Проект «Карельская лайка – символ Республики Карелия»
Республика Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 112 «Лесная сказка»
(МДОУ «Детский сад № 112»)
Проект
«Карельская лайка – символ Республики Карелия»
Выполнила:
Власкова Л.С.
Воспитатель группы №3
Петрозаводск,2020
Введение
Роль собак в воспитании, социализации, прививании правильных нравственных начал детям очень велика и благотворна. Собаки учат ответственности, вдумчивости, верности, постоянству чувств. Дети, наблюдавшие доброе отношение к животным и приученные относиться к ним по-хорошему, значительно реже проявляют жестокость по отношению к кому бы то ни было, в том числе и к окружающим людям. Проект ориентирован в конечном итоге на решение важной проблемы – как бы складывалась жизнь людей без присутствия собак, в частности карельская лайка.
Актуальность
Карело-финская лайка, рыжая остроушка — гордость и бренд Карелии. Карело-финская лайка – одна из красивейших пород собак. Она ловкая, быстрая, энергичная и жизнерадостная. Её заводят для совместной охоты, товарищества и просто компании. Внешность животного нестандартная. Когда-то без нее не обходился ни один охотник, а сегодня за породу идет настоящее сражение. Карело-финская лайка зарегистрирована в Государственном реестре селекционных достижений России Министерства сельского хозяйства РФ как ценная порода охотничьих собак группы лаек. В документе ассоциации «Росохотрыболовсоюз» порода собаки так и называется: карело-финская лайка. Некоторые относят к лайкам и карельскую медвежью, но правильное наименование этой породы звучит так: карельская медвежья собака. Племенной материал для создания этой породы был вывезен из Карелии и Архангельской области в Финляндию, и финны породу зарегистрировали у себя. Настоящую породу карело-финских лаек нужно сохранить, считают кинологи. Именно поэтому тема проекта является особенно актуальной в настоящее время.
Проектом предусмотрен объект исследования, которым выступает карельская лайка.
Предмет исследования: особенности породы карельская лайка.
Цель проекта: воспитание гуманного отношения к собакам через обогащение и углубление у детей представлений о породе карельская лайка.
Задачи:
-Сформировать знания детей о собаках (карельская лайка) с учётом интеграции образовательных областей.
-Учить детей приёмам лепке, рисованию, аппликации в изображении лайки.
-Учить детей наблюдать за собакой и выявлять их особенности и повадки.
-Развивать элементарные представления о собаках.
-Учить детей правильно воспринимать содержание произведения.
-Продолжать приучать слушать рассказы, стихотворения, запоминать небольшие по содержанию стихотворения.
-Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за собаками;
-Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
-Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
-Дать представления о потребностях собак для их роста и развития.
-Познакомить детей с внешним видом собаки, с особенностями их поведения; показать, что жизнь этих животных связана с человеком: он создает им условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть.
-Научить детей правильному общению с собаками.
-Совершенствовать знания детей о безопасном поведении с собаками.
-Воспитывать любовь и заботливое отношение к собакам.
-Воспитывать интерес детей к рассматриванию картин, иллюстраций к прочитанному.
-Воспитать бережное отношение и любовь к животным, чувства сопереживания ко всему живому.
В основе работы с детьми по проекту, лежат принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:
1.Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым способствующего саморазвитию.
2.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
3.Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
4.Принцип дифференциации, учета индивидуальности направлен на обеспечение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения познавательной деятельности, с учетом накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
Ожидаемые результаты:
- Овладение знаниями об особенностях внешнего вида, повадках собак; о безопасном поведении с животными.
- Понимание детьми, как нужно ухаживать за собаками.
- Привитие детям любви и бережного отношения к животным
- Овладение элементарными навыками продуктивной деятельности.
- Развитие творческих способностей.
- Привлечение родителей к совместной деятельности.
Проект реализуется по двум направлениям:
- Совместная деятельность с детьми
- Взаимодействие с родителями.
Вид проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: дети, родители, воспитатели
Сроки реализации проекта: сентябрь-май 2021
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
II этап – основной
III этап – заключительный
I этап – подготовительный
1.Выбор темы проекта и его разработка.
2.Постановка цели и задач.
3.Разработка перспективного плана совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями по реализации проекта.
4.Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок, потешек.
5.Диагностика. Анализ полученных результатов.
Выявить уровень знаний детей о собаках, отношении к ним.
II этап – основной
Совместная деятельность педагога с детьми
Рассматривание иллюстраций с изображением собак (карельская лайка), ситуативный разговор
Задачи:
- Дать представление о многообразии пород, особенностях внешнего вида собак,
- расширять кругозор воспитанников.
- Просмотр документального фильма «Воспитание лайки»
- Привлечь внимание детей к разнообразию пород собак и их особенностях.
- Чтение произведений: Алдонина Р.П. Тузик и другие собаки; Белка и Стрелка: звездные собаки / С. Георгиев; Бианки В. В. Первая охота; Заходер Б. В. Бочонок собачонок; Как собака друга искала / ред. Е. Агинская; Николаева Т. Г. Про Собаку, у которой не было имени; Носов Н. Н. Дружок и др.
- Беседа с детьми «Почему собаки кусаются»
- Дидактическая игра «Наши помощники»
- Сюжетно-ролевая игра «Зоолечебница»
- Подбор пословиц, стихов, загадок о собаках
- Дидактическая игра «Придумай кличку»
- Дидактическая игра «Кто как кричит?», «Назови ласково», «Один - много», «Где, чья мама?», «Собери картинку»
- Серии сюжетных картинок для составления рассказов.
- Проведение познавательных занятий «Собака – друг человека», «Лайка –символ Карелии»
- Ситуативный разговор «Как я забочусь о своем питомце»
- Лепка, пластилинография «Угощение для лайки», «Лайка»,
Работа с родителями
Задачи:
- Развивать желание родителей оказывать посильную помощь в пополнении и обогащении развивающей среды группы.
- Формировать интерес к объекту проектной деятельности, развивать творчество и любознательность участников проекта, желание вносить свой вклад в общее дело.
- Привлечь родителей к пополнению проектного уголка фигурками собак.
- Развивать у родителей желание оказывать помощь в оформлении предметно-развивающей среды группы.
- Формировать у родителей позицию активного и заинтересованного участника педагогического процесса.
- Воспитывать чувство гордости за результат совместной деятельности со своим ребенком по проекту.
Формы работы:
- Консультация для родителей «Роль домашнего животного в жизни вашего ребенка
- Выпуск рекламного буклета «Карельская лайка»
- Сбор художественной и познавательной литературы о собаках
- Составление совместно с детьми описательного рассказа о своем домашнем питомце
- Изготовление макета жилища для собаки.
- Выставка детских рисунков «Рыжая остроушка»
- Участие в акциях помощи бездомным собакам
- Изготовление макета «Лайка-символ Карелии» (из любых материалов, любым способом)
III этап – заключительный
- Экскурсия в питомник для собак.
- познакомить детей с особенностями поведения собак различных пород.
- закрепить правила безопасного поведения с домашними питомцами.
-закреплять знания детей о том, какую помощь могут оказать собаки людям разных профессий.
-развивать кругозор.
-познакомить детей со спецификой работы питомника собак.
- рассказать детям о деятельности собак содержащихся в питомнике.
- .Анализ результата работы с детьми, обработка полученных данных, соотнесение с поставленной целью.
- Познакомить родителей с результатами работы по проекту «Карельская лайка – символ Карелии»
- Презентация проекта
- поощрить активных участников проекта.
- привлечь родителей к активному сотрудничеству над проектом в следующем году.
Заключение
Самая естественная собака в нашей природе — карело-финская лайка. Собаки эти очень умные, тонкие, не агрессивные дома. «Карельский бренд удалось отстоять, и теперь рыжая «остроушка» будет гордо носить название породы – карельская лайка»
И в заключении: взгляните в собачьи глаза. Там увидите безмерную преданность и нежность, любовь и верность. Помните, приобретая собаку, что это не только мягкий, тёплый и приятный комочек, которым можно любоваться. «Мы в ответе за тех, кого приручили» - сказал Антуан де Сент-Экзюпери в произведении «Маленький принц». Будьте немного милосердней и добрей к нашим четвероногим спутникам. Накормите бездомную собаку, обогрейте щенка, сделайте так, чтобы у собак не была собачья жизнь, ведь собака - самый лучший друг и помощник человека.
Список литературы:
Интернет-ресурсы:
http://rk.karelia.ru/special-projects/100-simvolov-karelii/lajka/
https://nadosobaku.ru/ohotnichi/karelskaya-lajka
https://ptzgovorit.ru/news/karelskaya-layka-oficialno-priznana-ohotnichey-porodoy-sobak
https://pets-mf.ru/karelskaya-lajka/