Технологическая карта урока
Предмет: краеведение
Класс: 7-8 класс
Тип урока: «Открытия» нового знания с элементами практической работы
Технология урока: критического мышления
Тема урока: Охраняемые природные объекты Республики Карелия
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления информации о методах изучения природных объектов и территорий, для овладения начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения и измерения, описывать их результаты и формулировать выводы.
Основные термины: метод (наблюдение, измерение), ООПТ (особо охраняемые природные территории), заповедники, национальные и природные парки, заказники.
Средства обучения: Атлас Карельской АССР, топографические карты М – 1:100000 на Кондопожский район, контурные карты Карелии, фотографии из ООПТ, очерки истории Кондопожского района
Методы обучения: частично-поисковый
Формы работы: фронтальная (устная), работа в парах, практическая работа.
Предполагаемое время проведения: 2 урока (90 минут)
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- формировать мировоззренческие представления учащихся о многообразии и хрупкости живой природы, воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное.
- создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;
- посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.
Метапредметные: уметь находить необходимую информацию, структурировать знания, осуществлять действия с природными объектами согласно поставленной задачи, взаимодействовать с одноклассниками в процессе работы, развивать активную речевую практику.
Предметные: знание основных методов изучения природы, умение применять, различать их и приводить примеры; знание ООПТ Родного края, их природу и назначение.
№ п/п
|
Этап урока
|
Задачи этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Планируемые результаты
|
1
|
Вызов
|
Создать ситуацию обучения и определить учебную задачу
|
Добрый день. Я рад вас видеть. Мир, окружающий нас, многообразен. Человек немало знает о нём. А как он узнаёт о природе?
|
Слушают, предполагают.
|
Регулятивные:
-определять цели и задачи урока;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы
-интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
Познавательные:
-работать с технологической картой с помощью различных источников информации
|
2
|
Осмысление
|
Организация деятельности по актуализации ранее изученного материала
|
Раздает карточки с вопросами.
1 вопрос: какой закономерности подчиняется размещение растительного и животного мира?
2 вопрос: как человек влияет на животный и растительный мир?
3 вопрос: в чем отличие охраняемых территорий: заповедников, национальных парков и заказников?
4 вопрос: какие типы растительности встречаются в нашей местности?
Взаимный контроль (работа в паре)
|
Предполагаемые ответы:
Закономерность размещения органического мира – широтная зональность на равнинах, и высотная поясность в горах. Зависит от солнечной радиации.
С одной стороны используя как ресурсы, с другой – ухудшает их, обедняя видовой состав. Человек может спасти природные богатства , образовывая охраняемые территории.
В заповедниках и НП охраняется весь природный комплекс, но в НП разрешена рекреационная деятельность. В заказниках охраняется 1-2 вида животных или растения.
В Кондопожском районе распространена таежная растительность: ель, сосна с примесью мелколиственных пород. Распространены болотные комплексы.
|
Регулятивные:
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели
Познавательные:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений
Коммуникативные:
умение объяснить и выслушать соседа, дать оценку ответу, умение вести диалог в паре.
|
3
|
Совместное выявление проблемы
|
Выявление проблемы охраны природы
|
Показывает ролик, где человек наносит вред природе (заводы, аварии на танкерах, буровых установок). Данном случае использована презентация о вырубках.
|
Учащиеся излагают современные проблемы природы, возникающие из-за хозяйственной деятельности
|
Коммуникативные:
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
|
4
|
Открытие нового знания
Моделирование конструирование нового способа действий
|
Узнают информацию о ООПТ, продолжают учиться работать по плану, с источниками информации
|
Практическая работа.
На доске написан план характеристики ООПТ
ГП, дата основания.
Рельеф
Климат
Воды – озера и реки
Природная зона
Охраняемые объекты, почему образован
Проблемы, возникающие перед ООПТ и пути решения
Выводы
Отметить на контурных картах ООПТ
В помощь выдаются различные источники информации и атлас КАССР
Заповедники: Кивач, Костомукшский.
НП: Паанаярви, Водлозерский, Калевальский
|
Учащиеся выполняют практическую работу. Отдельные ученики отвечают по плану у доски, остальные задают вопросы
|
Регулятивные:
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
Познавательные:
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу.
осуществлять сравнение, классификацию.
Умение работать по шаблонам.
Коммуникативные:
Умение отставать свою точку зрения, правильно излагать информацию, согласно плану
|
5
|
Физкультминутка
|
Повышение мотивации, разрядка напряжения с предыдущих этапов урока
|
Учитель рассказывает
Ясный солнечный денёк
Мы шагаем в лес все дружно
Рассмотреть большой пенёк
Наблюдать за ним нам нужно
Соберём сосновых шишек
Опыт с ними проведём
Где расти им лучше будет?
Всё узнаем не из книжек
|
Выполняют движения
Закрывают глаза
Шаги на месте
Развести руки
Показывают, как смотрят в бинокль
Приседают, имитация сбора
Показывают
вопросительный знак
подпрыгивают
|
|
6
|
Применение общего способа действия для решения частных задач
|
Систематизация знаний полученных на уроке
|
Игра «Своя игра»
Ученики из других классов готовят вопросы к уроку. Учитель прячет их в конверты с номерами.
В конвертах должны с блиц-вопросом (3 простых вопроса), вопрос повышенной сложности, вопрос на 2 балла.
На доске расположено поле, состоящее из 36 клеток, в каждой клетке номер, соответствующий конверту.
Учитель делит класс на 3 команды. Дети отвечают вопросы и зарабатывают баллы. Также выбирается среди учеников жюри, которые записывают очки команде, и подводят итоги.
|
Каждая группа придумывает название.
Отвечают на вопросы. Выбирают отвечающего. Готовят ответ в течение 1 минуты.
|
Регулятивные:
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки
составлять в группе план решения проблемы
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат
Познавательные:
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений
Коммуникативные:
Умение изложить свою точку зрения, формулировать ответ в ограниченное время.
|
7
|
Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание
|
Обобщить полученные впечатления от урока
|
Составить кроссворд, опросить, что понравилось на уроке, что не понравилось. Можно в письменной форме.
|
Записывают Д/З. Отвечают на вопросы
|
|
Республика Карелия
Условные обозначения
https://youtu.be/4SSQPo2xxHQ