12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мамонтова Людмила Николаевна105
Россия, Коми респ., Сыктывкар
Материал размещён в группе «Дошкольники»

Проект

«Фонетика для дошкольников»

Заказчик проекта: родители, творческая группа проведения декады « Язык родной дружи со мной».

Вид: творческий, игровой.

Продолжительность: долгосрочный (февраль- март).

Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, родители.

Данный проект проводится в рамках подготовки обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Проект реализуется совместно с воспитателями и родителями для активного развития фонематического восприятия детей. Проект включает мероприятия, направленные на ознакомление родителей с игровыми приёмами развития фонематического слуха детей в добуквенный период обучения грамоте.

Термин « фонетика» происходит от греч. слова phone – «звук» или «phonetikos» – «звуковой» и буквально значит «наука о звуках (речи)». Фонетику иногда так и определяют: «Фонетика- это наука о звуках речи». Но такое определение надо признать неполным и недостаточным, т.к. фонетика изучает не только звуки речи, а также и все звуковые средства языка, например, слоги, фонетические слова, такты, фразы, паузы, интонации. Поэтому общее определение должно быть широким.
Фонетика – это наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их отличительные признаки, их изменение в речевом потоке, их роль в функционировании
языка как средства общения людей. Но основной частью фонетики является учение о звуках.
Фонематический слух  - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем».

Воспитание правильной и чистой речи – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма. Наша речь существует в устном и письменном виде, но поскольку речь сначала звучит и воспринимается слухом, то развитый фонематический слух – это база, на которой впоследствии формируется умение читать. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предпочитает точность слухового восприятия, звукоразличения, звуковой анализ речи. Но, к сожалению, в настоящее время отмечается значительный рост детей с недостаточно развитым фонематическим слухом и фонематическим восприятием, что отрицательно влияет не только на устную, но и письменную речь. Кроме того, количество детей, имеющих речевые трудности, продолжает неуклонно расти, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности всё меньше уделяют внимание развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. В связи с этим возникла идея создания творческого проекта “Фонетика для дошкольников”. Данный проект познакомит родителей с игровыми формам ознакомления детей со звуками, покажет важность добуквенного периода в обучении грамоте.

Цель: создание условий для развития фонематического слуха детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями и педагогами.

Задачи:

- включить родителей в процесс развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников;

-расширить предметно-развивающую среду в группе логопедическими играми и материалами,

-расширить знания и умения воспитателя по работе с детьми с речевыми нарушениями.

Планируемый результат:

- обогащение развивающей среды новым игровым оборудованием по развитию речи;

- создание электронной информационной папки для родителей и воспитателей по теме: «Развитие фонематического восприятия детей дошкольного возраста».

Продукт проекта: выставка «Красавицы-буквы» или «Звуковые клумбы и звуковые звезды» ( на выбор детей);

Содержание проекта

1.Организационный момент

- подбор методической и теоретической литературы по теме проекта;

- определение сроков проведения мероприятий .

-составление картотеки игр по развитию фонематических процессов .

2. Основной этап.

Мероприятия

Ответственные

Сроки проведения

Вечер загадок «Поющие звуки» (загадки - отгадки на гласные звуки).

Воспитатели

 

Конкурс «Сделай букву сам» (изготовление объемных букв родителями с детьми)

Родители, воспитатели

 

Выступления детей «Звуковой цветок или звезда».

Воспитатели

Создание буквенного фриза.

Родители, дети

 

Изготовление дидактической игры «Звуковые цепочки».

Родители, воспитатели

 

Интегрированное занятие «День рождения буквы Ш».

Воспитатель

 

Практикум для родителей «Фонетический серпантин» (игры на фонематическом материале).

Консультация для родителей « Развиваем фонематическое восприятие».

Логопед, психолог, воспитатели

 

Игротека « Калейдоскоп Звуков»

Ежедневно утром

 

Родительское собрание « «Фонетика для дошкольников».

Логопед, воспитатели

 

Печатная информация в уголок для родителей: « Фонетика – это…»; « Шпаргалка для родителей»; « Развиваем фонематический слух» и др.

Оформление буклета « Развиваем фонематический слух».

Воспитатели

 

Открытое занятие для родителей « Поможем Золушке и Снегурочке вернуться в сказки».

Воспитатель

 


 

Заключительный этап

Информирование о проведении проекта на сайте прогимназии.

Оформление накопительной папки проекта.

Перспектива дальнейшего развития проекта.

-Презентация проекта на МО воспитателей прогимназии.

- Использование материалов накопительной папки проекта другими педагогами.

Список литературы:

1.Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей -. СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с.

2.Миронова Н. М., Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической группы Издательство: Гном; 2014 г.

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (3)

Панагушина Елена Аркадьевна, 24.02.19 в 08:49 2Ответить Пожаловаться
В разработке прослеживается логичность, последовательность изложенного материала.Посоветую своим педагогам.
Голубчикова Светлана Сергеевна, 24.02.19 в 15:46 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень полезный проект, в работе пригодится!
Любовь Витальевна, 24.02.19 в 21:15 0Ответить Пожаловаться
Воспитание правильной и чистой речи, залог успешного будущего маленького человека.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.