Проект «Формирование учебной мотивации будущих первоклассников посредством ИКТ»
«Формирование учебной мотивации будущих первоклассников посредством ИКТ»
Автор проекта
Большанина Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов
МБУ «Школа №70»
Формулирование проблемы.
2. ХОРОШО ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА –
НАПОЛОВИНУ РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМАСФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ
У большей части современных школьников отсутствует учебная мотивация.
ПОТОЛКУЕМ С ПРОБЛЕМОЙ.
Почему это стало проблемой? Отсутствие мотивации оказывает отрицательное влияние на продуктивность учебного процесса и успешность учебной деятельности.
Почему ее следует решать? Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, в конечном счете, в подростковом возрасте приводит к правонарушениям.
Когда она становится проблемой? Когда снижаются базовые показатели образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений.
Чья это проблема? Школы, родителей, учащихся.
Касается ли эта проблема других? Да, касается: государства.
Кажется ли она им проблемой? Безусловно.
Захотят ли они участвовать в ее решении? Конечно.
Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее? Учителя, родители.
Кто будет сопротивляться решению проблемы? Учащиеся, родители.
Что случится, если мы не решим проблему? То получим в будущем поколение, не имеющее мотивацию на выбор профессии, соответствующей их знаниям, умениям, навыкам, способностям.
Цель и задачи проекта
ЦЕЛЬ.
Создать условия для формирования учебной мотивации будущих первоклассников посредством ИКТ.
ЗАДАЧА 1.
Регулярно включать в занятия интерактивные игры для формирования и развития личностных качеств ребенка.
ЗАДАЧА 2.
Самостоятельно создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации для развития познавательной активности и интереса к обучению.
ЗАДАЧА 3.
Использовать разноуровневые интерактивные тренажеры для создания ситуации успешности для каждого ребенка.
Команда проекта и схема обязанностей
КОМАНДА ПРОЕКТА
№ |
Участник проекта |
Интерес участника |
Обязанности |
|
Учитель |
Замотивированные на самостоятельное получение знаний («учиться сам») учащиеся. |
Создать условия для формирования учебной мотивации. |
|
Учащийся |
Иметь устойчивое желание ходить в школу, добывать знания, быть успешным. Радовать родителей своими достижениями. |
Стараться быть организованным, дисциплинированным. |
|
Родитель |
Ребенок с удовольствием ходит в школу – добывать знания, вовремя и самостоятельно делает домашнее задание. Иметь ребенка с отличным психическим и моральным здоровьем. |
Организовать ребенку собственное место для занятий, дать возможность быть полноправным хозяином своего уголка. Интересоваться делами ребенка, предлагать помощь в выполнении какого-либо задания; стараться правильно оценивать знания и достижения ребенка, не сравнивать с другими детьми. |
|
Администрация школы |
Выпускник, имеющий хорошие основы знаний, умений и навыков; умеющий формулировать жизненную цель и строить пути ее достижения; который будет конкурентноспособным в современном мире. |
Систематически организовывать курсы повышения квалификации учителя, рекомендовать учителю участвовать в семинарах по обмену опытом. |
|
Департамент образования |
Здоровое поколение, умеющее ориентироваться в современном мире. С высоким показателем успешности. |
Контроль за реализацией ФГОС в школах на разных уровнях обучения. |
|
Воспитатель детского сада |
Выпускник со сформированными основными навыками, имеющий базовые знания, без которых в современной школе не обойтись. |
Создать условия для формирования интегративных качеств, обеспечивающих детям в дальнейшем успешное развитие умений учиться. |
|
Школьный психолог |
Первоклассники со сформированной учебной мотивацией. |
Отслеживать процесс формирования учебной мотивации у будущих первоклассников, проводить консультации и давать советы-рекомендации учителям, родителям. |
Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата
Ожидаемый результат
Созданы условия для формирования учебной мотивации будущих первоклассников посредством ИКТ.
Критерий мотивационной готовности к школе |
Показатели |
Интеллектуальная готовность |
Количество учащихся, способных к концентрации внимания, умеющих строить логические связи, с оптимальным развитием памяти, мелкой моторикой. |
Эмоциональная готовность |
Количество учащихся со сформированной мотивацией к обучению, умениями сосредоточиться, управлять эмоциями. |
Социальная готовность |
Количество учащихся с потребностью в общении, с умениями работать в коллективе, способностью обучаться. |
Декомпозиция работ. Цель – задачи – мероприятия
Календарный график работ
9 октября 2017 – 30 апреля 2018
Необходимые ресурсы
Мероприятия |
Вид работ |
Ресурсы |
Прочее (цена, количество и т.п.) |
Подготовительные |
Составление рабочей программы «Школа будущего первоклассника», календарно-тематического планирования с учетом использования ИКТ. Подготовка копилок интерактивных игр, разноуровневых тренажеров, мультимедийных ресурсов для создания презентаций. |
Трудовые: департамент образования, администрация школы, учитель. Материально-техническая база: компьютер, МФУ, ноутбуки, интернет-ресурсы, бумага. |
|
По реализация проекта |
Создание презентаций для каждого занятия Анкетирование и консультирование родителей Проведение занятий |
Трудовые: учитель, психолог, родители, воспитатель детского сада, будущие первоклассники. Материально-техническая база: компьютер, МФУ, ноутбуки, мультимедийные ресурс, интерактивная доска, бумага. |
|
Рефлексивные |
Анкетирование родителей Тестирование детей Проведение родительского собрания |
Трудовые: администрация школы, психолог, учитель. Материально-техническая база: компьютер, МФУ, бумага. |
|
Послепроектные |
Составление плана работы на первый класс по дальнейшему формированию учебной мотивации |
Трудовые: администрация школы, психолог, учитель. Материально-техническая база: компьютер, МФУ, бумага, интернет-ресурсы. |
Мониторинг качества осуществления проекта.
критерии оказатели |
Уровень I |
Уровень II |
Уровень III |
Уровень IV |
|||||||
1 балл |
2 балла |
3 балла |
4 балла |
5 баллов |
6 баллов |
7 баллов |
8 баллов |
||||
показатель |
|||||||||||
Область рисков и план работы с ними
Риски, способные повлиять на проект |
Выход |
Активно формируя учебную мотивацию через интерактивные игры, мультимедийные презентации с героями мультфильмов («учить играя»), сформировать отношение к школе, как вечной игре, т.е., вместо учебной мотивации получить преобладающей игровую мотивацию. |
Дозированно использовать ресурсы ИКТ, все игры должны быть нацелены на приобретение учебных знаний, формирование умений и навыков «учиться». |
Формы отчетности
№ |
Форма отчетности |
1 |
Справка школьного психолога о результатах обследования будущих первоклассников на вопрос психологической готовности к школе |
2 |
Результаты тестирования детей по окончании «Школы будущего первоклассника» |
3 |
Диаграмма результатов анкетирования родителей будущих первоклассников |
4 |
Сценарий родительского собрания «Мой ребенок готов к школе» |
5 |
Памятка-буклет для родителей будущих первоклассников |