Технологическая карта урока краеведения в 7–8 классах «Охраняемые природные объекты Республики Карелия»

6
0
Материал опубликован 27 April 2016

Технологическая карта урока

Предмет: краеведение

Класс: 7-8 класс

Тип урока: «Открытия» нового знания с элементами практической работы

Технология урока: критического мышления

Тема урока: Охраняемые природные объекты Республики Карелия

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления информации о методах изучения природных объектов и территорий, для овладения начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения и измерения, описывать их результаты и формулировать выводы.

Основные термины: метод (наблюдение, измерение), ООПТ (особо охраняемые природные территории), заповедники, национальные и природные парки, заказники.

Средства обучения: Атлас Карельской АССР, топографические карты М – 1:100000 на Кондопожский район, контурные карты Карелии, фотографии из ООПТ, очерки истории Кондопожского района

Методы обучения: частично-поисковый

Формы работы: фронтальная (устная), работа в парах, практическая работа.

Предполагаемое время проведения: 2 урока (90 минут)

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- формировать мировоззренческие представления учащихся о многообразии и хрупкости живой природы, воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное.

- создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;

- посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.

Метапредметные: уметь находить необходимую информацию, структурировать знания, осуществлять действия с природными объектами согласно поставленной задачи, взаимодействовать с одноклассниками в процессе работы, развивать активную речевую практику.

Предметные: знание основных методов изучения природы, умение применять, различать их и приводить примеры; знание ООПТ Родного края, их природу и назначение.

п/п

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1

Вызов

Создать ситуацию обучения и определить учебную задачу

Добрый день. Я рад вас видеть. Мир, окружающий нас, многообразен. Человек немало знает о нём. А как он узнаёт о природе?

Слушают, предполагают.

Регулятивные:

-определять цели и задачи урока;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы

-интересоваться чужим мнением и высказывать своё;

Познавательные:

-работать с технологической картой с помощью различных источников информации

2

Осмысление

Организация деятельности по актуализации ранее изученного материала

Раздает карточки с вопросами.

1 вопрос: какой закономерности подчиняется размещение растительного и животного мира?

2 вопрос: как человек влияет на животный и растительный мир?

3 вопрос: в чем отличие охраняемых территорий: заповедников, национальных парков и заказников?

4 вопрос: какие типы растительности встречаются в нашей местности?

Взаимный контроль (работа в паре)

Предполагаемые ответы:

Закономерность размещения органического мира – широтная зональность на равнинах, и высотная поясность в горах. Зависит от солнечной радиации.

С одной стороны используя как ресурсы, с другой – ухудшает их, обедняя видовой состав. Человек может спасти природные богатства , образовывая охраняемые территории.

В заповедниках и НП охраняется весь природный комплекс, но в НП разрешена рекреационная деятельность. В заказниках охраняется 1-2 вида животных или растения.

В Кондопожском районе распространена таежная растительность: ель, сосна с примесью мелколиственных пород. Распространены болотные комплексы.

Регулятивные:

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели

Познавательные:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные:

умение объяснить и выслушать соседа, дать оценку ответу, умение вести диалог в паре.

3

Совместное выявление проблемы

Выявление проблемы охраны природы

Показывает ролик, где человек наносит вред природе (заводы, аварии на танкерах, буровых установок). Данном случае использована презентация о вырубках.

Учащиеся излагают современные проблемы природы, возникающие из-за хозяйственной деятельности

Коммуникативные:

использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений

4

Открытие нового знания

Моделирование конструирование нового способа действий

Узнают информацию о ООПТ, продолжают учиться работать по плану, с источниками информации

Практическая работа.

На доске написан план характеристики ООПТ

ГП, дата основания.

Рельеф

Климат

Воды – озера и реки

Природная зона

Охраняемые объекты, почему образован

Проблемы, возникающие перед ООПТ и пути решения

Выводы

Отметить на контурных картах ООПТ

В помощь выдаются различные источники информации и атлас КАССР

Заповедники: Кивач, Костомукшский.

НП: Паанаярви, Водлозерский, Калевальский

Учащиеся выполняют практическую работу. Отдельные ученики отвечают по плану у доски, остальные задают вопросы

Регулятивные:

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.

Познавательные:

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу.

осуществлять сравнение, классификацию.

Умение работать по шаблонам.

Коммуникативные:

Умение отставать свою точку зрения, правильно излагать информацию, согласно плану

5

Физкультминутка

Повышение мотивации, разрядка напряжения с предыдущих этапов урока

Учитель рассказывает

Ясный солнечный денёк

Мы шагаем в лес все дружно

Рассмотреть большой пенёк

Наблюдать за ним нам нужно

Соберём сосновых шишек

Опыт с ними проведём

Где расти им лучше будет?

Всё узнаем не из книжек

Выполняют движения

Закрывают глаза

Шаги на месте

Развести руки

Показывают, как смотрят в бинокль

Приседают, имитация сбора

Показывают

вопросительный знак

подпрыгивают

 

6

Применение общего способа действия для решения частных задач

Систематизация знаний полученных на уроке

Игра «Своя игра»

Ученики из других классов готовят вопросы к уроку. Учитель прячет их в конверты с номерами.

В конвертах должны с блиц-вопросом (3 простых вопроса), вопрос повышенной сложности, вопрос на 2 балла.

На доске расположено поле, состоящее из 36 клеток, в каждой клетке номер, соответствующий конверту.

Учитель делит класс на 3 команды. Дети отвечают вопросы и зарабатывают баллы. Также выбирается среди учеников жюри, которые записывают очки команде, и подводят итоги.

Каждая группа придумывает название.

Отвечают на вопросы. Выбирают отвечающего. Готовят ответ в течение 1 минуты.

Регулятивные:

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

составлять в группе план решения проблемы

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Познавательные:

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные:

Умение изложить свою точку зрения, формулировать ответ в ограниченное время.

7

Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание

Обобщить полученные впечатления от урока

Составить кроссворд, опросить, что понравилось на уроке, что не понравилось. Можно в письменной форме.

Записывают Д/З. Отвечают на вопросы

 

Республика Карелия

Условные обозначения

https://youtu.be/4SSQPo2xxHQ

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации