Проект по реализации Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Архангельской области
«Техникум судостроения и машиностроения»
ПРОЕКТ
из опыта работы творческой группы по реализации Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград» на период
2021-2022 учебного года,
посвященной 80-летию начала фашисткой блокады Ленинграда.
Разработала:
Берсеневская Наталья Александровна, преподаватель общественных дисциплин
Северодвинск
2023
«К урокам готовлюсь по-новому. Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь выучить их в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! Точно так же тревожно, что слушать тусклую речь они не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя... »
Ксения Владимировна Ползикова-Рубец учитель истории 239-й школы блокадного Ленинграда
В 2021-2022 творческая группа преподавателей ГБПОУ АО «Техникум судостроения и машиностроения» приняла участие в реализации Международной исторической программе «Память сердца: блокадный Ленинград». Это крупнейшее сетевое образовательно-воспитательное, просветительское, памятно-мемориальное мероприятие посвященное изучению феномена блокадного города и не имеющее аналогов в современной России.
Программа Разработана АНО Дополнительного профессионального образования Центр музейной педагогики «СВЕТОЧ» при поддержке Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, общественных организаций Жителей блокадного Ленинграда.
Срок реализации: с 25 августа 2021 года по 01 декабря 2022 года.
Цель: изучения и популяризации подвига блокадников, сохранение преемственности поколений, исключения фальсификации исторических событий Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Развитие системы героико-патриотического и гражданского воспитания.
2. Формирование патриотического мировоззрения на события Великой Отечественной войны.
3. Совершенствование содержания, форм и методов поисковой и проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
4. Систематизация знаний о Великой Отечественной и Второй Мировой войн.
5. Создание единого методического и дидактического материала по теме: «Ленинградская битва».
В реализации Программы могли принять участие обучающиеся техникума под руководством кураторов, преподавателей общественных дисциплин Власовой Ларисы Ивановны и Берсеневской Натальи Александровны
Программа Конвергентная, реализуется за счет внеурочной деятельности, дополнительного образования с использованием когнитивных технологий.
Программа разработана таким образом, чтобы обучающиеся погружались в выполнение практических конкурсных проектов в рамках поисковой деятельности, классных или внеурочных занятий, мотивирующих критически мыслить, учиться решать задачи и эффективно взаимодействовать друг с другом.
Программа помогает педагогам развивать у обучающихся системное и алгоритмическое мышление, навыки конструирования и программирования, вести творческую, поисковую, проектную и исследовательскую деятельность, погружаясь в изучение истории.
Программа позволяет образовательной организации стать той образовательной средой, где обучающиеся не только смогут получить знания, но и применить их на практике.
ЭТАПЫ:
I этап «Подготовительный».
20 августа 2021 года - предложение от ЦМП «СВЕТОЧ» принять участие в реализации Программы.
II этап «Голос сохраненной жизни».
сроки реализации : 08 сентября - 04 октября 2021 года.
I. 08 сентября Единый Всероссийский Урок истории
1. Обучающиеся прослушали аудио письмо женщины, имя которой нам не известно. Аудио письмо хранится в школьном музее города Рязани. В 70-е годы прошлого столетия женщина посетила Скорбященское (Ленинградское) кладбище в городе Рязани, на котором похоронены эвакуированные из Ленинграда, но скончавшиеся от последствий блокады. Она записала на пластику свое письмо Маме и передала его в школу. Данные автора утеряны, но осталась пластинка, которую отцифровали и в 2016 году передали Центру музейной педагогики «СВЕТОЧ».
2. Студентам было предложено написать сочинение-рассуждение «Мама …» по предложенному плану:
«Мама» что в слове этом для тебя?
Пройденный путь автора аудио письма
Что ты ощущал, слушая это аудио письмо?
Подвиг Мамы блокадного Ленинграда
Как надо относиться к тем, кто подарил тебе жизнь и почему?
Кураторы в срок до 12 сентября 2021 года собирали сочинения, оформляли в соответствии с требованиями, формировали отчеты о проведении Урока и направляли на электронную почту организатора.
II. Всероссийский конкурс проектно-исследовательский работ «Голос сохраненной жизни»
1. С 08 сентября по 04 октября 2021 года в техникуме проводился Всероссийский конкурс проектно-исследовательский работ «Голос сохраненной жизни» по номинациям:
- Видео интервью;
- Презентация;
- Стендовый доклад. Постер
Обучающиеся проводили семейные беседы на тему: «Моя семья в годы Второй Мировой войны».
К сожалению, с каждым днем свидетели трагических событий уходят в силу преклонного возраста, и большинство из них не оставляют нам, потомкам, своих воспоминаний, своего взгляда на происходившее. Поэтому фиксация рассказов очевидцев на видео – крайне важная и актуальная задача.
Запись семейных интервью позволит сохранить важнейшие страницы семейной истории и увидеть ее в контексте истории страны.
Главная цель данного этапа - сохранение исторической памяти и воспитание учащейся молодежи через диалог поколений, направленный на сохранение живого предания о подвиге блокадного Ленинграда, об истории семьи в период Второй Мировой войны.
До 10 октября 2021 года Кураторы организовывали и проводили тематические мероприятия, оформляли в соответствии с требованиями и направляли на электронную почту организатора видео интервью и конкурсные работы.
В рамках реализации II этапа опубликованы работы следующих студентов:
Максумов Вадим (211/212 ) – Диплом участника.
Ламов Даниил (211/212 ) – Диплом участника.
Кунников Семен (313/314) – Диплом участника.
Голованов Никита(313/314) – Диплом участника.
Афонина Кристина (311312)- Диплом участника.
Иванов Лев (331/332) –Победитель III степени.
Кураторами были проведены тематические мероприятия:
«Георгиевская ленточка» - символ Победы.
«Наш бессмертный полк».
Правда и мифы о блокадном Ленинграде.
Единый Всероссийский Урок истории, в котором приняли участие 240 обучающихся.
Отчеты о проведении опубликованы на сайте Программы.
III этап «Читаем книги о блокаде». 04.10.2021 – 06.12.2021
С 04 октября по 06 декабря 2021 года проводилась Всероссийская читательская олимпиада «Читаем книги о блокаде».
Участники самостоятельно выбирали любую форму чтения книг: семейную, коллективную, индивидуальную. Участники составляли письменный отзыв о прочитанном/ных произведении/иях согласно методическим рекомендациям, готовили и оформляют конкурсные работы по номинациям:
1. Отзыв о прочитанном произведении;
2. Буктрейлер;
3. Театральная постановка по мотивам прочитанного произведения;
4. Иллюстрация к прочитанному произведению.
До 06 декабря 2021 года кураторы реализации Программы направляли в ЦМП «СВЕТОЧ» конкурсные работы и Отчет о проведенной Олимпиаде. К отчету прилагались фото или/и видео материал о проведенной Олимпиаде.
В рамках реализации III этапа опубликованы работы следующих студентов:
Афанасенков Егор (331/332)
Виноградова Владислава (211/212)
Голованов Никита (313/314)
Иванов Ростислав (211/212)
Клокотов Алексей (313/314)
Колпакова Екатерина (313/314)
Конев Руслан (211/212)
Ламов Даниил (211/212)
Лудкова Арина (211/212)
Митин Артем (211/212)
Новинский Денис (311/312)
Самодурова Дарья (111/112) – Победитель I степени
Юрьева Екатерина (111/112) – Победитель I степени
Овсянникова Елена (111/112) – Победитель III степени
Кураторами проведены тематические мероприятия:
А зори здесь тихие.
Мы читаем о войне.
Девушка Роза.
Крещение.
Не детское лицо блокады.
Обелиск.
Офицеры.
У войны не женское лицо.
Был город-фронт.
Отчеты о проведении опубликованы на сайте Программы.
IV этап «Во имя жизни на Земле!» 08.12.2021 – 25.01.2022
С 08 декабря 2021 года по 25 января 2022 года среди образовательных организаций проводился Всероссийский конкурс «Лучшая сменная экспозиция, раздел школьного музея, инсталляция».
До 25 января 2022 года кураторы реализации Программы направляли в ЦМП «СВЕТОЧ» видеозапись сменной экспозиции, раздел школьного музея (обязательно включение текста экскурсии), инсталляции и Отчет о проведенном Конкурсе.
В рамках реализации IV этапа принимало участие 6 команд.
Условия реализации:
Заявка на участие.
Визитная карточка команды в видеоформате.
Оформление информационного стенда по заявленной теме в соответствии с методическими рекомендациями.
Написание исследовательской работы по заданной теме.
Защита исследуемой теме с видео записью выступления.
Приняли участие 6 команд:
В память о герое. Студенты группы 125/126 Томилов Александр и Медведев Григорий. Тема: «Юдин А.Д. – обычный человек, совершивший необычный поступок».
Верните память. Студенты группы 313/314 Кунников Семен и Драчев Иван. Тема: «Страницы истории моей семьи – частица истории большой страны».
Дорога жизни. Студенты группы 211/212 Ламов Даниил и Митин Артем. Тема: «Дорога жизни».
За Родину! Студенты группы 331/332 Иванов Лев и Мальцев Виталий. Тема «За Родину»!
Они тогда еще живыми были. Студенты группы 313
314 Семенов Степан и Замахин Роман. Тема: «Первый технический директор Копп Леонид Харитонович».
ВАША)))
Все материалы приняты и опубликованы на сайте Программы.
Кураторами были организованы и проведены Уроки мужества:
В память о Герое.
Верните Память.
Дорога жизни.
За Родину!
Они тогда еще живыми были.
Первый технический директор Копп Леонид Харитонович.
Тематические мероприятия:
Освенцим в годы ВОВ.
Им досталось блокадное детство.
Мемориал жертвам блокады в Северодвинске.
Освобождение Ленинграда.
Ягринлаг в судьбах людей.
Отчеты о проведении опубликованы на сайте Программы.
Vэтап «Всероссийская линейка Памяти». 27.01.2022
27 января 2022 года в 12:00 в знак солидарности с Ленинградцами в техникуме проводилась Всероссийская линейка Памяти «Минута молчания».
До 30 января 2022 года кураторы реализации Программы направили в ЦМП «СВЕТОЧ» отчет о проведенной Линейке.
В техникуме прошли памятные мероприятия. Минутой молчания студенты и преподаватели почтили память погибших и умерших от голода. В группах прошел Всероссийский кинопоказ фильмов о блокаде Ленинграда.
Отчеты о проведении опубликованы на сайте Программы.
VI этап «Блокадный Ленинград глазами современных детей».
С 28 января по 15 февраля 2022 года ЦМП «СВЕТОЧ» проводил Конкурс творческих работ обучающихся «Блокадный Ленинград глазами современных детей».
В срок до 15 февраля 2021 года кураторы реализации Программы в образовательных организациях направили конкурсные работы по номинациям:
-письмо сверстнику в блокадный Ленинград (форма свободная);
- поэзия (авторские стихи, поэмы), посвящѐнные теме конкурса;
- проза (рассказы, очерки, новеллы, эссе), посвящѐнные теме конкурса;
- рисунки на тему конкурса (размеры и техника исполнения свободные);
-макеты (размеры и техника исполнения свободные).
По итогам проведения творческого конкурса лучшие работы были приняты и опубликованы на сайте Программы:
Веревкин Александр (103/104).
Рогатых Константин (125/126).
Томилов Захар (303/304).
Третьяков Даниил (203/204).
Чапурин Артем (203/204).
Шаньгин Даниил (203/204).
Подгорних Никита (103/104) Победитель I степени.
Симанова Дарья (211212) Победитель III степени.
Кураторами проведены тематические мероприятия:
Блокадный Ленинград глазами современных подростков.
Блокадный Ленинград своими руками.
Городу-Герою Ленинграду!
Отчеты о проведении опубликованы на сайте Программы.
VII этап «История знакомая и разная». 17.01.2022 – 18.02.2022
В рамках этого этапа ЦМП «СВЕТОЧ» проводил Всероссийскую историческую викторину «История знакомая и разная».
Кураторы реализации Программы в образовательных организациях в срок до 16 февраля 2022 года формировали и направляли в ЦМП «СВЕТОЧ» списки участников Викторины.
ЦМП «СВЕТОЧ» 17 февраля 2022 года с 04:00 до 15:00 направил кураторам вопросы Викторины. Куратор переслал своим участникам полученные вопросы. Участники Викторины в течение суток, но не позднее 15:00 18 февраля 2022 года отправляли Куратору ответы Викторины, включая сочинение-рассуждение на предложенные темы. Кураторы до 20:00 18 февраля 2022 полученные ответы направили на почту ЦМП «СВЕТОЧ».
Приняли участие 24 студента
Федоренко Серафим (125/126) получил Грамоту за II место.
В условиях становления гражданского общества и правового государства задачей учебных заведений является воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, обеспечивающей трудом свою материальную независимость. Новое время требует от системы СПО формирования не только профессиональных качеств у обучающихся, но и формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения России. Активная жизненная позиция юных граждан нашего общества не может формироваться без патриотического воспитания. Основными ориентирами патриотического воспитания являются гражданско-патриотическая зрелость обучающихся, высокие этические нормы поведения, активная гражданская позиция, стремление к духовному обогащению и развитию, чувство патриотизма, гуманизма и толерантности, почитание лучших традиций семьи, народа и др.
Целью патриотического воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру. Жизненные обстоятельства порой требуют проявления такого качества, как патриотизм. Ведь патриотизм - это ответственность перед родиной, теплая любовь к ней, это чувство долга, необходимое каждому живущему на Земле человеку. Патриотами не рождаются, ими становятся, прививая любовь к Отечеству, воспитывая чувство прекрасного в своем сердце.