проект «Космодром Байконур и ракета Восток»
Педагог: Сизова Елена Николаевна
Информационная карта проекта
Вид, тип проекта: краткосрочный, познавательно – творческий, социально-
коммуникативный.
Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатель группы.
Актуальность проекта
Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с
первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего
детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то
же время так далеко. Как известно в этом году 12 апреля в нашей стране знаменательная дата– 60 лет со дня первого полета человека в космос. В ходе реализации проекта в нашей группе по теме «Космос» мы много узнали о планетах Солнечной системы, о Земле, узнали имя первого космонавта, изучили карту звёздного неба, созвездия. Мы зарисовывали, как выглядят планеты, из звездочек составили аппликации созвездий.
Но нам стало интересно, как же стартуют ракеты в космос?
Как поддержать интерес ребенка к неизведанному?
Считаю, что метод проекта по конструированию позволит детям усвоить
сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым,
делая познавательно-творческий процесс интересным и мотивационным. Работа
над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности
дошкольников. Проектная конструктивная деятельность развивает творческую
активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой
личности. Данный проект направлен на развитие кругозора детей,
формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических
чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателя космоса Юрия Гагарина), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).
Цель: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного
возраста через проектную деятельность конструирования. Развитие технического творчества и конструкторских способностей детей через создание макета Космодром и ракеты из конструктора.
Задачи:
Развивать творческую инициативу, самостоятельность.
Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные
особенности, основные функциональные части, устанавливать взаимосвязь
между их назначением и строением.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки.
Развивать и закреплять навыки построения устойчивых моделей.
Продолжать расширить представление о том, что такое космос,
космическое пространство.
Воспитывать патриотические чувства, интерес к космонавтике, чувство
гордости за историю своей страны.
Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями
воспитателя и передавать особенности предметов средствами конструктора.
Развивать познавательную активность, речь, воображение, фантазию.
Воспитывать трудолюбие, стремление помогать друг другу, желание
работать в коллективе.
Оборудование: Ноутбук для показа презентаций, слайдов. Конструкторы «Юниор»,
«Малютка», фотографии и слайды по теме. Музыка: проигрыватель в ноутбуке, мелодия - «Полет к далеким звездам Космическая музыка Ансамбль электроинструментов»
Ожидаемые результаты:
1.Стремление детей к совершенствованию своих конструктивных навыков.
2.Составить схемы последовательности сборки летательных аппаратов.
3. Создание проекта «Космодром».
4. Развитие и закрепление навыков конструирования.
5.Развитие у детей устойчивого интереса к космонавтике.
6. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
7. Обогащение словарного запаса
Методы:
1. Теоретический: изучение и обобщение научной литературы.
2. Опрос детей в группе.
3. Изучение метода сборки летательных аппаратов по справочнику
конструирования. В сети интернет
Продукт детской деятельности: макет «Космодром» из
Конструктора «Малютка и Юниор»
Ожидаемые результаты:
1. Получить теоретические знания о значении космических
летательных аппаратах, о космодроме.
2. Развить и закрепить навыки конструирования.
3. Составить схемы последовательности сборки летательных
аппаратов.
4. Создание макета «Космодром».
5. Анализировать под руководством воспитателя модель.
Этапы работы:
I этап – подготовительный.
II этап – исследовательско – познавательно - практический
III этап – заключительный, презентационный
I этап – подготовительный.
Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.
Формулирование цели и задач проекта.
Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной
литературы по тематике проекта.
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического
обогащения проекта.
Предварительная работа:
1. Проведение бесед по теме «Космос»: «Этот загадочный космос», «Что
такое Луна? Млечный путь? Созвездие?» «Первый космонавт»;
2. Рассматривание книг, атласов, альбомов о космосе, космонавтах,
планетах;
3. Рассматривание картин советских и современных художников о
космосе;
4. Художественное творчество: рисование, лепка, аппликации по теме
«Космос» (рисование «Звёздное небо», «Я ракету нарисую»);
5. Чтение худ. литературы: А. Дитрих «Кто обгрыз месяц?», Р. Сеф
«Голубой метеорит», Е.П. Левитан «Твоя Вселенная», стихотворение
Р. Алдонина «Комета»
6. Совместная работа родителей и детей: сделать поделки на тему
«День космонавтики».
Этап 1. Подготовка к созданию творческого проекта «Космодром».
Ход деятельности.
В ходе беседы у детей возникло Много вопросов про летательные аппараты, из чего они состоят, как и где взлетают вверх. Так и появилась идея в проведении исследовательской работы – реализация проекта «Космодром». Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в конструктивной деятельности
Для того, чтобы начать нашу исследовательскую деятельность, мы с детьми основательно подготовились. Прочитали и просмотрели много энциклопедий, книг, картин и многое другое про космос.
Космодром - территория, на которой размещается комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос.
На территории космодрома находится: большая стартовая площадка, тренировочный центр для космонавтов, центр управления полетов, летательные аппараты, космонавт и т. д. На рубеже двух столетий – девятнадцатого и двадцатого – наш соотечественник, основоположник современной космонавтики К. Э. Циолковский стал рассматривать космос как возможную среду обитания человека, исследовать условия, в которых он окажется, совершая межпланетный полет. 4 октября 1957 года впервые в мире на орбиту был выведен искусственный спутник Земли. Так началась космическая эра в истории человечества. А 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин проложил людям дорогу в космическое пространство, совершив первый полет в истории человечества. С того дня прошло почти 60 лет...
II этап – основной, исследовательско-познавательно-творческий.
Подготовка к созданию творческого проекта «Космодром»: проведение
цикла познавательно-творческих занятий по конструированию на темы:
1. «Строительство летательных аппаратов».
2. «Звездный городок».
Создание творческого проекта «Космодром» из конструктора «Юниор и Малютка».
Дополнение проекта постройками и деталями с помощью
«Полесье»
Ход деятельности:
Таким образом, выяснив, что находится на космодроме, дети приступили к изготовлению летательных аппаратов.
Выбрали конструктор, который был у нас в группе. Для начала, решили нарисовать схематично модель ракеты и космодрома на листе бумаги. Затем, по этой схеме выполнить модель космодрома. Для этого нам понадобились карандаши, линейка, бумага. Ребята дома с родителями придумывали свои модели, некоторые зарисовывали схемы сборки.
Конструктивная деятельность:
Строительство из конструктора летательных аппаратов.
каждый из ребят попробовали собрать из конструктора небольшую
ракету, или самолет по схеме или доверяя лишь своей фантазии.
III этап – заключительный - презентационный.
Организация выставки.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
С целью выявления значимости летательных аппаратов была проведена исследовательская работа. Нами были изучены материалы из разных источников по выбранной теме, далее было проведен опрос и организована выставка конструированных моделей. Выставка показала, что все мы любим играть, конструировать, творить, а в будущем может быть даже стать конструкторами. Технический прогресс шагнул далеко вперед. Человек фантазирует, думает и по-прежнему мечтает строить и создавать. Все гениальное начинается с простой игры!!!
Ребята и родители с большим интересом рассматривали выставку работ. Проявляли гордость к нашей проделанной работе.
Перспектива проекта: Работая над проектом, ребята проявляли интерес к космосу, многое узнали. Развивали конструктивную деятельность, мелкую моторику, а значит и речь. Дети будут проявлять гордость и уважение к нашей стране, великому первооткрывателю космоса Юрию Гагарину! Возможно, кто -то из них всерьез увлечется конструированием и космосом. И мы еще услышим в недалеком будущем, что наш воспитанник сконструировал модель летательного аппарата или сам полетел в космос!
Экскурсия в краеведческий музей, зал «Космос», экспозиции «20 век: Ставрополь-Тольятти», посещение выставки «Твой космос»
Список литературы:
1 Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008
2. Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Космос». Художник А. Кукушкин
3. Детский сад: теория и практика. Журнал №9/2012 «Проектная деятельность дошкольника и ее организация в детском саду», электронная версия: http://editionpress.ru/detsad_021.html
4. Жданова И. К. Географический атлас для детей «Мир и человек», М. :ГУ геодезии и картографии, 1989 Теннова Н. А.
5. Астрономия для детей: http://www.astrogalaxy.ru/kind5.html
Соколова Елена Борисовна
Елена