Выступление «Формирование учебной мотивации у обучающихся начальных классов»

5
0
Материал опубликован 14 May 2023

Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя».  Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Тема моего опыта «Формирование учебной мотивации у обучающихся начальных классов»

Цель: выявление и описание эффективных путей и средств формирования и повышения учебной мотивации.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-изучить теоретические аспекты понятия «мотивация»

-найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации;

-апробировать найденные средства формирования и повышения учебной мотивации;

- проанализировать достигнутые результаты.

Данная тема является актуальной , так как часто можно слышать от учителей и родителей «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «способности есть, но ленится». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Для начала обратимся к фундаментальным понятиям психологии.

Слово «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», двигать, т.е. мотивация является силой для побуждения человека к активному действию.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов.

 Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?

 

Рассмотрим приемы  формирования учебной мотивации:

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включать детей в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

Приемы мотивации можно применять на всех этапах урока:

 

  1. Организационный момент – позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. Необычное начало урока через использование музыкальных фрагментов, юмористические минутки, , небольшие стишки помогают обеспечить психологическую готовность, эмоциональный настрой учащихся к уроку.
  2. Этап проверки домашнего задания – можно использовать прием «Лови ошибку»: дети решают учебную задачу, в условие которой заранее внесены ошибки, выясняют причины ошибок и определяют дальнейшие действия.
  3. Актуализация знаний – на этом этапе урока, с целью формирования у учащихся положительного мотива, предложенные задания должны соответствовать способностям ученика: .
  4. Изучение нового материала – Самым эффективным приемом изучения нового материала является решение проблемной задачи. (Проблемная ситуация удивления, сомнения, затруднения уч.деят.)
  5. Первичное закрепление материала - На этом этапе урока используется эмоциональная разгрузка, смена задания по желанию ребенка, помощь класса, «подсказка» (учебник). Ученик преодолевает трудности, закрепляет успех, появляется желание вновь получить положительные результаты.
  6. Применение полученных знаний – учащиеся сами выбирают объем заданий и степень трудности: часть заданий – это простейшие действия по образцу; другая часть заданий –это самостоятельное выполнение стандартных операций, умение сопоставлять, классифицировать; остальные задания – на умение применить знания в новой ситуации, решение нестандартных задач.
  7. Обобщение и систематизация полученных знаний – на этом этапе учащимся можно предложить поработать в группах, парах. Ребята ищут решения проблемно-поисковых заданий, выполняют задания творческого характера. При организации групповой работы создается определенный эмоциональный настрой, при котором ребенок не боится высказывать свои мысли;
  8. Чтобы формировать учебную мотивацию, важно не только создавать на уроке условия, в которых ученики проявят учебную активность, но и побуждать их к рефлексии образовательной деятельности

Рефлексия. Очень важный этап, который помогает осознать ученику, как усвоен учебный материал.На каждом уроке отслеживаем:Что я узнал?Что мне надо еще узнать? (доработать)Что для этого надо сделать?

 

Также на уроках использую загадки, кроссворды, ребусы, задачи в стихах, задачи-смекалки привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев, Провожу уроки в разных формах: урок-путешествие, урок-игра, урок-викторина, сюжетный урок.

Такие приёмы позволяют мотивировать детей к изучению нового материала - ведь очень хочется узнать ответ к загадке, раскрыть секрет удивительного факта, побывать в роли сказочного героя и т.д.

 

  1. Приемы формирования мотивации младшего школьника к учебной деятельности через ее организацию

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации к учебной деятельности у младших школьников является создание ситуаций успеха, которые развивают у учащихся познавательные интересы, позволяют ученикам почувствовать удовлетворение от учебной деятельности.

Приемы создания ситуаций успеха.

1.Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, («Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»;
 

2.Авансирование успешного результата Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей.

«У вас обязательно получится»; «Я даже не сомневаюсь в успешном результате» ).
3. Внесение мотива Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения

(«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться...» ).

4. Высокая оценка детали Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. («Больше всего мне в твоей работе понравилось...»;

 

Формированию мотивации младших школьников к учебной деятельности, на мой взгляд, способствует использование в учебно- воспитательном процессе коллективных форм обучения. Это работа в парах, работа в микрогруппах, работа в группах.

 

Перечисленные выше приемы формирования мотивации младшего школьника побуждают все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции, создают атмосферу непринужденности и раскованности школьников на уроках.

 

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм, методов и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов, способствует воспитанию старания, прилежания, усердия, самостоятельности  и других важнейших качеств личности. То есть формирование учебной мотивации – это важнейшая составляющая процесса воспитания и самовоспитания.

 

На своих уроках я стараюсь постоянно применять формы и методы, которые способствуют повышению учебной мотивации.

 

На слайде вы видите диагностику школьной мотивации , которая была проведена у моих четвероклассников в прошлом году. Обследовано было 25 человек . ИЗ низ, что у 6 человек – высокий уровень мотивации , у 6 человек – хорошая мотивация  у 9 – положительное отношение к школе и у 4 человек уровень учебной мотивации ниже среднего, но эти дети с удовольствием ходят в школу у них в приоритете общение с одноклассниками

Мои советы учителям:

1. Поощряйте своих учеников

Приветствуйте работу в классе, демонстрируйте лучшие результаты и передавайте положительные отзывы о детях их родителям.

2. Стремитесь к высокому качеству знаний

Установите высокие, но реалистичные планки для учеников. Обязательно озвучьте свои ожидания. Ставьте краткосрочные цели и отмечайте их достижение.

4. Используйте разнообразные методы и приемы обучения, осуществляйте дифференцированный и индивидуальный подход.

5. Продумывайте организационные моменты урока.

6. Прислушайтесь к идеям учеников

7. Не задавайте письменное домашнее задание на выходные.

8. Свяжите уроки с реальной жизнью

9. Отмечайте успехи

10. Хвалите их за достижения вне класса

12. Покажите, что знания обеспечивают будущее

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации