Творческий проект «Этих дней не смолкнет слава»
Творческий проект «Этих дней не смолкнет слава!»
Цель: накопление творческого опыта.
Структура: подчинена конечному результату.
Результат: концерт, с четко продуманной структурой.
Этапы работы над проектом:
Начальный этап * -определение темы
-объединение в группы
-составления плана
-формулировка цели
Основной этап * -поиск источников
-анализ способов и целей работы
Заключительный этап * -подготовка и защита проектов
-обсуждение результата работы
Участники проекта:
дети подготовительной к школе группы, семьи воспитанников, педагоги и сотрудники детского сада.
Цели:
- воспитывать любовь к России, чувство патриотизма;
-формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории России;
-воспитывать уважение к памяти прошлых лет;
- воспитывать уважение к людям;
- популяризировать базисные семейные ценности;
-воспитывать толерантность;
-развивать творчество детей, активное эмоциональное и эстетическое восприятие с помощью музыкального, поэтического и художественного образа.
Время проведения:
Краткосрочный проект: май 2018 года .
Актуальность.
В современных условиях развития России становится совершенно необходимым развитие целенаправленных программ возрождения духовных традиций, ценностей, воспитания молодежи в духе патриотизма, любви к своей стране, к Отечеству. Особенно значимость проведения мер по обучению будущего поколения истории страны, прививания патриотизма актуальны в нынешних политических условия. События, происходящие в Украине, с братским народом, присоединение Крыма, санкции Европейского Сообщества и других континентов. И, я считаю, что доля патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях заметно усилилась. Больше времени стало уделяться беседам с ветеранами, авторами книг о ВОВ, уходу за памятниками, братскими могилами, чтению тематических стихотворений, проведению патриотических мероприятий, пению и прослушиванию песен ушедшего вдаль военного времени. Ведь только таким образом возможно воспитать в новой, молодой «волне» россиян чувства безграничной любви к истории станы, к родимой земле, к бессмертным подвигам предков во имя нашего светлого будущего и мирного неба над головами. Каждый период нашей истории оставляет нам «шедевры песенного творчества», значимость которых, зачастую, удается оценить лишь спустя многие годы. Время неумолимо, оно «разрушает города и цивилизации», более того, оно властно над памятью людей, которые помнят только то, что хотят помнить. А вот песни остаются. Песни остаются и начинают жить своей жизнью и своим существованием заставляют нас снова и снова возвращаться к событиям давно ушедших дней. Песни, созданные в сороковых годах прошлого столетия, не исключение. Как бы ни отдалялись от нас годы битв с фашизмом, память о них не иссякает. Увлеченность музыкой занимает одно из ведущих мест среди пристрастий молодежи, и мало какое занятие может соперничать с ним по массовости, по количеству времени, которое посвящается прослушиванию песен. Но, к сожалению, современная молодежь стала забывать песни, которые напрямую связаны с самыми тяжелыми и славными событиями в нашей истории. Совершенно естественно, что современные ребята предпочитают несколько иную музыку. Это могут быть рок, поп, джаз и т. д., зачастую зарубежных исполнителей. Молодежь непринужденно заучивает тексты наизусть, тем самым пополняя свой словарный запас; я считаю, что здесь нет ничего пагубно влияющего. Но, к сожалению, её огромный наплыв, а также разнообразность возможностей её прослушивания не оставляют места для отечественных песен, в особенности для песен Священной Войны, которую забыть нельзя. Ведь, как известно, если забыть о войне, то всегда начинается новая. Таким образом, ребята не знают и, зачастую, даже не хотят знать своей истории. Их разум становится затуманенным зарубежной культурой и творчеством. Как говорит известная мудрость: «Кто не знает своей истории, тот не имеет будущего». А хотим ли мы с вами быть страной «без будущего»?! Это, пожалуй, главный вопрос, который нужно задать подрастающему поколению.
Военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Последовательность прохождения проекта.
Первый этап.
«Вставай страна огромная…»
Форма НОД: музыкально-художественная, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, коммуникативная, познавательная.
Форма организации: группа.
Цель: направлять внимание детей на нравственно- эстетическую оценку содержания прослушанного произведения.
Задачи:
Образовательные- дать понятие о значении песни в жизни народа в дни Великой Отечественной войны, формировать представление о жанре «песня».
Развивающие- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, используя в качестве примера песню А.Александрова «Священная война», дифференцированное восприятие средств музыкальной выразительности
Воспитательные – побуждать детей к сопереживанию событий военных лет, воспитывать уважение к героическому прошлому нашей Родины.
Материал и оборудование: аудиозапись – «Военный марш» Г.Свиридов, «Священная война» А.Александров, «Симфония № 7» С.Прокофьев, фотоальбом «Мы отстояли ту весну»
Словарь(музыка) грозная, призывная, решительная
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, разучивание стихов рассматривание иллюстраций и картин.
Создание слайдов «Этих дней не смолкнет слава».
Экскурсии в музей боевой славы в/ч Чебаркульского гарнизона.
Практический выход:
Тематическое занятие по слушанию «Вставай страна огромная»
Второй этап.
«После боя сердце просит музыки вдвойне»
Задачи:
Образовательные – знакомить с лучшими лирическими песнями военных лет , формировать у детей умение связывать средства музыкальной выразительности с содержанием музыки, обогащать высказывание детей об эмоционально-образном содержании музыки
Развивающие - развивать музыкальную память, умение характеризовать музыкальное произведение песенного жанра, создавать условия для творческих проявлений детей, учить детей эмоционально передавать характер героя;
Воспитательные - воспитывать такие нравственные качества, как доброта, отзывчивость, чуткость, воспитывать эстетический и музыкальный вкус, формировать понятие о верности и дружбе.
Словарь новых слов: тяжесть разлуки, душевный стержень, грусть, печаль, уставшая, прощальная.
Материал и оборудование: аудиозапись «На солнечной поляночке» В.Соловьева-Седого; «Темная ночь» Н.Богословского; «Вечер на рейде»В.Соловьева-Седого; «Дороги» А.Новиков; «Синий платочек»Г.Петербургского.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, разучивание стихов, рассматривание иллюстраций и картин с военной тематикой.
Создание выставки рисунков «Долгая дорога войны»
Разучивание песен, танцев.
Изготовление костюмов к танцу «Синий платочек»
Привлечение родителей к участию в празднике.
Практический выход:
Интегрированное занятие «После боя сердце просит музыки вдвойне»
Третий этап.
«Память народная в песнях живет»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Тип: интегрированный
Формы НОД: музыкально-художественная, коммуникативная, познавательная.
Цель: развивать у детей представление о выразительных возможностях музыки, ее способности отражать явления жизни. Побуждать детей различать настроения, чувства, выраженные в музыке; определять роль средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа
Задачи:
Образовательные - знакомить с песнями о войне, созданными после победы, продолжать учить характеризовать содержание песен.
Развивающие –обогащать «образный словарь» детей, развивать внимание, музыкальное восприятие, музыкальную память.
Воспитательные – воспитывать бережное отношение к народной памяти.
Словарь новых слов: «душа волнуется», непобедимая.
Материал и оборудование: фото слайд –фильм «Долгая дорога войны», аудиозапись «День Победы»Д.Тухманова, «Дети войны» в исполнении Т.Гвирцетелли.
Предварительная работа:
Разучивание стихов, рассматривание иллюстраций и картин с военной тематикой.
Создание слайд –фильма «Долгая дорога войны»
Разучивание песен, танцев, драматизации эпизодических сцен.
Изготовление костюмов к танцу «Дети войны»
Привлечение родителей к участию в празднике.
Практический выход:
Праздник «Память народная в песнях живет»
Заключительный этап проекта.
Данный проект осуществлялся в рамках педагогического процесса ДОУ с детьми - в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребёнка, самостоятельной детской деятельности; с педагогами - в условиях проведения активной работы по теме проекта; с родителями – в условиях сотрудничества, заинтересованности, объединения усилий и стремлений.
Наибольшее значение имеет интеграция образовательных областей. Так, наряду с музыкальной деятельностью, важна деятельность воспитателя, инструктора по физической культуре, методического отдела.
При работе с детьми нужно учитывать возрастные особенности, физическое и психическое развитие детей, индивидуальные особенности детей. Данный педагогический опыт социально значим, так как непосредственно связан с обществом, с отношением к окружающему миру, к людям, к стране в целом. Проводя работу в этом ключе, мы помогаем детям войти во взрослый мир с уже сформированными задатками. Ребёнок в подготовительной группе уже способен понимать важность праздника Дня Победы, проявлять своё отношение к этому событию.
Участие в мероприятиях города в связи с празднованием праздника «День Победы»: концерт на площади им.Ленина; парад воинской дивизии по городу; шествие «Бессмертного полка»; возложение цветов детьми в городском парке Победы у вечного огня, было удачным завершением проектной деятельности.