Проект «Белый снег пушистый»
Актуальность: Все дети любят зиму за новогодние праздники. Нравятся им зимние забавы: катание на коньках, лыжах, катание на снежных горках, лепку снеговиков. Но никто не задумывался, откуда и почему идет снег. Какими свойствами он обладает. Для того чтобы понять и узнать свойства снега, ребенок должен наглядно увидеть это. Чтобы предоставить детям такую возможность, необходимо провести опыты, наблюдения, где они узнают, что такое снег, откуда берется иней, почему снег согревает землю. . Проект «Белый снег пушистый… » предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Объект исследования: снег
Предмет исследования: физические свойства снега
Новизна проекта: новизна заключается в самом проектировании, так как ранее мы с детьми не использовали данную образовательную технологию, когда задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при активном участии самих обучающихся и их родителей.
Возрастная группа: 5-6лет
Вид проекта: исследовательский
Тема проекта: «Белый снег пушистый… »
Цель проекта: исследовать, что такое снег, изучить его свойства, узнать, что связано со снегом в нашей жизни.
Задачи:
Обучающие:
1.Знакомить детей со свойствами снега, что такое снег и какой он (белый, холодный, мокрый, мягкий, легкий, пушистый)
2.Учить проводить опыты по результатам делать выводы (в тепле снег тает и получается вода, определить чистоту снега, что иногда снег лепится, а иногда нет, когда и откуда падает снег, сравнить снег и лёд).
Воспитательные.
1. Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.
2.Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
3.Воспитывать любознательность, логическое мышление.
Развивающие:
1.Развивать познавательные процессы в процессе исследовательской деятельности (память, внимание, воображение)
2.Развивать речь детей, обогатить её описательными прилагательными
3. Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.
4.Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу.
Описание проекта: Что такое снег? Снег - это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов - чистые, хрупкие, сверкающие. Снежинки, как дождь, тоже падают из туч, но только образуются они совсем не так, как дождь! . Все снежинки индивидуальны по форме, и две одинаковые снежинки найти невозможно. Снег идет, снег идет Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю. Из снега вы, ребята, легко можете слепить снеговика. А вот скульпторы могут лепить из снега просто фантастические вещи. Попробуйте, может и у вас так получится. Мир вокруг нас необыкновенно удивителен. Давайте вместе находить волшебство в привычных для нас вещах, давайте учиться видеть красоту и чувствовать её в своей душе. Поймайте на ладонь снежинку, рассмотрите её. Какой великий волшебник смог создать столь совершенную форму? Маленькое чудо – на
вашей ладошке. Раз – и нет его. Ладошка тёплая – вот снежинка и растаяла Посмотрите вокруг: как красиво! .
Целевая группа дети студии «Малыш», педагог и родители
Формы организации детей.
Направленность развития деятельности комплексная (познавательно-речевая физкультурная, исследовательская, изобразительная, техническая)
Методы исследования: Работа с различными источниками, наблюдения, беседы с взрослыми, проведения опытов, анализ полученных результатов путем сравнения.
Тип проекта: исследовательский - познавательный
Вид проекта: групповой
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
1.Обсуждение цели, задачи с детьми, родителями.
2.Создание условий для реализации проекта
3. Извещение родителей о проекте и приглашение к сотрудничеству
4.Перспективное планирование
2.Основной этап
1.Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний о снеге
2.Обогащение развивающей среды:
- Подбор иллюстрированного материала по предмету исследования.
- Подготовка к экспериментированию по теме (подбор темы и оборудования)
3.Заключительный:
1.Оформление результата проекта в виде презентации
2..Организация творческой мастерской на тему: «Моя снежинка не растает» (совместное занятие педагог + дети + родители)
Изучив литературу, мы узнали:
1.Что такое снег?
Снег-это вид атмосферных осадков, выпадающих на землю. Он состоит из
мельчайших кристаллов льда. Снег, как и дождь, падает из туч. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей. Кристаллик все время растет и, наконец, становится красивой звездочкой. Наблюдая за снегом, обращаем внимание, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
2. Почему же снег не похож на лед?
Из дополнительных источников и бесед с родителями мы узнали, что снежинка – это скопление маленьких кристалликов льда, которые отражаются друг от друга, поэтому снег белый. А твердости нет у них, потому что эти красивые кристаллы очень маленькие и не могут выдержать какого-либо давления.
Нам стало интересно, почему в мороз мы идем и слышим скрип снега, а когда тепло, то скрипа не слышно.
3. Скрип снега.
При сдавливании снег издает звук, напоминающий хруст. Этот звук возникает при ходьбе. Скрип снега слышен при температуре ниже -2 (-5) градуса. Считается, что есть две причины возникновения звука: ломание кристалликов снега и скольжение кристалликов снега друг о друга под давлением.
После полеченной информации мы начали исследовать свойства снега.
Экспериментальная деятельность:
Опыт №1. Испарение воды в мороз.
Мы слепили из снега разных зверюшек и вынесли их на мороз. Через неделю на тарелке наших зверюшек не оказалось.
Вывод: При низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется. Когда испарившегося снега и льда наберется много на тучу, выпадает снег.
Опыт №2
Свойства снега
В стакане снег белого цвета.
Положим снег на цветную бумагу, приложим белый лист. Сравним и увидим, что снег такого же цвета, как и бумага.
Возьмем снег в руки и сдуем его, помешаем палочкой. Он рыхлый и легкий.
Наберем снег в банку и поставим в группе, через некоторое время в стакане не снег, а вода. Возьмём немножко снега на ладошку, зажмём его в кулачке. Через несколько минуток откроем ладошку и увидим вместо снега – вода.
Вывод: Снег белый, не прозрачный, рыхлый, холодный, в тепле быстро тает.
Опыт №3. Замерзает ли земля под снегом. Загадываем загадку про снег.
Белое покрывало,
С неба упало,
Всю зиму лежало,
Землю укрывало,
Весной солнце припекло,
В реку ручейком стекло.
Обращаем внимание на строчки про одеяло, землю укрывало. Оказывается, что снежное покрывало не зря принято считать теплым, оно спасает от морозов и растения, и животных. Докажем это на опыте. Возьмем две банки с горячей водой. Одну закапаем в снег, а другую оставим на снегу. Через некоторое время сравним воду в бутылках. Вода на снегу замерзла, а в снегу осталось теплой.
Вывод: Снег защищает землю от холода, поэтому чтобы деревья не замерзли, надо их окучивать.
Опыт №4 Исследование чистоты снега.
В чистые банки наберем снег возле дороги, на участке . Когда снег растает, сравним полученную воду. Возле дороги снег грязнее от выхлопных газов. Затем талую воду процедим через марлю. На марле остается грязь.
Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязны, особенно у дороги. Снег есть нельзя, можно заболеть.
.
В ходе проекта:
Заучиваем приметы:
Снегу надует – хлеба прибудет.
Много снега – много хлеба.
Иней на деревьях – к морозам.
Снег прилипает к деревьям – будет тепло.
Снег поля утепляет.
Снег глубок – год хорош.
Художественное слово (чтение стихов и произведений)
«Письмо на снегу» В. Головин.
«Метель» М. Алимбаев.
«Белый снег пушистый» И. Суриков.
«Про снежный колобок» Н.Калининой
«Здравствуй гостья зима» А. Сапылбеков.
Загадки:
На всех садится, никого не боится.
Не снег, не лед, а серебром деревья убирает.
Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно.
Бел да не сахар, ног нет, да идет.
Художественное творчество
Рисование на тему: « Моя снежинка», «Снеговик»
Лепка снежинки из пластилина
Печатание на снегу.
Слушание песен: «Вальс снежинок», «Белые снежинки»
Просматривание презентации «Что такое снег»
Использование здоровьесберегающих технологий
Физкультминутки
Подвижные игры: «Бездомный заяц» «Зайчик серый умывается» иммитация движений «Полёт снежинки», «Снеговик», «Лыжники», «Метель», «По снежочку мы пойдем», «Вот зима, кругом бело», Речь с движением: «Со снежком мы поиграем», «Как под горкой снежок», «Снеговик», пальчиковая гимнастика «Снеговик».
Результаты проекта:
В ходе исследовательской деятельности дети получили знания о свойствах снега. Научились проводить опыты, делать выводы. Дети обогатили словарь новыми словами. Появился интерес узнавать новое о предметах.
Презентация проекта:
Продукт проекта:
Изготовление снежинок из подручного материала - творческая мастерская педагог дети и их родители на тему «Моя снежинка не растает»
Создание брошюры «Моя снежинка не растает»
Перспектива:
Наблюдать за таянием снега.
Использованная литература:
1.Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в подготовительной группы группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2008-2010.
2.. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. -М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.
3.. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. - М. Мозаика-Синтез, 2009-2010.
4. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа. -М.
Мозаика-Синтез, 2009-2010.
2010.
5. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. -М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Дементьева Ирина Михайловна
Чулкова Надежда Алексеевна
Ефимова Алла Ивановна
Чулкова Надежда Алексеевна