Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 Колпинского района Санкт-Петербурга
Паспорт педагогического проекта «Мой любимый город».
Автор проекта: воспитатель: Ефимова Алла Ивановна.
Участники проекта: Воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Паспорт педагогического проекта
Проект «Мой любимый город»
Тип проекта: информационно- творческий, продолжительный (ежемесячная работа в течение трех месяцев).
Срок реализации: 3 месяца.
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид проекта: творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
подбор методической и художественной литературы;
подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
дидактические игры;
подбор мультфильмов, фильмов, прослушивание песен;
выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей;
презентация к проекту.
Необходимые условия для реализации проекта:
- заинтересованность родителей и детей;
- методические разработки.
Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях и обычаях местных жителей. Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Цель проекта:
Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом;
Приобщение к истории и культуре родного города;
Расширение кругозора.
Задачи проекта:
Расширить и углубить знания детей о городе Колпино, его истории, достопримечательностях, о людях-героях родного города;
Формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
Развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;
Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.
Методы проекта:
игровые: дидактические игры, подвижные игры;
словесные: беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассказывание, развлечения, чтение и рассказывание стихов, считалок, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок.
практические: создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности, экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка, работа в мини-музее «Мой город» с целью формирования знаний о родном городе, дидактические игры, подвижные игры.
наглядные: организация выставок, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций.
Метод трех вопросов:
Что знаем? |
Что хотим узнать? |
Где и как найдем ответы на вопросы? |
Знаем, что есть город. Знаем, что это наш город. |
Расширить представления детей о достопримечательностях родного города. И многое – многое другое… |
Спросим ответ у взрослых; будем читать литературу. |
Задачи по работе с родителями:
-информирование родителей о проекте, его целях, задачах, формах и методах работы с детьми.
- подготовить консультации по теме проекта;
- фото - выставка «Мой любимый уголок Колпино»;
- пополнение родителями уголка про Колпино.
Предполагаемый результат:
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Освоение доступных знаний об истории родного города.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
выставка детских работ (лепка, аппликация, рисование, поделки…);
совместные работы родителей и детей;
речевое творчество детей;
дидактические игры и пособия;
НОД ;
совместное итоговое занятие детей и родителей «Мой любимый город»;
посещение музея совместно с родителями .
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный (срок 12.09.2015 – 22.09.2015г.). Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
Задачи:
определить актуальные знания детей о родном городе, достопримечательностях;
вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы 1 этапа:
планирование проектной деятельности по теме «Мой любимый город» опираясь на методическую литературу;
подбор методической и художественной литературы;
подбор дидактических, подвижных, малоподвижных игр;
составление плана взаимодействия с родителями и детьми;
2 этап – практический. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Задачи:
создание проблемной ситуации;
развивать выразительность речи, моторику рук;
развивать познавательные способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
пополнить книжный уголок материалами по теме проекта;
воспитывать аккуратность при выполнении работ по теме проекта.
Формы организации работы 2 этапа:
Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)
Формы работы с детьми |
Формы работы с родителями |
|
Тематические беседы: Беседа с просмотром презентации: «Моя малая Родина». Беседа с рассматриванием иллюстраций: «Улицы моего города». Беседа: «Что мы знаем о родном городе?» Беседа: «День народного единства». Занятия по ознакомлению с родным городом: «История возникновения родного города». «Жизнь моей улицы». Придумывание рассказов тему: «Из окна, из окна наша улица видна». «Мы –горожане» (правила этикета). «Знакомство с символикой города Колпино (герб, гимн)». Составление описательного рассказа: «Я - колпинец». «Мой любимый город» Знакомство с пословицами: «Человек без Родины, — что соловей без песни», «Одна у человека мать, — одна у него и Родина», «За морем теплее, — а на Родине светлее», «На чужой сторонушке — рад своей воронушке», «На чужой стороне — и весна не красна», «Всякому мила — своя сторона», «Везде хорошо, — а дома лучше», «Своя земля — и в горе мила». Чтение художественной литературы: Рассматривание иллюстраций, буклетов, фотографий о городе, картин колпинских художников, просмотр видеоролика «Экскурсия по Колпино». Чтение книг о родном городе, стихов , рассказов колпинских писателей (Бейлин А.И. "Ижорские были", Ирклей А.С. "На берегах Ижоры"). Разучивание стихов. Слушание песен: - Прослушивание музыкальных произведений: гимн Колпино, - Колпинский вальс, - песни о Колпино; Художественно – продуктивная деятельность: « Герб Колпино» - аппликация; « Течет река Ижора» - рисование; Российский флаг – рисование; Работа с крышечками – выкладываем на песке. Гирлянда дружбы – аппликация. Стенгазета: «Мы любим Колпино» - аппликация методом торцевания (со старшей группой). Конкурс рисунков «Праздники нашего города». Игра- викторина « Знатоки города». |
Книжка - самоделка по ознакомлению с родным городом Книги для чтения и рассматривания: В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок), М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: «Родина», А Прокофьев: «Родина», С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок).
Картотека пословиц и поговорок. Картотека стихов. |
Дидактические игры: «Какой наш город», "Сказки в Колпино", «Кто что делает», "Прогулка по городу", "Колпинская азбука", "Колпинские силуэты", лото "Знаешь ли ты свой город", "Любимый город", "Ижорские рифмы", «Подбери словечко» и т.п. Сюжетно-ролевые игры: "Мы – строители", "Почта", "Библиотека", "Мы – экскурсоводы", "Наша улица", « Больница». Конструирование с использованием крупного конструктора: «Строим мост»; Подвижные игры. |
Системная «паутинка» проекта
Познавательное развитие Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие |
Беседы: «История возникновения родного города». «Жизнь моей улицы» . Придумывание рассказов на тему: «Из окна, из окна наша улица видна». «Мы –горожане». «Знакомство с символикой города Колпино (герб, гимн)». «День народного единства» Конструирование: «Строим мост».
Составление описательного рассказа: «Улицы нашего города», «Мой любимый город». Дидактические игры: «Какой наш город», "Сказки в Колпино", «Кто что делает», "Прогулка по городу", "Колпинская азбука", "Колпинские силуэты", лото "Знаешь ли ты свой город", "Любимый город", "Ижорские рифмы", «Подбери словечко» и т.п. Разучивание стихов. Чтение: Рассматривание иллюстраций, буклетов, фотографий о городе, картин колпинских художников, просмотр видеоролика «Экскурсия по Колпино»; Чтение книг о родном городе, стихов, рассказов колпинских писателей (Бейлин А.И. "Ижорские были", Ирклей А.С. "На берегах Ижоры")
« Герб Колпино» - аппликация; « Течет река Ижора» - рисование. Флаг России – рисование. Работа с крышечками – выкладывание на песке. Гирлянда дружбы – аппликация. Стенгазета: «Мы любим Колпино» - аппликация методом торцевания (со старшей группой)
Гимнастика после сна: «Чтобы быть здоровыми». Подвижные игры. |
3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.
Задачи:
развивать творческие способности;
развивать умение анализировать, обобщать и делать простейшие выводы;
развивать наблюдательность и любознательность, познавательной активности
воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.
В ходе реализации проекта «Мой любимый город» предполагаемые результаты были достигнуты:
мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов;
собрали богатый материал по теме проекта;
пополнили словарный запас детей;
на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию.
Перспективы проекта: В дальнейшем планируем продолжить работу по знакомству с городом и его окрестностями.
Карине Рафаеловна
Ефимова Алла Ивановна