Урок-проект по окружающему миру «Моя семья»
Пояснительная записка к презентации
Урок - проект « Моя семья»
Окружающий мир
1 класс.
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов
МБОУ Туртапинской ОШ
г. Выкса Нижегородской области
Морщакова Елена Ивановна
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок систематизации знаний.
Цель урока:
• формирование целостного представления о семье, развитие семейных ценностей;
• изготовление лэпбука «Моя семья».
Задачи урока:
• Образовательные:
o уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;
o помочь усвоить основы взаимоотношений с членами семьи;
o учить работать по образцу.
• Воспитательные:
o формировать умение проявлять внимание, любовь и уважение к близким;
o способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью;
o воспитывать аккуратность, внимание, терпение, бережливость;
• Развивающие:
o развивать мышцы пальцев рук;
o развивать внимание, память, речь.
Личностные УУД:
Ценностно-смысловая ориентация учащихся, действие смыслообразования.
Коммуникативные УУД:
Умение выражать свои мысли, обсуждать выступления учащихся.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, волевая саморегуляция, оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; оценивать значение семьи для человека и общества; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Познавательные УУД:
Общеучебные: работать с информацией, называть по именам, отчествам, фамилиям членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи.
Оборудование:
Доска, рисунки и фотографии учащихся «Моя семья», основа для лэпбука, цветные карандаши, фломастеры, раздаточные карточки, скотч, степлер, клей.
Оформление доски:
1.Основа лэпбука и эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте».
2. Солнышко настроения.
Ход урока:
1. Орг. момент (СЛАЙД 1)
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
У:- Ребята, сегодня мы собрались на необычный урок творчества, любви, радости и доброты. Улыбнитесь друг другу и отметьте на экране свое настроение.
Мы рады, что на нашем уроке присутствуют гости. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Гости в доме – хозяевам радость!».
2. Актуализация темы урока СЛАЙД 2 /data/files/i1544028313.ppt (Презентация к уроку "Моя семья". 1 класс)
У:- Ребята, послушайте отрывок из песни и подумайте, о чём сегодня будет наш урок./data/files/b1544031603.rar (Дидактический материал к уроку)
СЛАЙД 3 У:- Правильно, речь пойдет о семье. Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа. Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми. Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо.
СЛАЙД 4 У:- А чтобы узнать, чем мы будем заниматься на уроке, отгадайте загадки:
1) Кто научит гвоздь забить,2)В них играют все дети (игРушки)
Даст машину порулить,
И подскажет, как быть смелым, 3)Самый нежный, самый добрый,
Сильным, ловким и умелым?самый любимый человек для всех людей
(Папа) на Земле ( мамОчка)
4)Он все умеет, все знает. С ним всегда советуются ваши родители. (дЕд)
5)Она вяжет всем носки и печёт самые замечательные пирожки и булочки ( бабушКа)
6) Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сесТрёнка)
- А теперь, соедините, выделенные буквы в ответах и прочитайте, что получилось: ( слово ПРОЕКТ)
СЛАЙД 5 У:— Что такое проект? (Ответы детей.)
-Запомните: Проект - это дело, в результате которого получается продукт.
-Продуктом может быть что угодно:стихотворение, картина, портрет, музыка, песни, газета, коллаж.
А на сегодняшнем уроке я предлагаю вам составить лэпбук о семье. А что можно положить в лэпбук?
( В лэпбук мы сможем добавить загадки, фотографии, рисунки, добрые слова о семье).
СЛАЙД 6 У:- Как вы понимаете слово «семья»? (ответы детей).Щелчок мышью:
В словаре Ожегова говорится, что семья – группа живущих вместе близких родственников, а также объединение людей, сплочённых общими интересами.
СЛАЙД 7 Коллективное оформление лэпбука
1) У:- Семья – это дом. Дом... Это слово знакомо всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. Давайте построим дом своей мечты. Строительство дома начинается с закладки фундамента.
СЛАЙД 8 У:- Что же будет у нас фундаментом, узнаем, если нарисуем звездочку.Ответы учащихся. (На звезде было написано слово «понимание»). - Это и будет фундаментом нашего дома.
- Ребята, давайте достроим дом. Обсудите в парах, что должно царить в доме, чтобы всем членам семьи жилось хорошо? Выберите только 1 желтый кирпичик для строительства дома, из чего, по вашему мнению, строится семья. Занесите в лэпбук свои кирпичики и называйте, из каких слов вы построили домик.
(Дружба, труд, любовь, забота, счастье, единство, честность, помощь, дисциплина, вежливость, общие интересы, уважение, поддержка, богатство, зло, вредность, жадность, мир, доброта)
СЛАЙД 9 У: - А сейчас я проверю ваше внимание. Послушаем стихотворение, которое расскажет нам Даша. -Очень люблю, когда все собираются. Белою скатертью стол накрывается. Бабушка с мамой, папа и я, Мы называемся вместе – семья. У: - Каких членов семьи назвала Даша? А теперь ответьте на мои сказочные вопросы:
- Кто был Внучкой Деда Мороза?
-Кто у нас многодетная сказочная мама? Почему она многодетная?
- Как зовут трудолюбивую сестру из сказки Шарля Перро?
- Как звали папу Буратино?
- Кем являются друг другу Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф?
- Кем являешься ты, Даша, для своей мамы? А ты, Вова?
- Кем ты являешься для своей бабушки? А кто тебя называет дочкой? У твоего папы есть мама. А кто она для тебя? У мамы есть сестра. Кто она для тебя?
- Давайте поселим в наш дом членов семьи. У вас на парте зеленые карточки. Выберите из них слова, обозначающие родственников.
(Брат, папа, мама, племянница, внучка, дедушка, бабушка, дочь, сын, сосед, директор, дядя, тётя, сестра, племянник, внук, незнакомец, прохожий).
После проверки – вкладываем в конверт нужные слова.
- Вот какая дружная у нас получилась семья.
СЛАЙД 10 У:– Ребята в нашем лэпбуке есть красивый конверт с подписью ЗАГАДКИ. Давайте поработаем в группах и найдем в него загадки (ПРИЛОЖЕНИЕ ) о наших членах семьи (карточки с загадками, находят, читают, вкладываем в конверт.Конверт вносим в лэпбук).
СЛАЙД 11 Физкультминутка (звучит музыка «Бабочки-мотыльки», танцуют)
У:- Вы очень красиво изобразили бабочек. А что любят бабочки? Нектар из чего любят бабочки? (ответ детей – Бабочки любят цветочный нектар)
СЛАЙД 12 Составление ромашки "Дружная семья"
У:- Теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи: Написаны они на лепестках ромашки - ведь именно ромашка является символом семьи. У меня есть маленькие лепестки, я буду их наклеивать в лэпбук.
1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.
3. Живут в одной квартире.
4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.
5. Вместе занимаются домашним хозяйством.
6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.
7. Вместе распределяют деньги на покупки.
8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.
9. У каждого свой кошелек.
10. У каждого члена семьи свое хозяйство.
- Молодцы, у нас с вами получилась ромашка дружной семьи.
СЛАЙД 13 Календарь семейных праздников
У:- А в старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции. Традиционно семья вместе собирается на праздники. А если в вашем доме любимые праздник? Назовите их.
Поработайте в группах и составьте календари. (Составляем календарь, приклеиваем).
СЛАЙД 14 У: - В ваших Портфолио есть генеалогические древа. Вы, наверное, заметили, что и наш лэпбук украшает дерево. Как вы думаете, а наш класс - это семья? ( ответы детей).У:- Это тоже семья, но школьная. Давайте сделаем наше школьное семейное древо, украсив его фотографиями своих семей. Вот это- моя семья. (Я и дети приклеивают фотографии своей семьи на листочки от дерева и прикрепляют их в лэпбук).
-Посмотрите, какой замечательный лэпбук у нас получился. Видно, что мы сделали его с любовью. Ваши глаза светятся счастьем, когда вы говорите о своих близких, самых родных, самых любимых людях для вас.
СЛАЙД 15 У: - Если бы к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то чтобы вы могли им сказать (помогут нам в этом предложения, но они не закончены). Ваша задача: закончить предложение.
- Я хочу, чтобы мои мама и папа были…- Я люблю, когда бабушка …
- Мои мама и папа самые ….- Я люблю своих родителей за то, что …
- Я доверяю своим родителям …- Я люблю своего дедушку за то, что…
- Я хочу своим родителям пожелать …- Свою семью я считаю …
- Моя мамочка для меня самая …
Итог урока.
— Какой теме был посвящен наш проект? Понравилось ли вам заниматься проектной деятельностью?А что понравилось больше всего?
СЛАЙД 16 У:- Посмотрите на слайд и зажгите светофор.
–Наш урок оказался очень плодотворным. И в благодарность мне хочется подарить вам Сертификат участника проекта в ваши Портфолио (ФОТОМАТЕРИАЛЫ)
Семья – это главное, что есть в жизни у каждого человека. Никакие ценности и богатства не заменят семью, ради которой все и живут.
Я желаю вам, чтобы ваш семейный очаг всегда был наполнен теплом, уютом и настоящей любовью! Пусть в каждом доме царит мир, добро, радость и счастье!
СЛАЙД 17- УРОК ОКОНЧЕН. Спасибо вам за работу.