Инновационный творческий проект по теме «Литературный салон. Золотой век русской поэзии»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
Инновационный творческий проект по теме
«Литературный салон. Золотой век русской поэзии»
Выполнила: Надешкина Светлана Павловна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 45 города Карталы»
г. Карталы
Аннотация к инновационному творческому проекту
«Литературный салон. Золотой век русской поэзии»
Тип проекта: творческий
Участники проекта: учащиеся 9 классов МОУ «СОШ № 45 города Карталы», учителя литературы, истории, музыки.
Этапы реализации проекта:
-организационный этап: распределение задач для участников проекта;
-конструкторский этап: создание сценария, распределение ролей, определение необходимого реквизита;
-деятельностный этап: выполнение технологических операций(репетиции), контроль качества;
-заключительный этап: защита проекта.
Гипотеза
Если развивать творческие способности детей, то это приведёт к
повышению познавательной активности,
повышению качества знаний по предмету,
развитию речи обучающихся,
воспитанию чувства толерантности, ответственности,
формированию любви и уважения к культурному наследию своей страны.
Ожидаемые результаты:
-Развитие креативных способностей обучающихся старшего школьного возраста во внеклассной деятельности по литературе;
-Повышение читательских компетенций обучающихся;
-Развитие познавательных универсальных учебных действий;
-Совершенствование школьного межпредметного сотрудничества.
Обоснование необходимости инновационного проекта
Основной идеей моего проекта стало совершенствование межпредметного партнёрства в условиях разработки и реализации проекта «Литературный салон. Золотой век русской поэзии", приобщение учащихся к вершинам русской культуры, повышение мотивации к чтению.
В современном обществе технологические возможности позволяют многое: в каждом доме имеется доступ в Интернет, телевидением и видео уже давно никого не удивишь. Именно в это время перед учителями литературы встаёт проблема падения интереса к чтению. Учащиеся увлекаются фэнтези, комиксами, а произведения школьной программы изучают посредством чтения краткого содержания. Конечно, невозможно понять, прочувствовать произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», пересказ которого занимает буквально полторы страницы печатного текста. Но ещё сложнее обстоит дело с поэзией.
Ребята не просто не любят читать, часто они на долгие годы сохраняют отвращение к литературным произведениям. Задача учителей-словесников, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь учащимся воспринимать литературные произведения; заинтересовать ребёнка, чтобы он не просто прочитал книгу, а получил эстетическое наслаждение, задумался над её содержанием. Читательский опыт обогащает эмоционально, духовно, повышает культурный уровень, воспитывает всесторонне развитого, гармоничного человека. А это и есть первоочередная задача учителя.
На первом заседании методического объединения учителей русского языка и литературы было озвучено предложение о разработке проекта, направленного на развитие читательских компетенций, творческих способностей учащихся. Были определены цели и задачи данного проекта, продуманы этапы его реализации. Было решено, что к разработке проекта необходимо привлечь учителей истории, МХК, музыки, а в реализации проекта задействовать учащихся девятых классов.
Разработка и реализация данного проекта видится мне в настоящее время особенно актуальной, потому что на фоне стремительного технического прогресса наблюдается не менее стремительный регресс общей культуры современного человека, переоценка им ценностей, слабое владение творческими умениями и навыками.
Совместная работа преподавателей разных дисциплин обогащает каждого участника творческого процесса, открывает широкие возможности для развития творческих способностей тандема: учитель- ученик, позволяет сделать процесс обучения более эффективным, контролируемым, позволяет выявить индивидуальные способности обучающихся. Проявление творческих способностей – пожалуй, самых действенных из способов мотивации учащихся в процессе обучения.
Анализируя проблемную ситуацию, можно определить следующие противоречия существующей практики реализации проектов:
1.Между большим объёмом изучаемого материала и неумением обучающихся самостоятельно строить свою работу, систематизировать полученный материал, делать выводы;
2.Между традиционными формами, направленными на передачу готовой информации и необходимостью формирования компетенций, направленных на развитие у учащихся творческих способностей;
3.Между требованиями к знаниям, умениям и навыкам современной программы и разным уровнем подготовки обучающихся по литературе.
Пути решения проблемы.
Совместная работа ученика и учителя над подготовкой и реализацией проекта;
Использование на уроках и во время внеурочной деятельности информационно-коммуникационных и других современных технологий;
Применение метапредметных связей, привлечение к сотрудничеству учителей истории, музыки, МХК;
Чередование различных видов деятельности, способствующих развитию творческих способностей учащихся.
Цели:
1.Повысить уровень читательской компетентности обучающихся в процессе творческой работы.
2.Побудить интерес к культуре своего народа.
3.Создать условия для реализации творческого потенциала обучающихся.
Задачи:
-формировать целостное представление о культуре России 19 века;
-активизировать познавательный уровень обучающихся;
-развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах;
-приобщить к созданию творческих проектов по литературе;
Основное содержание проекта
Проект «Литературный салон. Золотой век русской поэзии» представляет собой внеклассное мероприятие.
Проект рассчитан на 1 год. Он включает в себя 4 этапа, в каждом из которых чётко прописаны действия, технологии, контроль за качеством выполнения работы и возможная корректировка проектной деятельности.
Как показывает опыт, совместная творческая работа сближает участников проекта, повышает интерес обучающихся к изучаемому предмету. Участники проекта обсуждают подобранный материал, обмениваются мнениями. Их роль в данном процессе возрастает: они не просто «исполнители», они соавторы проекта. Этот факт способствует более ответственному подходу к процессу сбора и обработки информации для последующего выступления.
На первом этапе, где происходит планирование проекта, осуществляется постановка целей и задач, очень важен мониторинг участников. У каждого человека свои интересы и пристрастия, поэтому необходимо объединение обучающихся в творческие группы, роль координатора в которых отводится учителю. На этом этапе ученики распределяют между собой направления в работе, что позволит им «примерить» на себя новую роль.
Именно на первом этапе проводится опрос- тестирование, целью которого является выявление читательских пристрастий. Предполагается выяснить, что читают школьники, насколько им интересны произведения школьной программы?
19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской культуры в мировом масштабе. Время славы, открытий, побед. Время пышных балов. Выражение «золотой век» ребята слышать на многих уроках, но для некоторых оно остаётся непонятым. Необходимо разъяснить, почему 19 век называют золотым веком русской культуры? Познакомить с культурой 19 века и с людьми, её создавшими.
Понятие «Золотой век» включает в себя развитие многих направлений в искусстве 19 века, поэтому нельзя добиться понимания поэзии того времени вне знаний о развитии архитектуры, музыки, живописи, исторических предпосылок к их развитию.
Особое место на втором этапе занимает работа семинаров-консультаций. Актуально посещение центра дополнительного образования, детской школы искусств, просмотр фильмов, посещение спектаклей. Этот этап предполагает сбор, анализ и переработку полученной информации. Происходит корректировка и согласование текстов выступлений, просмотр презентаций, определяется схема их взаимодействия. Данная работа учит ребят координировать планы своей творческой группы с другими группами, анализировать проделанную работу; ученики проявляют коммуникативные навыки.
На третьем этапе происходит контроль качества, происходит корректировка сценария.
На заключительном этапе предстоит представление творческого проекта.
Рассмотрим ход работы творческих групп на этапе поиска и обработки информации.
Творческая группа «Историки» занимается изучением исторических предпосылок для развития русской культуры. Экскурсом к нашему проекту станет историческая справка, составленная группой.
(Предполагаемое количество участников группы-4 человека)
Задача творческой группы «Архитекторы» составить альбом архитектурных шедевров 19 века, созданных в традиционном русском стиле: Исаакиевский собор, Смольный собор, дом московского купца Петра Третьякова, собравшего самую крупную в мире коллекцию изобразительного искусства русских художников.
Заглянуть внутрь Третьяковской галереи поможет группа «Художники», которые подготовили сообщение- презентацию о художниках 19 века и их творчестве.
(Предполагаемое количество участников группы-4 человека)
Творческая группа «Литераторы» поможет ответить нам на вопрос: что же вдохновляло поэтов, писателей, художников и музыкантов на создание удивительных произведений искусства. В их исполнении мы услышим замечательные стихи авторов 19 века, наполненные любовью, щемящей грустью и тоской, от которой сжимается сердце, безграничной тягой к свободе. Работа этой группы связывает воедино мини- проекты остальных творческих групп.
(Предполагаемое количество участников группы-11 человек)
Настроение литературной гостиной в стиле 19 века поддержит группа «Музыканты». Величайшие композиторы писали картины при помощи музыки, они и сейчас тревожат сердца миллионов слушателей во всём мире. Особое внимание уделяем творчеству А. С. Пушкина и его поэме «Руслан и Людмила», которая стала основой для оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Возможно исполнение увертюры к опере учащимся.
(Предполагаемое количество участников группы-3 человека)
Проекты всех творческих групп продемонстрируют, что Россия в 19 веке просто ворвалась в мировую культуру и заняла там одно из самых почётных, можно сказать, первых мест. Почти два столетия люди знают, помнят, изучают культуру 19 века, восхищаются шедеврами литературы и искусства.
Ресурсы проекта
Реализация проекта рассчитана на 1 год. В случае успешной реализации проекта, заинтересованности со стороны обучающихся и учителей, возможно продолжение работы над проектами типа «Литературный салон», создание новых форм проектов. Так как воплощение проекта не требует больших вложений, мне это представляется вполне возможным.
В дальнейшем предполагается задействовать в реализации проекта обучающихся других возрастных групп.
Материально- техническое обеспечение школы позволяет осуществить анонс предстоящего мероприятия, осветить подготовку и реализацию проекта. Работа творческих групп облегчена стабильным доступом в Интернет, богатым библиотечным фондом.
Целевая аудитория и партнёры
Целевой аудиторией, на которую рассчитан данный проект, являются учащиеся 8-11 классов. К обсуждению результатов проекта привлекаются учителя-предметники, задействованные в реализации проекта, руководители методических секций школы, ребята, обучающиеся в старших классах (предполагается проведение тестирования).
Социальными партнёрами данного проекта являются краеведческий музей г. Карталы, Дом культуры железнодорожников, родители.
Перспективный план реализации инновационного проекта
«Литературный салон. Золотой век русской поэзии»
Первый этап (2016 -2017 учебный год) -организационный |
|||||
Сроки |
Мероприятия |
Задачи |
Ожидаемый результат |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Сентябрь |
Подготовка. Разработка проекта |
Определение темы и целей проекта |
Разработка проекта, составление плана работы |
Обсуждают предмет с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, осмысливают полученные сведения |
Знакомит с методикой проекта, мотивирует учащихся к совместной работе. Устанавливает цели и ставит задачи, проводит мониторинг участников с целью выявления их пристрастий. |
Октябрь-ноябрь |
Планирование. Изучение теоретического материала по организации творческого пространства |
Объединение участников проекта в творческие группы |
определение источников информации, способов сбора и систематизации информации, определение способа представления отчёта о проделанной работе, распределение обязанностей между членами творческих групп |
Вырабатывают план действий, формулируют задачи |
Предлагает идеи, высказывает предположения, координирует работу. |
Второй этап (2016-2017 учебный год) - конструкторский |
|||||
Декабрь- январь |
Создание сценария литературного салона |
Сбор информации от творческих групп, систематизация, полученного материала, решение промежуточных задач |
Сценарий |
Решают поставленные задачи, распределяют обязанности, готовят презентации, сообщения, анализируют, подбирают реквизит |
Собирает полученную информацию, анализирует, создаёт сценарий |
Третий этап (2016-2017 учебный год) - деятельностный |
|||||
Февраль-апрель |
Репетиции |
Отработка материала, корректировка сценария (по необходимости) |
Творческая работа всех участников проекта |
Участвуют в проекте |
Наблюдает, советует, координирует. |
Четвёртый этап (2016-2017 учебный год) - заключительный |
|||||
май |
Защита проекта |
Продемонстрировать творческую работу на должном уровне |
Интересное, познавательное мероприятие |
Проявляют свои творческие способности |
Поддерживает, координирует ход программы |
май |
Мониторинг и обсуждение результатов проекта |
Получение оценки проделанной работы |
Привлечение к процессу создания подобных проектов учителей других предметных дисциплин |
Участвуют в оценке проделанной работы путём обсуждения и самооценок |
Оценивает усилия учащихся, свою деятельность, качество исполнения, неиспользование возможностей, потенциал продолжения работы над проектами |
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Совместная работа учителей и учащихся над созданием и реализацией проекта во внеурочное время, конечно же имеет положительные результаты. Данная работа не ограничивается рамками урока. Значительный объём работы ребятам предстоит выполнить самостоятельно, что дисциплинирует, подстёгивает к дальнейшим продуктивным действиям. Возможность проявить себя, выступить в новой для себя роли развивает креативные способности детей, учит их строить взаимоотношения, преодолевать трудности. Ребята ощущают свою значимость, что также повышает мотивацию к дальнейшему обучению.
Сценарий «Литературного салона» в дальнейшем может использоваться не только как цельное мероприятие. Предполагается использование отдельных фрагментов (презентации, сообщения, чтение произведений поэтов 19 века) сценария на уроках разных предметных дисциплин, во время проведения предметных недель.
Таким образом, если развивать творческие способности детей, то это приведёт к
повышению познавательной активности,
повышению качества знаний по предмету,
развитию речи обучающихся,
воспитанию чувства толерантности, ответственности,
формированию любви и уважения к культурному наследию своей страны.
За время работы над данным проектом, мы не только углубились в изучение культуры 19 века, но и прониклись атмосферой того времени, ощутили величие русской культуры. В подготовке литературного салона проявили таланты не только ученики, чтецы, музыканты, историки, но и учителя, которые выступили на равных с учениками при защите проекта. Надеюсь, что наш проект не завершён, но мы уже можем наблюдать его результаты. Положительная динамика участия наших ребят в конкурсах, олимпиадах, повышение интереса к чтению, рост числа учителей, участвующих в методических конкурсах. Вот основные показатели успеха данного проекта.
Перспективы дальнейшего развития инновационного проекта
В планах на будущее создание мини-проектов, посвященных литературному наследию («Русские баснописцы», «Поэзия серебряного века», «Мой Достоевский», «Поэты и писатели родного края», «Экспедиция в прошлое» (по текстам древнерусской литературы)). Разрабатывается проект «Я пишу…», в котором будут собраны произведения, созданные учащимися школы. Проект «Литературный салон» станет отправной точкой для создания последующих работ. Слайдовые презентации, созданные творческими группами, станут подспорьем учителям-предметникам в подготовке и проведении уроков. В перспективе возможна корректировка содержания проекта, включение новых текстов, обогащение материала.
Желание продолжить данный вид работы, в первую очередь, изъявляют учащиеся. А это значит, что у нашей совместной работы большие перспективы
Конечными продуктами проекта стали:
Презентации
Сценарий литературного салона
Тестовые вопросы для мониторинга литературных предпочтений обучающихся
Открытые уроки.
Список литературы
Артёмов В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. В. Артёмов, Ю. Н. Лубченков. – 12-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 448с.;
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: От XVII века до современности : учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. 3-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2007. – 399 с.
Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт 18-19 вв.: Учеб. Пособие.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.
История России. Часть 3. С конца ХVIII по 90-е годы ХIХ века. Электронный образовательный комплекс (Видеопрезентация про развитие науки во 2 пол. 19в. и Презентация Культура 2 пол. 19 века пункты 2, 6, 7).
CD «Мировая художественная культура» Библиотека электронных наглядных пособий. 10-11 классы
Электронное средство учебного назначения «История искусства. 10-11 класс»/Министерство образования Российской Федерации, ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Кирилл и Мефодий», ООО «Дрофа», ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2003.
Селиванова Галина Геннадьевна