Проект «Росток» (преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС)
Пояснительная записка к презентации
Проект «Росток»
МБОУ ССОШ №3, ДОУ №2, №5
Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС.
Актуальность. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Таким образом, преемственность должна строиться:
- на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;
- на единых целях воспитания и обучения детей;
- на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.
Цели:
- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание
Задачи:
-Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.
-Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
-Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией Российского образования. Сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта. В последние годы произошла незаметная революция: изменился социальный статус дошкольного детства. Оно становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. Главными критериями ФГОС дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка, - акцент на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, развитию инициативности, умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит о необходимости
- единства образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального, образования. Преемственность предпологает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от сада к школе; взаимосвязь содержания воспитательно – образовательной работы положительное отношение к детям. понимание их потребностей, мотивов, особенностей поведения. Главное, выработать в сознании ребенка мотивацию – «хочу учиться». Принятие ролевых позиций, развитие воображения, любопытство и любознательность – это ключевые моменты, свидетельствующие о готовности детей к школе - так определяет ФГОС дошкольного образования.
Большинство педагогов считают, что, в современном общество, где все очень быстро развивается, меняется, у большинство детей наблюдается неустойчивое внимание, пассивность, нет самостоятельности, страдает дисциплина.. Это происходит от того, что ребенок попадает в новую социальную ситуацию, где значимые для прежнего жизненного этапа ценности, связанные с игрой, прежние интересы, мотивы действий мгновенно теряют внешнее подкрепление. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни». Ребенок этого еще долго не понимает. Несовпадение внутренних и внешних условий существования ребенка в данный период является причиной обострения кризиса седьмого года жизни. У многих детей пропадает интерес к обучению. Апатия, нежелание учиться приводит к тому, что у детей идет ухудшение физического и психического здоровья детей.
Проблема состоит в том, что переходный период от дошкольного к школьному детству проходит сложно, уязвимо для всех участников образовательного процесса, но в первую очередь для самого ребенка. недостаточно взаимодействие педагогов детского сада и школы, нет преемственности в организации воспитательно – образовательной работы, единых взглядов, одинаково положительного отношения к детям, понимания их потребностей.
Мы хотим, чтоб преемственность в работе детского сада и школы поднялась на более высокий уровень. Наладить тесное сотрудничество с воспитателями ДОУ, родителями, что поспособствует безболезненному переходу детей от дошкольной на школьную ступень, а значит и дальнейшему, успешному обучению в школе.
Миссию проекта «РОСТОК» можно охарактеризовать так: в нашем случае мы видим зеленый росток с лепестками, и с корнями. Корни ассоциируют образовательную среду, в котором развивается ребенок. Ребенок развивается, воспитывается в семье, это «родители», далее в развитии ребенка влияние оказывают воспитатели, а также педагоги дополнительного образования «умелец», особое влияние также оказывают бабушки , дедушки, с поступлением в первый класс, учитель начальных классов. Посередине стебля ростка вписан гармонично развивающийся личность – модель успешного ученика.
Лепестки ростка- это формы осуществления преемственности.. В нашем случае- это совместное МО педагогов и воспитателей детского сада в начале учебного года, лист согласования между педагогами и воспитателями, дни открытых дверей; совместное родительское собрание, мини олимпиады между воспитанниками подготовительной группы, взаимодействия младших школьников и воспитанников детского сада( экскурсия в школу, показ детских спектаклей, кукольного театра, изготовление игрушек для детей), воскресная школа, с целью ознакомления учителя с будущими первоклассниками
В нашем проекте развивающая среда образовательного пространства это радуга, где каждый цвет имеет свое содержание : это здоровая, творческая, ответственная, активная, целеустремленная, творческая, коммуникабельная личность - модель ученика начальной школы.
Для нашего проекта ведущими концепциями работы с одаренными детьми стали исследования А. И. Савенкова профессора психологических наук и О. Г. Волкова кандидата химических наук, профессора, академика Российской академии проблем качества. Центром проекта является ребенок, процесс развития одаренности в детском возрасте оказывают влияние не только на уровень: достижений ребенка и формирование его личности, но и его дальнейшую судьбу развивающегося на протяжении всей жизни. Которого идет в сотрудничестве с творческими педагогами и специалистами. Главными для ребенка являются его родители, которые вместе с педагогами ДОУ, участвуют в процессе ранней диагностики и выявления личностных задатков, сравнительном изучении ярко выраженных наклонностей и мотивации данного ребенка к конкретной деятельности (При этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.
Участники проекта: дети подготовительной группы, учащиеся 1 класса ССОШ №3, педагоги и специалисты ДОУ, учителя начальных классов, родители.
Этапы развития проекта:
1 этап проекта – создание развивающей среды
2 этап – набор в первый класс, создание у дошкольников мотивации к обучению в школе
3 этап – анализ работы и согласование критериев готовности ребенка к школе
Длительность: 1 год
Общие условия:
– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
– создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
– учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;
– воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;
– создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;
– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
– осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка
– доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективом образовательного учреждения
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
Социально-психологическая готовность к школе:
Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:
Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом* ножницами);
Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше -ниже; больше -меньше, вперед -назад, слева -справа);
Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
К началу обучения в школе дети должны уметь:Строить сложные предложения разных видов;
Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
Находить слова с определенным звуком;
Определять место звука в слове;
Составлять предложения из 3-4 слов;
Членить простые предложения на слова;
Членить слова на слоги (части);
Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
Иметь представления о сезонных явлениях природы;
Знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
Знаки +, =, >, <;
Название текущего месяца, последовательность дней недели;
Уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
Соотносить цифру и число предметов;
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
Пользоваться арифметическими знаками действий;
Измерять длину предметов с помощью условной меры;
Составлять из нескольких треугольников, четырехугольникоь фигуры большего размера;
Делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
Ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка?
Умение правильно произносить все звуки речи и различать их па слух.
Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
Умение отвечать на вопросы и задавать их.
Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов.
Умение составлять рассказы о предметах (но плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок).
Кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуты, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта будет разработан и реализован целостный процесс обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в период от дошкольного воспитания к школе, направленный на формирование личности, ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Разработана взаимосвязанная система содержания воспитательно – образовательной работы.
У родителей педагогов детского сада и школы сформируется одинаково положительное отношение к детям, глубокое понимание мотивов особенностей поведения их потребностей.
Сохраняется самоценность дошкольного детства, сформируются личностные качества ребенка, которые послужат успешности при обучении в школе.
Качественно изменится работа педагогов, что поможет эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста во взаимодействии детского сада школы и семьи. Будет продолжена работа по привлечению узких специалистов (психологов, логопедов, врачей)