Проект: «Финансовая грамотность или как правильно управлять бюджетом»
Проект: «Финансовая грамотность или как правильно управлять бюджетом».
старший воспитатель
Африкантова Татьяна Сергеевна,
МБУ «Школа №23» СП ДС «Жар-птица», г.Тольятти.
Название проекта: «Финансовая грамотность или как правильно управлять бюджетом»
Актуальность проблемы, на решение которой направлен проект. Актуальность данного направления работы заключается в формировании полезных привычек у детей дошкольного возраста в сфере финансовой деятельности. Ведь грамотное отношение к собственным сбережениям и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает стартовые возможности и способности к финансовому благополучию ребёнка в будущем. Практически каждый из нас принимает решения по ведению личного и семейного бюджета, осуществлению денежных платежей и переводов, обращению к услугам банков и страховых организаций. Многие вопросы наших взаимоотношений с государством, включая уплату налогов, получение социальной поддержки, пенсионное обеспечение связаны с финансовой проблематикой.
Дети и взрослые, должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДОО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Данный проект был разработан мною, после прохождения курсов повышения квалификации в:
- ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» по направлению «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся», в объеме 72 часов.
-Тольяттинский государственный университет по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО», в объеме 36 часов.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Социальная значимость проекта правильное формирование
финансовой грамотности при интенсивной просветительской работе по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения.
Новизна проекта.
Данный проект разработан для финансового просвещения всех групп населения через медиаканалы. В проекте используются авторские интерактивные игры.
Цель проекта.
Формирование основ финансовой грамотности, разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.
Задачи проекта.
- Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: деньги, доход, расход, зарплата, пенсия, стипендия, детское пособие, прибыль от выращенного урожая.
- Создание и публикация на странице сообщества дошкольного учреждения ВКОНТАКТЕ информационных бюллетеней на темы: «Деньги», «Доход», «Расход», «Зарплата», «Пенсия», «Стипендия», «Детское пособие», «Прибыль от выращенного урожая».
- Дать представление о рекламе.
- Пробуждать здоровый интерес к деньгам.
-Обучение детей элементам экономических отношений, используя определённые правила и схемы.
-Создание условий для развития наблюдательности и познавательных способностей детей в ДОУ с целью приобщения их к миру экономической действительности.
-Организация сотрудничества педагогов, детей и родителей с целью формирования основ финансовой грамотности и участия в проектной деятельности в ДОУ.
7.Целевая аудитория. Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, специалисты детского сада.
Социальные партнеры: Библиотека №4 им.Г.Х.Андерсена, Сбербанк России.
8.Сроки реализации проекта. Среднесрочный – рассчитан на 1-2 месяца.
9.Механизм реализации проекта.
- Консультации для родителей воспитанников и педагогов;
- разработка авторских интерактивных игр по финансовой грамотности;
-разработка конспекта открытого занятия по формированию основ финансовой грамотности детей 6-7 лет по теме «Семейный бюджет».
- разработка бюллетеней по финансовой грамотности;
-выставка совместной работы ребенок-родитель «Мы копилку смастерим и монетку сохраним!»
- трансляция опыта.
10. План реализации проекта.
№ | Тема | Ответственные | Ожидаемые результаты |
1. | Педагогический совет №3 «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». | Старший воспитатель | Педагоги познакомились с проектом. |
2. | Разработка перспективного плана работы с детьми. | Старший воспитатель | Разработан перспективный план по работе с детьми. |
3. | Составление плана-графика повышения квалификации. | Старший воспитатель | Составлен план-график по повышению профессиональных компетенций педагогов. |
4. | Разработка авторских интерактивных игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста. | Старший воспитатель Африкантова Т.С. | Картотека интерактивных игр. |
5. | Разработка открытого итогового мероприятия по формированию основ финансовой грамотности детей 6-7 лет по теме «Семейный бюджет». | Старший воспитатель Африкантова Т.С. | Конспект НОД. |
6. | Подбор методических рекомендаций для педагогов по изучению литературы по финансовой грамотности дошкольников Подбор диагностического инструментария. | Старший воспитатель | Методические рекомендации, консультации, памятки. Диагностический инструментарий. |
7. | Разработка консультаций и рекомендаций, папок-передвижек для родителей, тематических памяток по формированию финансовой грамотности дошкольников | Старший воспитатель | Консультации, рекомендации, памятки. |
8. | Вовлечение в образовательный процесс по обучению дошкольников финансовой грамотности (проведение деловых игр). Викторина с родителями «По дорогам финансовой грамотности». Цель: Вовлечение родителей в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников. Расширить представление родителей об их роли в развитии финансовой грамотности дошкольников. | Старший воспитатель | Совместная работа педагога и родителей. |
9. | Конкурс учрежденческий «Мы копилку смастерим и монетку сохраним!» | Старший воспитатель | Выставка копилок. |
10. | Разработка бюллетеней на темы: «Деньги», «Доход», «Расход», «Зарплата», «Пенсия», «Стипендия», «Детское пособие», «Прибыль от выращенного урожая». | Старший воспитатель Африкантова Т.С. | Информационные бюллетени размещенные в сообществе ВКОНТАКТЕ для просвещения населения. |
11. | Участие в конкурсах по финансовой грамотности. | Педагоги ДОУ, воспитанники. | Диплом, сертификат. |
План по работе с детьми. | |||
№ | Мероприятия. | Программное содержание | |
1. | Беседа: «Что такое деньги?» Беседа «В общем о деньгах» | Изображения разных предметов, которые играли роль денег; коллекционный альбом с купюрами и монетами. | |
2. | Беседа: «Что лучше - копить или тратить?» | Совместное составление правил обращения с деньгами. | |
3. | Чтение художественной литературы | Чтение пословиц и поговорок, сказок «Приключение Буратино, «Муха – Цокотуха», «Как старик корову продавал», «Жадный мельник», «Кот в сапогах», «Добрый жаворонок», «Скупой» и др., отгадывание загадок | |
4. | Составление рассказов на темы: «Доходы и расходы моей семьи», «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым». | Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д. | |
5. | Дидактические игры: «Что продается в магазине?»,
«Давай положим в корзинку», «Какой товар лишний?», «Что забыли положить в корзинку?», «Все по полочкам», «Путаница», «Что сколько стоит». | Цель – формирование у детей представления о товаре. Цель – закрепление у детей представления о товаре. Цель – закрепление у детей понятия «товар». Цель – формирование представления у детей о «категории товара». Цель – закрепление понятия «категория товара». Цель – закрепление понятия «категория товара». Цель – познакомить с понятием «цена». | |
6. | Сюжетно-ролевые игры: Сюжетно-ролевая игра «В банке» Сюжетно-ролевая игра «В магазине». Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек». | 1.Задачи: -Формировать знания о работниках банка: кассир, специалист отдела. -Учить выполнять элементарные трудовые действия в соответствие с выбранной ролью. -Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, воспитывать культуру поведения в банке. -Развивать интерес к профессиям. -Показать значимость данного труда для людей. 2. Задачи: -Формировать знания о работниках магазина: кассир, продавец, кладовщик, грузчик, водитель. -Учить выполнять элементарные трудовые действия в соответствие с выбранной ролью. -Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, воспитывать культуру поведения в магазине. -Развивать интерес к профессиям. -Показать значимость данного труда для людей. 3. Задачи: -Учить детей объединяться для игры. -Развивать умение распределять роли, брать на себя роль, подбирать необходимые для игры атрибуты. -Воспитывать умение общаться как «покупатель» и «продавец», вести диалог о продуктах, их свойствах, употребляя в речи прилагательные. -Развивать интерес к профессиям. -Показать значимость данного труда для людей. | |
7. | Организованная образовательная деятельность. | Картотека ООД по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста. | |
8. | Образовательный интерактив. Создание картотека интеллектуальных игр по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста: «Деньги», «Покупки по плану», «Размен», «Доход-расход». Цель: Знакомство воспитанников старшего дошкольного возраста с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры.
| Ноутбук. Игра «Деньги». Игровые правила: Ребенок покупает товары, нажимая мышкой на деньги разного наминала, при нажатии на деньги они оказываются на тарелки для денег. После этого берет товар, нажимая на него мышкой, товар оказывается в корзине. По завершению покупки продавец проверяет верно/неверно она выполнена. Если покупка оплачена верно, то нажимает на знак «Веселый смайлик», а если неверно , то нажимает на «Грустный смайлик». Игровое содержание (ход игры): Ведущий ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки. Игра «Покупки по плану». Ход игры: На слайде дается карточка «Список покупок», нужно прочитать и собрать товары в корзину. Правила игры: Ребенок-покупатель нажимает мышкой на нужный товар, он оказывается в корзине. Ребенок-продавец проверяет правильность покупки и нажимает на «Веселый смайлик» при правильном сборе товаров, «Грустный смайлик» при ошибке. Игра «Размен». Ход игры: На слайде представлены банкноты и мелочь, необходимо разменять предложенные банкноты мелочью. Правила игры: Ребенок с помощью мышки нажимает на монеты, они перемещаются под купюру. Взрослый проверяет, если верно, то нажимает на «Веселый смайлик», если допущена ошибка на «Грустный смайлик». Игра «Доход-расход». Ход игры: На слайде представлены картинки силуэты членов семьи в различных ситуациях, ребенок должен определить, что означает та или иная ситуация и поставить «+» или «-», где «+» это доход, а «-» –расход. Мама получила зарплату – доход, папа получил премию- доход, сестра потеряла кошелек -расход, бабушка –заболела -расход. Правила игры: Ребенок нажимает мышкой на плюс или минус, при правильном выборе, плюсы и минусы располагаются на нужных силуэтах. | |
9. | Квест-игра «В мире финансов». | Совершенствование умений воспитанников по вопросам финансовой грамотности. | |
10. | Детская районная библиотека №4. | Литературная викторина «Путешествие по стране финансовой грамотности». | |
11. | Итоговое мероприятие по формированию основ финансовой грамотности детей 6-7 лет по теме «Семейный бюджет». | Образовательные задачи: -Формировать общее представление воспитанников об экономике домашнего хозяйства. -Познакомить с терминами доходы, и расходы - текущие и основные, заработная плата, пенсия, стипендия. -Формировать умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики, и умения экономить самостоятельно Развивающие: -Развивать навыки диалогической речи воспитанников при ответах на вопросы. -Расширять и активизировать словарь воспитанников через усвоение новых терминов. -Развивать познавательную активность воспитанников при постановке вопросов. -Тренировать зрительную память через запоминание новых понятий. Воспитательные: -Способствовать подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. -Воспитывать уважительное и бережное отношение к деньгам как к результату оплаты труда членов семьи. |
Ожидаемые результаты проекта.
Воспитанники могут:
― Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории (Деньги», «Доход», «Расход», «Зарплата», «Пенсия» и пр.).
― Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
― Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд. ― Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
― Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей. ― Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
― Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Педагоги:
– Высокий уровень овладения методическими, технологическими знаниями по формированию экономических знаний у детей дошкольного возраста.
Родители (законные представители):
– Овладение родителями экономическими знаниями по ознакомлению детей дошкольного возраста с экономическими понятиями.
– Наличие предметно-развивающей среды в группе по ознакомлению детей с экономическими знаниями. В рамках реализации Проекта проводится мониторинг уровня финансовой грамотности.
13