Учебный проект по русскому языку в 5 классе «Словарное богатство русского языка»
Слайд 1. Учебный проект. «Словарное богатство русского языка»
Слайд 2.
Для учебного проекта по русскому языку выбран раздел «Лексика» из курса 5 класса.
Время проведения проекта – 3 недели ( время изучения темы «Лексика»)
Слайд 3.
Основополагающий вопрос проекта: Верно ли высказывание Гоголя: «Русский язык неисчерпаемо богат»?
Слайд 4
Цели проекта:
сформировать научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся;
освоить основы исследовательской деятельности;
создать ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);
предоставить возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);
развить способность к рефлексии;
сформировать ключевые компетенции.
Слайд 5
Результатом является презентация и творческие работы учащихся
Слайд 6.
Синонимы – слова одной части речи, обозначающие одно и то же, но по-разному.
Синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать назойливого повторения.
Синонимы бывают стилистические, например: глаза (общеупотр.), очи (поэтич.), зеницы (устаревшие), гляделки (разговорн.)
и контекстуальные: говорить, обсуждать, изложить, промолвить, отозваться, подтвердить, обратиться, дебатировать
Слайд 7
Как по снегу, по метели
Трое саночек летели.
И шумят, и гремят,
Колокольчики звенят
Слайд 8
Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению.
Слайд 9.
Антонимы в пословицах
Корень учения горек, а плод его сладок.
Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на надежду.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Правой рукой строит, а левой разрушает.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Сама коротка, а хвост длинен
Слайд 10.
Антонимы в загадках
Я антоним шума, стука,
Без меня вам просто мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь ….
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада
А зовут меня …
Слайд 11
Омонимы – слова одной части речи, которые пишутся и звучат одинаково, но имеют разное значение.
Загадки – смешинки
Врач сказал: «Сейчас для вашего зуба подберут подходящий бор».
А я с кресла бежать во весь опор.
По-моему, врач хитрит что-то: Кому же целый лес в рот совать охота?
( Бор – медицинский инструмент и бор – хвойный лес)
Смотри: по воде барашки бегут.
-Ну и люди…ну и лгут!
-Полно вам, далеко ль до беды?
Барашки-то ведь тяжелее воды.
(Барашки – «небольшие пенистые волны» и барашки – «молодые баранчики»
Слайд 12
Омоформы - слова, совпадающие по звучанию и написанию в одной или нескольких формах. Например: лечу (от лететь) и лечу (от лечить)
Толя был под потолок,
Побелил он потолок,
И картошку потолок
На пюре.
Вился рой кусачих мошек,
Длился вой бродячих кошек.
Другу яму ты не рой,
Будешь сам ты в яме той!
Сев в такси,
Спросила такса:
— За проезд
Какая такса?
А водитель:
— Денег с такс
Не берём совсем.
Вот так-с!
Слайд 13
Вы, главное, ребята, не спешите -
И правильно слова с доски спишите!
На самолете я лечу в Париж.
А ты за мной на облаке паришь
Слайд 14
Омографы – слова, которые отличаются друг от друга местом ударения.
Известно нашей Ире
И прочей детворе,
Что есть мишени в ТИРЕ,
А в тексте есть ТИРЕ
Кровь от малого пореза
Напугала егозу.
- Ты не плачь, я c крыши СЛЕЗУ
И утру тебе СЛЕЗУ
Приеду очень скоро я,
В субботу, полвторого,
И как же будет ЗДОРОВО
Сказать тебе ЗДОРОВО
Слайд 15
Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию или частично совпадающие в своём значении
Ароматный – ароматический – ароматичный
Проблемный – проблематичный – проблематический
Слайд 16
Стилевой - Стилистический
Значение – значимость
Надеть – одеть
Героический - геройский
Суть - сущность
Романтический – романический - романтичный
Слайд 17
Диалектные слова – слова, употребляемые в той или иной местности
В хате
Пахнет рыхлыми дроченами
У пороге в дежке квас.
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
…Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
С.Есенин
Слайд 18
Дежка (дежа) - деревянная кадка, в которой месят тесто.
Дрочена – кушанье из картофеля и муки, смешанных с молоком и яйцами, подобие драников.
Махотка – крынка или горшок.
Паз - узкая щель между кирпичами и досками.
Печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.
Слайд 19
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.
Загадки – шутки «Что это?»
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
Слайд 20
Не цветы, а вянут; не ладошки, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно любопытные и доверчивые.
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги.
Слайд 21
Вывод: Николай Васильевич Гоголь был абсолютно прав, когда говорил: «Русский язык неисчерпаемо богат»