Социальные проекты «Мой край – мое дело!» Проект «Чистый микрорайон»

13
2
Материал опубликован 14 January 2017
 

Социальные  проекты «Мой край – мое дело!».

ПРОЕКТ «Чистый микрорайон»

 
   

Оглавление:

Актуальность и важность данной проблемы для города………………….......................3

Сбор и анализ информации по состоянию экологии микрорайона………...................5

План действий отряда………………………………………………………......................................7

Реализация плана действий…………………………………………………...................................8

Нормативно-правовые документы…………………………………………...............................  9

Ожидаемы результаты…………………………………………………….......................................10

Библиография………………………………………………………………..........................................11

Приложение…………………………………………………………………...........................................12

I. Актуальность и важность данной проблемы.

Человек должен постоянно думать, что может сделать для мира, для города, для семьи…

Д. С. Лихачев

Современная экологическая обстановка в Архангельской области грозит экологической катастрофой глобального масштаба. По загрязнению воздуха фтороводородом и метилмеркаптаном Архангельская область занимает третье место в России за счет выбросов лесоперерабатывающей и бумажной промышленности. Сегодня человечество оказалось перед выбором: сохранить господствующий характер взаимоотношений с природой или полностью изменить сложившийся тип деятельности и сохранить биосферу в состоянии, пригодном для жизни и здоровья людей.

Самым экологически грязным районом города Архангельска является Привокзальный микрорайон, где находится наша школа. Почему? Именно этот район расположен на пути прохождения северных воздушных масс, где находятся основные источники загрязнения: ЦБК, ЛДК, ТЭЦ, Гидролизный завод, ядерный полигон на Новой Земле. Через Привокзальный район проходит железная дорога, находится автовокзал, что способствует скоплению большого количества углеродных соединений, в том числе сажи. Особенно привокзальный микрорайон ощущает дефицит зеленых насаждений, улавливающих углекислый газ и вредные примеси атмосферного воздуха.

Экологическое воспитание в современных условиях предполагает формирование экологической культуры детей, комплекса экологических знаний, бережного отношения к природе, практических навыков экологической деятельности».

Цель проекта:
создание условий для становления у молодежи активной жизненной позиции через организацию природоохранной и экологической деятельности.  

Задачи проекта:

привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества;

формирование у молодых людей чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в своем микрорайоне;

развитие навыков гражданского участия в решении актуальных социальных проблем во взаимодействии с органами власти.

Содержание проекта разрабатывается на основе принципов, позволяющих воспитывать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Основные принципы проекта:

Принцип творчества и свободы – создание необходимых условий для самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования.

Принцип гуманности – главной жизненной ценностью является ребенок и его здоровье

Принцип здорового образа жизни – гармония человека с природой, потребность быть здоровым.

Комплексный – воспитание любви и бережного отношения к природе, развитие интереса в деле сохранения и приумножения природных богатств.

Деятельностный – личность формируется не в вакууме, а в различных жизненных ситуациях, творчески делах, система человеческих взаимоотношений.

Участники проекта:

Руководитель проекта

Отряд «Зеленый патруль»

Координатор подпрограммы массовых мероприятий – заместитель директора по воспитательной работе

Специалист по обслуживанию технических средств обучения

Методическое обеспечение – библиотекарь школы

Педагог – организатор

Родители учащихся

Жители Привокзального микрорайона.

Труженики тыла и ветераны Великой Отечественной войны.

Воспитанники Центра развития ребенка.

Подготовка учащихся к работе над проектом

Что сделано:

раскрыта специфика проекта, определены пути решения важных экологических проблем в микрорайоне школы;

проанализирована ситуация на территории микрорайона;

проведена анкета с учащимися с целью выяснения уровня знаний о данной проблеме, желание детей участвовать в проекте.

Вопросы анкеты для учащихся:

Считаешь ли ты данную современную экологическую ситуацию важной и почему?

Могут ли школьники заниматься этой проблемой?

Что конкретно ты можешь сделать для улучшения экологического состояния окружающей среды?

Интересна ли тебе эта проблема и хотел(а) бы ты ей заниматься?

Знаешь ли ты источники загрязнения окружающей среды нашей области (в Северодвинске, Новодвинске, Плесецке)?

Что должны сделать администрация города, области для улучшения экологической ситуации?

Как решаются проблемы экологии в микрорайоне?

Итог:

Четко сформулировано представление учащихся по данной проблеме в микрорайоне.

Школьники ознакомлены с деятельностью органов власти по решению данной проблемы.

Учащиеся ознакомлены со спецификой работы по охране окружающей среды.

Выяснено отношение детей к данной проблеме и их желание участвовать в ее решении.

Почти все учащиеся понимают значимость и важность данной проблемы и готовы участвовать в ее решении, оказывая свою посильную помощь. Проблемы охраны окружающей среды прививают учащимся чувство ответственности за окружающую нас природу – во всех ее проявлениях, помогают верно служить закону сохранения Природы и Человека.

II. Сбор и анализ информации по избранной теме

посещение библиотек (подшивки газет, журналы, интернет);

просмотр кинофильмов;

экскурсии в музеи;

работы с законодательными документами по проблеме;

письма и телефонные звонки в органы администрации города, области;

социологический опрос для родителей, взрослого населения, представителей органов власти.

Информация о социологическом опросе родителей:

Фамилия, имя, отчество.

Место работы.

Должность.

Насколько важна проблема экологического состояния окружающей среды в нашем городе?

Насколько значима эта проблема в масштабах страны?

Должны ли заниматься решением этой проблемы представители власти?

Ваши предложения по решению данной проблемы?

Интересна ли Вам эта проблема?

Позволяют ли существующие законы решать проблемы современной экологической ситуации?

ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА НАСЕЛЕНИЯ МИКРОРАЙОНА

Выберите на ваш взгляд ту общественно значимую проблему, которая волнует наш микрорайон:

работа общественного транспорта;

сохранение зеленых насаждений;

загрязнение окружающей среды;

состояние микрорайона.

Почему вы выбрали данную проблему?

что лично вы можете сделать в решении данной проблемы?

Итог:

Проблема экологии, охраны окружающей среды очень актуальна не только в нашем городе, но и в стране. Она вызывает интерес у детей и взрослого населения. Правительство и органы местной власти должны серьезно заниматься решением проблемы. Человек физически и духовно связан с природой. Он находится в процессе постоянного обмена с нею, чтобы сохранить свою жизнь. Экологические знания необходимы, чтоб человек мог целенаправленно менять окружающую среду, заботится о чистоте воды, воздуха, почвы. Экологический подход предполагает любовь к родному очагу, природе своего родного северного края, Родине. Среди множества проблем, таких как, бездорожье, освещение, вопиющей проблемой – стала проблема мусора на улицах города.

III. План действий

Помогите нам построить

Новый город, город-сад,

Для природы не опасный,

Славный, чистый Экоград.

Работу над проектом начали с изучения материалов от экологии своего родного города:

изучение нормативно-правовых документов;

изучение публикаций в СМИ;

знакомство с материалами из книг, видеоматериалов.

Проведен социологический опрос учащихся школы, родителей, жителей привокзального микрорайона по данной проблеме.

Встреча с депутатом городского совета депутатов Кононовой Л. П.

Экскурсии на предприятия ЦБК;

Водорослевый комбинат.

Сотрудничество с Архангельскими областным краеведческим музеем.

Участие в городской акции «Мой город, мой двор».

Организация акции в привокзальном микрорайоне «Чистый микрорайон».

Подготовка и проведение декады экологии «Окружающий мир и здоровье»:

участие в викторине «Чудесный мир природы»;

конкурс рисунков «Как прекрасен этот мир»;

фотоконкурс «Необычное в обычном»;

игровая программа, посвященная Дню птиц «Сойки, дрозды, свиристели на праздник к нам прилетели»;

турнир эрудитов «Знатоки природы. Тайны и загадки природы»;

школьный праздник посвященный «Международному дню Земли»;

брейн-ринг «Экология нашего города»;

интеллектуальная игра-путешествие по станциям;

«Всегда и везде человек нуждается в воде».

Проведение радиопередач по теме: «Флора и фауна моего края».

Просмотр кинофильмов по охране окружающей среды.

Ведение рубрики «В мире экологии» в школьной газете.

Проведение практических занятий «Эколектория» с учащимися третьих классов.

Выращивание домашних или комнатных цветов с целью вручения ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.

Анкетирование ветеранов (см приложение)

Организация совместной деятельности учащихся с воспитанниками Центра развития ребенка МДОУ № 96 «Сосенка» по обучению дошкольников уходу за комнатными растениями и их пересадке.

Создание «зеленой зоны» в микрорайоне.

Проведение акции «Связь поколений». Участие в акции «Подари настроение» – посещение квартир ветеранов с целью вручения подарков цветов, выращенных руками членов отряда «Зелёный патруль», подарок к 65-летию победы.

Разработка и распространение памятки «Жителям Привокзального микрорайона».

Итог: получена всеобъемлющая доступная информация по проблеме окружающей среды из СМИ (подшивки газет, журналов), библиотек (книги, журналы, газеты, интернет), поездок и экскурсий в музеи, на предприятия города, встреч и бесед с представителями органов власти; информация из интервью.

IV. Реализация плана действий

Изучение богатства природного наследия родного северного края.

Обогащение учащихся знаниями и опытам общения с природой.

Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора.

Получение хорошей базы знаний для самоопределения и профориентации учащихся.

Формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине.

Воспитание экологической культуры школьников.

Привлечение учащихся I и II ступеней обучения к изучению основ экологических знаний.

Учащиеся в нашей школе не остаются равнодушными к проблемам охраны окружающей среды и благоустройства улиц города. Предложение о создании «зеленой зоны» целиком поддержала депутат городского совета депутатов Л. П. Кононова:

«Я готова обеспечить финансовую поддержку данного предложения. И надеюсь, что вашими стараниями «зеленая зона» будет создана. Обязуюсь в течение апреля – мая заняться вопросом приобретения саженцев».

На вопрос об утилизации отходов Людмила Павловна ответила:

«Эта проблема серьезная, но она решается. Отходы собраны с целью переработки их в удобрения. Закупается оборудование по изготовлению удобрений из отходов».

По вопросу благоустройству улиц города мы встретились с депутатом областного совета депутатов Виноградовой Н. и ознакомили ее с состоянием улиц нашего привокзального микрорайона и обсудили условия договора о проведении акций «Чистый микрорайон «Улицы образцового содержания», «Мой город мой двор». Виноградова  Н. И. поблагодарила ребят за начатую ими работу.

Она сказала:

«Что сегодня нам нужна не равнодушная хозяйственная молодежь».

И добавила:

«Что всегда готова сотрудничать с нами».

Была организована фотовыставка на тему «Улицы моего города». На выставке были представлены фотографии, отражающие состояние улиц привокзального района. О результатах мониторинга обследования улиц написали статью в газету «Правда Севера». Школа постоянно участвует в субботниках, проводимых в микрорайоне.

Изучение нормативно-правовых документов

Конституция РФ, статья 42: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Конституция РФ, статья 58: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

УК РФ, статья 251: «Нарушение правил выбросов в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнению или иное изменение природных свойств воздуха наказуемо».

Закон РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19 декабря 1991 года.

Закон РСФСР «Об санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 года.

Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года.

Федеральные законы:

«О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 года.

«О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 года.

«Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года.

«Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года.

V. Ожидаемые результаты. 

Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности учащихся, заинтересованных в том, чтобы внести свой личный вклад в решение социальных проблем.

Познакомить учащихся с простейшими методиками исследования окружающей среды.

Вовлечение подростков в поисково-исследовательскую деятельность и простейший мониторинг окружающей среды.

Возможность принятия практического участия учащихся в решении социальных проблем.

Взаимодействие и связь со структурами власти.

Создание «зеленой зоны».

Мы хотим добиться появления в нашем микрорайоне:

достаточного количества урн для мусора

скамеек для отдыха

домов покрашенных в яркие цвета

побольше деревьев и кустарников

площадок для выгула собак

беседок для отдыха пожилых людей фонарей

Библиография

Балабашева В. В., Максимцева Т. А., Предметные недели в школе – Волгоград: учитель, 1997 г.

Белогубова М. Н., Социально-экологические проблемы европейского севера. - Архангельск,1991.

Боголюбов С. А., Экология. – М.: Просвещение,1987.

Дмитриев Ю. Д., Занимательная биология: Большая книга леса. – М.: Дрофа, 1996.

Иванушкина Л. С., Культура здоровья. //Первое сентября 2006-N1- с 22.

Копосова Т. С., Морозова Л. В., Лабораторный практикум по экологии человека: УМК - Архангельск: ПГУ, 2002.

Крутова Л. Н., Андреева Н. В., Алексеева Т. И., Модно быть здоровым // Классный руководитель – М: 2007, N7-с 110.

Оуэн О. С., Охрана природных ресурсов. – М.: Мир, 1988.

Новиков Ю. В., Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991.

Формы экологического образования в школе: УМК (Под редакцией Сковородкина В. А., Сковородкиной.) - Арх.: ПГУ,1994.

Экология. Город здоровья. Азбука экологической безопасности.- Волгоград: Центр экологического обучения, 2001.

Результаты опроса учащихся

1. Считаешь ли ты проблему важной?

2. Знаешь ли ты, как заботятся об охране окружающей среды в нашем городе?

3. Могут ли школьники заниматься этой проблемой?

4. Интересна ли тебе эта проблема и хотел бы ты ей заниматься?

5. Что ты можешь сделать для решения этой проблемы?

участвовать в посадке зеленых насаждений;

проводить пропагандистскую работу;

заботиться о чистоте территории возле дома и школы;

не мусорить на природе;

не бросать бумажки, бутылки, окурки на улице.

Результаты опроса родителей

1. Важна ли проблема охраны окружающей среды в нашем городе?

2. Значима ли эта проблема в масштабах страны?

3. Должны ли заниматься решением этой проблемы органы власти?

 

4. Волнует ли Вас эта проблема?

5. Позволяют ли существующие законы решать экологические проблемы города?

Анкета для ветеранов:

  • Какие цветы вы любите?

  • С какой целью выращивают домашние растения?

  • Доставляет ли удовольствие выращивание комнатных растений?

  • Сколько времени вы тратите на уход за цветами?

  • Как комнатные цветы влияют на здоровье человека?

ВОПРОСЫ СОЦИАЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА НАСЕЛЕНИЯ МИКРОРАЙОНА

Выберите на ваш взгляд ту общественно значимую проблему, которая волнует наш микрорайон:

работа общественного транспорта;

сохранение зеленых насаждений;

загрязнение окружающей среды;

состояние микрорайона.

Почему вы выбрали данную проблему?

что лично вы можете сделать в решении данной проблемы?


 

ОХВАТ СОЦИАЛОГИЧЕСИМ ОПРОСОМ НАСЕЛЕНИЯ СОСТАВИЛ 239 ЧЕЛОВЕК (жителей привокзального микрорайона)

Результаты первого вопроса показали:

Результаты второго вопроса выявили, что в первую очередь жителей микрорайона волнуют проблемы здоровья (43 %) и не эстетичность и не благоустроенность улиц (32 %).

 

Обработка третьего вопроса показала, что

Вывод: Результаты социального опроса показали, что жители привокзального микрорайона обеспокоены проблемой окружающей среды и состоянием улиц города.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Татьяна Петровна! Спасибо большое за такой чудесный материал! Я с удовольствием познакомилась с проблемой, работой по реализации проекта, заключением. Работа проведена большая, интересная. Особенно мне понравилось, что дети с удовольствием занимаются проектной деятельностью, умеют обосновать свои наблюдения и сделать выводы. Всего доброго Вам! Успехов! Зоя.

12 February 2017

Замечательно! Огромное спасибо за добрые слова и высокую оценку нашей работы!

13 April 2017