Публикация «Атлас профессий для инвалидов»
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Пензенской области «Кузнецкий многопрофильный колледж»
Атлас профессий
для лиц, имеющих инвалидность
Кузнецк, 2020
Пояснительная записка
Проблема трудоустройства инвалидов в современном обществе является актуальной и очень важной. Инвалиды испытывают ряд трудностей в трудоустройстве с одной стороны, из-за отсутствия физической способности осуществлять некоторые функции, присущие здоровому человеку, а с другой, по причине того, что очень часто работодатели под разными предлогами их не трудоустраивают и ограничивают в правах. Кроме того, и сами люди, имеющие ограничения по причине инвалидности, затрудняются с возможными вариантами выбора профессии, в связи с собственной неуверенностью в том, что справятся или с медицинскими ограничениями. Все это создает дополнительную напряженность в обществе, делает «ненужными» огромное количество людей.
Мы полагаем, что систематизация и аккумулирование всех необходимых сведений в одном месте для снижения неопределенности у лиц с инвалидностью и ОВЗ в процессе профориентации и профессиональной социализации позволит данной категории граждан свободнее выбирать направление профессионального обучения по собственным интересам, и облегчит дальнейшее их трудоустройство по выбранной профессии.
Для решения данной проблемы был разработан комплексный справочник «Атлас профессий для инвалидов» с целью просвещения и формирования более осознанного выбора профессии и получения образования для последующего успешного трудоустройства. При разработке атласа были учтены медицинские противопоказания по различным нозологиям, рекомендации Правительства РФ № 697 от 14 августа 2013 г. «Список специальностей среднего профобразования с медицинскими противопоказаниями», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 года N 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».
Комплексный справочник «Атлас профессий для инвалидов», поможет повысить эффективность и осознанность выбора профессиональной деятельности лицами с инвалидностью и ОВЗ (возможна помощь родителей) с учетом интересов, возможностей и ограничений лица, имеющего инвалидность, и требований рынка труда, способствующий повышению общей конкурентоспособности выпускников - инвалидов на рынке труда.
Данный атлас состоит из двух частей:
Краткая характеристика профессий и специальностей;
Таблица рекомендованных профессий и специальностей по нозологиям.
Такая подача материала облегчит поиск информации по профессиям, рекомендованным для людей с различными ограничениями по здоровью, позволит расширить кругозор по вопросам профессиональной деятельности и облегчит профессиональный выбор.
Таким образом, человек, имеющий ограничения по здоровью из-за имеющейся инвалидности, может ознакомиться с перечнем, рекомендованных для его состояния профессий и специальностей, узнать о заинтересовавшей его профессии краткую характеристику и определиться, насколько данный вид деятельности входит в круг его интересов. В дальнейшем это поможет ему осознанно подойти к выбору профессии.
Атлас профессий.
Часть 1. Описание профессий, рекомендованных лицам, имеющим различные значительные ограничения по состоянию здоровья.
I. Профессии:
1. Брошюровщик – сотрудник типографии, отвечающий за соединение отдельных листов и обложки в книгу или брошюру. Сфера деятельности: Брошюровщик приступает к работе над книгой или журналом после печатника. Отпечатанные и уложенные в стопу листы будущего издания поступают к брошюровщику. Он разрезает листы на части и складывает так, чтобы получилась тетрадь. Если нужно, приклеивает к тетрадям листы с иллюстрациями, комплектует из тетрадей книжные блоки и скрепляет их (склеивает или сшивает). В результате получается книжный блок. Затем брошюровщик на специальной машине покрывает блок обложкой или переплётом.
2. Буфетчик - работник, обслуживающий буфет.
Сфера деятельности: Приготовление и отпуск для потребления на месте широкого ассортимента кулинарной продукции, реализуемой через буфеты: бутерброды с рыбой, икрой и другими гастрономическими продуктами, горячие напитки и др. Разлив в специальную посуду алкогольных напитков. Подбор вин и винно-водочных изделий в соответствии с заказанными блюдами. Оформление витрин, сервировка столов.
3. Водитель погрузчика — это специалист, который управляет погрузчиком и всеми механизмами, приспособленными для погрузочно-разгрузочных и грузозахватных работ. Сфера деятельности: Это - строительные объекты, складские помещения, железнодорожные платформы, ЖКХ без погрузчика. Существуют и комбинированные виды погрузчиков: экскаватор-погрузчик, например, который сам выкапывает яму и сам грузит землю в самосвал.
4. Выжигальщик по дереву – рабочий, осуществляющий выжигание различных рисунков на художественных изделиях из дерева по трафарету электроиглой, нагретым штампом электропресса, занимается изготовлением трафарета и перенесением рисунка на поверхность изделия.
5. Вышивальщик(ца) – специалист, выполняющий ручную или машинную вышивку. Мастер ручной вышивки может работать как на дому, так и на производствах, в художественных студиях в команде с дизайнерами, историками, этнографами, фольклористами.
6. Гравер — это квалифицированный специалист, который занимается художественной гравировкой на металлических изделиях, используя различные техники (ручная, автоматизированная).
7. Изготовитель кукол – квалифицированный специалист, занимающийся изготовлением по эскизам и чертежам художника деталей, конструкций и корпусов игровых кукол из дерева, металла, пластмассы и губки, резины, ткани и других материалов. Внешнее оформление по эскизам художника игровых кукол: изготовление фактурных париков, раскрой, пошив и отделка простых современных костюмов, платьев, головных уборов и обуви.
8. Изготовитель художественных изделий из тканей с художественной росписью - выполняет работы по созданию композиций изделий из ткани с художественной росписью разной сложности, выполнению эскизов, ведению документации установленного образца. Это изготовление многоцветных платков, шарфов, салфеток и других мелких художественных изделий из тканей, глажение готовых изделий, приготовление красильных растворов, изготовление многоцветных орнаментальных и тематических композиций.
9. Киномеханик – технический специалист, контролирующий исправность и бесперебойность работы аудиовизуального и звукотехнического оборудования во время демонстрации картины в кинозале. Представитель этой профессии несет ответственность не только за состояние киноаппаратуры, но и за качество кинопоказа.
10. Комплектовщик - представляет собой сотрудника склада, который занимается комплектацией заказов клиентов теми материалами, что указаны в заявке, а также хранением этих товаров и их инвентаризацией. Комплектовщик обязан строго соблюдать правила упаковки и маркировки продукции, устанавливать точное количество отгруженных товаров (ящиков, мешков, кип и т. д.), укомплектовывать при отгрузке каждую единицу упаковочным ярлыком.
11. Кроликовод — это квалифицированный работник, который имеет специальное образование и занимается трудом в сфере ухода и разведения кроликов.
12. Конюх — человек, работающий на благо лошадей, ухаживающий за чистоту и удобства их содержания, а также несущий полную ответственность за их здоровье и состояние. Он занимается подготовкой животных к труду и соблюдением их дальнейшей работоспособности. Конюх ежедневно чистит денники, в которых проводят время лошади, очищает самих лошадей, дает им корм и питье, а также чистит и заплетает гриву и хвост.
13. Корректор — это специалист с филологическим образованием. Он занимается поиском в текстах различных ошибок с их последующим выделением или исправлением. Раньше такие сотрудники разбирали бумажные рукописные или машинописные работы. Теперь они в основном работают с произведениями на цифровых носителях.
14. Курье́р — человек, работающий в учреждении, разносящий деловые бумаги, сообщения, письма, иную корреспонденцию, а также небольшие грузы.
15. Лифтер — это рабочая специальность, специалист этой профессии выполняет работы по ремонту и обслуживанию лифтов и лифтового хозяйства, работа лифтера относится к тяжелыми условиями труда. Этот специалист должен обладать большим объемом знаний, так как современные лифты состоят из блоков автоматизации и управления, электрической и механической части. От квалификации лифтера зависит своевременное обнаружение потенциальных неполадок, подлежащих устранению с помощью ремонтной бригады.
16. Маляр – это человек, который окрашивает различные поверхности, используя в своей работе кисти, валики и иные инструменты. Перед нанесением краски необходимо заранее подготовить поверхность. В случае возникновения потребности исправить небольшие косметические дефекты, маляр справляется с ними самостоятельно. При значительном фронте работ на помощь приходит штукатур. Окраска стен выполняется в соответствии с имеющимся дизайн - проектом. Маляр подготавливает колер и наносит краску на поверхности.
17. Маникюрша - мастером маникюра принято называть специалиста, который проводит ряд процедур, целенаправленных на уход за кожей рук и ногтями, а также ― занимается их внешним видом. Маникюр — это не просто покрытие ногтей лаком. Это трудоемкая и кропотливая работа, которая, помимо косметической обработки ногтевой пластины, включает в себя изменение формы ногтя, его гигиеническую чистку, шлифовку, а иногда и лечение. При этом профессию мастера маникюра вполне можно назвать творческой, нужно обладать хорошим вкусом, чтобы при необходимости посоветовать клиенту подходящее ему цветовое и дизайнерское решение.
18. Механик по обслуживанию техники - это квалифицированный специалист, который имеет профессиональное техническое образование. Он ремонтирует и обслуживает разные технические приборы (порой даже те, что не связаны с механикой). Среди подобных устройств есть как те, что используются на крупных производствах, так и те, которыми мы пользуемся повсеместно, в быту.
На производствах и предприятиях механики принимают новое оборудование, устанавливают его и настраивают. Уже имеющиеся и работающие приборы при необходимости осматривают и ремонтируют.
19. Обработчик справочно-информационного материала - это специалист, который занимается подбором информационного материала из газет и журналов по тематике, заданной заказчиками, вырезкой его в соответствии с разметкой контрольного экземпляра, подбором справочного материала для справочно-информационных служб, подборкой объявлений и реклам для расклейки на справочных стендах.
20. Обувщик - специалист, который должен знать особенности выполнения изготовления, сборки обуви, различные технологии изготовления продукции, типы, фасоны и размеры обуви.
Во все времена очень востребован ремонт обуви. Даже большое число ателье по ремонту обуви не оставят мастера-обувщика без дела. Особенно перед началом каждого нового сезона.
Главную роль в обувном деле играет мастерство. Благодаря высокому мастерству создаются удобные и красивые туфли, крепкие сапоги и легкие беговые кроссовки.
21. Овощевод – это Профессиональные овощеводы занимаются не только выращиванием овощей, но и являются специалистами в ряде смежных областей биологии: должны разбираться в особенностях наиболее востребованных культур овощей, знать факторы, оказывающие влияние на рост, а так же развитие растений и т.д.
Самое главное требование к желающему стать овощеводом заключается в желании заниматься выращиванием растений.
22. Оператор видеозаписи – это специалист, который находит оптимальное изобразительное решение снимаемого ролика, знает нюансы технологии съёмки, самостоятельно разрабатывает план композиции, снимает видеоролики в соответствии со сценарием, занимается монтажом образцов видео- и звукозаписи, использует свойства и возможности освещения и звука.
23. Оператор котельной – это специалист, который следит за механизмами, соединениями и оборудованием отопительных систем. Во всех крупных организациях есть собственная котельная. Современные отопительные системы оснащены многочисленными приборами, контролирующими состояние оборудования, что требует от работника не только обширных знаний о работе систем отопления, но и специального образования.
24. Оператор связи – это Оператор связи – это специалист, осуществляющий деятельность в почтовых отделениях, в обязанности которого входит: предоставление клиентам услуг связи, прием и сортировка почтовых отправлений, посылок, работа на персональном компьютере;
учет, группировка и систематизация документов в производственных архивах предприятий связи, обработка, отправка и выдача посылок, ценных писем, ведение архива, первичный учет документов;
Работа оператора связи разнообразна. Квалифицированный оператор владеет всеми почтовыми операциями.
25. Оператор станков с ЧПУ (числовое программное управление) – это довольно востребованная и хорошо оплачиваемая профессия. Люди со специальностью наладчик-оператор нужны на машиностроительных фабриках и заводах, которые пользуются современными станками. Так как все больше оборудования автоматизируют, растет и спрос на эту профессию.
26. Современный оператор ЭВМ – это универсальный офисный сотрудник, продвинутый пользователь компьютера, обладающий навыками работы с разными операционными системами, программным обеспечением, оргтехникой, разбирающийся в документоведении, бухгалтерии и азах кадрового менеджмента.
27. Оформитель игрушек – это квалифицированный рабочий на производстве игрушек. Выполняет оформление игрушек по заданным чертежам и эскизам, подбирает украшения и костюмы, придает скульптурную форму.
28. Оформитель альбомов – это специалист, занимающийся оформлением табло для альбомов, заготовкой планшетов для альбомов, подбором и распределением материалов для оформления альбомов. Занимается изготовлением фотомонтажей, производством сложных шрифтовых и графических работ. Должен знать: способы рисования акварельными красками; свойства и назначения материалов, применяемых при оформлении табло; рецептуру и физико-химические свойства применяемых красок; способы получения художественного изображения; пространство, линейную перспективу, тон, свет, объем и форму.
29. Парикмахер – это квалифицированный специалист, умеющий делать стрижки и разные виды укладки, формируя прически. Он должен помогать клиенту в создании индивидуального стиля, консультировать его по вопросам ухода за волосами, проводить профилактические и лечебные процедуры.
30. Переплетчик – мастер переплётного дела, создаёт переплёты и обложки для книг. Профессия подходит тем, кого интересует рисование, мировая художественная культура. Переплётчик, работая на брошюровочно-переплетном оборудовании, переплетает книги в переплёт или обложку. Кроме массовых переплётчик может заниматься изготовлением высокохудожественных эксклюзивных изданий, футляров для художественных изданий, реставрацией книг.
31. Печатник - это специалист, который занимается тем, что изготавливает печатную продукцию: журналы, буклеты, листовки, визитки, каталоги и другие ее виды. Помимо этого специалист выполняет постпечатную обработку продукции — порезку, ламинирование, упаковку и т.д. В дополнении к этому профессия печатник включает в себя общение с оборудованием: его подготовку к печати, обслуживание (чистку, смазку, устранение неполадок, замену деталей), а также контроль процесса печати.
32. Плотник – это специалист, который обладает знаниями и умениями обработки дерева, а также возможность их применения на практике. Это незаменимое ремесло в строительстве домов. Деятельность плотника предполагает глубокие технические познания и умения инженерного характера.
33. Портной - это специалист, занимающийся пошивом одежды для разных категорий населения. В его обязанности входит нарезка и соединение воедино определенных компонентов из ткани. Дополнительно, он подбирает ткань в соответствии с назначением либо пожеланием клиента, снимает мерки и дорабатывает вещь в процессе изготовления. Также портной обметывает края и петли вещи, пришивает фурнитуру, оформляет застежки, рукава и низ изделия.
34. Продавец - это работник торговой точки, который отпускает товар потребителям. Основная цель труда продавца любой специализации – обслуживать покупателей и удовлетворять его покупательские потребности. В частности, в его функции входит содействие в быстром и максимально комфортном совершении покупки и подборе товара, а также определение его веса, цены и упаковка.
35. Рабочий по комплексному обслуживанию зданий - занимается ремонтом зданий и их коммуникаций. Фактически он совмещает обязанности слесарей по водопроводу, электриков, штукатуров, маляров, столяров, сварщиков, иногда дворников и уборщиков. Трудится он в основном в управляющих компаниях, ТСЖ и прочих организациях домоуправления. Одним словом, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий – это универсал, который умеет всё понемногу.
36. Радиооператор – это техник, специалист по эксплуатации, техническому обслуживанию, настройке и ремонту оборудования приемопередающих устройств, приему и передаче оперативной информации. Они обслуживают морские и речные пассажирские и грузовые суда, несут вахту в береговых радиоцентрах, трудятся в геологических партиях и различных экспедициях, на метеорологических станциях, расположенных вдали от систем проводной связи. Работают в органах внутренних дел, гражданской авиации. Огромную роль играет радиосвязь в военном деле.
37. Радиотехник — специалист по сборке, настройке, тестированию и эксплуатации радиотехнических систем и устройств. Данный специалист занимается ремонтом, а также обслуживанием радиоэлектронного оборудования. Он должен отлично разбираться в схемах, а также может самостоятельно заниматься разработкой и монтажом электросхем.
38. Реставратор – это мастер, действия которого направлены на восстановление предметов, имеющих историческую и/или культурную ценность. Обычно он специализируется на одном направлении искусства (литература, живопись, скульптура, предметы одежды и т.д.). Профессия реставратор подразумевает, что придется работать с хрупкими и имеющими историческую ценность предметами. Именно по этой причине ее выбирают те, кто хочет лучше узнать историю, культуру и искусство.
39. Садовник – это специалист по уходу за садом или любым озеленённым объектом. Садовником может быть как человек, занимающийся любительским домашним садоводством, так и профессионал, имеющий присвоенную ему государственную квалификацию садовника или рабочего зелёного хозяйства. В качестве профессионала садовник может работать в частном усадебном саду, в городских садах и парках, в организациях, которые занимаются ландшафтным дизайном, питомниках, оранжереях.
40. Сборщик – это специалисты, которые занимаются сбором различных приспособлений: машин, приборов, аппаратов, мебели, обуви, очков. Каждому из этих специалистов необходимы отличные друг от друга навыки, но все они направлены на осуществление единой задачи – собрать изделие так, чтобы им можно было активно пользоваться. Их работа не обходится без различных инструментов и приёмов. Сборщики технических устройств, кроме того, применяют знания механики, нередко электроники.
41. Слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре осуществляет сборку и механическую регулировку опытных образцов особо сложной радиоэлектронной аппаратуры, приборов и механизмов с подгонкой и доводкой деталей; изготовление деталей любой сложности. Испытывает электрическую и механическую части изготовленной аппаратуры. Выявляет конструктивные недостатки в деталях и узлах изготовленных приборов. Устанавливает рациональную последовательность механической обработки. Изготавливает универсальные приспособления и специальные режущие инструменты. Делает капитальный ремонт приборов различной сложности.
42. Сортировщик - это работник, осуществляющий визуальный просмотр и сортировка металлических разнообразных изделий и деталей. Прием, взвешивание, сортировка, раскладка, упаковка в тару и маркировка продукции. При необходимости - устранение внешних дефектов, промывка.
43. Телеграфист, телефонист – это работник связи, осуществляющий работы по обслуживанию всех видов телефонной связи, по приему и передаче телеграмм по аппаратам различных типов, по приему, обработке отправке выдаче доставке и сортировке почтовых отправлений посылок бандеролей периодической печати и другой корреспонденции.
44. Фотограф – это специалист, создающий фотографии с помощью фотоаппарата и специального оборудования для их распечатки. Фотограф — человек, останавливающий прекрасные мгновения жизни. Работа фотографа заключается в непосредственном процессе съёмки и обслуживании оборудования. Во время съемки фотограф выбирает оптимальное освещение, фон, позу. Но главный смысл фотографии придает идея. В настоящее время благодаря цифровым технологиям фотографы могут преобразовывать готовые снимки с помощью специальных программ: убирать дефекты, сглаживать недостатки, создавать самые невероятные сюжеты.
45. Художник – тот человек, который занимается разными видами изобразительного искусства. Это творческая личность, чьи эмоции, мировоззрение, переживания и чувства получают визуальное выражение.
46. Часовщик – это любой специалист, имеющий отношение к часам: и дизайнера, и торговца. Но только того, кто своими руками создаёт или чинит механизмы, можно назвать часовщиком в полном смысле этого слова. Другое название этой профессии – часовой мастер. Часовщик работает с мельчайшими деталями. Чтобы лучше видеть, он использует сильные увеличительные стёкла. Вся его работа требует сосредоточенности и внимания: малейшее неверное движение может загубить часовой механизм. Вероятно, поэтому часовщиков сравнивают с ювелирами. Однако сами мастера считают такое сравнение неверным, потому что часовщик – это мастер, имеющий дело со сложным техническим устройством. Часовой мастер может специализироваться на производстве часов (разработке и создании механизмов, корпусов и т.д.) или их ремонте.
47. Швея — это профессионал, который с помощью специальных машин или ручного труда создает швейные изделия из различных материалов. В отличие от портного, выполняющего ряд дополнительных действий (снятие мерок, кройка), такой сотрудник отвечает только за пошив. В перечень его обязанностей входит обработка отдельных деталей, их соединение, проверка качества шитья, итоговая подгонка объекта по инструкции.
48. Ювелир-гравер - это одна из квалификаций ювелира. Ювелир-гравер специализируется на гравировке ювелирных изделий - нанесения на поверхность ювелирных изделий надписей, орнаментов, узоров, шрифтов и т.п. специальными инструментами. Он изготавливает и гравирует изделия из драгоценных и цветных металлов с вставками из янтаря, драгоценных и полудрагоценных камней по эскизам и моделям, создает уникальные ювелирные изделия.
II. Специальности и должности
1. Агент – специалист, выступающий доверенным лицом продавца или покупателя и оказывающий посреднические услуги от своего имени в рамках полномочий, полученных им от доверителя. Агент может быть как юридическим, так и физическим лицом, как обычным гражданином, так и организацией. Должностные обязанности всех агентов, независимо от специализации, очень схожи и включают в себя: установление деловых контактов, содействие осуществлению сделки купли-продажи, обеспечение надлежащего оформления контрактов, договоров и других необходимых для заключения сделки документов, оказание консультационных услуг и т.д.
2. Агроном – это специалист в области земледелия, обладающий всесторонними знаниями в области выращивания и сбора урожая растений. Агроном – одна из ключевых фигур на сельскохозяйственном предприятии. Основная задача агронома – управление сельскохозяйственным производством и его совершенствование.
Хозяйство может выращивать хлеб, овощи, фрукты, кормовые травы, подсолнечник и пр. – в зависимости от климата, почвы, спроса на рынке. Агроном определяет, какие сорта лучше выращивать, выбирает, какие полевые работы и в какое время нужно проводить.
3. Адвокат – это специалист, занимающийся правовой защитой физических либо юридических лиц в суде. Он является независимой стороной в ходе судебного процесса. Адвокаты занимаются уголовными, гражданскими или арбитражными делами. Адвокат - это профессионал, что должен отлично знать нормы действующего законодательства, в частности - своего профиля.
4. Администратор — должностное лицо, управляющее в учреждении, коллективе, компании. Администратор следит за работой персонала, за порядком на объекте, за соблюдением временных рамок, контролирует взаимодействие с клиентами. Важные качества: умение налаживать контакт с людьми, ответственность, способность руководить.
5. Аккомпаниатор — это специалист среднего и высшего уровней квалификации в области музыкального искусства. Обеспечивает музыкальное сопровождение выступлений, репетиций, спектаклей коллективов художественной самодеятельности, ансамблей и солистов; участвует в проведений различных культурно-массовых мероприятий.
6. Артист балета, ансамбля песни и танца, танцевального коллектива, преподаватель занимается творческой исполнительской деятельностью (сольно или в составе коллектива), а также может преподавать хореографическое мастерство в учреждениях профессионального и дополнительного образования.
Этот специалист может работать как артистом, так преподавателем танцевального коллектива, который, в свою очередь, может быть организован в школах искусств, детских домах творчества, домах и дворцах культуры, центрах досуга, образовательных учреждениях, профессиональных и самодеятельных коллективах различных организаций.
7. Архивариус - это специалист, заведующий архивом государственной или частной организации, который занимается систематизацией архивных документов, составляет их описание и отвечает за их сохранность.
8. Архитектор - специалист, который занимается проектированием зданий, кварталов и интерьеров. Архитектор участвует во всех этапах разработки системы – от встречи с заказчиками до финального внедрения. В обязанности архитектора входит, в первую очередь, создание идеи здания и визуализация проекта в виде макета. Он продумывает проект в деталях в команде с инженерами-проектировщиками, смежниками, экономистами. Каждое здание должно сочетать красоту, удобство и вписываться в окружающую среду.
9. Аудитор — Это специалист, занимающееся аудитом (ревизией бухгалтерских книг, документов и отчётности) и консультационной деятельностью, связанной с наладкой бухгалтерского учёта. Аудиторы – это специалисты, которые осуществляют проверку налоговой и финансовой документации организации или ведут консультационную деятельность.
10. Библиотекарь – это сотрудник, который организует, систематизирует и управляет библиотечным фондом, консультирует посетителей в выборе книг и журналов, заполняет документы (читательские книжки или карточки), проводит тематические мероприятия. Работа библиотекаря подразумевает постоянный поиск и сортировку книг. Все экземпляры, а также сведения о читателях, должны быть рассортированы для быстрого ориентирования и поиска необходимой информации.
11. Бухгалтер – это специалист, который осуществляет учет доходов и расходов компании, оформление соответствующей документации, подготовку и подачу отчетов в компетентные органы. В обязанности бухгалтерской службы входит ведение учета материальных ценностей, начисление заработной платы, ведение налогового учета, расчет и оплата налоговых платежей и взносов во внебюджетные фонды, сдача отчетности в контролирующие органы. Главные бухгалтеры разрабатывают для предприятия учетную политику, формы внутренней отчетности, руководят работой бухгалтерской службы.
12. Биолог — это человек, который занимается изучением биологии. Биологи - это ученые, научные сотрудники, которые изучают живые организмы. В зависимости от объекта исследования биологи могут называться по-разному. Например, ботаник изучает растения, зоолог - животных, а микробиолог - микроорганизмы. Существует множество специализаций биолога: вирусолог, орнитолог и т.д.
Биологи могут работать как в лаборатории, так и в поле, т.е. их работа может
быть связанна с поездками по всему земному шару.
13. Ветеринар - это специалист, который занимается лечением и предотвращением множества заболеваний, выполняет различного типа хирургические вмешательства домашних животных, экзотических зверей и хищников. Специалисты данного профиля также следят за качеством продукции животного происхождения, которую реализуют на рынках и в магазинах. Профессия ветеринар предусматривает трудоустройство не только в ветеринарные клиники, но и лаборатории, что специализируются на исследовании редких заболеваний, разработке вакцин, изучению эпидемиологической обстановки.
14. Воспитатель детского сада – это специалист, который не просто присматривает за детьми, когда их родители на работе, а в соответствии с программой проводит с малышами занятия по математике, музыке, развитию речи, рисованию и лепке, физической культуре. Педагогу нужно уметь найти контакт со всеми детьми, их родителями, бабушками и дедушками. Он обязан дать ребенку знания об окружающем мире, системе взаимоотношений между людьми, способствовать его социализации, помочь разобраться, как отличить добро от зла.
15. Врач - это профессионал широкого профиля, который занимается осмотром пациента, определяет симптомы заболевания и на основании этого назначает лечение. Специальность доктора является востребованной: он занимается спасением самого дорогого у человека – жизни.
16. Делопроизводитель – это специалист, в обязанности которого входит как оформление документов учреждения, так и оперативное принятие решений. Такой специалист может работать везде, где требуется вести документооборот, то есть уровень востребованности этой профессии достаточно высокий. Это одно из важных направлений деятельности многих компаний и организаций. Его суть заключается в сборе, оформлении и сохранении всей документации предприятия. Так как объем работы достаточно большой, в штате должен быть человек, основной задачей которого является грамотное ведение документооборота.
17. Диктор – это человек, голосом которого говорят герои фильмов и рекламных роликов. Тот, кто читает информационные материалы на телевидении и радиостанциях. Актер у микрофона.
Но в последнее время возник новый виток интереса к профессии диктора. Связано это с растущей популярностью аудиопродуктов – книг, тренингов или учебных курсов для восприятия на слух. Услуги диктора для создания таких продуктов весьма востребованы. При этом работать можно, не выходя из дома – пересылая аудиофайлы через Интернет. Диктор начитывает различные тексты, в зависимости от специализации. Профессионал может принимать участие в подготовке не только коротких сообщений, но и циклов передач. Диктору желательно уметь пользоваться звукозаписывающей аппаратурой и следить за ее бесперебойной работой. Чтобы не зависеть от услуг звукоинженера, чьи услуги оплачиваются дополнительно.
18. Диспетчер – профессия очень разноформатная. Ее представители трудятся в авиации, железнодорожном сообщении, в МЧС, такси и грузовых перевозках. Общее между ними – функция связующего звена между различными отделами организации. Основная работа будет с телефоном и хорошей связью. Это связано с тем, что диспетчер должен четко фиксировать все звонки в специальный журнал. Не все диспетчеры могут работать удаленно. Основные сферы, позволяющие трудиться на дому, — это логистика, такси и интернет-торговля.
Сегодня набирает популярность доставка товаров через интернет, которую контролируют диспетчеры (операторы) доставки. Диспетчер сотрудничает как с клиентом, оговаривая комплектацию и сроки доставки, так и с курьерами. Работник интернет-магазина принимает входящие звонки или перезванивает клиентам, заказавшим звонок. Главное в данной профессии – оперативно реагировать на сигнал. С развитием технологий возрастает возможность зарабатывать удаленно.
19. Звукооформитель или шумовик — специалист по созданию шумовых эффектов для кино, видео и игр. Работа звукооформителя не так проста, как кажется на первый взгляд. Для создания нужного шума иногда пользуются тем же источником звука, если он доступен и легко воспроизводится. Но чаще оказывается, что нужный источник звука трудно достать или записать, и тогда ему ищут замену. Ключ к профессии - хороший слух и фантазия, так как звуки часто создают экспериментальным путем из подручных средств. «Шумовым озвучанием называется процесс подбора и укладки на изображение всех фоновых и синхронных шумов». Этот этап начинается сразу после речевого озвучивания картины при условии, что монтаж фильма полностью закончен.
20. Зубной техник считается основным помощником стоматолога-ортопеда, однако, в отличие от стоматолога, он не проводит непосредственного приема пациентов. Он занимается изготовлением зубных протезов: виниров, коронок, мостовидных и бюгельных конструкций, которые могут быть как съемные, так и нет.
21. Инженер – это специалист-изобретатель, который создает или совершенствует технические механизмы. Специалисты инженерных профессий работают в машиностроении, добыче нефти и газа, строительстве, на всех типах производства. Они задействованы на каждом этапе создания продукта. Поэтому есть специалисты, которые проектируют, те, что налаживают производство деталей. Есть инженеры, которые следят за безопасностью, и те, кто обслуживает созданную технику.
22. Инструктор-методист по лечебной физкультуре – это специалист, который разрабатывает программы, подготавливает залы и необходимые тренажеры, проводит занятия для людей, исходя из состояния здоровья, наличия хронических заболеваний, возраста и физической подготовки. Ведь неправильно подобранный комплекс может значительно ухудшить самочувствие пациента. Инструктор-методист отвечает за разработку комплексов гигиенической и лечебной гимнастики, проводит групповые и индивидуальные занятия, осуществляет консультации по применению методик ЛФК вне оздоровительного учреждения.
23. Картограф — это человек, который имеет специально образование, и занимающийся разработкой географических карт. Картографы-теоретики разрабатывают способы отображения объемного рельефа на плоскости, методики создания тематических карт и атласов, развитием цифровой картографии.
Прикладная картография – это получение данных поверхности земли или других планет. А также составление на основании этих данных новых карт и выпуск в типографском или электронном виде.
24. Модельер-конструктор – специалист, разрабатывающий новые модели одежды, обуви, аксессуаров, головных уборов. В производстве этих изделий модельер-конструктор является ключевой фигурой. От его лекал зависят посадка вещи, ее актуальность, соответствие потребительскому запросу. Кроме того, модельер-конструктор часто должен согласовывать техническое задание с заказчиком, контролировать поэтапное изготовление каждой детали, участвовать в примерках, изучать свойства новых материалов.
25. Логопед — это специалист по речевым расстройствам и способам их коррекции. Он занимается нарушениями речи, способами их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Профессионалов с логопедическим образованием принимают в детские сады, школы, поликлиники. Также они востребованы в центрах дополнительного образования для дошкольников, школьников и взрослых.
26. Массажист – это специалист по лечебному и спортивному массажу. Работает в лечебно-профилактических учреждениях, физкультурных организациях и обществах, проводит лечебный (по назначению врача) и спортивный массаж в лечебных целях, а также для устранения судорог, последствий ушибов и других мелких травм, получаемых в спортивных соревнованиях. Готовит спортсменов к тренировочным занятиям и спортивным состязаниям.
27. Математик — это научный работник, занимающийся разработкой методов вычислений, моделирования и анализа. С помощью средств вычислительной техники и программного обеспечения он разрабатывает технологию решения задач по обработке информации. Определяет объем и структуру информации, схемы ее ввода и обработки, выбирает язык программирования для описания алгоритмов. Готовые программы проходят процедуру проверки. Если программа работает, он осуществляет его сопровождение и разрабатывает инструкции по его применению.
Без подобных вычислений не создается ни один крупный проект, например, постройка моста, дома или бурение скважины. На основе расчетов создаются предварительные чертежи и эскизы, которые позволяют увидеть будущий проект.
28. Медсестра (медбрат) – это медицинский работник со средним специальным образованием по направлению «Сестринское дело». Такой сотрудник может работать в больнице, поликлинике, частном медицинском кабинете, центре эстетической медицины или стоматологии. У него обширный перечень обязанностей, от качества выполнения которых нередко зависит благополучие пациента, оказание помощи врачу на всех этапах его работы, а также выполнение множества дополнительных действий. Такой сотрудник имеет право на оказание доврачебной помощи, ведение части медицинской документации, проведение ряда манипуляций.
29. Методист — это педагог, работающий над изучением, выработкой методов преподавания; специалист по методике какого-либо предмета. Педагоги-методисты работают в разных областях педагогики: в системе дошкольного воспитания, школьного или профессионального образования. Методист старается быть в курсе новинок, изучает их и наиболее удачные стремится внедрять в практику педагогов. Он организует воспитательно-образовательную и методическую работу, стимулирует профессиональное развитие воспитателей / преподавателей, оказывает педагогам методическую помощь, проводит методические семинары, организует открытые занятия / уроки, контролирует их работу.
30. Модельер — это специалист, который занимается созданием новых видов (моделей) одежды. В его обязанности входит не только создание эскизов будущих вещей, но и полный контроль производства продукции. В широком смысле слова, модельер — это создатель одежды. Специалист может иметь специализацию на создании определенного набора одежды. Например, часть модельеров занимается дизайном и созданием только верхней одежды, другие модельеры разрабатывают новые линейки обуви, третьи работают с головными уборами.
Модельеры занимаются и созданием новых модных течений и тенденций. Они проводят показы созданной одежды и аксессуаров, впоследствии это находит отражение в одежде для более широкого круга потребителей.
31. Музыкальный руководитель – это педагог, осуществляющий эстетическое воспитание и раскрытие творческого потенциала детей и взрослых посредством музыкального развития. Чаще всего вакансия музыкального руководителя предполагает работу в детских садах, домах и дворцах культуры, хотя теоретически такой специалист может обучать и взрослых.
32. Нау́чный сотру́дник — это работник научной организации занимается организацией и проведением научных изысканий, которые способствуют развитию научной мысли и прогресса, способствуют решению актуальных и важных проблем науки и отрасли и пр. Это общее наименование ряда должностей учёных, занятых научной деятельностью в НИИ, на предприятиях или в вузах, а также одна из конкретных должностей таких учёных.
33. Нота́риус — лицо, специально уполномоченное на совершение нотариальных действий, среди которых свидетельствование верности копий документов и выписок из них, свидетельствование подлинности подписи на документах, свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой, а также некоторые другие действия, нормы которых отличаются друг от друга в различных странах.
По роду своей деятельности нотариус имеет право составлять проекты сделок и документы, заниматься консультированием. Также он может преподавать, вести научную деятельность. Нотариус обязан хранить тайну об оказанных услугах.
34. Оператор видеозаписи - это специалист, который находит оптимальное изобразительное решение снимаемого ролика, знает нюансы технологии съёмки, самостоятельно разрабатывает план композиции, снимает видеоролики в соответствии со сценарием, занимается монтажом образцов видео- и звукозаписи, использует свойства и возможности освещения и звука.
35. Педагог дополнительного образования — это специалист, который ведет кружок или секцию, работает с детьми в клубе или студии. Он преподает предметы, которые либо не включены в обязательную программу обучения (хореография, шахматы, робототехника, театральное искусство), либо даны в школе на базовом уровне, не позволяющем развить талант ребенка (ИЗО и ДПИ, вокальное искусство, игра на музыкальных инструментах).
36. Педагог-психолог — специалист, осуществляющий деятельность по сохранению и предупреждению нарушений психического здоровья и социального благополучия учащихся образовательных учреждений. Основные задачи — выявление условий, затрудняющих полноценное становление личности, оказание помощи детям, студентам, родителям и преподавателям в решении психологических, воспитательных и профессиональных проблем.
37. Переводчик - это специалист, который занимается письменным и устным переводом с одного языка на другой. Он должен знать все правила и особенности чужого языка. Работа переводчиком предусматривает превосходное владение иностранными языками. Помимо знания специальной терминологии на конкретных языках, надо разбираться в тонкостях языковых групп. Без навыков редактирования невозможна продуктивная деятельность художественных переводчиков.
38. Преподаватель – человек, который несет ответственность за обучение студентов. Обязанности и специфика работы зависят от уровня полученного образования. Главное в этой профессии – терпеливость, эрудированность, умение находить общий язык с людьми. Деятельность преподавателя связана с обучением и воспитанием ребят, получающих образование в ссузах и вузах. Он пишет научно-исследовательские труды, может иметь ученую степень.
39. Провизор – это специалист с высшим фармацевтическим образованием, работающий в сфере производства, хранения, продажи лекарственных препаратов. Исторически провизором назывался аптечный работник. Среди специалистов подобного рода различают провизоров-технологов, занимающихся изготовлением лекарственных форм, провизоров-аналитиков, занимающихся контролем качества. В настоящее время провизорами часто называют людей, организующих и координирующих оптовую торговлю фармацевтическими препаратами.
40. Программист – это специалист, создающий исходный код для программы. Такой программой может быть операционная система компьютера, видеоигра, web или мобильное приложение и даже алгоритм работы микроволновки. Программный код пишется на специальном языке программирования.
По специализации программисты делятся на системных, прикладных и веб-программистов. Прикладные программисты занимаются написанием различных программ и приложений: игры (например, популярная игра Angry birds), офисные приложения (например, Microsoft Office Word) и многое другое. Системные программисты занимаются созданием операционных систем (например, Android или iOS). Веб-программисты разрабатывают интернет-сайты и программы, которые поддерживают работу этих сайтов.
41. Профконсультант - это специалист, который оказывает помощь гражданам в профессиональном самоопределении, формировании и развитии профессиональной карьеры, принятии обоснованного решения о выборе или перемене профессии, направления профессионального обучения с учетом их психологических особенностей, потребностей, возможностей, возраста, состояния здоровья, перспектив развития профессиональных способностей, а также с учетом социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда.
42. Психолог – это специалист в области практической психологии. Его основная цель – это исправление и улучшение душевного и психического состояния клиента, а также оказание ему эмоциональной поддержки и помощи в решении различных внутренних и поведенческих проблем. Он отличный помощник в ситуациях, которые кажутся неразрешимыми. Его задача - научить клиента справляться с любыми проблемами, быть устойчивым к разным стрессам, которым он часто подвергается в современном обществе. Но главное задание психолога - сделать всё возможное, чтобы человек поверил в себя, воспринимал жизнь в ярких красках, достигал успеха во всех начинаниях.
43. Редактор — специалист, который работает с текстом, собирает материалы, информацию и составляет тексты для журналов и газет определенного жанра, готовит к печати издание.
Редактор занимается не только процессом приведения авторских материалов в вид, соответствующий формату того или иного средства массовой информации или книжного издательства. В числе должностных обязанностей этого специалиста — распределение авторских заданий и контроль за их своевременным и качественным исполнением за определённый срок. Редактор совмещает в себе навыки журналиста, копирайтера и даже корректора. Это ещё и менеджер/управленец, т. к. ему приходится вести дела с авторами, издательствами и другими службами.
44. Режиссёр — это творческий работник зрелищных видов искусства: театра, кинематографа, музыки, телевидения, цирка, эстрады. Назначение режиссуры — создание фильма на основе пьесы, музыкально-драматического произведения или сценария театрального спектакля, эстрадного или циркового представления.
Режиссер руководит действиями всех специалистов, которые находятся на съемочной площадке. Его задача - добиться продуктивности во взаимодействиях людей, скоординировать последовательность и необходимость выполнения разных задач, донести до творческого состава, что и от кого именно требуется, а главное - в какой срок и в каком виде. Профессия "Режиссер" - самая важная в области кинематографа и театральных постановок.
45. Техник-программист - это специалист, который выполняет техническую работу и участвует в разработке программного обеспечения, его тестирования и технического обслуживания, обеспечивает механизированную и автоматизированную обработку поступающей в информационно-вычислительный центр информации, разрабатывает технологии решения экономических и других задач производственного и научно-исследовательского характера.
47. Учитель-дефектолог – педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Основная деятельность учителя-дефектолога связана с созданием условий для максимально возможного развития и адаптации детей в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других сферах.
48. Фельдшер-лаборант – это специалист, который проводит самостоятельно химические макро- и микроскопические исследования биологического материала, работает с кровью и продуктами жизнедеятельности человека, может провести анализ пищи, столовых приборов. Значение профессии фельдшера-лаборанта в современной медицине переоценить невозможно, поскольку даже самому квалифицированному врачу для оценки состояния пациента требуются результаты анализов. Поэтому от качества работы и профессионализма фельдшер-лаборанта зависит здоровье, а зачастую и жизнь человека.
В основном фельдшеры-лаборанты требуются в поликлиниках, больницах, медико-генетических центрах, санэпидемстанциях, а также в службе скорой помощи.
49. Художник – это творческий человек, который умеет переносить свои мысли, переживания и впечатления на полотно с помощью красок, карандашей. Он занимается изобразительным и неизобразительным искусством. Художник – это творческий специалист. В рамках данной профессии можно выделить несколько специализаций: художник-иллюстратор, художник-график, художник-карикатурист, художник-копиист, художник миниатюрной живописи, художник-модельер, художник-реставратор.
50. Художник компьютерной графики специализируется на создании изображений именно при помощи современной техники, хотя он также должен хорошо рисовать и от руки. Это очень востребованная профессия, для ее успешного освоения необходимы развитые художественные способности. Также необходимо свободное владение современными гаджетами (графическим планшетом) и различным программным обеспечением. Другими словами, от такого специалиста требуются не только отличные художественные способности, но и не менее развитое умение пользоваться техникой, поскольку специфика рисования на планшете существенно отличается от особенностей рисования вручную.
51. Экономист – это специалист, который решает широкий спектр вопросов на предприятиях: от расчета себестоимости и цен на продукцию, создания систем мотивации до анализа финансовых показателей компаний. Это специалист по сбору, обработке, упорядочении информации об экономических явлениях и процессах, анализу хода и результатов экономической деятельности, оценке ее успешности и возможностей ее совершенствования, прогнозированию, перспективному и текущему планированию. Отдельно стоит выделить экономистов-ученых, которые создают и развивают экономические теории, программы, стратегии управления экономикой предприятий, регионов, стран и всего мира в целом.
52. Юрисконсульт – это специалист, деятельность которого целенаправленна на обеспечение соблюдения законодательных норм в ходе деятельности организации, где он работает. Являясь знатоком своего дела, специалист выступает в роли эксперта и правозащитника компании на случай возникновения судебных разбирательств. При этом в его обязанности входит сопровождение заключаемых организацией сделок. В случае возникновения противоречий между сторонами, специалист отстаивает позицию своей организации.
Часть 2. Профессии и специальности, рекомендованные лицам, имеющим различные виды инвалидности
Инвалидность по линии ОДА (верхних конечностей) | Инвалидность по линии ОДА (нижних конечностей) | Инвалидность по линии кровообращения | Инвалидность по линии ОВЗ | Инвалидность по линии зрения | Инвалидность по линии слуха |
Брошюровщик | Брошюровщик | Брошюровщик | |||
Буфетчик | Буфетчик | ||||
Водитель погрузчика, электротележки | Водитель погрузчика, электротележки | ||||
Выжигальщик по дереву, вышивальщик, вязальщик | Выжигальщик по дереву, вышивальщик, вязальщик | Выжигальщик по дереву, вышивальщик, вязальщик | |||
Гравер | Гравер | Гравер | |||
Изготовитель кукол, изделий из ткани, дерева, керамики, лозы и т.д. | Изготовитель кукол, изделий из ткани, дерева, керамики, лозы и т.д. | Изготовитель кукол, изделий из ткани, дерева, керамики, лозы и т.д. | |||
Киномеханик | Киномеханик | Киномеханик | |||
Комплектовщик | Комплектовщик | Комплектовщик | Комплектовщик | Комплектовщик | |
Кроликовод | Конюх , кроликовод | Конюх , кроликовод | Конюх , кроликовод | ||
Корректор | Корректор | Корректор | Корректор | ||
Курьер | Курьер | Курьер | Курьер | Курьер | |
Лифтер | Лифтер | Лифтер | Лифтер | ||
Маляр | Маляр | ||||
Маникюрша | Маникюрша | Маникюрша | |||
Механик по обслуживанию техники | Механик по обслуживанию техники | Механик по обслуживанию техники | |||
Обработчик справочно-информационного материала | Обработчик справочно-информационного материала | Обработчик справочно-информационного материала | Обработчик справочно -информационного материала | Обработчик справочно- информационного материала | |
Обувщик | Обувщик | Обувщик | |||
Овощевод | Овощевод | ||||
Оператор видеозаписи | Оператор видеозаписи | ||||
Оператор котельной, разменных автоматов | Оператор котельной, разменных автоматов | ||||
Оператор связи | Оператор связи | Оператор связи | |||
Оператор станков с программным управлением | Оператор станков с программным управлением | ||||
Оператор вычислительных машин | Оператор вычислительных машин | Оператор вычислительных машин | |||
Оформитель игрушек, табло, альбомов | Оформитель игрушек, табло, альбомов | Оформитель игрушек, табло, альбомов | Оформитель игрушек, табло, альбомов | ||
Парикмахер | Парикмахер | ||||
Пекарь | |||||
Переплетчик, печатник | Переплетчик, печатник | Переплетчик, печатник | Переплетчик, печатник | Переплетчик, печатник | |
Плотник | Плотник | ||||
Повар | |||||
Портной | Портной | Портной | |||
Продавец | Продавец | ||||
Рабочий по благоустройству и комплексному обслуживанию зданий | Рабочий по благоустройству и комплексному обслуживанию зданий | Рабочий по благоустройству и комплексному обслуживанию зданий | |||
Радиооператор, радиотехник | Радиооператор, радиотехник | ||||
Реставратор | Реставратор | Реставратор | |||
Садовник | Садовник | Садовник | Садовник | ||
Сборщик (по направлениям) | Сборщик (по направлениям) | Сборщик (по направлениям) | Сборщик (по направлениям) | Сборщик (по направлениям) | |
Слесарь-механик радиоэлектронной аппаратуры | Слесарь-механик радиоэлектронной аппаратуры, слесарь-монтажник | Слесарь-механик радиоэлектронной аппаратуры, слесарь-монтажник | |||
Сортировщик | Сортировщик | Сортировщик | Сортировщик | Сортировщик | |
Телеграфист, телефонист | Телеграфист, телефонист | ||||
Фотограф, художник | Фотограф, художник | Фотограф, художник | |||
Часовщик | Часовщик | ||||
Швея | Швея | Швея | |||
Ювелир-гравер | Ювелир-гравер | Ювелир-гравер | |||
Агент | Агент | Агент | |||
Агроном | Агроном | Агроном | Агроном | ||
Адвокат | Адвокат | Адвокат | Адвокат | Адвокат | |
Администратор | Администратор | Администратор | Администратор | ||
Аккомпаниатор | Аккомпаниатор | Аккомпаниатор | |||
Артист ансамбля, оркестра | Артист ансамбля, оркестра | Артист ансамбля, оркестра | Артист ансамбля, оркестра | ||
Архивариус | Архивариус | Архивариус | Архивариус | ||
Архитектор | Архитектор | Архитектор | |||
Аудитор | Аудитор | Аудитор | |||
Библиотекарь | Библиотекарь | Библиотекарь | Библиотекарь | ||
Бухгалтер | Бухгалтер | Бухгалтер | Бухгалтер | ||
Биолог | Биолог | Биолог | Биолог | Биолог | |
Ветеринар | |||||
Воспитатель | Воспитатель | Воспитатель д/с | Воспитатель | Воспитатель д/с (в сфере реабилитации по слуху) | |
Врач | Врач | Врач (по отдельным направлениям) | |||
Делопроизводитель | Делопроизводитель | Делопроизводитель | |||
Диктор | Диктор | Диктор | Диктор | ||
Диспетчер на телефоне | Диспетчер на телефоне | Диспетчер на телефоне | Диспетчер на телефоне | ||
Звукооформитель | Звукооформитель | Звукооформитель | |||
Зубной техник | Зубной техник | Зубной техник | |||
Инженер (по направлениям) | Инженер (по направлениям) | Инженер (по направлениям) | Инженер (по направлениям) | Инженер (по направлениям) | |
Инструктор-методист по лечебной физкультуре | Инструктор- методист по лечебной физкультуре | Инструктор- методист по лечебной физкультуре | Инструктор- методист по лечебной физкультуре | Инструктор -методист по лечебной физкультуре | |
Картограф | Картограф | Картограф | |||
Конструктор обуви, одежды | Конструктор обуви, одежды | Конструктор обуви, одежды | |||
Логопед | Логопед | Логопед | Логопед | ||
Массажист | Массажист | ||||
Математик | Математик | Математик | Математик | Математик | |
Медицинская сестра | Медицинская сестра | ||||
Методист (по направлениям) | Методист (по направлениям) | Методист (по направлениям) | Методист (по направлениям) | Методист (по направлениям) | |
Модельер | Модельер | Модельер | |||
Музыкальный руководитель, оформитель | Музыкальный руководитель, оформитель | Музыкальный руководитель, оформитель | |||
Научный сотрудник (по направлениям) | Научный сотрудник (по направлениям) | Научный сотрудник (по направлениям) | Научный сотрудник (по направлениям) | Научный сотрудник (по направлениям) | |
Нотариус | Нотариус | Нотариус | |||
Оператор видео, аудиозаписи | Оператор видео, аудиозаписи | Оператор видеозаписи | |||
Педагог дополнительного образования (по направлениям) | Педагог дополнительного образования (по направлениям) | Педагог дополнительного образования (по направлениям) | Педагог дополнительного образования (по направлениям) | Педагог дополнительного образования (по направлениям) | |
Педагог-психолог, соц. педагог | Педагог-психолог, соц. педагог | Педагог-психолог, соц. педагог | Педагог-психолог, соц. педагог | Педагог-психолог, соц. педагог | |
Переводчик | Переводчик | Переводчик | Переводчик | Переводчик | |
Преподаватель | Преподаватель | Преподаватель | Преподаватель | Преподаватель | |
Провизор | Провизор | Провизор | |||
Программист | Программист | Программист | Программист | Программист | |
Профконсультант | Профконсультант | Профконсультант | Профконсультант | Профконсультант | |
Психолог | Психолог | Психолог | Психолог | Психолог | |
Редактор | Редактор | Редактор | |||
Режиссер | Режиссер | Режиссер | Режиссер | ||
Техник-программист | Техник-программист | Техник-программист | Техник-программист | Техник-программист | |
Учитель-дефектолог | Учитель-дефектолог | Учитель-дефектолог | Учитель-дефектолог | Учитель-дефектолог | |
Фельдшер-лаборант | Фельдшер-лаборант | Фельдшер-лаборант | Фельдшер-лаборант | ||
Художник компьютерной графики | Художник | Художник | Художник | ||
Экономист | Экономист | Экономист | Экономист | Экономист | |
Юрисконсульт | Юрисконсульт | Юрисконсульт | Юрисконсульт | Юрисконсульт | |
Список источников информации:
https://profitworks.com.ua/professii/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://uralaztc.ru/pro-rezyume/laborant-biolog-2.html
https://iklife.ru/internet-professii/redaktor-teksta.html
https://proforientator.ru/publications/
https://www.profguide.io/professions/