12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Панюкова Ольга Васильевна1601
Окончила СНИГУ им. Н. Г. Чернышевского в 2017г. Стаж работы 16 лет. Учитель начальных классов.
Россия, Саратовская обл., Ивантеевский район п. Восточный
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Муниципальный конкурс исследовательских работ и творческих проектов

дошкольников и младших школьников «Я – исследователь!»

Естествознание (живая природа)

Проект исследовательской работы

на тему

«Откуда у дятла красная шапочка?»

Автор: Панюкова Егор Николаевич

п. Восточный

МОУ «Основная общеобразовательная школа п. Восточный Ивантеевского района Саратовской области», 2 класс

Классный руководитель:

Панюкова Ольга Васильевна,

учитель начальных классов

МОУ «Основная общеобразовательная школа п.Восточный»

п. Восточный

Аннотация

Актуальность темы:

Не все из наших сверстников знают. почему дятлы стучат по дереву и почему у них такой окрас? Ведь очень полезно, да и интересно знать о птицах нашей родины.

Цель данной работы: раскрыть тайну окраса дятлов.

Сначала мы разработали основные этапы своей работы и поставили перед собой следующие вопросы и задачи:

1. Кто такие птицы? Отличительные черты птиц?

2. Немного о дятлах. Почему у дятлов красная шапочка? Что ищут в дереве дятлы, стуча по нему?

3. Разновидности дятлов.

4 Роль человека в жизни птиц. Расширение кругозора в области познания об окружающем мире.

5. Посетить сельскую библиотеку.

6. Найти информацию в энциклопедиях и в Интернете.

7. Провести опрос среди учащихся школы: почему у дятла красная шапочка?.

Выдвижение гипотезы. Каким может быть предположительный ответ?

У дятлов красная шапочка потому, что так распорядилась природа,

Объект: птицы различных видов.

База исследования: собранный документальный и фотоматериал, научно - познавательная литература.

Методы: поисковый, анализ, экскурсия, наблюдение, обобщение.

Продукт: исследовательская работа, фотографии.

 

Введение.

На когтях на ствол сосновый

Влез монтёр красноголовый.

Он трудился на весу,

Но не вспыхнул свет в лесу.

Как-то раз с одноклассниками я рассматривал энциклопедию животных. Мы бурно обсуждали с одноклассниками разные вопросы об окраске насекомых, птиц и других животных. Нас волновало очень много вопросов, а именно, почему лиса рыжая, почему у синицы грудка желтая, а еще такой вопрос - почему у дятла красная шапочка. Я поставил перед собой цель: найти сведения об этих животных, а именно о дятле. Для этого я во-первых, попросил классного руководителя рассказать нам о нем, во-вторых, воспользовался ресурсами Интернет, в-третьих, посетил сельскую библиотеку и рассмотрел и прочитал сведения в энциклопедии, в-четвертых, провел опрос среди учащихся нашей школы на тему: почему у дятла красная шапочка?

На внеклассном чтении мы прослушали сказку Тамары Крюковой "Почему у дятла красная шапочка?" (см. Приложение - аудио) и учитель нам прочитала народное предание "Хитрая лиса и дятел" (приложение 1). Но мне было мало информации, это все-таки сказки!

И вот, что я выяснил...

1. Кто такие птицы? Отличительные черты птиц.

А как на нашей земле появились первые птицы?

Учёные считают, что они произошли от доисторических крылатых ящеров - птерозавров. [1]

Птицы - это животные, тело которых покрыто оперением. Большинство птиц умеет летать, и все они имеют по два крыла. Чтобы было легче летать, у птиц очень легкое тело. Их кости полые внутри, тело покрыто перьями, и вместо зубов у них острый клюв. Гладкая, обтекаемая форматела помогает им легко скользить по воздуху. Так же как и люди, птицы теплокоровные и дышат воздухом. Однако, в отличие от людей они откладывают яйца.

Наука, занимающаяся изучением птиц, называется орнитологией .

ПОЧЕМУ тело птицы покрыто перьями?

Птицы имеют три вида перьев. Маленькие, пушистые пуховые перья находятся ближе всего к телу и помогают сохранять тепло. Покровные перья создают обтекаемую форму тела. Сильные, жесткие перья на крыльях и хвосте называются полетными перьями. Тесно прижатые друг к другу, они создают гладкую поверхность, и это облегчает птицам передвижение в воздухе.

1 — контурное, типичное маховое перо, 2 — рулевое перо (перо хвоста), 3 — покровное перо, 4 — нитевидное перо, 5 — кистеоб­разное перо, 6 — пуховое перо.

СКОЛЬКО на Земле птиц?

На Земле живет около 9 000 различных видов птиц. Они имеют разные формы и размеры. Некоторые колибри по размеру не больше шмеля, в то время как страусы вырастают выше человеческого роста. Птицы обитают во всех уголках Земли. Они живут в полярных областях и пустынях, в жарких, влажных джунглях и на задних дворах ферм.[2]

[ https://ru.wikipedia.org/wiki /Птицы]

2. Немного о дятлах. Что ищут в дереве дятлы, стуча по нему? Почему у дятлов красная шапочка?

Гуляя по лесу, можно услышать звонкие удары, словно кто - то стучит в барабан. Но кто же этот лесной барабанщик?

Знакомьтесь, это дятел. Вот он сидит на стволе дерева, надёжно уцепившись за него лапами с острыми коготками. И опирается ещё и на жёсткие перья хвоста.

Чаще всего в наших лесах и парках мы встретим большого и пёстрого дятла. Крылья и хвост у него чёрные, с белыми полосками. Грудка светлая, а на голове и брюшке заметны красные пятна.

Дятел стучит, барабанит по стволу крепким острым клювом, только кусочки коры летят в разные стороны. А там, под корой, спрятались вредители леса - жуки - короеды, прожорливые личинки, насекомые.

Дятел достанет их из пробитой дырочки длинным, узким и липким языком. У некоторых дятлов язык ещё и с зазубринками - крючками. Никто не вырвется!

Словно внимательный доктор, дятел осмотрит, простучит каждое дерево на своём участке леса. В молодом здоровом лесу дятла встретишь реже, чем в старом, где много "больных" деревьев.

Но не только жуками питается дятел. Зимой он расклёвывает сосновые и еловые шишки. Но, сорвав шишку, птица сначала укрепит её в расщелине дерева или между ветками.

В этой "кузнице" дятел шишку распотрошит, достанет семена. А под деревом, под "кузницей", вырастет горка чешуек и пустых шишек. Весной дятлы пробивают дырочки в берёзовой коре и лакомятся вкусным соком.

Барабанная дробь дятла - это ещё и приглашение в гости самочке. И знак другим дятлам: место занято!

Дятел не только "лесной доктор", но и "строитель". Он выдалбливает в стволах деревьев глубокие дупла. Дупло - это его дом. Над его созданием трудятся и самец, и самка. Потом они по очереди высиживают яйца и выкармливают появившихся птенцов.

Дятлы предпочитают жить по одному. И никого, в том числе и своих подросших птенцов, рядом не потерпят.

Каждый год у дятла новое гнездо. А в старом справляют новоселье другие птенцы. Или белки. Но есть такие дятлы, которые роют норы на склонах холмов, на обрывах - словно береговые ласточки. Некоторые дятлы устраивают жильё даже в муравейниках!

Дятлы приносят пользу, уничтожая вредителей леса.

[ http://www.chudesnayastrana.ru/ptitsi-dyatel.htm ]

Правда, существовало мнение, что дятел наносит вред лесному хозяйству, выдалбливая дупла и срывая кору с деревьев. Подобные мысли приводили даже к попыткам истребления дятлов, с целью защиты ценных древесных посадок.

Это обвинение с птиц было снято после того как обнаружилось, что дятлы делают дупла исключительно в старых и трухлявых деревьях, зараженных насекомыми ксилофагами, и иногда спасают от гибели деревья, чье заражение не пошло еще слишком далеко. Первым в защиту дятлов высказался немецкий натуралист конца XVIII в. – начала XIX в. Иоганн Бехштейн.

Жизнь дятлов и людей, как правило, идет параллельно, без пересечения интересов. За исключением попыток «защитить» от дятлов лес, человек лишь слушает невидимого лесного барабанщика, не уделяя ему пристального внимания. Правда, некоторые виды дятлов используются в пищу человеком, а другие, с красивым оперением содержатся в качестве домашних любимцев. Тем не менее, популярной эту птицу назвать нельзя.

Съедобной птицей считается шилоклювый золотой дятел, проживающий в США. По заверению известного зоолога XIX века Альфреда Брема, мясо этой птицы в средних штатах США часто подавалось к столу, а в штатах Филадельфия и Нью-Йорк, даже встречалось в свободной продаже. Правда, по мнению Брема, оно обладает ярко выраженным муравьиным запахом. Сведений об использовании дятлов в пищу в современный период нет.

Мировой фольклор отвел дятлу его законное место. В сказках — это неутомимый труженик, добрый и отзывчивый, всегда готовый придти на помощь в трудную минуту. Хочется надеяться, что вырубка лесов и ухудшение экологической обстановки в мире не вызовут массовую гибель этих удивительных птиц. [ http://mirzhivotnih.ru/category/83 ]

3. Разновидности дятлов.

Трехпалые дятлы кормятся насекомыми, обитающими под корой и в древесине. Они часто устраивают дупла в сухих стволах и даже в пнях. Были случаи, когда находили дупла со входом на высоте менее полуметра от поверхности почвы.

Вертишейки поселяются в готовых дуплах. Пользуясь превосходством в размерах, они часто захватывают дупла мухоловок, синиц, горихвосток и, не имея обыкновения строить гнезда, откладывают яйца прямо на раздавленную кладку или погибших птенцов первопоселенцев. Если заглянуть «в гости» к насиживающей кладку вертишейке, она вытянет шею и начнет ритмично двигать ею из стороны в сторону. Эти телодвижения в сочетании с громким шипением и змееподобной окраской при не слишком ярком освещении в дупле обычно отбивают охоту к продолжению знакомства.

Большой острокрылый дятел - редкий вид, населяющий преимущественно дубовые леса с примесью кедра, произрастающие на склонах сопок Уссурийского края.

С помощью длинного (до 20 см) и липкого языка зеленый дятел извлекает насекомых из самых узких и извилистых ходов в древесине и муравейниках. Желна поступает так же, но кончик языка у нее к тому же острый и зазубренный на манер гарпуна.

Зеленый дятел питается почти исключительно муравьями, их личинками и куколками. Родители приносят корм к гнезду не чаще одного раза в час и отрыгивают доставленных в зобу насекомых маленькими порциями, что позволяет родителю за один раз оделить пищей всех отпрысков.

Желна, принесшая корм, спускается в глубокую шахту дупла клювом вниз, отрыгивает пищу из зоба себе в клюв и прикасается им к клювам слепых птенцов, которые тут же пробуждаются и распахивают рты.

Самки седого и зеленого дятлов выдалбливают дупла самостоятельно. Специальной выстилки в гнезде не бывает: 9-10 чисто-белых яиц откладываются на мелкую щепу, скопившуюся на дне. В насиживании кладки и выкармливании птенцов участвуют оба партнера.

Малый острокрылый дятел - самый маленький. Он меньше воробья и весит всего 20 г. Самки чуть крупнее самцов. Питается этот дятел насекомыми, которых собирает с поверхности ветвей и стволов деревьев, а долблением занимается лишь при постройке дупла, выбирая загнивающие и пораженные грибами стволы ивы и ольхи.

Малый пестрый дятел редко живет в настоящем большом лесу. Гораздо чаще его можно встретить в ивняке или ольшанике, растущем в сырой долине лесной речушки или на берегу озера. Здесь всегда можно найти истлевшие на корню остовы деревьев, в мягкой разрушенной грибами древесине которых и выдалбливают свои дупла дятлы. Малый пестрый дятел долбит дерево с частотой примерно 280 ударов в минуту. Добывание насекомых из-под коры и из древесины он чередует с их сбором с ветвей и с поверхности стволов.

Белокрылый дятел - характерный обитатель тугайных и галерейных лесов, окаймляющих берега рек в пустынях. Проникает он далеко в песчаные зоны по саксаульникам, произрастающим в понижениях между барханными грядами. Выдалбливание дупла здесь - тяжкий труд, ибо древесина у саксаула твердая до чрезвычайности.

В разгар зимы большой пестрый дятел за восьмичасовой световой день почти пять часов уделяет долблению шишек. Почти час уходит на то, чтобы выбрать подходящие шишки, сорвать их и установить в кузницах. Остальное время уделяется отдыху, чистке оперения, охране участка. Полеты занимают всего 4-5 минут. При раздалбливании шишки большой пестрый дятел делает примерно 130 ударов в минуту. Для обработки одной сосновой шишки требуется около 600, а еловой -1600 ударов. Чтобы прокормиться, за день дятлу необходимо нанести 37 000 ударов клювом. Большие пестрые дятлы круглый год ночуют в дуплах, причем однажды избранное убежище птица использует очень долго. Спящий дятел иногда удерживается с помощью лап на внутренней стенке и при этом почти не касается дна. Зимой температура в дупле у дятла на 6-8° выше, чем снаружи.

[ http://birds.clow.ru/data/310.html ]

4. Роль птиц в жизни человека. Расширение кругозора в области познания об окружающем мире.

Ни одна птица не может быть абсолютно вредной или полезной. Они также, как и другие животные, могут быть вредными или полезными в определенных обстоятельствах и в определенное время. Например, грачи летом питаются насекомыми и их личинками (майский жук, клоп-черепашка, гусеницы лугового мотылька и долгоносиков и другие). Однако весной они могут выклевывать высеянные семена злаков и огородных культур, а осенью портят кукурузу и подсолнечник, дыни и арбузы и так далее. Розовый скворец считается очень полезной птицей, так как основной корм его - саранча и другие прямокрылые, но летом и осенью стаи розовых скворцов могут поедать в садах сочные плоды (вишни, шелковицы, винограда) и этим причиняют существенный вред. Полевой воробей и другие зерноядные птицы питаются семенами культурных растений, однако своих птенцов они выкармливают насекомыми, среди которых много вредителей.

Все эти примеры говорят о том, что одна и та же птица в разных условиях может быть и полезной и вредной. Тем не менее, подавляющее большинство можно считать полезными. Особенно ценны такие птицы, как дневные хищники, совы, многие воробьиные. Многие птицы имеют важное значение для человека с экономической точки зрения, к ним относятся промысловые и охотничьи виды, многочисленные породы домашней птицы.

ЗНАЧЕНИЕ ПТИЦ

В ПРИРОДЕ:

ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА:

1. Ограничивают рост растений.

2. Птицы - одно из важных компонентов живой природы.

3. Содействует опылению цветковых растений.

4. Способствует распространению плодов и семян, а следовательно, и расселению растений.

5. Являются санитарами планеты - истребляют больных и ослабленных животных.

6. Служат кормами для других животных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающих).

1. Ограничивают численность насекомых-вредитилей и мышевид-ных грызунов (насекомоядные и хищные птицы).

2. Привлечение птиц к реализации биологического способа защиты культурных растений.

3. Промысловые и домашние птицы - поставщики мяса, пуха, яиц.

4. Птичий помет - ценное органическое удобрение.

5. Эстетическое и научное значение.

[ http://www.bioinformer.ru/binfs-9-1.html ]

 

5. Заключение.

Из своего исследования хочу сделать некоторые выводы:

- каждое существо, если оно создано природой, значит, полезна природе. Нельзя губить живое существо!

- нужно быть благородным!

- Сколько же птиц погибает каждую минуту? Каждый час? Каждый день? Каждый месяц? Каждый год? Люди! Будьте добрее! Давайте все им будем помогать всегда! Природа отблагодарит нас за это!

Какие же выводы могу сделать о дятле:

Очень познавательная сказка Почемучки - Откуда у дятла красная шапочка. Она учит нас тому, что истинный страж порядка, должен дорожить своей должностью и подтверждать её хорошими поступками и благородным настроем, что нельзя предавать того кто с тобой работает в паре и завидовать ему. И совсем уж не место у должности слежения за порядком хулиганам и тем кто не может навести лад в собственной жизни.

- Дятел является отличным строителем дупел, которые впоследствии служат убежищем и превосходным местом для гнездования других птиц, селящихся в дуплах, но не способных построить себе дом самостоятельно.

-  В летний период на кронах деревьев собирает различных насекомых. А иногда бывают случаи, когда он занимается хищничеством, разоряет воробьиные гнёзда и других гнездящихся в дуплах птиц.

- Дятлы очень полезные птицы, которые спасают деревья, заражённые вредителями, тем самым сохраняя им жизнь. Бывает, дерево с виду здорово, а внутри уже сидит вредитель. Недаром говорят, что дятел – доктор леса.

Людям необходимо знать особенности жизни дятлов и не прогонять их от своего жилища, не пугать их во время работы в «кузнице», ведь это даёт им возможность выжить в холодную и голодную зиму.


 

Дятел - врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.[3]

Список использованной литературы.


 

[1] - Моя первая энциклопедия: Научно-поп.изд. для детей - М:ЗАО"РОСМЭН-ПРЕСС", 2009г.

[2] - Энциклопедия "100 вопросов и ответов. Животные" \ Москва, "РОСМЭН", 2005г.

[3] - Учебник для малышей. Животный мир России / В. Степанов, 2002г.


 

Интернет-ресурсы:


 

http://www.bioinformer.ru/binfs-9-1.html

http://birds.clow.ru/data/310.html

http://mirzhivotnih.ru/category/83

http://www.chudesnayastrana.ru/ptitsi-dyatel.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki /Птицы

http://ehzhigulina.ru/poleznaya-ptitsa-dyatel /
 

Приложение 1

 

Хитрая лиса и дятел
НАРОДНЫЕ ПРЕДАНИЯ ЭВЕНКОВ


Жила в этих краях очень хитрая Лиса. Однажды она пришла в чум к Старику со Старухой и говорит:
— Детей у вас нет. Я хочу быть вашей дочерью. Старики приняли Лису. Живет она в чуме один месяц, другой. Лето теплое подошло. В от Старик говорит Старухе:
— Надо нам на другой берег перебираться. Летом там сухо, в тайге зверя и птицы много, охотиться будем. Старики сложили свои вещи в лодку, попросили Лису, чтобы она на другой берег их переправила. Лиса согласилась перевезти вещи, села в лодку и поплыла. На середине реки она положила весло и поплыла по течению все дальше и дальше. Старик со Старухой догадались, что Лиса от них убегает, начали плакать. Дятел увидел, что они плачут, спрашивает:
— Почему плачете?
Старик рассказал Дятлу:
— Лиса попросилась в дочери. Теперь вот надумали переехать на тот берег. Сложили в лодку вещи и попросили Лису перевезти эти вещи, а она села в лодку и уплыла. Выслушал Дятел Старика и полетел догонять Лису. Летел Дятел и думал: “Какая хитрая и вредная эта Лиса! Всегда всех обманывает, за чужой счет хочет прожить. Даже Старика не пожалела. Ну погоди же, Лиса-негодница! Вот догоню — наказать тебя надо. Вот посмотришь, как других обманывать! ” А Лисы все не было видно. Далеко успела она убежать. Долго летел Дятел. Вот догнал Лису и говорит:
— Я долго летел. Устал очень. Разреши в лодку сесть, отдохнуть.
Лиса разрешила Дятлу сесть в лодку. Сел он в лодку, незаметно дырку в днище продолбил и говорит:
— Вода в лодку течет. Давай к берегу пристанем и починим лодку.
Вот причалили к берегу. Дятел пошел в тайгу смолу собирать, а Лиса в лодке осталась. Принес Дятел одну кору да сучки, а смолу спрятал. Лисе Дятел сказал:
— Не нашел смолу. Искать как — не знаю.
Лиса сама пошла искать смолу. Как только Лиса ушла, Дятел засмолил лодку и поплыл к Старику со Старухой. Прибежала Лиса, начала плакать и кричать, что Дятел лодку с ее вещами украл. Но кто теперь хитрой Лисе поверит? Дятел приплыл к Старику со Старухой и отдал лодку. Обрадовались они, что Дятел им вернул их добро. Старик за это выковал Дятлу железный клюв и когти, а Старуха сшила красивую красную шапочку. Вот с тех пор у Дятла клюв крепкий, когти острые, а шапка — красная.


 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Лещёва Светлана Николаевна, 29.09.17 в 20:30 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо! Интересный материал!
Алина Яковлевна Корогод, 04.11.17 в 13:55 0 Ответить Пожаловаться
Уважаемая Ольга Васильевна! Материал богатый, но работа без презентации! А конкурс называется «Урок с презентацией»!
Панюкова Ольга Васильевна, 13.11.17 в 19:49 1 Ответить Пожаловаться
Извините, Алина Яковлевна! Как не пыталась, не получилось загрузить презентацию. Загружать можно только WORD. Презентация имеется.
Панюкова Ольга Васильевна, 23.11.17 в 22:27 1 Ответить Пожаловаться
Уважаемая Алина Яковлевна. Я загрузила презентацию в свою работу. Можете скачивать.
Панюкова Ольга Васильевна, 23.11.17 в 22:46 2 Ответить Пожаловаться
Уважаемая Алина Яковлевна. Загрузила в группу "Внеурочная деятельность" данную разработку. В работе имеются ссылки на презентацию, сказку Т. Крюковой и звук дятла. К сожалению, в презентации не воспроизводятся два видеофрагмента, где учащийся брал интервью у старших школьников и учителя биологии.
Панагушина Елена Аркадьевна, 05.11.17 в 10:46 0 Ответить Пожаловаться
Не соответствует теме конкурса
Панагушина Елена Аркадьевна, 14.11.17 в 07:11 0 Ответить Пожаловаться
У вас проект исследовательской работы, а не урок. У проекта и исследовательской работы разные алгоритмы написания.

Отредактировано 14-11-2017 07:13

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.