Учебный проект по русскому языку в 5 классе «Словарное богатство русского языка»

1
0
Материал опубликован 21 October 2018

Слайд 1. Учебный проект. «Словарное богатство русского языка»

Слайд 2.

Для учебного проекта по русскому языку выбран раздел «Лексика» из курса 5 класса.

Время проведения проекта – 3 недели ( время изучения темы «Лексика»)

Слайд 3.

Основополагающий вопрос проекта: Верно ли высказывание Гоголя: «Русский язык неисчерпаемо богат»?

Слайд 4

Цели проекта:

сформировать научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся;

освоить основы исследовательской деятельности;

создать ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);

предоставить возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);

развить способность к рефлексии;

сформировать ключевые компетенции.

Слайд 5

Результатом является презентация и творческие работы учащихся

Слайд 6.

Синонимы – слова одной части речи, обозначающие одно и то же, но по-разному.

Синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать назойливого повторения.

Синонимы бывают стилистические, например: глаза (общеупотр.), очи (поэтич.), зеницы (устаревшие), гляделки (разговорн.)

и контекстуальные: говорить, обсуждать, изложить, промолвить, отозваться, подтвердить, обратиться, дебатировать

Слайд 7

Как по снегу, по метели

Трое саночек летели.

И шумят, и гремят,

Колокольчики звенят

Слайд 8

Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению.

Слайд 9.

Антонимы в пословицах

Корень учения горек, а плод его сладок.

Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на надежду.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Правой рукой строит, а левой разрушает.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Сама коротка, а хвост длинен

Слайд 10.

Антонимы в загадках

Я антоним шума, стука,

Без меня вам просто мука.

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь ….

 

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада

А зовут меня …

Слайд 11

Омонимы – слова одной части речи, которые пишутся и звучат одинаково, но имеют разное значение.

Загадки – смешинки

Врач сказал: «Сейчас для вашего зуба подберут подходящий бор».

А я с кресла бежать во весь опор.

По-моему, врач хитрит что-то: Кому же целый лес в рот совать охота?

( Бор – медицинский инструмент и бор – хвойный лес)


 

Смотри: по воде барашки бегут.

-Ну и люди…ну и лгут!

-Полно вам, далеко ль до беды?

Барашки-то ведь тяжелее воды.

(Барашки – «небольшие пенистые волны» и барашки – «молодые баранчики»

Слайд 12

Омоформы - слова, совпадающие по звучанию и написанию в одной или нескольких формах. Например: лечу (от лететь) и лечу (от лечить)

Толя был под потолок,
Побелил он потолок,
И картошку потолок
На пюре.

Вился рой кусачих мошек,
Длился вой бродячих кошек.
Другу яму ты не рой,
Будешь сам ты в яме той!


 

Сев в такси,
Спросила 
такса:
— За проезд
Какая 
такса?

А водитель:
— Денег с 
такс
Не берём совсем.
Вот 
так-с!

Слайд 13

Вы, главное, ребята, не спешите -

И правильно слова с доски спишите!

 

На самолете я лечу в Париж.

А ты за мной на облаке паришь

Слайд 14

Омографы – слова, которые отличаются друг от друга местом ударения.

Известно нашей Ире
И прочей детворе,
Что есть мишени в ТИРЕ,
А в тексте есть ТИРЕ

 

Кровь от малого пореза
Напугала егозу.
- Ты не плачь, я c крыши СЛЕЗУ
И утру тебе СЛЕЗУ

 

Приеду очень скоро я,
В субботу, полвторого,
И как же будет ЗДОРОВО
Сказать тебе ЗДОРОВО

Слайд 15

Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию или частично совпадающие в своём значении

Ароматный – ароматический – ароматичный

Проблемный – проблематичный – проблематический

Слайд 16

Стилевой - Стилистический

Значение – значимость

Надеть – одеть

Героический - геройский

Суть - сущность

Романтический – романический - романтичный

Слайд 17

Диалектные слова – слова, употребляемые в той или иной местности  

В хате

Пахнет рыхлыми дроченами

У пороге в дежке квас.

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

С.Есенин

Слайд 18

Дежка (дежа) - деревянная кадка, в которой месят тесто.

Дрочена – кушанье из картофеля и муки, смешанных с молоком и яйцами, подобие драников.

Махотка – крынка или горшок.

Паз - узкая щель между кирпичами и досками.

Печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.

Слайд 19

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.

 

Загадки – шутки «Что это?»

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
 

Слайд 20

Не цветы, а вянут; не ладошки, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно любопытные и доверчивые.

 

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги.

Слайд 21

Вывод: Николай Васильевич Гоголь был абсолютно прав, когда говорил: «Русский язык неисчерпаемо богат»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации