12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
ГОЛОВАЧ ИРИНА ГРИГОРЬЕВНА50

Слайд 1. Учебный проект. «Словарное богатство русского языка»

Слайд 2.

Для учебного проекта по русскому языку выбран раздел «Лексика» из курса 5 класса.

Время проведения проекта – 3 недели ( время изучения темы «Лексика»)

Слайд 3.

Основополагающий вопрос проекта: Верно ли высказывание Гоголя: «Русский язык неисчерпаемо богат»?

Слайд 4

Цели проекта:

сформировать научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся;

освоить основы исследовательской деятельности;

создать ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);

предоставить возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);

развить способность к рефлексии;

сформировать ключевые компетенции.

Слайд 5

Результатом является презентация и творческие работы учащихся

Слайд 6.

Синонимы – слова одной части речи, обозначающие одно и то же, но по-разному.

Синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать назойливого повторения.

Синонимы бывают стилистические, например: глаза (общеупотр.), очи (поэтич.), зеницы (устаревшие), гляделки (разговорн.)

и контекстуальные: говорить, обсуждать, изложить, промолвить, отозваться, подтвердить, обратиться, дебатировать

Слайд 7

Как по снегу, по метели

Трое саночек летели.

И шумят, и гремят,

Колокольчики звенят

Слайд 8

Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению.

Слайд 9.

Антонимы в пословицах

Корень учения горек, а плод его сладок.

Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на надежду.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Правой рукой строит, а левой разрушает.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Сама коротка, а хвост длинен

Слайд 10.

Антонимы в загадках

Я антоним шума, стука,

Без меня вам просто мука.

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь ….

 

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада

А зовут меня …

Слайд 11

Омонимы – слова одной части речи, которые пишутся и звучат одинаково, но имеют разное значение.

Загадки – смешинки

Врач сказал: «Сейчас для вашего зуба подберут подходящий бор».

А я с кресла бежать во весь опор.

По-моему, врач хитрит что-то: Кому же целый лес в рот совать охота?

( Бор – медицинский инструмент и бор – хвойный лес)


 

Смотри: по воде барашки бегут.

-Ну и люди…ну и лгут!

-Полно вам, далеко ль до беды?

Барашки-то ведь тяжелее воды.

(Барашки – «небольшие пенистые волны» и барашки – «молодые баранчики»

Слайд 12

Омоформы - слова, совпадающие по звучанию и написанию в одной или нескольких формах. Например: лечу (от лететь) и лечу (от лечить)

Толя был под потолок,
Побелил он потолок,
И картошку потолок
На пюре.

Вился рой кусачих мошек,
Длился вой бродячих кошек.
Другу яму ты не рой,
Будешь сам ты в яме той!


 

Сев в такси,
Спросила 
такса:
— За проезд
Какая 
такса?

А водитель:
— Денег с 
такс
Не берём совсем.
Вот 
так-с!

Слайд 13

Вы, главное, ребята, не спешите -

И правильно слова с доски спишите!

 

На самолете я лечу в Париж.

А ты за мной на облаке паришь

Слайд 14

Омографы – слова, которые отличаются друг от друга местом ударения.

Известно нашей Ире
И прочей детворе,
Что есть мишени в ТИРЕ,
А в тексте есть ТИРЕ

 

Кровь от малого пореза
Напугала егозу.
- Ты не плачь, я c крыши СЛЕЗУ
И утру тебе СЛЕЗУ

 

Приеду очень скоро я,
В субботу, полвторого,
И как же будет ЗДОРОВО
Сказать тебе ЗДОРОВО

Слайд 15

Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию или частично совпадающие в своём значении

Ароматный – ароматический – ароматичный

Проблемный – проблематичный – проблематический

Слайд 16

Стилевой - Стилистический

Значение – значимость

Надеть – одеть

Героический - геройский

Суть - сущность

Романтический – романический - романтичный

Слайд 17

Диалектные слова – слова, употребляемые в той или иной местности  

В хате

Пахнет рыхлыми дроченами

У пороге в дежке квас.

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

С.Есенин

Слайд 18

Дежка (дежа) - деревянная кадка, в которой месят тесто.

Дрочена – кушанье из картофеля и муки, смешанных с молоком и яйцами, подобие драников.

Махотка – крынка или горшок.

Паз - узкая щель между кирпичами и досками.

Печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.

Слайд 19

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.

 

Загадки – шутки «Что это?»

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
 

Слайд 20

Не цветы, а вянут; не ладошки, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно любопытные и доверчивые.

 

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги.

Слайд 21

Вывод: Николай Васильевич Гоголь был абсолютно прав, когда говорил: «Русский язык неисчерпаемо богат»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.