилю) был российским государственным праздником со времен Алексея Михайловича и его отмечали вплоть до 1917 года.

Что же касается нашего личного мнения, то до проведения данной исследовательской работы «День народного единства» был для нас, подростков, просто еще одним входным, поводом не ходить в школу. Теперь же, когда мы изучили историю этого государственного праздника и процесс его учреждения, мы считаем, что «День народного единства» - это не просто праздник в честь единения всех народов и освобождения Москвы от иностранных захватчиков, в дате праздника также присутствуют и политические мотивы. Ведь все – таки мы не можем с точностью сказать, когда именно была освобождена Москва, а также мы не можем отрицать того, что праздник «Великой Октябрьской революции», а в последствии «День согласия и примирения» стал не актуальным для нашей страны после распада СССР и правительству в целях смягчения противостояния и примирения различных слоёв российского общества необходимо было его заменить. Поэтому мы считаем, что золотая середина, правда, находиться где – то между двумя этими теориями о возвращении старой традиции или же замене ранее существовавшего праздника.

Но несмотря на все разногласия, граждане России чтят и не забывают свою историю. Они уважают своих предков и не забывают их подвиг, ведь во времена польской интервенции погибло множество невинных. Однако сплотившийся русский народ сумел отстоять независимость и целостность России, ее православную веру (поляки были католиками).

Также на основании проведенного анкетирования среди учителей, учеников и их родителей школы №109 и построенных диаграмм, опирающихся на его результаты, мы пришли к следующим выводам.

Российский государственный праздник «День народного единства» является знакомым большинству опрошенных, существенная часть респондентов осведомлена не только о дате проведения праздника, но и об причинах его существования.

Однако, часть опрошенных, коротая знает, что «День народного единства» ежегодно отмечается в нашей стране 4 ноября, и часть опрошенных, которая не празднует этот праздник даже несмотря на то, что в нашей стране каждый год, 4 ноября, проходят митинги и торжественные мероприятия, посвященные «Дню народного единства», приблизительно равны и составляют 83 и 79% соответственно. Это говорит нам о том, что население нашей страны и в частности учащиеся, их родители и преподаватели СОШ №109 не интересуются данным праздником, для них этот день просто еще один выходной. Как нам кажется, мы пришли к такому результату потому, что люди недостаточно проинформированы о данном празднике, для решения этой проблемы мы предлагаем посвятить несколько классных часов этому празднику, чтобы объяснить в связи с чем проявился этот праздник, рассказать о героях его истории. Впоследствии дети расскажут об этом своим родителям, родители друзьям и т.д. Таким образом, население нашей страны или хотя бы нашего города станет чуть – чуть начитанней и просвещеннее.

В ходе написания данной исследовательской работы мы достигли поставленной нами цели: выявление актуальности праздника «Дня народного единства» в современном обществе.

Для нас эта работа была интересна и познавательна. Мы узнали не только об национальной значимости исторических событий, вошедших в основу праздника, но и об отношении людей к нему. Что же касается нас, то мы можем сказать, что мы относимся к празднику «Дня народного единства» положительно, и, хотя мы еще ни разу не были на торжественных шествиях, посвященных этому празднику, нам было бы очень интересно сходить на них. Возможно мы посетим их уже в этом году.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров, 3-е изд. Т. 1-30. М., «Сов. энциклопедия», 1969-78. 630000 экз.

Большой энциклопедический словарь / Ред.  Прохоров А. М. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 1456 с.

https://ru.wikipedia.org

Большая актуальная политическая энциклопедия/ Под общ. ред. Белякова А. и Матвейчева О.— М.: Эксмо, 2009. — 412 с.

Орлов А. С., Георгиева Н. Г., Георгиев В. А. История России: словарь-справочник: учебно-практич. пособие. — М.: Проспект, 2011. — 592 с.

Винокур Г. О., проф. Ларин Б. А., Ожегов С. И., Томашевский Б. В., проф. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Государственный институт «Советская энциклопедия»; ОГИЗ (т. 1); Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2-4), 1935—1940. — 45 000 экз.

Ожегов С. И. под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Ю. Шведовой. Словарь русского языка. 20-е издание, стереотипное М.: «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1989 г.

Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. 1-е изд. М., Просвещение, 1996.

Плехов А. М. Словарь военных терминов. М.: Воениздат. 1988.

Сахаров А. Н., Буганов В. И. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. История России с древнейших времен до конца XVII века. М., Просвещение, 2000.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 № 201-ФЗ «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации».

Журавлева О. Н., Пашкова Т. И., Кузин. Д. В. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. История России. М.: Вентана – граф, 2013.

http://kogni.narod.ru/time4.htm

http://7enazametku.ru/eto-interesno/den-narodnogo-edinstva-istoriya-prazdnika

http://d-pozharsky.ru/publikacii/velikaja-data-rossii

http://mycalend.ru/c/h/332/

http://tass.ru/info/1549295

https://ria.ru/spravka/20121103/908875140.html

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЛИЧНОСТИ.

Приложение 1

Федор Иванович

Федор Иванович (1557 – 1598) – русский царь с 1584 по 1598 гг., третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей. Будучи неспособен к государственной деятельности, предоставил управление страной своему шурину Борису Годунову.

Приложение 2

Борис Федорович Годунов

Борис Годунов (1549/1552—1605 гг.) — русский царь с 1598 г. Выдвинулся во время опричнины; брат жены царя Федора Ивановича и фактический правитель государства при нем. Укреплял центральную власть, опираясь на дворянство, усилил закрепощение крестьян.

Приложение 3

Юрий Богданович Отрепьев (Лжедмитрий I)

Лжедмитрий I (? — 1606 г.) — русский царь с 1605 г., самозванец (предположительно — Г. Б. Отрепьев). В 1601 г. объявился в Польше под именем сына Ивана IV Грозного — Дмитрия. В 1604 г. с польско-литовскими отрядами перешел русскую границу, был поддержан частью горожан, казаков и крестьян. Убит боярами-заговорщиками.

Приложение 4

Сигизмунд III

Сигизмунд III Ваза – король польский и великий князь литовский с 27 декабря 1587 года, король шведский с 27 ноября 1592 по июль 1599 года, внук Густава Ваза и Сигизмунда Старого, сын шведского короля Юхана III и Екатерины Ягеллонки.

Приложение 5

Василий Шуйский

Василий Шуйский (1552—1612 гг.) — русский царь в 1606—1610 гг. Сын князя И. А. Шуйского. Возглавлял тайную оппозицию Борису Годунову, поддержал Лжедмитрия I, затем вступил в заговор против него. Став царем, подавил восстание И. И. Болотникова, усилил закрепощение крестьян. Борясь с польскими интервентами и Лжедмитрием II, заключил союз со Швецией, который привел к шведской интервенции. Низложен москвичами, умер в польском плену.

Приложение 6

Иван Болотников

Болотников Иван Исаевич (? — 1608 г.) — предводитель восстания 1606 —1607 гг., беглый холоп, был в турецком рабстве. Организатор и руководитель повстанческой армии в южных районах России, под Москвой, Калугой, Тулой. В октябре 1607 г. сослан в Каргополь, ослеплен и утоплен.

Приложение 7

Лжедмитрий II

Лжедмитрий II («Тушинский вор») (? — 1610 г.) — самозванец неизвестного происхождения. С 1607 г. выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия I). В 1608—1609 гг. создал Тушинский лагерь под Москвой, откуда безуспешно пытался захватить столицу. С началом открытой польской интервенции бежал в Калугу, где был убит.

Приложение 8

Владислав IV

Владислав IV Ваза (1595—1648 гг.) — король Речи Посполитой с 1632 г., претендент на русский престол в ходе Смуты начала XVII в. В ходе польской интервенции в России часть русской знати в феврале 1610 г. провозгласила пятнадцатилетнего Владислава царем, однако реальной власти польский королевич так и не получил. Этому воспротивился Сигизмунд III, который сам добивался царской короны и не позволил сыну прибыть в Москву. Позднее Владислав добивался осуществления своих притязаний в ходе похода на Москву в 1617—1618 гг., окончившегося неудачей. Тем не менее от титула русского царя он отказался только по Поляновскому миру 1634 г., завершившему Смоленскую войну 1632—1634 гг.

Приложение 9

Минин Кузьма Захарьевич (по прозванью Сухорук).

Минин Кузьма (? — 1616 г.) — организатор национально-освободительной борьбы русского народа против польской интервенции начала XVII в. и один из руководителей второго земского ополчения 1611—1612 гг., народный герой, соратник Д. М. Пожарского. Нижегородский посадский. С сентября 1611 г. — земский староста. В боях за Москву проявил личную храбрость. В 1612—1613 гг. — член земского правительства, с 1613 г. — думный дворянин.

Приложение 10

Пожарский Дмитрий Михайлович

Пожарский Дмитрий Михайлович (1578—1642 гг.) — князь, боярин (с 1613 г.), полководец, народный герой, соратник К. Минина. Участник первого земского ополчения 1611 г., один из руководителей второго земского ополчения и временного земского правительства. Руководил военными действиями против польских интервентов. Возглавлял ряд приказов.

М.И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 год.

И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому. Москва. 1818.

Приложение 11

Михаил Федорович Романов

Михаил Федорович (1596—1645 гг.) — избран русским царем в 1613 г., первый царь из династии Романовых. Принадлежал к старомосковскому нетитулованному боярскому роду, занимавшему видное положение при великокняжеском, а затем царском дворе.

Приложение 12

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ.

24 июля – первые отряды ополченцев подошли к Москве,

20 августа – к Москве подошли основные силы во главе с Пожарским,

22-24 августа – разгром армии гетмана Ходкевича земским войском,

22 октября – освобождён Китай-город,

26 октября – подписан договор о сдаче польского гарнизона в Кремле, поляки выпустили из Кремля членов Семибоярщины и остававшихся там русских людей,

27 октября – капитуляция польского гарнизона,

1 ноября – торжественное вступление земских войск в освобождённый Кремль.

Таким образом в этой хронологии выделяются три узловых события:

Во-первых, решающее сражение земского войска с польской армией Ходкевича, шедшей на подмогу польскому гарнизону, удерживавшему Китай-город и Кремль. В результате сражения Ходкевич был разбит и внешняя угроза Москве ликвидирована, что предопределило дальнейшее освобождение Москвы. Это сражение происходило в несколько этапов в течение 22 – 24 августа 1612 г.

Во-вторых, освобождение от захватчиков Китай-города, начавшееся стихийно, но затем возглавленное Пожарским. Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Богоматери, которая находилась в русском войске. Он дал обет в память этого события воздвигнуть на Красной площади (на территории Китай-города) храм во имя этой иконы. Это событие произошло 22 октября 1612 г.

Наконец, в-третьих, само освобождение Кремля, т.е. «сердца» Москвы и России, и тем самым завершение освобождения Москвы, которое ознаменовалось капитуляцией польского гарнизона. Договор о сдаче был подписан 26 октября 1612 г., и именно этот день во всех пособиях, справочниках и учебниках российской истории справедливо считается днём освобождения Москвы [13].

Приложение 13

Анкета:

УКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СКОЛЬКО ВАМ ЛЕТ! ____________________________________________________________________

КАКОЙ ПРАЗДНИК ОТМЕЧАЮТ В РОССИИ 4 НОЯБРЯ?

А) День Великой Октябрьской социалистической революции

Б) День согласия и примирения

В) День освобождения от польско-литовских интервентов

Г) День народного единства

С КАКОГО ГОДА?

А) 2004

Б) 2005

В) 1992

Г) 1996

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ КТО ТАКИЕ КУЗЬМА МИНИН И ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ?

____________________________________________________________________

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ В ЧЕСТЬ ЧЕГО БЫЛ СОЗДАН ПРАЗДНИК?

____________________________________________________________________

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЭТОМУ ПРАЗДНИКУ?

А) Положительно
Б) Отрицательно
В) Безразлично

____________________________________________________________________

ПРАЗДНУЕТЕ ЛИ ВЫ ЕГО?

____________________________________________________________________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень познавательная разработка. Подобран хороший материал, который можно адаптировать для любого возраста. Спасибо.

20 August 2018

Очень надеюсь, что пригодится для работы!!!

20 August 2018