Паспорт проекта.
Тема проекта: «Давным - давно была война»
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Актуальность проекта: Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.
Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект о Великой Отечественной войне «Давным - давно была война»
Проблема проекта: Современное поколение имеет низкий уровень патриотизма и гражданственности, но в России такого не должно быть, наши дети должны знать, какой ценой одержана победа в ВОВ.
Проблемная ситуация: в преддверии празднования 75 – летия «Дня Победы», с детьми провели беседы по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, которые показали, что дети имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной войны, не имеют представлений о причинах возникновения праздника. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект о Великой Отечественной войне «Давным - давно была война»
Проблемные вопросы: Зачем детей дошкольного возраста знакомить с событиями ВОВ? Как в доступной форме донести до сознания детей значение бессмертного подвига народа в годы ВОВ?
Пути решения проблемы (Гипотеза): Через ознакомление детей дошкольного возраста с военным временем, тяжелой военной судьбой русских людей, отдавших свои жизни в борьбе с фашизмом, способствовать формированию патриотических чувств.
Практическая значимость проекта: Как мы выяснили в процессе бесед с детьми, они имеют отрывочные представления о ВОВ, героях войны, поэтому создаваемый проект имеет большую значимость и предполагает осуществление патриотического воспитания молодого поколения путём вовлечения дошкольников, родителей в совместные мероприятия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, поиск новой информации.
Новизна проекта: В ходе проекта дети учатся совместно работать, анализировать и систематизировать её, тесно общаться со сверстниками, родителями. Всё это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения. А так же воспитать патриотические чувства, гордость за свою страну.
Цель проекта: Создание условия для развития у детей патриотических чувств, для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Задачи для детей:
1. Воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам, желание быть такими же смелыми, отважными и благородными.
2. Формировать чувства личной связи с Родиной, знать и помнить, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
3. Формировать чувства уважения к традициям нашей страны, почитания старшего поколения, бережного отношения к памяти прошлого.
4. Знакомить детей с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах русских солдат.
5. Уточнять знания детей о празднике Дне Победе, объяснять, почему он так назван.
6. Развивать у детей желание выразить в речи, продуктивной (рисовании, лепке, конструировании) и музыкальной деятельности полученные знания о Великой отечественной войне.
7. Подвести к восприятию художественных произведений о войне.
Вид проекта: информационный.
Тип проекта: краткосрочный.
По количеству участников: групповой.
Сроки реализации: апрель.
Планируемый результат (внешний):
- Мини-музей «Военная техника»
- Фотоальбом «Военные профессии»
- Выставка поделок «Военные самолеты»
Адресат: проект предназначен для образовательной деятельности педагогов с детьми среднего дошкольного возраста и их родителей.
Ресурсы: подбор литературы; подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, альбомы); подготовка изобразительного материала; дидактические игры; создание условий для проведения мероприятий (оформление групповой комнаты, физкультурного зала); использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор, фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук)
Этапы работы
Содержание деятельности | Сроки реализации | Участники |
Подготовительный этап: Постановка целей и задач. Составление плана работы по реализации проекта. Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала, дидактических игр. Выявление уровня знаний у детей по теме проекта. Создание развивающей среды в группе. | Первая неделя апреля | Педагоги, дети, родители |
Основной этап: Познавательное развитие НОД. Беседа, рассказ воспитателя. Чтение художественных произведений. Заучивание, рассказывание стихотворений Выставка книг о войне. Слушание музыкальных произведений. Рисование, аппликация, лепка, конструирование. Рассматривание иллюстраций, фотографий, плакатов, репродукций. Просмотр презентации и видео ролика. Консультация, памятки для родителей. Оформление папки – передвижки. | В течение месяца | Педагоги, дети, родители |
Заключительный этап: Оформление мини-музея. Оформление фотоальбома. Выставка поделок. Физкультурный досуг. | Последняя неделя месяца | Педагоги, дети, родители |
Список литературы:
- Веракса Н.Е. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
- Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
- Антонов Ю.Е. Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду. – М. ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя) (5);
-Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. /Е.И. Шаламова. Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с. 26–32.
- Конкевич С.В. Беседы с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. Демонстрационный материал. Детство-Пресс, 2012 г.
Интернет-ресурсы
Видеоролики http: //www. youtube. com/
Картинки https://yandex. ru/images/? clid=1872363&win=138&redircnt=1428259088. 1&uinfo=sw-1093-sh-614-ww-1093-wh-514-pd-1. 25-wp-16x9_1366x768
Стихи для детей о ВОВ http: //tanyakiseleva. ru/stixi-dlya-detej-o-vojne/
Детские песни о войне http: //allforchildren. ru/songs/vov. php
Педагогическое сопровождение проектной деятельности
Цель педагога: расширение, систематизация и углубление знания детей о ВОВ.
Задачи для педагогов:
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
5. В ходе работы над проектом создать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход.
6. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений
7. Создать информационную базу для воспитанников и родителей.
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности
Игровая деятельность (сюжетно-ролевые; дидактические, подвижные, музыкальные). Коммуникативная (общение и взаимодействие с воспитателями, родителями и сверстниками). Восприятие художественной литературы и фольклора (слушание, рассказывание, разучивание). Конструирование (из бросового материала). Изобразительная (рисование, лепка, аппликация). Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения). Двигательная (танцевальные упражнения, подвижные игры)
Проблемная ситуация: беседа, проблемные вопросы, просмотр видео ролика, иллюстраций и фотографий.
Мероприятия, направленные на мотивацию, поддержку интереса к проектной деятельности:
- Беседы с детьми
- Рассказы с целью сообщения знаний
- Подвижные игры
- Чтение художественной литературы
- Рассматривание иллюстраций
- Дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры.
- Консультации, памятки для родителей
- Оформление фотоальбомов, фотовыставок.
Ожидаемые результаты: В результате реализации проекта «Детям о Великой Отечественной войне» был получен хороший результат, мы добились того, что ожидали от проекта:
- У детей сформированы начальные представления о ВОВ, солдатах, защищавших Родину, о российской армии - надежной защитнице нашей родины, о празднике 9 Мая; обогатился словарь новыми словами, повысилось умение самостоятельно рассуждать, расширились знания и представления о Великой Отечественной Войне, о военной технике, используемой во время ВОВ.
- Родители пополнили свои знания о ВОВ, расширили сотрудничество с детьми и педагогами, повысили заинтересованность к педагогическому процессу.
Педагоги создали условия для развития у детей патриотических чувств; обновили и пополнили РППС группы:
совместно с родителями оформили выставку книг ко Дню Победы, создали мини-музей «Военная техника», оформили фотоальбом «Военные профессии» и выставку поделок «нашим ветеранам».
речевой центр: рассказы, стихи, пословицы и поговорки о войне, празднике 9 мая, военных, о мире; подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней;
центр дидактических игр: картотека дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр с патриотическим содержанием;
музыкальный центр: подборка песен военных лет, музыкальных произведений.
Этапы реализации проекта.
1 этап- подготовительный | |||
Деятельность детей | Деятельность родителей | Деятельность педагога | |
Постановка целей и задач. Составление плана работы по реализации проекта. Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала, дидактических игр. | Игры: настольно-печатные, дидактические, подвижные. Участия в беседах. Рассматривание иллюстраций с родителями и воспитателями Раскрашивание иллюстраций | Помощь в подборе: -энциклопедической и художественной литературы. - иллюстраций о ВОВ. - материалов, атрибутов для игровой деятельности детей. - атрибутов для мини-музея «Военная техника» - музыкальных произведений для прослушивания. | 1. Доводит до участников проекта важность данной проблемы. 2. Подбор методической литературы. 3. Подбор материалов для изобразительной деятельности детей. 4. Подбор дидактических игр с патриотическим содержанием. 5. Создание информационной базы для родителей. 6. Разрабатывает цикл мероприятий, проводимых с детьми и родителями. |
2 этап-основной (практический) | |||
Познавательное развитие Дидактические игры | Участие в занятиях. Рассматривание иллюстраций и атрибутов по теме. Участие в дидактических играх. | Помощь в подборе: - иллюстраций, атрибутов по теме, - материалов и изготовлении дидактических игр | 1. Проведение НОД «Подвиг собак в ВОВ» 2. Просмотр презентации «Военная техника». «Памятники Вологодской области». 3. Подбор дидактических игр «Военная профессия», «Минёры», «Найди тень», «Один - много», «Отгадай военную профессию», "Назови военную технику". |
Речевое развитие | Прослушивание художественных произведений. Разучивание пословиц поговорок о Родине, о героизме, о войне. Выразительное рассказывание стихов о победе. Помощь в оформлении книжного уголка | Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах по теме. Заучивание стихотворений. Отгадывание загадок; Чтение художественных произведений по теме. | 1. Проведение НОД «День Победы», показ слайдов. «Символы Победы – ордена и медали» 2. Чтение художественных произведений Л. Кассиль «Твои защитники»; Т. Белозерова «Праздник Победы»; О. Высотская «Салют»; С. Михалков «День Победы»; М. Владимов «Еще тогда…», «Дедушка герой»; Е. Благинина «Шинель»; М. Борисова «Бабушка-партизанка»; А. Усачев «Что такое День Победы?»; 3. Заучивание с детьми стихов «Что такое День Победы?» А. Усачев, Т. Белозёров "День Победы" и др. |
Социально – коммуникативное развитие | Участие в беседах. Рассматривание материалов из семейных архивов. Прослушивание рассказов. Рассматривание иллюстраций. Ответы на вопросы воспитателя. | Подбор материалов из семейных архивов. Беседа и рассматривание с детьми материалов из семейных архивов. Рассматривание с детьми иллюстраций в книгах по теме. | 1. Проводят беседы с детьми: «Великая Отечественная война», «Дети и война», «Письма с фронта», «День Победы». 2. Беседа и рассматривание материалов из семейных архивов. 3. Демонстрация видео ролика «Минута молчания» 4. Рассказ педагога «Детям о войне и победе» «История праздника» «День Победы» «На передовой» «Решительный бой» «Награды Победы». |
Художественно – эстетическое развитие | Раскрашивание иллюстраций «Военная техника» Рассматривание иллюстраций, фотографий, плакатов, репродукций художников. Ответы на вопросы воспитателя. Просмотр презентации. | Выставка совместных рисунков родителей и детей «75лет Победы в Великой Отечественной войне». Помощь в подборе раскрасок, иллюстраций по теме. Помощь в подборе фотографий для выставки «Военные профессии». Помощь в подборе иллюстраций, репродукций художников, плакатов по теме. | 1. Рисование с детьми «Танк», «Вечный огонь», «Салют». 2. Лепка с детьми «Военные самолеты». 3. Конструирование с детьми «Самолет 4. Подбор материалов: - Иллюстраций и фотографий на полях сражений. - Плакаты «Родина-мать зовет», «На страже мира», и другие. - Альбом репродукций художников, посвященных эпизодам ВОВ: «Парад на Красной площади» (К. Юон), «Победа» (П. Кривоногов). |
Музыкальное развитие | Разучивают движения для танца «Яблочко»
Ритмические упражнения: с лентами, с флажками, с мячами и обручами. Прослушивание музыкальных произведений и военных песен. | Помощь в подборе военных песен. Прослушивание песен с детьми. | 1. Подбор песен «Священная война» «День Победы» «Землянка», «Синий платочек», «Журавли», «Катюша». 2. Подбор музыкальных произведений: марши - Д. Кабалевский "Марш" (детский), Г. Свиридов "Военный марш", В. Агапкин "Прощание славянки". |
Физическое развитие. | Участие в дидактических, сюжетно – ролевых, подвижных играх. | Подбирают атрибуты для сюжетно – ролевых игр. | Подбор игр 1. Сюжетно – ролевые: «Летчики», «Танкисты», «Мы военные разведчики». 2. Подвижные: «Переправа через мост", «Медсестры», «Перетягивание каната», «Сигнальные флажки». |
Взаимодействие с родителями. | Консультации «Как рассказать детям о войне», «Знакомьте детей с героическим прошлым». Памятка «Читаем детям о войне». | ||
3 этап – завершающий | |||
Оформление мини-музея. Оформление фотоальбома. Выставка поделок. Физкультурный досуг. | Участвуют в оформлении: - мини музея «Военная техника» - фотоальбома «Военные профессии» - выставки поделок «Нашим ветеранам» Участвуют в физкультурном досуге | Презентация проекта «Давным – давно была война». Физкультурный досуг «Буду в Армии служить» |