12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кокина Оксана Владимировна664
Стаж педагогической работы 30 лет, учитель биологии высшей категории, почетный работник образования РФ. Ветеран труда. Классный руководитель
Россия, Тверская обл., Кувшиново
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»
3

Исследовательская работа "Малоподвижный образ жизни как фактор, влияющий на физическое развитие учащихся" Исследовательская работа "Нутриенты и рациональное питание"











ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ « МАЛОПОДВИЖНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ.

Автор: Васильева Нина, учащаяся 11 класса

Руководитель: Кокина Оксана Владимировна

Современная жизнь школьника – занятия в школе, приготовление уроков, чтение, компьютер, телевизор – предполагает малоподвижный образ жизни. Большую часть своего времени (около 18 часов в сутки) подросток находится в полной или относительной неподвижности (включая и сон). И лишь 6 часов остаётся у него на подвижные игры, прогулки, спорт. Но ведь этого недостаточно! Наше тело создано для движения. Любая функция или работа клетки осуществляется именно за счёт запасённой ранее энергии.

Малоподвижный образ жизни – это состояние, противоестественное для человека, которому свойственна биологическая потребность в движении.

Особенно губительно ограничение двигательной активности на растущий организм так, как при этом отстают все показатели развития детей: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, уровень нервно-психической деятельности.

Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие школьника. В первую очередь оно оценивается с использованием антропометрии по состоянию опорно-двигательной системы.

Антропометрические исследования включают измерения длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки и определение антропометрических показателей физического развития. Это позволяет дать оценку индивидуального здоровья и коллектива учащихся, их соответствия возрастным нормам.

Для меня является важным вопрос о влиянии малоподвижного образа жизни на физическое развитие и здоровье школьника. Не опасна ли гиподинамия для детей? Как обстоят дела со здоровьем у наших школьников? Что нужно делать, чтобы снять симптомы, вызванные малой подвижностью? Какой вид физической активности необходим конкретному ребёнку? И чтобы выяснить это, мы решили провести данное исследование.

Целью исследования стало: выявить влияние малоподвижного образа жизни на физическое развитие и здоровье школьников.

Исходя из поставленной цели, нам необходимо было решить следующие задачи:

1. Ознакомиться с литературой по данной теме.

2. Провести антропометрические исследования, включающие измерение длины тела (роста), массы тела, окружности грудной клетки и определить антропометрические показатели физического развития:

индекс Кетле (весо - ростовой показатель);

индекс Пинье (оценка телосложения);

индекс гармоничности морфологического развития ИГМР.

3. Дать оценку индивидуального здоровья школьников, их соответствия возрастным нормам.

4.С помощью социологического опроса выявить влияние режима дня на здоровье учащихся.

5.Выработать рекомендации по устранению недостатка двигательной активности в режиме дня школьников.

При проведении данной работы нами была выстроена следующая гипотеза.

Выявить влияние малой двигательной активности на уровень физического развития школьников и разработать рекомендации по устранению этого недостатка.

Методика исследования.

Работа проводилась с октября 2006 по апрель 2007 г. в средней школе №2 г. Кувшиново. Она включала антропометрическое исследование и социологический опрос. Всего в исследовании участвовало 54 человека: девочки и мальчики от 8 до 16 лет, учащиеся 2, 7, 9 классов. Для изучения были выбраны группы учащихся 2, 7, 9 классов. У них были проведены антропометрические исследования, включающие в себя измерение длины тела (роста в см), массы тела (в кг), окружности грудной клетки (в см) и определения антропометрических показателей физического развития.

Для оценки физического развития использовали ряд методов.

1. Метод нахождения индекса Кетле (весо - ростовой показатель), который характеризует соотношение веса и роста: необходимо вес (в кг) разделить на квадрат роста (в см).

2. Метод нахождения индекса Пинье (оценка телосложения) по формуле: И = Р – ( В + Окр), где Р – рост в сантиметрах, В – масса тела в килограммах; Окр – окружность грудной клетки в сантиметрах.

Таблица 1.

Значение

Оценка

10-15

крепкое

16-20

хорошее

21-25

Среднее

26-30

Слабое

Более 31

Очень слабое



Метод нахождения индекса гармоничности морфологического развития ИГМР.

Рассчитывали по формуле: ИГМР = (Р – В) * Р/К * 2Окр, где Р – рост, в см., В – масса (вес) тела, в кг., Окр – окружность грудной клетки, К – коэффициент развития, который находился по таблице.

На основании данных методик и результатов антропометрических измерений давалась индивидуальная оценка физического развития.

С учащимися нашей школы (2, 7, 9 кл) проводился социологический опрос: «Распорядок дня у школьников, как фактор, влияющий на здоровье учащихся».

Результаты исследования и их обсуждение.

Проведённое исследование ставило цель: выявить влияние малоподвижного образа жизни на физическое развитие и здоровье учащихся. В результате было обследовано 3 группы школьников (2, 7, 9 кл). Первая группа – учащиеся 2 класса, вторая группа – учащиеся 7 класса, третья группа – учащиеся 9 класса.

Первая группа (20 учащихся 2 кл). У 75% учащихся индекс Кетле (весо -ростовой показатель) находится в норме. Таким образом, обследуемые дети развиты гармонично, масса их тела соответствует росту. У 25% учащихся индекс Кетле превышает норму, вес таких детей считается избыточным.

Вторая группа (15 учащихся 7 кл). У 13% учащихся показатель находится в норме, масса тела соответствует росту. У 33% учащихся показатель индекс Кетле выше нормы, а у 54% ниже нормы, что свидетельствует о дефиците массы тела.

Третья группа (19 учащихся 9 кл). У 74% учащихся весо - ростовой показатель находится в норме, у 16% учащихся он выше нормы, а у 10% учащихся ниже нормы. Это свидетельствует о том, что больший процент обследуемых развиты гармонично, их масса тела соответствует росту. 16% учащихся имеют превышение массы над ростом, а у 10% масса тела ниже нормы.

В первой группе (2 кл) 80% учащихся имеют очень слабое телосложение, 20% имеют среднее телосложение. Вторая группа (7 кл) 27% учащихся имеют крепкое телосложение, 7% учащихся имеют хорошее телосложение, 7% слабое и 59% учащихся имеют очень слабое телосложение. Это свидетельствует о том, что те обследуемые учащиеся, которые имеют слабое и очень слабое телосложение в 14 лет плохо развиты физически в следствие недостатка в движении и нарушении режима жизни. 34% учащихся хорошо физически развиты так, как постоянно занимаются физкультурой. В 9 классе у 37% учащихся слабое телосложение, у 27% очень слабое и только 10% учащихся имеют среднее и хорошее телосложение.

ИГМР – индекс гармоничности морфологического развития у 70% учащихся снижается с увеличением массы тела и окружности грудной клетки, а у 30% учащихся повышается с увеличением длины тела (2 кл., первая группа).

Вторая группа (7 кл) ИГМР у 73% снижается с увеличением массы тела и окружности грудной клетки, а у 20% учащихся данный показатель повышается с увеличением длины тела и лишь у 7% учащихся наблюдается соответствие требуемым нормам. Эти данные свидетельствуют о том, что у большинства обследуемых наблюдается недостаток в весе, и лишь у меньшего количества учащихся наблюдается соответствие гармонического развития.

В третьей группе (9 кл) у 84% учащихся ИГМР снижается с увеличением массы тела и окружности грудной клетки, а у 16% данный показатель повышается с увеличением длины тела.

С учащимися (2, 7, 9 кл) проводился опрос о влиянии распорядка дня на физическое развитие и здоровье учащихся с последующим обобщением и анализом полученных данных.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ.

1.Сколько времени вы тратите на подготовку домашнего задания?

2. Посещаете ли вы какие-либо кружки или секции?

3. Сколько времени вы тратите на дорогу в школу и обратно?

4. Делаете ли вы утреннюю гимнастику?

5. Во сколько часов вы ложитесь спать?

6. Во сколько часов вы встаёте?

7.Сколько времени в среднем вы проводите в школе?



Результаты данного опроса были следующие:

100% учащихся 2 класса проводят в школе по 4-5 часов в день, 7 класса по 6 часов и 9 класса по 6-7 часов в день, что соответствует норме образовательного процесса.

На подготовку домашнего задания тратят 35% учащихся 2 класса около 2 часов и 65% менее 1 часа. В 7 классе 53% тратят на подготовку задания до 1 часа, 47% около 2 часов. В 9 классе 47% учащихся тратят на подготовку по 2-3 часа, 32% по 1-2 часа, 21% менее 1 часа.

50% учащихся 2 класса не посещают никаких спортивных секций и кружков, предпочитают находиться дома или гулять на улице. 10% посещают спортивные секции и только 5% занимаются в танцевальном кружке и плавательном бассейне. В 7 классе 47% учащихся не посещают секций и кружков, любят смотреть телевизор или играть за компьютером, 33% посещают футбольную секцию (среди мальчиков одна девочка), 20% посещают танцевальный кружок. Сложнее обстоят дела у учащихся 9 класса так, как 74% не посещают никаких секций и кружков, только 16% занимаются спортом и 5% посещают танцевальный кружок.

На дорогу в школу тратят 58% учащихся 9 класса по 20 минут в день, 37% около 1 часа и 5% тратят около 2 часов каждый день. В 7 классе 60% тратят на дорогу в школу около 1 часа, 40% около 20 минут, 45% учащихся 2 класса тратят на дорогу в школу 1 час в день, 35% 2 часа и 20% от 10до 20 минут.

75% учащихся 2 класса не делают утреннюю гимнастику, 25% выполняют её регулярно. В 7 классе 40% делают утреннюю гимнастику и 60% не выполняют.

В 9 классе лишь 10% выполняют утреннюю гимнастику и 90% не делают.

75% учащихся 2 класса ложатся во время спать и продолжительность их сна составляет 11 часов, что соответствует гигиенической норме, 25% имеют нарушения.

В 7 классе учащиеся ложатся спать во время и продолжительность их сна составляет 9 часов, что соответствует норме. В 9 классе 31% имеет продолжительность сна 8 часов, что соответствует норме. В 9 классе 31% имеет продолжительность сна 8 часов, что соответствует норме, 53% ложатся поздно и 16% любят ночные программы по телевизору и нарушают режим сна.

Таким образом, двигательный режим большинства учащихся ограничен в основном поездками на транспорте, занятиями физкультурой в школе (редко дома), непродолжительными прогулками на улице. В результате большую часть суток учащиеся ведут малоподвижный образ жизни, выполняя уроки или просматривая телепередачи. Недостаток двигательной активности сказывается на общем состоянии здоровья, быстрой смене настроения и утомляемости, что в конечном результате может вызвать состояние дистресса и повысить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.



ВЫВОДЫ.

1. В процессе проведённого исследования для определения физического развития школьников были определены и проанализированы следующие показатели:

индекс Кетле (весо-ростовой показатель);

индекс Пинье (оценка телосложения);

индекс гармоничности морфологического развития ИГМР.

2.75% детей 2 класса развиты гармонично, их вес соответствует росту, имеют среднее телосложение. У 25% имеются отклонения от норы так, как дети плохо физически развиты, имеют слабое телосложение и ведут малоподвижный образ жизни. У 87% учащихся 7 класса выявлены нарушения весо-ростового показателя и у 13% наблюдается норма. В 9 классе 74% имеют антропометрические показатели в норме, у 26% имеются нарушения.

3.Проведённый социологический опрос показал нарушения гигиенических норм у учащихся 2, 7, 9 классов в отношении сна, утренней гимнастики и распределении свободного времени.

4. Для устранения негативных последствий малоподвижного образа жизни (гиподинамии) были разработаны рекомендации по коррекции выявленных нарушений.





Оценка индекса Пинье

















Оценка ИГМР































































































ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «Нутриенты и рациональное питание»

Автор: Селиверстова Ксения, учащаяся 10 класса

Руководитель: Кокина Оксана Владимировна

Здоровье человека закладывается смолоду, когда процессы развития организма протекают наиболее интенсивно. Обучение детей в школе обуславливает большие нагрузки, напряжение умственных и физических сил. Одним из важных условий, благоприятствующих нормальному росту школьника, укреплению его здоровья, а значит и успешному обучению, является рациональное питание. Питание играет важную роль не только в поддержании физического здоровья человека, но и в обеспечении нормального эмоционального состояния. «Лучшее лекарство – правильное питание» - так сказал Гиппократ ещё в 5 веке до н.э.

В ходе диспансеризации в Кувшиновском районе было осмотрено 3728 детей. Заболевания желудочно-кишечного тракта были выявлены у 86 детей в возрасте от 0 до 6 лет и у 212 детей и подростков от 7 до 17 лет.

Причины болезней детей разные: плохая наследственность, плохая экология, неправильное питание матерей во время беременности. Во многих семьях, а таких у нас в районе не мало, не могут купить детям фрукты, мясо, молочные продукты. Калории добираются булками, концентратами. Ребёнку дают то, что он любит – сладкое, мучное, колбасу и т.п. При таком «однобоком» питании он не получает достаточное количество пищевых веществ, необходимых для нормального роста и развития его организма. К тому же привычка к однообразному питанию, как правило, сохраняется и в дальнейшем, что обязательно отражается на здоровье человека.

Для меня является важным вопрос о влиянии питания на здоровье учащегося. В результате чего у детей появляются заболевания желудочно-кишечного тракта? На сколько это опасно и как с этим бороться? Как обстоят дела со здоровьем у наших школьников? Как правильно организовать режим питания? И чтобы выяснить это, мы решили провести данное исследование.

Целью исследования стало: выявить влияние режима и рациона питания на состояние здоровья школьников.

Исходя из поставленной цели, нам необходимо было решить следующие задачи:

1) Определить суточный расход энергии в день у учащегося.

    Измерить массу тела учащегося и определить соответствие её индивидуальным особенностям ребёнка.

    Рассчитать дневной рацион питания исходя из собственной потребности школьника в килокалориях.

    Определить оптимальное для школьника время приёма пищи и сравнить полученные данные с рекомендуемыми.

    Выработать рекомендации по устранению негативных результатов в питании.

При проведении данной работы нами была выстроена следующая гипотеза: искажённые представления о правильном питании и пищевые привычки приводят к нарушению здоровья.

Методика исследования.

Работа проводилась с октября 2007 по январь 2008г в средней школе №2 г Кувшиново.

Она включала экспериментальное исследование и социологический опрос. Всего в исследовании участвовало 78 человек: девочки и мальчики от 8 до 16 лет учащиеся 2, 9, 10 классов.

Для изучения были выбраны группы учащихся 2, 9, 10 классов. У них были проведены антропометрические исследования, включающие в себя измерение длины тела (рост в см), массы тела в кг.

Известно, что для восполнения энергозатрат в сутки 14-17-летние юноши должны потреблять с пищей в среднем 2900 ккал, девушки – 2600 ккал. Пользуясь данными таблицы 1, подсчитали, сколько расходуют килокалорий в сутки учащиеся.

Таблица 1.

Расход энергии на различные виды деятельности

Вид деятельности

Энергозатраты, ккал/ч

Сон и отдых лёжа

Уборка постели, умывание

Чтение, просмотр телевизионных телепередач

Мытьё посуды, глаженье белья

Вытирание пыли, подметание полов

Стирка белья, мытьё полов

Чтение учебника

Объяснение учителя, ответ на уроке, контрольная работа

Выполнение лабораторной работы

Занятие спортом

Езда в транспорте

65-77

102-144

90-100



130-144

167-180

200-270

100-110



100-120

120-150

200-600

100



6) Рассчитали дневной рацион питания, исходя из собственной потребности в килокалориях. Наиболее оптимален четырёх разовый приём пищи. Калорийность завтрака и ужина должна составлять 25% от общего количества килокалорий в сутки, обед – 35%, полдник – 15%. Для составления меню использовали данные таблицы 2.

Таблица 2.

Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд.

Наименование продукта, блюда

Масса,г

Ккал

Наименование продуктов, блюда

Масса, г

Ккал

Хлеб ржаной

50

109

Говядина отварная

90

134

Хлеб пшеничный

50

123

Треска жареная

100

162

Масло

20

76

Котлета говяжья паровая

100

168

Яйцо

1 шт.

133

Овощи тушёные

225

140

Чай с сахаром

200

86

Картофель отварной с маслом

250

280

Кофе с молоком и сахаром

200

139

Зелёный горошек

100

40

Какао с сахаром

200

218

Сельдь слабой соли

100

120

Сыр российский

50

104

Макароны отварные с маслом

200

364

Колбаса варёная

50

103

Орехи грецкие

100

565

Каша гречневая

200

102

Мороженое пломбир

100

226

Каша геркулесовая молочная с маслом

200

200

Шоколад молочный

50

233

Йогурт

200

100

Печенье

100

298

Творог полужирный

100

174

Огурец свежий

100

30

Молоко

180

111

Салат из свежей капусты с растительным маслом

155

100

Кефир

180

109

Отвар шиповника с сахаром

200

161

Бульон куриный с вермишелью

200

260

Яблоко, груша, апельсин

100

42

Борщ со сметаной

300

169

Сок фруктовый

200

90

Суточный объём пищи (вместе с выпиваемой жидкостью) должен быть в пределах 2,5 – 3 кг. Составленный суточный рацион записали в таблицу.

Таблица 3.

Суточный рацион питания



Приём пищи

Наименование блюд

Общая масса, г

Общая калорийность

Завтрак

Обед

Полдник

Ужин

7) Определили оптимальное время приёма пищи, учитывая, что физиологи советуют, чтобы интервал был не менее 3ч. Кроме того, учитывали, что интервал между ужином и отдыхом ко сну не должен быть меньше 2ч.

    Рассчитали нормальную массу тела, соответствующую росту и возрасту учащихся по формуле: масса тела (в кг) = 50 + 0,75 (Т- 150) + (А-20)/ 4 где, Т – рост в см; А возраст (в годах).

С учащимися (2, 9, 10 классов) проводился опрос о влиянии рационального питания на здоровье школьников с последующим обобщением и анализом полученных данных.

Результаты исследования и их обсуждение.

Проведённое исследование ставило цель: выявить влияние режима питания и рациона питания на состояние здоровья школьников. В результате было обследовано 3 группы учащихся (2, 9, 10 классов).

Первая группа – 20 учащихся 2 класса. Нормальный вес имеют 16 человек, с избыточным весом – 4 человека, с недостаточным – 2 человека. Калорийность завтрака и ужина у данной группы детей составила 60% от общего количества калорий в сутки, обед – 50%, а полдник – 30%.

Вторая группа – 19 учащихся 9 класса. С нормальным весом – 18 человек, с избыточным – 1, с недостаточным – 0. Калорийность завтрака и ужина составила – 30%, полдника – 15%, обеда – 35%. Время принятия завтрака соответствует нормам питания у 11 учащихся, обеда – 7 уч-ся, полдника – 5 уч-ся и 5 человек соблюдают режим ужина. Суточный расход килокалорий составил в среднем 2653 ккал.

Третья группа – 18 человек 10 класса. Нормальный вес у 15 человек, с избыточным – 3 человека, с недостаточным отсутствует. Из них 10 учащихся соответствуют рекомендуемому времени принятия завтрака, 7 человек – не соблюдают режим. А 1 человек вообще не завтракает, что нарушает нормы питания. В среднем учащиеся 10 класса получают 2890 килокалорий в день юноши и 2550 ккал в день девушки.

С учащимися (2, 9, 10 классов) проводился опрос о влиянии рационального питания на здоровье школьников. В опросе приняли участие 57 человек.

Опросный лист.

1 Сколько раз в день вы едите?

2. Завтракаете ли вы?

3. Регулярно ли вы питаетесь?

4.В школу с собой я беру…

5.Часто ли вы испытываете жалобы со стороны желудочно-кишечного тракта?

Результаты данного опроса были следующие:

На вопрос сколько раз в день вы едите? 69% уч-ся 2 класса ответили, что питаются 3 раза в день, 13% - четыре раза в день, что соответствует нормам питания. 8% уч-ся 2 класса питаются только 2 раза в день, что является недостаточным для нормального развития детей данного возраста. 10% едят больше 4 раз в день. В 9 классе 28% уч-ся питаются 3 раза в день, 17% четыре раза в день и 16% употребляют пищу два раза в день, что нарушает режим питания. В 10 классе 81% уч-ся едят 3 раза в день, 4% едят 4 раза в день, что соответствует нормам режима питания, 3% едят больше 4 раз в день, что соответствует нормам режима питания, 3% едят больше 4 раз в день и только 12% уч-ся едят в день 2 раза, нарушая режим питания.

75% уч-ся 2 класса ответили, что завтракают по утрам, 15% уч-ся не завтракают.

Среди учащихся 9 класса завтракают 55%, а 45% завтракают, но не регулярно. В 10 классе 43% по утрам завтракают, 38% завтракают не регулярно и 19% вообще никогда не завтракают.

Регулярно питаются 45% учащихся 2 класса, родители постоянно контролируют своих детей, питаются регулярно, но не всегда 25% и у 30% детей регулярное питание отсутствует. В 9 классе регулярно питаются 55% учащихся, 17% питаются регулярно, но не всегда и у 20% уч-ся регулярное питание отсутствует. В 10 классе 52% уч-ся питаются регулярно, 33% не всегда регулярно и 15% не регулярно питаются.

В школу берут с собой фрукты, минеральную воду – 10% уч-ся 2 класса, 90% уч-ся данного класса ничего не берут в школу т.к., после первого урока завтракают в школе.

В 9 классе 18% берут в школу минеральную воду, 72% уч-ся ничего с собой не берут в школу, а по возможности покупают пирожки в столовой. В 10 классе ничего не берут с собой в школу, иногда покупают пирожки.

Испытывают боли в животе 53% уч-ся 10 класса, 61% уч-ся 9 класса, и только 10% уч-ся 2 класса иногда испытывают боль в животе.

Выводы.

1. В процессе проведённого исследования были проанализированы:

- дневной рацион питания исходя из собственной потребности школьника в килокалориях;

- оптимальное для школьника время принятия пищи;

- масса тела.

2. 82% детей 2 класса соблюдают режим питания (питаются 3-4 раза в день). Родители контролируют режим питания своих детей. Суточная калорийность питания соответствует норме для детей 7-10 лет 2300 ккал/день. 8% детей нарушают режим питания, часто жалуются на боли в животе.

45% учащихся 9 класса соблюдают правильный режим питания, питаются регулярно, суточная калорийность соответствует норме учащихся 14-17 лет 2653 ккал/день для девушек и 2900 ккал/день для юношей. 16% учащихся данного возраста нарушают режим питания. В 10 классе 85% учащихся соблюдают режим питания, суточная калорийность составляет для девушек в среднем 2550 ккал и для юношей 2890 ккал, что соответствует нормам питания, 15% нарушают режим питания, неприятные ощущения острого голода снимают употреблением пирожков в школьной столовой.

3. Проведённый социологический опрос показал нарушения гигиенических норм у учащихся 2, 9, 10 классов в отношении завтрака, времени приёма пищи и регулярности питания.

4. Для устранения негативных последствий неправильного питания учащихся были разработаны рекомендации выявленных нарушений.

Рекомендации

    Следить за своим весом;

    Соотносить калорийность пищи и истраченные калории;

    Принимать пищу в установленные часы, ничего не есть в промежутках между основными приёмами пищи.;

    Обязательно завтракать (каша и кисломолочные продукты);

    Необходимо употреблять в пищу свежие овощи и фрукты;

    Не переедать перед сном;

    Не есть до явного перенасыщения, когда в подложечной области возникает ощущение тяжести, а вид пищи и воспоминание о ней вызывает отвращение;

    Не торопитесь во время еды, так как плохо прожёванная пища хуже усваивается, раздражает стенки пищевода, желудка, кишечника.

    Не есть очень холодную или очень горячую пищу, частое охлаждение или обжигание слизистой пищевода и желудка способствует возникновению воспалительных процессов. Обязательно за обедом съёдать первое блюдо.





Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.