Выступление «Формирование мотивации учебной деятельности в начальной школе»
Подготовила: Войлокова Елена Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ с.Верхнее Кузькино Чернянского района Белгородской области»
Формирование мотивации учебной деятельности в начальной школе
В начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, а речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Школа должна формировать у своих учеников учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, в конечном счете, в подростковом возрасте приводит к правонарушениям.
Главная задача состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса. Учитель использует для этого следующие приемы:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой;
3) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Обучение учащихся целеполаганию в учении, осознании целей учения и их реализации. Это стало возможно благодаря следующим приёмам:
- предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
- включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
- необычная форма преподнесения материала.
- создание проблемной ситуации.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.