Литературная гостиная «Романтизм в русской рок-поэзии»

5
0
Материал опубликован 25 January 2016

Вместо пояснительной записки

Уважаемые члены жюри и все, кто решит ознакомиться с данной методической разработкой!

Как видно из темы литературной гостиной, мероприятие посвящено рок-поэзии. Идея создания сценария для вечера поэзии появилась около двух лет назад. Но, как обычно, учебная нагрузка и другие факторы никак не давали сесть и обдумать даже план мероприятия. И вот только выйдя в декрет, мечта сбылась.

Возможно, кто-то скажет, что тема романтизма в рок-поэзии давно избита, очень много написано по этому поводу статей. Это так. Но во всех этих работах рассматривается так называемый мелодичный рок, т.е. творчество В.Цоя, Ю.Шевчука, А.Башлачева, Б.Гребенщикова. Мне же было интересно рассмотреть эту тему в более «тяжелых» формах русского рока. Для этого я использовала творчество легендарных групп «Ария» и «Алиса», не менее известных групп «Эпидемия» и «Катарсис», а также относительно молодой по сравнению с этими «динозаврами» русского металла группы «CHECK OUT» (г.Тверь). К этому списку я добавила лишь одну группу из «нетяжелого» рока – группу «Серьга», т.к. творчество Сергея Галанина также практически нигде не рассматривалось.

Немного о воплощении этого сценария в жизнь. Надеюсь, что в нашем педагогическом сообществе найдутся почитатели русского рока и, возможно, они захотят провести это мероприятие в своих школах. Во-первых, хочу заметить, что я не стала создавать слайд-шоу к сценарию, т.к. вариантов презентаций может быть множество. Это и видеозаписи с концертов или видеоклипов, различные фотографии групп и т.д.

Во-вторых, по сценарию мероприятие ведут два человека: Ведущий и Профессор. Кроме этого есть Чтецы, которые декламируют тексты песен. На них остановлюсь подробнее. Опять же, все зависит от фантазии педагога. Возможно, что все тексты будут читать разные ученики. Возможно, что стихи поэтов 19 века будут звучать в аудиозаписи. Еще вариант: часть песен рок-групп прозвучат также в аудиозаписи. Для себя на данный момент я определила 6 основных чтецов, которые будут декламировать по куплетам текст песни К.Кинчева «Все это рок-н-ролл». И сразу об этой песне. Для качественных рок-групп несвойственно употребление в текстах ненормативной лексики. Но в этой песне есть два момента, которые я заменила из этических соображений. В сценарии эти моменты будут выделены жирным курсивом.

В-третьих. В каком классе лучше устраивать это мероприятие? Это зависит от подготовленности класса. Эпоху романтизма мы начинаем подробно изучать в 9 классе, продолжаем в 10 (точнее, повторяем), современная поэзия изучается в 11. Таким образом, в 9 и 10 классах этот сценарий может рассматриваться как обобщение темы «Романтизм», а в 11 классе, как повторение этой же темы, при изучении современной поэзии (т.к. рок-поэзия отдельно не выносится для изучения в школе, то для знакомства с ней можно провести это мероприятие).

И еще, для меня, как для славянки, очень важно. В сценарии кратко поднимается вопрос братоубийственной войны на Донбассе. Возможно, кто-то посчитает эту тему абсолютно ненужной для рассмотрения на литературном вечере, но я всё же настаиваю на её важности для воспитания нашей молодежи.

Надеюсь получить отзывы и комментарии по предлагаемой разработке.

Литературная гостиная

Романтизм в русской рок-поэзии

Класс: 10-11

Цели:

Воспитательные:

- расширить представление о поэзии эпохи романтизма;

- дать представление о рок-поэзии и о мировоззрении рок-поэтов

- формировать эстетический вкус в отношении поэзии как классической, так и современной
 

Оснащение:

Аудиопроигрыватель, видеопроектор, постеры с фотографиями рок-музыкантов, рок-поэтов, портреты поэтов эпохи романтизма

(6 Чтецов выходят по одному. Декламируют текст песни К.Кинчева «Всё это рок-н-ролл»)

Беседы на сонных кухнях,

Танцы на пьяных столах,

Где музы облюбовали сортиры,

А боги живут в зеркалах.

Где каждый в душе – Сид Вишес,

А на деле – Иосиф Кобзон.

Где так стоек девиз:

«Кто раньше успеет: ты или он?»

Всё это рок-н-ролл!

Автобусы и самолеты,

Пароходы и поезда.

Сегодня нам видит Камчатка,

Завтра – Алма-Ата.

Послезавтра мы станем пить пиво,

В «Пушкаре» или в «Жигулях».

А что с нами будет через неделю,

Ведает только Аллах.

Всё это рок-н-ролл!

Это чем-то похоже на спорт,

Чем-то на казино,

Чем-то на Караван-сарай,

Чем-то на отряды Махно.

Чем-то на Хиросиму,

Чем-то на привокзальный тир.

В этом есть что-то такое,

Чем взрывают мир.

Всё это рок-н-ролл!

И вот уже академики чешут плеши,

Погоны свистят в свисток,

Румяные домохозяйки

Зеленеют при слове Рок.

Товарищи в кабинетах

Заливают щеками стол,

Им опять за обедом стал костью в горле

Очередной рок-н-ролл.

Да, это рок-н-ролл!

Ну а мы, ну а мы, многоточье,

Наркоманы, фашисты, шпана!

Как один социально опасны,

И по каждому плачет тюрьма.

Мы пена в мутном потоке

Пресловутой «Красной Волны».

Так об этом пишут газеты,

Газеты всегда правы.

Всё это рок-н-ролл!

И мы катимся вниз по наклонной

С точки зрения высших сфер.

Молодежные группировки

Берут с нас дурной пример.

Где воспитательный фактор?

Где вера в светлую даль?

Эй, гитарист ˂…˃ жми на свою педаль!

Всё это рок-н-ролл!i

Ведущий: Бунтарские песни без «правильной» идеи, асоциальное поведение, вызывающая внешность… Именно так в советском обществе представляли рок-музыкантов. Но всё же, за этим неприглядным обличьем, противоречащим всем нормам морали, скрывалось то, что в русской и зарубежной литературе называлось романтизмом. Да, да, не удивляйтесь! Тот самый романтизм, который подарил миру Джорджа Байрона, Франсуа Шатобриана, Вальтера Скотта, Фенимора Купера, Василия Жуковского, Константина Батюшкова, Николая Гоголя, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и многих других замечательных писателей и поэтов. Именно романтизм лег в основу творчества многих отечественных рок-групп. Почему мы выделяем наших рок-музыкантов? Всё очень просто: западный рок-н-ролл делал опору на ритм, а наши рокеры основное внимание уделяли Слову. Поэтому сегодня наша встреча в литературной гостиной посвящена отечественной рок-поэзии, а точнее, влиянию эпохи романтизма на творчество рок-поэтов.

Профессор: Минуточку, минуточку! Добрый вечер, уважаемые гости! Прошу прощения, дорогой ведущий, что прервал Ваш монолог. Я проходил мимо и случайно услышал Вас. Насколько я понял, вы собираетесь окунуться в мир эпохи романтизма?

Вед.: Не совсем так, профессор. Мы хотим увидеть черты романтизма в рок-поэзии.

Проф: Но дорогой мой друг, как же тогда вы обойдетесь без путешествия в романтизм? Кстати, любезный, а Вы помните, что такое романтизм?

Вед.: Конечно, профессор! Романтизм – это «направление в искусстве конца 18 – первой половины 19 вв, возникшее в противовес классицизму. Исторической предпосылкой зарождения европейского Романтизма стало разочарование в буржуазном общественном устройстве ˂…˃ и в итогах французской буржуазной революции. В России Романтизм возник вослед европейскому и развивался в период общенационального подъема, вызванного победой в Отечественной войне 1812 г.»ii

Проф.: Замечательно! А что еще Вам известно о романтизме?

Вед.: В европейском и русском романтизме оформились два течения. Первое назвали «консервативным». В произведениях этого течения изображались загадочные и неподвластные человеку явления, утверждаются бессилие и смирение человека перед роком. Второе – «революционное». Уже понятно из названия, что в творчестве писателей, относящихся к этому течению, звучали мятежные, свободолюбивые мотивы.iii

Проф.: Вы меня порадовали, мой друг! Как видим, и европейский, и русский романтизм принес в литературу дух бунтарства. В отечественной поэзии ярче всего эти ноты были слышны в творчестве поэтов-декабристов. Вспомним стихотворение Константина Рылеева «Я ль буду в роковое время».

Чтец:

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья.

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

Постигнуть не хотят

За угнетенную свободу человека.

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствия своей отчизны.

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

Вед.: Профессор, а ведь в этом стихотворение слышен призыв к восстанию, к кардинальным переменам в обществе! Но и в 80-90-ых гг. 20 века был похожий призыв в песне Виктора Цоя «Мы ждем перемен».

Проф.: Вы правы, мой друг! Но не только в творчестве Виктора Цоя мы слышим этот мотив. В 1986 году Александр Елин написал для группы «Ария» стихи к песне «Встань, страх преодолей». И что мы слышим???

Чтец:

Кто сказал, что страсть опасна, доброта смешна,

Что в наш век отвага не нужна?

Как и встарь от ветра часто рушится стена.

Крепче будь, и буря не страшна.

Кто сказал: один не воин, не величина,

Кто сказал: другие времена?

Мир жесток и неспокоен: за волной волна,

Не робей, и не собьет она.

Встань, страх преодолей,

Встань в полный рост,

Встань на земле своей,

И достань рукой до звезд.

Кто сказал: живи покорно, не ищи руна,

Не летай и не ныряй до дна?

Сталь легка, судьба проворна; грош тому цена,

Кто устал и дремлет у окна.

Кто сказал: борьба напрасна, зло сильней добра?

Кто сказал: спасайся, вот нора?

Путь тяжел, но цель прекрасна, как огонь костра,

Человек, настал твой час, пора.

Вед.: Да… в далеком ˈ86 году вряд ли можно было так свободно петь со сцены столь остросоциальные песни.

Проф.: Это правда, но музыкантам все же удавалось, пусть и не на больших московских площадках, а в небольших провинциальных городах, исполнять эти песни.

Вед.: Вы знаете, Профессор, тема бунта характерна не только для рок-групп советского периода. Сейчас она также поднимается среди музыкантов. Вот пример: группа «CHECK OUT» (экс-10 НЕБО). Алексей Волк – вокалист, идеолог и автор текстов написал песню «SOS», в которой ярко представил образы современного мира. И здесь речь идет о мире в целом.

Чтец:

Развлечения и боль – всё, что им для счастья надо.

Непокорных - на контроль! Невиновны – виноваты!

Вместо слов - металла звон! Вместо чести – униженье.

Вместо доброты – заслон! Будет нам прощенье.

SOS! SOS! SOS!

Спасите наши души!

Мир идет под откос!

В центре братья-близнецы, хоть и разные их лица.

Невозможно сделать шаг, чтобы нам не оступиться!

Политический кордон расставляет свои сети.

Модным стал аттракцион «Посмотри, как плачут дети»!

SOS! SOS! SOS!

Спасите наши души!

Мир идет под откос!

Виртуальный мир сейчас, как последняя надежда.

Миллионы терабайт – наши лица и одежда.

Кукловоды правят бал, ну а мы всего лишь тени.

Как же так?! Наш мир вдруг стал царством похоти и денег.

Проф.: И правда: «Мир идет под откос». Притворство, ложь, праздная жизнь, интернет обезличивают общество. Из-за войн, начавшихся практически на пустом месте, страдают, в первую очередь, дети. Очень правильные слова.

Вед.: То есть этой песней Алексей Волк выразил свою гражданскую позицию, как и когда-то это делали поэты-декабристы?

Проф.: Все верно. Друг мой! А попробуйте-ка описать романтического героя эпохи Пушкина!

Вед.: Ну, это легко! Герой эпохи романтизма – это молодой человек, всегда одинокий и ищущий что-то в краю далеком, как парус одинокий у Лермонтова!

Проф.: Я понял Вашу мысль! И рад, что Вы вспомнили о стихотворении Лермонтова «Парус». Но все же, почему герой романтических произведений – одинокая личность?

Вед.: Возможно, это происходит потому, что эта личность очень яркая, необыкновенная, глубоко чувствующая. А мир, в котором этот герой находится, не соответствует его идеалу, его представлениям о жизни. Поэтому он и бежит ото всех?iv

Проф.: Вы абсолютно правы! А что же происходит с лирическим героем в рок-поэзии?

Вед.: Профессор, я думаю, что он тоже противопоставлен окружающему миру.

Проф.: Так оно и есть. Но надо уточнить, что «мир» в нашем случае оказывается враждебен для всех, а не только герою. Лирический герой пытается спасти мир любовью, но это напрасно. Так же обречены на провал и попытки героя обрести эмоциональную стабильность.v

Чтец: Алексей Волк «Право на жизнь» («CHECK OUT» (экс-10 НЕБО).

Я прошу: напиши мне письмо.

Расскажи, как горят твои города…

Сотни градусов ниже нуля,

Но всё так же берётся рука

За ружьё.

Дайте нам право на жизнь.

Дайте свободу дышать.

Мы хоти увидеть без войны этот мир.

Мы хотим спокойно спать.

Сколько брошено жизней зря,

Но всё так же держит за горло

Тугая петля.

И пока не умрет этот мир,

Не сгорит твой родной дом –

Будешь слышать приказ: «ОГОНЬ!»

Дайте нам право на жизнь.

Дайте свободу дышать.

Мы хотим увидеть без войны этот мир.

Мы хотим спокойно спать.vi

Вед.: Профессор, ведь получается, что своими песнями рок-поэты предупреждают нас о том, что весь мир ждет гибель, разрушение. И надежды на спасение нет, т.к. всё зависит во многом от высших чинов, которые не видят, да и не хотят видеть последствия своих амбициозных решений?

Проф.: Правильно мыслите. К тому же, мотив эсхатологического исхода мира в рок-поэзии усиливается путем выдвижения на первый план темного, языческого, мифологического начала, которое грозит катастрофой, а также христианские образы, осуждающие жизнь человечества.vii

Чтец: Юрий Мелисов «Последний рассвет» (группа «Эпидемия»)

Знал ли Создатель в шестой день творенья,

Что уготовано миру людей?

Братоубийство, порок, разрушение,

И миллионы жестоких, нелепых, безумных идей!

Не получить вам бессмертия.

К жизни любви не заметил я.

Золота блеск ярче Солнца для вас

Выбор души заменяет приказ!

Скоро наступит последний рассвет,

Кто виноват – не узнать нам ответ.

Ни ветра, ни звука, ни плеска воды –

Гарь и удушливый дым.

Мрака вуаль застилает всё небо,

Липкая грязь покрывает пейзаж.

Но никому дела нет до планеты,

Краски бледнеют, останется пыль и пустынный мираж. ˂…˃

Наступит последний рассвет,

Кто виноват – не узнать нам ответ.

Ни ветра, ни звука, ни плеска воды –

Только удушливый дым.

Есть время уйти от беды.

Есть время уйти…

Проф.: Лирический герой оказывается безысходно втянутым во всемирный трагический круговорот. Он видит разрушение мира, но ничего не может сделать. Маргарита Пушкина в песне «Рассветный зверь» для группы «Catarsis» показала борьбу двух миров – Востока и Запада. Для Запада Восток – тьма, которую надо разрушить. А Запад для Востока? Главный вопрос в песне: ради чего все эти бесконечные религиозные войны? Ведь Бог – он один, как его ни назови. Можно сказать, эта песня отражает события не только эпохи Крестовых походов, Средневековья, но и те, что происходят в мире сегодня.

Чтец:

Горит Восток огнем,

И алый цвет к лицу

Горам, укрытым льдом,

Поющему песку.

Восток – рассветный зверь,

Несет на лапах тьму,

Восток – жесток и смел,

Всё небо – дань ему…

Дар неверным – новый день,

Но острее нет клинков,

Ястреб в небе - быть беде,

Знак понять легко.

О, чья же вера верней?

Кто, в какой западне?

А Бог – один. В темноте…

Из каждого луча –

По всаднику с мечом,

Им приказано молчать

Невидимым Вождем…

Отсюда так проста

Для них дорога в Рай,

На заре рука тверда –

Знай, неверных убивай!

Лиц не видно – белый шелк

С белой расой их роднит,

Ястреб в небе – он Восток

Под крылом своим хранит.

Но есть один закон –

Приговор любому дню:

Солнце гаснет – Горизонт

Преграждает путь огню…

И запад вновь –

Уставшим Мудрым Львом

В камнях пьет кровь…

Пьет кровь Востока!

О, чья же вера верней?

Кто, в какой западне?

А Бог – один. В темноте…

Слишком много имен

Для него одного –

Он – один. Просто Бог.

Запад или Восток.

Кто Шайтан? Кто пророк?

А Бог – один – просто Бог.

Вед.: Профессор, действительно, судя по тексту, не только лирический герой втянут в бессмысленную битву. Все оказываются во власти «великих лидеров».

Проф.: Да. Но и эта битва – не самое страшное. Ужасен тот факт, что весь мир оказывается «больным». Об этом писали еще романтики 19 века. И эта «болезнь» дошла и до наших дней.

Вед.: Это Вы имеете в виду потерю значения всех человеческих ценностей?

Проф.: Именно так, мой друг. Души людей становятся пустыми. Физически человек жив, но «в сердце мертвая зона».viii

Чтец: Маргарита Пушкина «Мертвая зона» (группа «Ария»)

Мне никогда не войти в этот сад,

В нем нет цветов для меня.

Я ненавижу штыки оград,

Бьющих в сплетение дня.

Мне не хватает в закрытых садах

Воздуха, рвущего плоть.

Кто слаб душою, спешит сюда,

Не в силах себя побороть.

Сад не придуман мною,

Он – реален, как ты.

Но ты идешь спокойно

В сад пустоты…

Я не люблю безнадежности спин,

Верю в энергию лиц.

Против движенья иду один,

Нарушив условность границ.

Прочь от аллеи железных святош,

Холод их песен страшит.

Следом за ними вошла в сад ложь,

Розы подняв на свой щит.

Там есть все, только нет души,

Вместо росы белый жемчуг дрожит.

Робот птиц восковых сторожит,

Сад всем диктует законы.

Думать о будущем нет причин,

Прошлая жизнь под контролем машин.

Ты выходишь из сада живым,

Но в сердце мертвая зона.

Прочь беги, пока хватает сил, беги

На восход, в сад живой.

Вед.: Бедный несчастный герой. В таком мертвенно-больном мире ему и правда нет места. Его никто не понимает. Он для всех совершенно чужой.

Чтец: «Чужой» Сергей Галанин (группа «Серьга»)

Он долго бродил по голой земле,

Искал любовь холодной зимой,

Искал наугад в полной темноте,

Мы смеялись над ним,

Мы кричали: «Чужой».

Он каждое утро солнце встречал,

Поливая цветы, те, что в поле растут.

А ночью по звездам небо читал,

Шептался с луной,

Ждал, когда позовут.

Ему средь нас не место,

Ему меж нами тесно.

Он смотрит в небо,

Он верит ему,

Кому это интересно.

Капли дождя, слезы дождя

Падают точно на тело.

Капли любви, слезы добра,

Кому есть до этого дело?

Он крылья купил, он решил улететь,

Он взял гитару и книгу про всё,

В ней несколько слов

За жизнь и за смерть,

А крылья дурак делал с умным лицом.

Дурак знал про то, что тесно.

Дурак нашел ему место.

Он крылья надел,

Он прыгнул с горы,

Кому это интересно.

Капли дождя, слезы дождя

Падают точно на тело.

Капли любви, слезы добра,

Кому есть до этого дело?

Он упал на дно долины глаз

Проф.: Такая вот обреченность и ведет рок-героя к отчужденности от мира, затерянности в толпе. А самое страшное – иногда и к саморазрушению или даже сознательному самоуничтожению, что само по себе уже ужасно!ix

Чтец: «Ангельская пыль» Маргарита Пушкина (группа «Ария»)

На краю обрыва, за которым вечность,

Ты стоишь один во власти странных грез.

И, простившись с миром, хочешь стать беспечным,

Поиграть с огнем нездешних грез.

Наконец ты счастлив, как никто на свет,

Ангельская пыль тебя уносит вверх.

Только ей подвластны и восторг, и ветер,

В «жидких небесах» звучит твой смех.

Ангельская пыль – это сон и быль!

Безумец, беглец! Дороги нет!

Ты видишь неверный свет.

Твой ангел зажег мираж огня,

Он хочет убить тебя…

На краю обрыва песня неземная,

Музыка богов и голоса богинь.

Ты паришь над миром, но торговец раем

Вынет душу из тебя за героин.

Ты устал быть птицей и сорвался камнем,

Рухнул с высоты, спасаясь от судьбы.

На краю обрыва вновь летят на пламя

Сотни мотыльков-самоубийц.

Вед.: Но «ангельская пыль» - это не единственный вариант героя закончить свое существование в этом мире? Ведь рок-культура тесно связана с движением байкеров, с этими бесстрашными «героями асфальта», ищущими свободу, а это уже подразумевает под собой опасность для жизни.

Проф.: Да-да, именно с байкерами возникают мотивы дороги, ветра в рок-поэзии. И всё это опять же связано с понятием свободы.x Рокеры и байкеры – это люди, которые не могут прожить всю свою жизнь, подчиняясь только строгим порядкам общества. Да, они могут днем носить на работе строгий костюм, но вечером – это уже другие люди. Они освобождаются от всех условностей и едут навстречу вольному ветру. Но, к сожалению, бывает так, что эти поиски заканчиваются весьма трагично.

Чтец: «Герой асфальта» Маргарита Пушкина (группа «Ария»)

Твой дом стал для тебя тюрьмой,

Для тех, кто в доме, ты – чужой.

Ты был наивен и ждал перемен.

Ты ждал, что друг тебя поймет,

Поймет и скажет: «Жми вперед!»

Но друг блуждал среди собственных стен…

Горел асфальт

От солнца и от звезд.

Горел асфальт

Под шум колес.

Горел асфальт,

Ты чувствовал тепло.

Горел асфальт

Снегам назло.

Ты сам решил пойти на риск,

Никто не крикнул: «Берегись!»

И ты покрасил свой шлем в черный цвет.

Как зверь мотор в ночи ревет,

Пустырь, разъезд и поворот…

Ты мстил за груз нелюбви прошлых лет.

Запел асфальт,

Ты слышал каждый звук.

Запел асфальт,

Как сердца стук.

Запел асфальт,

Ты был его герой.

Так пел асфальт,

Пел за спиной!

Был миг – ты верил в знак удач,

Ведь ты был молод и горяч.

Но твой двойник мчал навстречу тебе.

Он был свободен, как и ты,

Никто не крикнул: «Тормози!»

Такой приказ неизвестен судьбе.

Горел асфальт

От сбитых с неба звезд.

Горел асфальт

Под шум колес.

Кричал асфальт,

Там был его герой.

Кричал асфальт,

Кричала боль.

Вед.: Э-эх. Свобода свободой, но на «железном коне» все же надо быть предельно внимательным на дороге. Профессор, давайте вернемся к разговору о разладе рок-героя с миром. Понятно, что он, как и герой эпохи романтизма, негативно оценивает действительность, т.к. у него совсем иные ценности. Но где-то ведь он должен найти свой идеал?

Проф.: А где каждый человек находит то, что ему больше всего по душе? Где он может оказаться тем, кем мечтал всю жизнь? Во сне. Сон для рок-героя – это как прорыв в царство свободы, в гармоническую реальность.xi

Чтец: «Потерянный рай» Маргарита Пушкина (группа «Ария»)

От края до края небо в огне сгорает,

И в нем исчезают все надежды и мечты.

Но ты засыпаешь, и Ангел к тебе слетает,

Смахнет твои слезы, и во сне смеешься ты.

Засыпай, на руках у меня засыпай.

Засыпай под пенье дождя.

Далеко, там, где неба кончается край,

Ты найдешь Потерянный Рай.

Во сне хитрый демон может пройти сквозь стены,

Дыханье у спящих он умеет похищать.

Бояться не надо, душа моя будет рядом

Твои сновиденья до рассвета охранять.

Подставлю ладони, их болью своей наполни,

Наполни печалью, страхом гулкой темноты.

И ты не узнаешь, как небо в огне сгорает,

И жизнь разбивает все надежды и мечты.

Вед.: Профессор, я вспомнил, что и в эпоху романтизма поэты часто прибегали к мотиву сна. Один из них – Василий Андреевич Жуковский. В балладе «Светлана» как раз описан сон главной героини. Но он довольно жуткий: уединенная хижина, в ней стоит гроб, из которого поднимается жених Светланы…Ох и жуть!

Проф.: Да, но это еще одна из ярких черт романтизма: поэтика фантастического и ужасного, атмосфера тайны, а еще и нарочито запутанные проблемы романтической этики (справедливость, возмездие, самопожертвование, верность долгу, любовь и бескорыстие). И все это раскрывается в самом загадочном литературном жанре – балладе. И здесь, как и во всей поэзии романтизма, жизнь героев показана как постоянное противостояние судьбе, как поединок человека и обстоятельств, которые одерживают верх над ним, и в итоге – трагическая обреченность человека. В основе сюжета баллад эпохи романтизма лежит преодоление человеком преграды между миром земным и потусторонним. И не всегда у героя получается этопреодолеть. В балладе «Светлана» Жуковский выводит героиню из сна, и вся история заканчивается благополучно: жених возвращается живой и здоровый. А вот в балладе «Людмила» (свободном переложении баллады «Ленора» Бюргера) все не так хорошо:

Чтец: (отрывок)

«Светит месяц, дол сребрится;

Мертвый с девицею мчится;

Путь их к келье гробовой.

Страшно ль, девица, со мной?» -

«Что до мертвых? Что до гроба?

Мертвых дом земли утроба». –

«Конь, мой конь, бежит песок;

Чую ранний ветерок;

Конь, мой конь, быстрее мчися;

Звезды утренни зажглися,

Месяц в облаке потух.

Конь, мой конь, кричит петух».

«Близко ль, милый? – «Вот примчались».

Слышать: сосны зашатались;

Слышат: спал с ворот запор;

Борзый конь стрелой на двор.

Что же, что в очах Людмилы?

Камней ряд, кресты, могилы,

И среди них божий храм.

Конь несется по гробам;

Стены звонкий вторят топот;

И в траве чуть слышный шепот,

Как усопших тихий глас…

Вот денница занялась.

Что же чудится Людмиле?..

К свежей конь примчась могиле

Бух в нее и с седоком.

Вдруг – глухой подземный гром;

Страшно доски затрещали;

Кости в кости застучали;

Пыль взвилася; обруч хлоп;

Тихо, тихо вскрылся гроб…

Что же, что в очах Людмилы?..

Ах, невеста, где твой милый?

Где венчальный твой венец?

Дом твой – гроб; жених – мертвец.

Видит труп оцепенелый;

Прям, недвижим, посинелый,

Длинным саваном обвит.

Страшен милый прежде вид;

Впалы мертвые ланиты;

Мутен взор полуоткрытый;

Руки сложены крестом.

Вдруг привстал… манит перстом…

«Кончен путь: ко мне, Людмила;

Нам постель – темна могила;

Завес – саван гробовой;

Сладко спать в земле сырой».

Что ж Людмила?...Каменеет,

Меркнут очи, кровь хладеет,

Пала мертвая на прах.

Стон и вопли в облаках;

Визг и скрежет под землею;

Вдруг усопшие толпою

Потянулись из могил;

Тихий, страшный хор завыл:

«Смертный ропот безрассуден;

Царь всевышний правосуден;

Твой услышал стон творец:

Час твой бил, настал конец».

Вед.: Действительно, жуткая картина… Кладбище, могилы, ожившие мертвецы.

Проф.: Да, эта баллада в первоисточнике основывалась на традиции страшных сумрачных баллад Средневековья. В Европейской поэзии периода романтизма и сентиментализма такие истории были излюбленными у читателей.

Вед.: В современных рок-балладах «леденящие кровь истории» тоже явление не редкое! Одна легендарная панк-рок-группа «Король и Шут» очень любили сочинять такие песни.

Чтец: «Девушка и граф» Андрей Князев («КиШ»)

С прекрасной дамой граф разгуливал по парку.

Во мгле виднелись очертания замка,

Где у ворот собака грустно завывала,

Девица графа очень нежно обнимала.

«Какая ночь, мой милый граф,

Луна так ярко светит.

И шепот листьев, шелест трав

Усиливает ветер.

Навеки Вашей стать мечтаю я,

И в этот час пускай моя любовь коснется Вас!»

«В подвалах замка у меня сокровища хранятся,

К твоим ногам, любовь моя, сложу я все богатства.

Моей ты станешь госпожой,

Тебе я вечность подарю.

Поверь, все будет так, как говорю!»

Утро станет сном, и будет вечно длиться ночь!

Мы одни в огромном темном мире…

- Кровь закипает в сердце!

- Я смогу тебе помочь!

Небеса становятся все шире.

«Какой у Вас глубокий взгляд,

Как он влечет и манит.

Я не могу себя понять:

Меня к Вам сильно тянет.

Вы так таинственны, заворожили Вы меня.

И в Вашей власти плоть и кровь моя!»

О, сколько их, готовых кровь

Отдать за наслажденье!

В них есть блаженство и любовь,

Как сон и пробужденье.

Но граф всегда один под леденящим сводом тьмы.

О смерти обожает видеть сны.

Вед.: Профессор, здесь ведь есть всё: мрачные очертания старинного замка, прекрасная юная героиня и загадочный граф с глубоким и манящим взглядом. Прогулки исключительно ночью под завывание собак. И мы понимаем, что девушка попала в руки вампиру. Но она не боится его, она мечтает быть с ним рядом, но не понимает, что счастье с ним не может длиться вечно.

Проф.: Замечательно подмечено, мой друг! Были также баллады о любви, но менее мрачные. Только герой в них, как правило, терял свою любовь из-за каких-либо собственных ошибок.

Вед.: О, ну в рок-поэзии баллад о потерянной любви огромное количество. Вот одна из них.

Чтец: «Всадник из льда» Роман Захаров (группа «Эпидемия»)

Застыв на ветру

У синего льда,

Я скоро умру –

Уйду навсегда.

Я верил тебе,

А сейчас я верю судьбе.

Свет погас,

Ведь солнце зашло для меня

Навсегда.

Навсегда…

Я сам погубил –

Уже не вернуть.

Тебя не хранил,

И проклят мой путь.

А сердце, как лед –

Холодит,

Мой прерван полет,

Позади всё то, чем я жил

И кого я любил.

Я любил…

Кто любовь потерял –

Превращается в лёд.

Кто её отыскал –

Никогда не умрет.

Всё, что любил,

Но не ценил,

Потерял я вмиг.

И навсегда Всадник из Льда

Позабыл твой лик.

Чтоб горе забыть

И сгладить вину,

Скачу от судьбы

В забвенья страну.

Окончен мой путь –

Я устал, пора отдохнуть

Среди скал, покрытые льдом,

Словно сердце моё.

Как сердце моё…

Мне край этот мил –

Нет боли и слёз.

Все чувства убил

Волшебный Мороз.

Я Всадник из Льда,

Надо мной мерцает звезда,

Но весной лёд тает всегда,

Только я – никогда.

Только я - никогда…

 

Проф.: Но помимо загадочно-фантастических и любовных сюжетов, авторы баллад сочиняли песни и на героико-историческую тему. В таких случаях брали за основу народные легенды и сказания давно минувших дней.

Вед.: Профессор, а я знаю одну балладу Маргариты Пушкиной, написанную в середине 80-ых годов прошлого столетия для группы «Ария». Эта песня рассказывает о Ледовом побоище с тевтонскими рыцарями. И называется «Баллада о древнерусском воине»

Чтец:

Вдаль мчались стаи зимних птиц.

Дым гнал их прочь быстрей лисиц.

Дым плыл над всей землей,

Лютый сброд закатил пир горой.

Где тот воин, что крикнет им: «Стой!»

Запад катился волной на Восток,

На спинах и на сердце крест.

Копья тевтонцев целились в Солнце,

Запах гари нес черную весть.

Филин, Волк и Орел потешались игрой,

Чуя издали русскую кровь.

Вся нечистая сила помощь сулила

Магистру и Ордену Псов.

В алтарях святые плачут,

Гудит набат.

Битвы час уже назначен,

Но это будет ад,

Трижды ад,

Но ни шагу назад!

Звезды подскажут воину путь,

Он спешно седлает коня.

Сердце застыло, воля проснулась,

Он в битве три ночи, три дня.

И ошейник раба выбивает из рук

У магистра – и льдины трещат.

За укрытое снегом золото воли

Воин бьет, не жалея меча.

В алтарях святые плачут,

Хоть враг разбит и смят,

Конь один обратно скачет,

То был кромешный ад,

Трижды ад,

На копях воин распят…

теперь его судьба –

Тенью бродить

И, слыша вой собак,

Вновь меч точить.

Ему неведом страх.

Вечный покой.

Всё обратится в прах,

Только не он!

С тех пор так много воды утекло,

Моря превратились в мираж.

Тенью бесшумной воин проходит

На берег, как преданный страж

Бродит воин всю ночь, зажигает огни.

Ищет Князя и братьев своих,

Ищет золото воли, что добывали

В битве той, по колено в крови.

Путь по звездам вновь означен,

И вновь гудит набат.

В алтарях святые плачут,

И воин сходит в ад,

Сущий ад,

Но ни шагу назад!

Проф.: Вот и подошло наше путешествие в мир романтизма и рок-поэзии. Надеюсь, все почерпнули из нашей встречи для себя что-то новое о поэзии бунтарей! А самое главное: увидели, что авторы рок-композиций опираются на классические образцы русской поэзии. Для них важен глубокий смысл каждой песни.

Вед.: Профессор, давайте завершим нашу встречу стихами песни Алексея Волка (группа «CHECK OUT» (экс-10НЕБО) «Наша жизнь», в которых еще раз услышим голос настоящего рокера-романтика.

Чтец:

Чтобы сделать шаг,

Нужно спросить тех, кто наверху.

Мысли взять в кулак

И продолжать свою игру.

Поднимись, сделай так,

Чтобы гордились все тобой.

Подними выше флаг –

Мы начинаем бой!

А ну-ка, вместе поднимем руки!

И будем делать всё, что мы хотим!

Откроем сердце! Взорвём систему!

По венам пустим вновь адреналин.

Не нужно нам с тобою напрягаться,

Нам еще здесь дальше быть.

Будем вместе солнцу улыбаться –

Это называется Жизнь.

Гитара в пыли, погряз в быту, в своих проблемах.

Сил больше нет, в аккумуляторе истлели клеммы.

Вспомни всё, кем ты был.

Как ты взрывал сердца людей.

Руки на гриф, это твой бой!

И ты лишь слышишь слово: «Бей».

А ну-ка, вместе поднимем руки!

И всем покажем, что такое Рок!

Откроем сердце, и полной грудью

Вдохнем свободы воздуха глоток.

 

i Все тексты взяты из Интернета.

ii Секачева Е.В., Смоличева С.В. Русская литература: Новая популярная энциклопедия. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2001.- с.577-578.

iii Там же. – с.578.

iv Справочник школьника. 5-11 классы. Гуманитарные науки.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – с.284.

v Милюгина Е.Г. Феномен рок-поэзии и романтический тип мышления. – Статья опубликована в Интернете.

vi Будет замечательно, если на фоне чтеца будет показан видеоклип, снятый на эту песню. Он затрагивает тему войны на Донбассе. Запись есть на портале YouTube.

vii Милюгина Е.Г….

viii Милюгина Е.Г.

ix Милюгина Е.Г….

x Никонова Е.А., Сиргаева А.М., Юлдашева Л.Р. Урок-беседа «Рок-поэзия: история и современность». 11 класс. – публикация в Интернете.

xi Милюгина Е.Г…

Комментарии
Комментариев пока нет.