Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Калиновский филиал Джанкойского профессионального техникума»
Рабочая программа
Учебной дисциплины ОДб.12 «Физическая культура»
с.Калиновка
2016
Рабочая программа учебного цикла "Физическая культура" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 23.01.14. "Электромонтер устройств сигнализации, централизации (СЦБ)".
Программа разработана для студента-инвалида с диагнозом "Спайка брюшной полости"
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым "Калиновский филиал Джанкойского профессионального техникума".
Разработчик В.А. Дмитриев, преподаватель физической культуры Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым "Калиновский филиал Джанкойского профессионального техникума".
Одобрена Составлена в соответствии с
комиссией требованиями, обязательными при
социально-гуманитарного цикла реализации ОПОП на профессию
Председатель СПО ФГОС
___________Н.А.Нагорная Зам. директора по УР
Протокол №____ __________С.Н.Тарасенко
от______
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
ОДб.12 Физическая культура
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности23.01.14. "Электромонтер устройств сигнализации, централизации (СЦБ)"
Разработана в соответствии с ФГОС СПО
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл .
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины.
развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
1.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
В результате усвоения дисциплины у обучающихся должны формироваться следующие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 256 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 часов;
самостоятельной работы обучающегося 85 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
256 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
171 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
- |
практические занятия |
167 |
контрольные работы |
- |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
85 |
в том числе: |
|
Автореферат |
|
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая культура»
Название разделов и тем |
Содержание учебного материала Лабораторные работы и практические занятия Самостоятельная работа обучающихся. Курсовая работа "Проект" |
Объем часов |
Уровень освоения |
1. |
2. |
3. |
4 |
Раздел 1. |
Теоретические сведения |
4 |
|
Тема1.1. Специальные сведения |
Правила поведения учащихся при занятиях физическими упражнениями на уроках физической культуры. Основы инструкторских навыков, меры безопасности и предупреждения травм при занятиях физическими упражнениями. Методика самостоятельного выполнения упражнений, способствующих развитию двигательных качеств. Правила и судейство спортивных игр, включенных в содержание программы. |
2 |
2 |
Практические занятия «Вводный инструктаж по ТБ» |
|||
Самостоятельная работа обучающихся «Основы мер безопасности» |
|
||
Тема 1. 2. Физическая культура в ПУ. |
Задачи физической культуры в профессионально училище. Формы организации физической культуры в режиме учебного дня, во внеурочное время, самостоятельное применение средств физического воспитания в быту (в том числе недельный двигательный режим. |
2 |
2 |
Практические занятия «Формы организации ФК в режиме учебного дня» |
|||
Самостоятельная работа обучающихся «Самостоятельное применение средств физического воспитания» |
|||
Раздел 2 |
Лёгкая атлетика |
43 |
|
Тема 2.1.Бег на короткие дистанции. |
Специальные беговые упражнения на скорость. Техника низкого старта. Стартовый разгон. Бег с ходу. Финиширование. Челночный бег 3x10 м. Техника разворотов, коротких ускорений и торможения. Контрольные упражнения в беге на 50, 100,250,500 метров и челночном беге. |
1 |
|
Специальные беговые упражнения Бег 60м Бег 100м Бег 250м Бег 500м Челночный бег 3х10, 4х9 Эстафетный бег Самостоятельная внеаудиторска работа Бег на короткие дистанции Техника эстафетного бег Олимпийские игры (Доклада Низкий старт |
2 2 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 |
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
|
2.2. Бег на длинные дистанции |
Комплекс упражнений для развития выносливости. Бег 3х300 Бег 3х400 Бег 2х500, 2х800 Бег 1000м Бег 1500м Бег 3000м Самостоятельная внеаудиторска работа Бег от 5 до 10 мин Бег от 10 до 15 мин Бег от 15 до 20 |
1 1 2 2 2 2 2 6 2 2 2 |
1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 |
2.3 Прыжки в длину |
Прыжки в длину с места Прыжки в длину с разбега Прыжки на скакалке Тройной прыжок Самостоятельная внеаудиторска работа Техника прыжков в длину согнув ноги Прыжки на скакалке |
1 2 2 3 4 2 2 |
2 2 2 2 2 2 |
2.4.Метание |
Метание мяча в цель Метание гранаты Метание мяча Самостоятельная внеаудиторска работа Техника метания мяча Техника метания гранаты |
1 3 2 3 1 2 |
2 2 2 2 2 |
2.5Полоса препятствий |
Прохождение лабиринта Прохождение окна Прохождение бревна и бума Прохождение полос препятствий Самостоятельная внеаудиторска работа Прохождение бума Прохождение окна |
1 1 1 1 2 1 1 |
2 2 2 2 2 2 |
ГИМНАСТИКА |
20 |
||
Инструктаж по технике охраны труда на уроках гимнастики Опорный прыжок через козла "ноги врозь" Опорный прыжок через козла "ноги вместе" Опорный прыжок через коня Упражнения на перекладине Упражнения на брусьях Лазание по канату Акробатика Самостоятельная внеаудиторска работа Совершенствование техники прыжка через козла Совершенствование техники лазание по канату Сгибание и разгибание рук в упоре лежа Упражнение на гибкость Упражнение для мышц спины |
1 3 2 2 3 3 2 4 10 2 2 2 2 2 |
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
|
4 |
Спортигры |
72 |
|
4.1Баскетбол |
Инструктаж по технике безопасности на уроках баскетбола Ловля мяча Передача мяча Ведение левой, правой рукой Ведение, бросок в два шага Ведение и бросок в два шага после передачи Штрафные броски Броски со средней и дальней дистанции Групповые действия Индивидуальные действия Двухсторонняя игра Самостоятельная внеаудиторская работа Технические групповые действия Индивидуальные действия в защите Пробитие штрафных бросков Ведение с изменением направления Броски в прыжке |
1 1 1 2 2 3 2 2 2 1 7 10 2 2 2 2 2 |
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
4.2Волейбол |
Инструктаж по технике безопасности на уроках волейбола История возникновения Перекаты, передние падения Прием, передача сверху Прием-передача снизу Подача верхняя прямая Подача нижняя прямая и боковая Нападающий удар Блок одиночный Блок двойной Игра мяча от сетки Учебная игра Самостоятельная внеаудиторская работа Техника приема и передачи мяча Страховка блока Техника нападающего удара Страховка нападающего удара Прыжки на скакалке Перекаты и передние падения |
1 1 1 2 2 2 1 2 2 2 2 8 16 2 2 2 2 2 4 |
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
4.3.Футбол |
Инструктаж по технике безопасности на уроках футбола Остановка мяча Передача мяча внутренней и внешней стороны стопы Ведение мяча, обводка стоек Удары по воротам внутренней стороной Удары по воротам внешней стороной Удары головой Жонглирование Подача углового Двухсторонняя игра Самостоятельная внеаудиторская работа Игра в квадрат Пробитие пенальти Передачи в движении Обводка стоек и удар по воротам Удары головой |
1 2 2 2 1 1 2 2 2 6 10 2 2 2 2 2 |
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
5. |
Атлетическая гимнастика |
32 |
|
Инструктаж по технике безопасности на уроках атлетической гимнастики Упражнения для развития мышц брюшного пресса и спины Комплекс упражнений со штангой , гантелями, гирями Упражнения с отягощением Упражнения на развитие силы на перекладине и брусьях Упражнения на тренажерах в тренажерном зале Дифференцированный зачет Самостоятельная внеаудиторская работа Подтягивание на перекладине Упражнения с собственным весом Упражнения на тренажерах Планирование тренировок и нагрузок в атлетической гимнастике Прыжки на скакалке Сгибание-разгибание рук в упоре и на брусьях Упражнение на растягивание мышцы связок, на пресс |
1 5 4 4 4 13 1 14 2 2 2 2 2 2 2 |
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
|
Итого: |
256 |
3. Условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия спортивного зала, гимнастического зала, тренажерного зала, плоскостных сооружений.
Оборудование спортивного зала: мячи: волейбольные, баскетбольные, футбольные, медицинские; скакалки, обруч, шведская лестница, гимнастические маты.
Оборудование гимнастического зала: перекладина, брусья, гимнастический козел, гимнастический конь, гимнастический мостик, гимнастические маты.
Оборудование тренажерного зала: станок для мышц верхнего плечевого пояса, штанга, помост, гири, тренажер для ног, гантели, зеркало.
Технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, секундомер, табло механическое, фотоаппарат.
3.2. Информационное обеспечение обученияОсновные источники:
- Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учеб.пособие. — М., 2013.
- Евсеев Ю. И. Физическое воспитание. — Ростов н/Д, 2010.
- Кабачков В. А. Полиевский С. А., Буров А. Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: науч.-метод. пособие. — М., 2010.
- Манжелей И. В. Инновации в физическом воспитании: учеб. пособие. — Тюмень, 2010.
- Миронова Т. И. Реабилитация социально-психологического здоровья детско-молодежных групп. — Кострома, 2014.
- Тимонин А. И. Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью: учеб. посо-бие / под ред. Н. Ф. Басова. — 3-е изд. — М., 2013.
- Хомич М.М., Эммануэль Ю. В., Ванчакова Н.П. Комплексы корректирующих мероприятий при снижении адаптационных резервов организма на основе саногенетического мониторинга / под ред. С. В. Матвеева. — СПб., 2010.
Дополнительные источники:
1. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 551 с. : ил. ISBN 978-5-691-01701-8.
2. Методическое пособие ДРОФА, Москва. Спортивные сооружения, учебное оборудование и инвентарь, 2010 г.
3. Сборник учебно-методических материалов. – Ставрополь : РИО филиала МГГУ им. М.А.Шолохова в г. Ставрополе, 2010. – 64 с.
Интернет –ресурс:
- http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=1564 Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», дата обращения 01.09.2014 г.
- http://festival.1september.ru – фестиваль педагогических идей - Российский общеобразовательный портал, дата обращения 25.08.2014 г.
- http://collection.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал, дата обращения 25.08.2014 г.
- Сборник методических разработок для школы http://www.infosport.ru/press/fkvot Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, дата обращения 30.08.2014 г.
- http://members.fortunecity.com/healthdoc/default.htm - Физическая культура Если хочешь быть здоров, дата обращения 30.08.2014 г. http:// www.zavuch.info- информационный портал для работников системы образования , дата обращения 03.09.2014 г.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; |
Практическое занятия |
Знания: |
|
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. |
Учебный диалог |
Оценка уровня физической подготовленности
1. Уметь оценить уровень своего собственного здоровья по тестам.
2. Уметь составить и провести комплекс утренней и производственной гимнастики.
3. Овладеть элементами техники движений, релаксационных, беговых, прыжковых.
4. Уметь составить комплексы упражнений для восстановления работоспособности.
5. Уметь применять на практике приемы самомассажа.
6. Овладеть техникой спортивных игр по одному из выбранных видов.
7. Повышать аэробную выносливость с использованием циклических видов спорта.
8. Овладеть системой дыхательных упражнений при выполнении релаксационных упражнений.
9. Знать состояние своего здоровья, уметь составить и провести индивидуальные занятия.
10. Уметь определить оптимальную индивидуальную нагрузку при занятиях физическими упражнениями.