Проект
«Фонетика для дошкольников»
Заказчик проекта: родители, творческая группа проведения декады « Язык родной дружи со мной».
Вид: творческий, игровой.
Продолжительность: долгосрочный (февраль- март).
Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, родители.
Данный проект проводится в рамках подготовки обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Проект реализуется совместно с воспитателями и родителями для активного развития фонематического восприятия детей. Проект включает мероприятия, направленные на ознакомление родителей с игровыми приёмами развития фонематического слуха детей в добуквенный период обучения грамоте.
Термин « фонетика» происходит от греч. слова phone – «звук» или «phonetikos» – «звуковой» и буквально значит «наука о звуках (речи)». Фонетику иногда так и определяют: «Фонетика- это наука о звуках речи». Но такое определение надо признать неполным и недостаточным, т.к. фонетика изучает не только звуки речи, а также и все звуковые средства языка, например, слоги, фонетические слова, такты, фразы, паузы, интонации. Поэтому общее определение должно быть широким.
Фонетика – это наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их отличительные признаки, их изменение в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей. Но основной частью фонетики является учение о звуках.
Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем».
Воспитание правильной и чистой речи – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма. Наша речь существует в устном и письменном виде, но поскольку речь сначала звучит и воспринимается слухом, то развитый фонематический слух – это база, на которой впоследствии формируется умение читать. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предпочитает точность слухового восприятия, звукоразличения, звуковой анализ речи. Но, к сожалению, в настоящее время отмечается значительный рост детей с недостаточно развитым фонематическим слухом и фонематическим восприятием, что отрицательно влияет не только на устную, но и письменную речь. Кроме того, количество детей, имеющих речевые трудности, продолжает неуклонно расти, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности всё меньше уделяют внимание развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. В связи с этим возникла идея создания творческого проекта “Фонетика для дошкольников”. Данный проект познакомит родителей с игровыми формам ознакомления детей со звуками, покажет важность добуквенного периода в обучении грамоте.
Цель: создание условий для развития фонематического слуха детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями и педагогами.
Задачи:
- включить родителей в процесс развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников;
-расширить предметно-развивающую среду в группе логопедическими играми и материалами,
-расширить знания и умения воспитателя по работе с детьми с речевыми нарушениями.
Планируемый результат:
- обогащение развивающей среды новым игровым оборудованием по развитию речи;
- создание электронной информационной папки для родителей и воспитателей по теме: «Развитие фонематического восприятия детей дошкольного возраста».
Продукт проекта: выставка «Красавицы-буквы» или «Звуковые клумбы и звуковые звезды» ( на выбор детей);
Содержание проекта
1.Организационный момент
- подбор методической и теоретической литературы по теме проекта;
- определение сроков проведения мероприятий .
-составление картотеки игр по развитию фонематических процессов .
2. Основной этап.
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки проведения |
Вечер загадок «Поющие звуки» (загадки - отгадки на гласные звуки). |
Воспитатели |
|
Конкурс «Сделай букву сам» (изготовление объемных букв родителями с детьми) |
Родители, воспитатели |
|
Выступления детей «Звуковой цветок или звезда». |
Воспитатели |
|
Создание буквенного фриза. |
Родители, дети |
|
Изготовление дидактической игры «Звуковые цепочки». |
Родители, воспитатели |
|
Интегрированное занятие «День рождения буквы Ш». |
Воспитатель |
|
Практикум для родителей «Фонетический серпантин» (игры на фонематическом материале). Консультация для родителей « Развиваем фонематическое восприятие». |
Логопед, психолог, воспитатели |
|
Игротека « Калейдоскоп Звуков» |
Ежедневно утром |
|
Родительское собрание « «Фонетика для дошкольников». |
Логопед, воспитатели |
|
Печатная информация в уголок для родителей: « Фонетика – это…»; « Шпаргалка для родителей»; « Развиваем фонематический слух» и др. Оформление буклета « Развиваем фонематический слух». |
Воспитатели |
|
Открытое занятие для родителей « Поможем Золушке и Снегурочке вернуться в сказки». |
Воспитатель |
Заключительный этап
Информирование о проведении проекта на сайте прогимназии.
Оформление накопительной папки проекта.
Перспектива дальнейшего развития проекта.
-Презентация проекта на МО воспитателей прогимназии.
- Использование материалов накопительной папки проекта другими педагогами.
Список литературы:
1.Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей -. СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с.
2.Миронова Н. М., Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической группы Издательство: Гном; 2014 г.
Панагушина Елена Аркадьевна
Голубчикова Светлана Сергеевна
Любовь Витальевна