Урок родного (русского) языка в 3 классе «Дело мастера боится»
Название конкурсной работы: «Дело мастера боится»
Введение.
Урок родного (русского) языка в 3 классе «Дело мастера боится» целью которого является приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку в ходе изучения слов, названий занятий людей. Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО.
В ходе урока дети должны были подтвердить или опровергнуть гипотезу, которую они выдвинули. Для достижения цели были использованы на разных этапах урока: Прием «Яркое пятно» (песенка из к\ф «Про Красную Шапочку»; прием «Облако слов»; Игра «Найди пару»; задание «Подбери синоним»; составление кластера. Использовались различные формы организации детей: работа в группах, в парах, индивидуальная и фронтальная работа. Данный урок содержит коучинговые инструменты: «Шкала», Мозговой штурм WORLD CAFE, беседа с детьми проводилась посредством сильных вопросов. Урок был построен в соответствии со структурой в технологии РКМЧП: три стадии «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия». Все этапы урока были логически взаимосвязаны, и работали на достижение поставленной цели.
Конспект урока
Тема: «Дело мастера боится»
Цель урока: приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку в ходе изучения слов, названий занятий людей.
Задачи:
Образовательная: изучение исторических фактов развития языка;
Воспитательная: включение учащихся в практическую речевую деятельность
Развивающая: совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
Планируемый результат:
Дети научатся:
Выполнять некоторые методы познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ);
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (слова, названия занятия людей);
понимать значения русских пословиц, связанных с темой урока.
1 стадия «Вызов» 5 минут
Песенка про мастера из к/ф «О Красной шапочке»
https://drive.google.com/file/d/12Jdpo2iOZqTI2GhI01wg2Q_mOJqz2Emx/view?usp=sharing
- Ребята, о ком эта песенка?
- Кого мы называем мастерами? (тех, кто хорошо выполняет свое дело)
- Не даром говорится, что … «Дело мастера боится».
(Открываю доску, на которой надпись)
- Так звучит тема нашего урока.
- С каким понятием мы связываем слова: дело и мастер? (работа, профессия)
- Много ли вы знаете о профессиях? У вас на столах лежит шкала. Отметьте на ней уровень ваших знаний от 1 до 10, где 1 – почти ничего не знаю, 10 – знаю достаточно много.
- Ребята, чего вы ждете от сегодняшнего урока?
- Как вы считаете, чего больше профессий или слов, называющих профессии?
Записываем гипотезу: «…..»
- Как мы можем проверить нашу гипотезу? (провести эксперимент, наблюдение, найти и проанализировать информацию, спросить)
-Правильно.
2 стадия «Осмысление» 20 минут
- Есть профессии, которые нужны везде, поэтому у всех народов есть учителя, доктора, пекари, повара, строители. А есть профессии, которые связаны с условиями жизни людей: не может быть дровосека там, где нет леса, рыбака – там, где нет моря или реки. У России всегда была большая территория, было много лесов, полей, озёр, рек, поэтому было много земледельцев, хлебопашцев, рыболовов, лесорубов.
- Иногда по фамилии человека можно узнать, кем по профессии были его далекие предки, потому что некоторые фамилии указывают на род занятий. Спишите фамилии, рядом запишите профессию, от которой образована эта фамилия. (проверка по эталону)
https://drive.google.com/file/d/17usajm8maYqRY3iii8GYHCCdBnIT16iy/view?usp=sharing
- Все ли перечисленные профессии существуют до сих пор? (нет)
- А встречались ли вам где-нибудь названия этих профессий: в песнях, книгах? «Ямщик, не гони лошадей»; «Жаль, не выбираем мы эпохи,
Где рождаемся, тоскуем и живем.
Мне б родиться при Царе Горохе -
Был бы я отличным звонарем.»
- Профессия может исчезнуть, а слово остается в песнях, книгах. Такие слова мы не употребляем часто, их называют «устаревшие».
- Слово «лекарь» сегодня называется по-другому. Кто сможет подобрать синоним?
- У вас на столах лежат конверты, в них есть картины, с изображением профессий и названия этих картин. Соедините названия и картины.
- Все справились? Возникли сложности? Почему возникли сложности? (сейчас эти профессии не так распространены, названия широко не употребляем, выглядят по-другому). Где мы можем узнать значения незнакомых слов? (Словари, интернет, спросить, кюар-код)(проверка на интерактивной доске)
http://learningapps.org/user/АнаньеваНА338
- Ребята, ваши листочки помечены каким-либо цветом, посмотрите на метку и найдите глазками стол, который помечен также. Тихонько, не толкаясь, пройдите к этому столу. Каждая группа выбирает «Хранителя знаний своего стола».
- На каждом столе есть слова, значение которых вы должны найти в «Толковых словариках». Посмотрите это новые слова или устаревшие? Выделите эти слова в словарике и прочитайте их значения. Как мы можем назвать эти слова? (синонимы).
1-й стол «Ямщик, извозчик»
2-й стол «Коробейник, лавочник»
3-й стол «Плотник, столяр»
- Поменяйтесь столами. Хранители знаний остаются на месте, чтобы рассказать о своей работе.
Дети смотрят наработки, выполненные предыдущей командой, хранители рассказывают о своей работе.
- Прочитайте значение слов, которые выделены в словариках и выберите, к какой категории относятся эти слова: «строительство», «транспорт», «торговля». Найдите на столе облако, напишите на нем выбранную категорию и данные слова. Поменяйтесь столами, по стрелке. Хранители знаний остаются на месте.
Дети смотрят наработки, выполненные предыдущей командой, хранители рассказывают о своей работе.
- Появляются новые профессии и вместе с ними новые слова, которые эти профессии называют. Посмотрите, пожалуйста, к какой категории отнесли слова ваши одноклассники, если согласны с выбранной категорией, то напишите на облаках слова-названия новых профессий, которые можно отнести к этой же категории. Пишите по очереди. Еще раз пройдите по стрелке, вернитесь к своим столам. Посмотрите на полученный результат, если у вас есть чем дополнить, или вы хотите что-то исправить, сделайте это и поместите облако на доску.
- Садитесь на свои места.
3 стадия «Рефлексия» 5 минут
Составляем кластер.
-Давайте подведем итог. (на доску) Профессии могут исчезнуть, но слова, их называющие остаются. Появляются также новые названия существующих профессий. Появляются новые профессии и новые слова, их называющие. Значит, слов, обозначающих профессии больше, чем самих профессий. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась (не подтвердилась).
- Увеличились ли ваши знания о профессиях? Отметьте это на шкале.
- Что дал вам, ребята, сегодняшний урок? Что оказалось наиболее интересным интересным?
- Спасибо за урок. Всем сегодня 5. Домашнее задание: Записать четыре слова, обозначающих названия профессий, образованных от существительных с помощью суффиксов.
Заключение.
Применение на уроке коучинговых технологий позволило детям раскрыться, почувствовать себя успешными. Формирование коллективного опыта, знаний, обмен мнениями по разным вопросам помогли всем, без исключения, достичь поставленной цели. Так же ребята смогли реально оценить свои знания и сделать выводы о ценности урока для них. Урок получился насыщенным и интересным.
Пролубщикова Наталья Владимировна
Голдина Лилия Вильевна
Лапина Светлана Александровна
Дармина Елена Николаевна