Проект на тему «Малоподвижный образ жизни»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Девлезеркино
муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
Проект на тему
«Малоподвижный образ жизни»
Составила проект:
Салмина Анастасия
Ученица 8 класса
С давних времён известно, что движение является необходимой потребностью человека. Особенно важна двигательная активность для растущего организма. По данным врачей-гигиенистов ученик, для сохранения физического тонуса, должен в течение дня пройти, пробежать, проскакать не менее 5 км (взрослые не менее 3 км). Всё чаще я стала замечать людей, которые занимаются бегом, ходьбой с палками. Для себя сделала вывод, что они хотят сохранить своё здоровье. Но вместе с этим у меня возник вопрос: « Мы живём в век компьютеризации, что совсем не связано с движением. Многие работают за компьютером практически сутками. Как же быть активным и не отстать от современных компьютерных технологий?» Я люблю играть в компьютер и люблю подвижные игры. Но до недавнего времени выбирала всё-таки компьютер. Однажды, играя за компьютером, я задумалась, как же я буду выглядеть, если буду продолжать малоактивный образ жизни? В наше время многие выбирают современный ритм жизни, однако остались люди, не изменившие своему организму. Но почему всё больше людей стали интересоваться двигательной активностью? Что их привлекает?
Эти и другие вопросы я задавал маме. папе. учителю. Поиск ответов на них и послужил началом для создания этой работы. Данная исследовательская работа учит сравнивать состояние человека, ведуший активный образ жизни с состоянием малоподвижных людей. Учит выбирать лучшее для своего здоровья, тем более, что сегодня достаточно много вокруг стрессов для него.
Актуальность проекта: Малоподвижный образ жизни, многочасовое сидение у телевизора и компьютера, учебные перегрузки, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неправильное питание, неблагоприятная экологическая ситуация и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья школьников. Для решения данной проблемы было решено провести теоретическое и практическое исследования, направленные на укрепления здоровья и расширение знаний о здоровом образе жизни.
Цель проекта: выявить влияние малоподвижного образа жизни на физическое развитие и здоровье школьников.
Задачи проекта:
1. Ознакомиться с литературой по данной теме.
2. Провести антропометрические исследования, включающие измерение длины тела (роста), массы тела, окружности грудной клетки и определить антропометрические показатели физического развития:
индекс Кетле (весо - ростовой показатель);
индекс Пинье (оценка телосложения);
индекс гармоничности морфологического развития ИГМР.
3. Дать оценку индивидуального здоровья школьников, их соответствия возрастным нормам.
4.С помощью социологического опроса выявить влияние режима дня на здоровье учащихся.
5.Выработать рекомендации по устранению недостатка двигательной активности в режиме дня школьников.
При проведении данной работы нами была выстроена следующая гипотеза.
Выявить влияние малой двигательной активности на уровень физического развития школьников и разработать рекомендации по устранению этого недостатка.
Предмет исследования: влияние двигательной активности человека на весь организм в целом.
Методы исследования :
1) Опрос; 2) Наблюдение; 3)Анкетирование; 4) Обобщение; 5) Анализ.
Введение.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил и ведении здорового образа жизни есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Последние годы в силу высокой нагрузки на работе и дома и других причин у большинства отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме людей.
Из-за отсутствия необходимых нагрузок человека все больше времени проводит в сидячем или лежачем положении. У многих из нас вся нагрузка ограничивается дорогой от подъезда до автомобиля. Людям не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя. Одной из причин проявления гиподинамии будет являться урбанизация населения.
Методика исследования.
Для оценки физического развития использовали ряд методов.
1. Метод нахождения индекса Кетле (весо - ростовой показатель), который характеризует соотношение веса и роста: необходимо вес (в кг) разделить на квадрат роста (в см).
2. Метод нахождения индекса Пинье (оценка телосложения) по формуле: И = Р – ( В + Окр), где Р – рост в сантиметрах, В – масса тела в килограммах; Окр – окружность грудной клетки в сантиметрах.
Таблица 1.
Значение | Оценка |
10-15 | крепкое |
16-20 | хорошее |
21-25 | Среднее |
26-30 | Слабое |
Более 31 | Очень слабое |
Метод нахождения индекса гармоничности морфологического развития ИГМР.
Рассчитывали по формуле: ИГМР = (Р – В) * Р/К * 2Окр, где Р – рост, в см., В – масса (вес) тела, в кг., Окр – окружность грудной клетки, К – коэффициент развития, который находился по таблице.
На основании данных методик и результатов антропометрических измерений давалась индивидуальная оценка физического развития.
Результаты исследования и их обсуждение:
Проведённое исследование ставило цель: выявить влияние малоподвижного образа жизни на физическое развитие и здоровье учащихся. В результате было обследовано 2 группы школьников (8, 9 кл). Первая группа – учащиеся 8 класса, вторая группа – учащиеся 9 класса, .
Первая группа (4 учащихся 8 кл). У 100% учащихся индекс Кетле (весо -ростовой показатель) находится в норме. Таким образом, обследуемые дети развиты гармонично, масса их тела соответствует росту.
Вторая группа (10 учащихся 9 кл). У 70 % учащихся весо - ростовой показатель находится в норме, у 10 % учащихся он выше нормы, а у 20% учащихся ниже нормы. Это свидетельствует о том, что больший процент обследуемых развиты гармонично, их масса тела соответствует росту. 10% учащихся имеют превышение массы над ростом, а у 20 % масса тела ниже нормы.
В первой группе (8 кл) 25 % учащихся имеют очень слабое телосложение, 75 % имеют среднее телосложение.
В 9 классе у 20 % учащихся слабое телосложение, у 10 % очень слабое и только 70% учащихся имеют среднее и хорошее телосложение.
ИГМР – индекс гармоничности морфологического развития у 75% учащихся снижается с увеличением массы тела и окружности грудной клетки, а у 25 % учащихся повышается с увеличением длины тела (8 кл., первая группа).
Вторая группа (9 кл) у 80% учащихся ИГМР снижается с увеличением массы тела и окружности грудной клетки, а у 20% данный показатель повышается с увеличением длины тела.
С учащимися (8, 9 кл) проводился опрос о влиянии распорядка дня на физическое развитие и здоровье учащихся с последующим обобщением и анализом полученных данных.
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ.
1.Сколько времени вы тратите на подготовку домашнего задания?
2. Посещаете ли вы какие-либо кружки или секции?
3. Сколько времени вы тратите на дорогу в школу и обратно?
4. Делаете ли вы утреннюю гимнастику?
5. Во сколько часов вы ложитесь спать?
6. Во сколько часов вы встаёте?
7.Сколько времени в среднем вы проводите в школе?
Результаты данного опроса были следующие:
100% учащихся 8 и 9 классов проводят в школе по 7-8 часов в день, что соответствует норме образовательного процесса.
На подготовку домашнего задания тратят 30% учащихся 8 класса около 2 часов и 70% менее 1 часа. В 9 классе 40% учащихся тратят на подготовку по 2-3 часа, 30% по 1-2 часа, 30% менее 1 часа.
В 8 классе 25% учащихся не посещают секций и кружков, любят смотреть телевизор или играть за компьютером, 75% посещают спортивные секции . Сложнее обстоят дела у учащихся 9 класса так, как 40% не посещают никаких секций, только 60% занимаются спортом
На дорогу в школу тратят 40% учащихся 9 класса по 20 минут в день, 30% около 1 часа .
В 8 классе 100 тратят на дорогу в школу около 20 минут.
75% учащихся 8 класса не делают утреннюю гимнастику, 25% выполняют её регулярно. В 9 классе 20% делают утреннюю гимнастику и 80% не выполняют.
75% учащихся 8 класса ложатся во время спать и продолжительность их сна составляет 9 часов, что соответствует гигиенической норме, 25% имеют нарушения.
В 9 классе 30% имеет продолжительность сна 8 часов, что соответствует норме, 50% ложатся поздно и 20% любят ночные программы по телевизору и нарушают режим сна.
Таким образом, двигательный режим большинства учащихся ограничен в основном поездками на транспорте, занятиями физкультурой в школе (редко дома), непродолжительными прогулками на улице. В результате большую часть суток учащиеся ведут малоподвижный образ жизни, выполняя уроки или просматривая телепередачи. Недостаток двигательной активности сказывается на общем состоянии здоровья, быстрой смене настроения и утомляемости, что в конечном результате может вызвать состояние стресса и повысить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.
ВЫВОДЫ.
1. В процессе проведённого исследования для определения физического развития школьников были определены и проанализированы следующие показатели:
индекс Кетле (весо-ростовой показатель);
индекс Пинье (оценка телосложения);
индекс гармоничности морфологического развития ИГМР.
2.Проведённый социологический опрос показал нарушения гигиенических норм у учащихся 9 классов в отношении сна, утренней гимнастики и распределении свободного времени.
3. Для устранения негативных последствий малоподвижного образа жизни (гиподинамии) были разработаны рекомендации по коррекции выявленных нарушений.
Заключение.
Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.
Здоровье – великое благо, недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!». Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет человеку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой. В последнее время отмечается огромный рост популярности оздоровительных физических упражнений, никогда люди так не увлекались различными формами оздоровительной физкультуры всей семьей, как это происходит сегодня. Развитие массовой физической культуры и спорта не только обеспечивают сохранение здоровья и повышение работоспособности, но и способствует заполнению досуга и отвлечению населения, в особенности подростков, от вредных привычек – курения алкоголизма и наркомании. Частота, продолжительность и интенсивность физических нагрузок должны соответствовать возможностям человека, уровню его тренированности. Для практически здоровых малоактивных людей лучше начинать с одного или двух занятий в неделю продолжительностью 30-40 минут. Оптимальной считается физическая активность 5 раз в неделю. Продолжительность тренировки от 30 до 60 минут. Умеренной нагрузкой считается 30-минутная ходьба, медленная езда на велосипеде, медленные танцы, лыжные прогулки, 15-20-минутный бег трусцой, работы в саду, по дому. Интенсивная физическая нагрузка – быстрый бег, танцы, плавание, уборка снега, ремонт дома, – способствует улучшению функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает тренированность, самооценку, способствует длительному сохранению физически активного образа жизни.
Для большинства людей интенсивность максимальной физической нагрузки соответствует частоте пульса, рассчитанной по формуле: частота пульса равна 200 минус возраст в годах. Невозможность поддержать разговор во время упражнений, сохранение сильного чувства усталости через час после тренировки говорит о необходимости снижения уровня выполняемой нагрузки. Полноценной считается нагрузка не менее 10 тысяч шагов в день.
В целом градация выглядит так:
Меньше 5 000 шагов в день – малоподвижный образ жизни.
7 500– подвижный образ жизни.
10 000– рекомендуемый образ жизни.
Начав двигаться, вы почувствуете прилив сил и энергии, легкость и подъем настроения. Но для того, чтобы это произошло, нужно сделать первый шаг. Начинайте!
Литература:
1. Вавилов основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991, 224 с.
2. Кочкарова кислорода как биохимический критерий гиподинамии.-М.: Биология в школе,№4 2004,46с.
3. http://*****/view/gipodinamiya_u_detej/
4. http://www. *****/medicina/gipodinamia. shtml
5. http://ru. wikipedia. org/wiki/%C3%E8%EF%EE%E4%E8%ED%E0%EC%E8%FF