МКОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Проект на тему:
«Первый учитель в моей жизни»
Проект подготовили
ученики 4Г класса Степаненко Полина,
Кудряшова Кристина, Язев Артём.
г. Лахденпохья
2015г.
I. Вступление.
1 сентября - это начало каждого нового учебного года. Школа и первый учитель - два важных слова, которые тесно связаны. В жизни у каждого человека есть первый учитель. Нас заинтересовало, какой след в жизни оставляют первые учителя.
У нас возникло предположение, что первые учителя оставляют неизгладимый след в жизни своих учеников
Цель нашего проекта узнать, какой след в жизни учащихся оставляют первые учителя. У нас возникло предположение, что первые учителя оставляют неизгладимый след в жизни своих учеников
Для того, чтобы раскрыть цель исследования, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Познакомиться с понятием «учитель», его историей и ролью в жизни подрастающего поколения в разные периоды истории
2. Провести анкетирование учащихся «Что значит учитель в моей жизни?»
3. Найти интересные высказывания об учителе.
4. Собрать пословицы, поговорки, загадки, песни, стихотворения об учителе.
5. Познакомить с нашей первой учительницей Куйкиной Татьяной Анатольевной.
Для того чтобы проверить свои предположения, мы составили план исследования:
- найти и изучить в литературе и интернете сведения о роли школы в разное историческое время
- провести анкетирование учеников начальной и средней школы, которое поможет выяснить роль первого учителя в жизни учащихся
- собрать интересующий нас материал о нашей первой учительнице Татьяне Анатольевне,
- проанализировать собранную информацию,
- выполнить презентацию по собранному материалу,
- участвовать в проведении урока с использованием презентации,
- представить результат проектно-исследовательской работы на школьной и районной конференции
II. Исследование (анкетирование)
Кто же такой учитель? В словаре Ожегова слово «учитель» имеет следующее значение – лицо, обучающее кого – либо, преподаватель.
А что же означает слово «учитель» для учащихся нашей школы?
Представляем результаты анкетирования, которые были проведены среди выпускников школы.
Анкета «Первый учитель в моей жизни»
1. Кто такой учитель?
2. Помнишь ли вы имя своего первого учителя?
3. Какое место занимает в твоей жизни учитель? (что значит для меня первый учитель)
4. Какие черты характера она помогла вам сформировать?
5. Хотите ли вы на неё быть похожими?
6. Хотели бы вы пойти по её стопам (выбрать профессию учителя)?
7. Если да, то, что вас привлекает в профессии учителя? (что считаете главным в профессии учителя)?
8. Когда вам нужен совет или помощь в школе, вы обращаетесь: к первому учителю, к заместителю директора, к социальному работнику, к директору, к кому-то другому (укажи, к кому)
Для большинства опрошенных учитель:
- тот, кто учит детей разным предметам;
- тот, кто помогает познавать мир,
- тот, кто ведёт нас к знаниям,
- тот, кто учит нас быть образованными, воспитанными, умными,
Какие черты помог вам сформировать первый учитель?
- доброжелательность
- усердие
- справедливость
- вежливость
- целеустремленность
- уникальность
- отзывчивость
- общительность,
- внимательность
Проанализировав ответы выпускников школы, уверяем, что 100% помнят своего первого учителя, большинство хотят быть похожими на него, 30% выпускников обратились бы в трудную минуту к первому учителю, для многих первый учитель – вторая мама.
Примером для подражания, второй мамой были первые учителя и у наших учителей начальных классов. Поэтому многие из них пошли по их стопам, решив, что это самая лучшая профессия в мире.
Человек за свою жизнь встречает много людей, большинство из которых просто может забыть. Но только не первого учителя
III. Практическая часть.
1. Из истории.
Когда же появились первые учителя?
С началом самой ранней стадии развития всего человечества уже начали учить детей. Первые учителя не имели никакого понятия о главной грамоте, но с ранних лет обучали детей жить по тем главным правилам, которые были приняты в той или иной общине. Когда проходил период раннего детства, мальчики активно познавали искусство увлекательной охоты и ведения войны, все девочки должны были обучиться хорошо прясть, шить хорошую одежду, готовить вкусную пищу.
Предполагают, что первую школу открыл после Великого Потопа Сим, сын библейского Ноя. Затем школы стали появляться в странах Древнего Востока.
Учителями чаще всего были жрецы. Жрецы обучали музыке и поэзии, танцам и атлетике, письму, чтению и счёту. Учителями чаще всего были жрецы. Жрецы обучали музыке и поэзии, танцам и атлетике, письму, чтению и счёту.
Учителями Средневековья были монахи, священники и дьяконы, которые обучали чтению, письму, простейшему счёту, основам христианского вероучения и церковному пению в церковных и монастырских школах. В Средневековье Европе для каждого сословия был определен свой (как бы мы сказали сегодня) «образовательный и воспитательный стандарт». Для знатных феодалов и рыцарей - это владение руническим письмом, знание поэзии, игра в шахматы, музыка, генеалогия, право, военное искусство. Для горожан (купечество, ремесленники) - это ученичество у мастepa, который обязывался сам обучить своего ученика грамоте или послать его в школу, а также научить и ремеслу.
Центрами образования в Средние века стали монастыри (от греч. тoпastaioп - уединенное жилище), которые на территории христианской Европы возникли в великом множестве.
В VI- VII ВВ. при монастырях создаются школы. В монастырях сохранились библиотеки с сочинениями античных авторов и скриптории, в которых переписывались сочинения религиозного характера. Здесь получали образование будущие клирики. Естественно, учителями были лица духовного звания, и сами выпускники - клирики - становились лицами, занимавшими свое место в церковной иерархии.
Главная задача - научить латинскому языку. Это язык священных книг, язык общения, язык церковной службы. Именно на латыни заучиваются молитвы, псалмы, духовные стихотворения, постановления священных соборов, сочинения духовных отцов.
Следует обратить внимание на то, что учителем в это время называли не только того, кто преподавал в низших школах, но и того, кто создавал школы более высокого уровня, собирал вокруг себя учеников.
Постепенно школа выходит из стен монастырей и соборов, появляются городские школы, в которых востребован учитель.
Образование в средневековой школе соответствовало гуманистическим идеалам Возрождения. Здесь изучались латынь, греческий, давалась система разносторонних знаний (по математике, астрономии, естественной истории), изучались классические произведения древности. Профессия учитель развивалась с самых древних времен, и все основы этой сложной профессии были заложены в средневековье, во время процветания различных наук. Учебные заведения пережили сложный переход от церкви до городского уровня, и педагог стал одной из самых востребованных профессий.
Истоки русской школы в Древней Руси. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».
Первые учителя в России – греческие монахи, затем русские священники и монахи.
В 1714 году Петром I был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян).
В истории человечества известны многие имена прекрасных учителей – педагогов русского просвещения: К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, М. В. Ломоносов, Л. Н. Толстой.
Современная школа - это обучение при помощи интернет – технологий, способность выбора на углубленное изучение предметов, информационные технологии.
2. Пословицы, рассказы, стихи, картины, высказывания об учителях.
Есть немало книг, рассказывающих детям о том, как учились их сверстники в прежние времена. Прочитав эти книги, вы сможете:
- побывать на занятиях в греческой школе («Письмо греческого мальчика» С. Лурье);
- узнать, как жили и учились египетские школьники («День египетского мальчика» М. Матье);
- узнать, как учили грамоте на Руси во времена Ивана Грозного («Никита и Микитка» В. Яна)
Из этих книг вы узнаете о жизни сегодняшних школьников, об их увлечениях, проблемах, интересах:
Драгунский Виктор "Денискины рассказы"
Носов Николай "Витя Малеев в школе и дома"
Шварц Евгений "Первоклассница"
Голявкин Виктор "Тетрадки под дождем"
Велтистов Евгений "Приключения Электроника"
Лагин Лазарь "Старик Хоттабыч"
Давыдычев Л. "Многотрудная, полная невзгод и опасностей, жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника"
Добряков В. "Вредитель Витька Черенок"
Л. Воронкова «Солнечный денёк»
Поэты посвящали нашим дорогим учителям свои стихи. Это А. Дементьев, С. Владимирский, К. Ибряев, М. Садовский, В. Малков, М. Цветаева, В. Тушнова и другие.
Мы нашли ряд пословиц и поговорок, посвящённые учителям.
От учителя наука.
Почитай учителя как родителя.
Груда книг не заменит учителя.
По ученику и об учителе судят.
Родители создают тело, учителя – душу.
Только уважая учителя, сам станешь учителем.
Невежда учителя ненавидит.
Дерево и учитель познаются по плоду.
Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно.
Учитель не тот, кто учит, а тот, кто учится вместе с детьми.
Есть много афоризмов и высказываний об учителях.
• Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию». Л.Н.Толстой
• Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. Л. Н. Толстой.
• Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими. Ральф Уолдо Эмерсон.
• Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. Адольф Дистервег.
• Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Василий Ключевский
Многие художники писали картины про школу, учителей и учеников.
В. Маковский «В сельской школе»
И. Шевандронова «В сельской библиотеке»
К. Васильев «За уроками»
Ф. Решетников «Опять двойка!
Ф. Решетников «Любаша»
Н. Богданов-Бельский «Чаепитие у учительницы»
3. Творческая часть
Древние говорили, что ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. А зажечь его может только тот, кто сам «горит» - эти слова относятся к нашей первой учительнице Куйкиной Татьяне Анатольевне.
На протяжении четырёх лет шла вместе с нами по дороге Знаний. Она научила нас читать, писать, считать.
Отрывки из сочинений.
1 ученик. Татьяну Анатольевну отличают любовь к детям и педагогической деятельности, высокий уровень общей культуры и нравственности, высокоразвитый интеллект, педагогическая и широкая эрудиция, общительность, толерантность, артистичность и обаяние, доброта, справедливость, строгость, отзывчивость, доброжелательность.
2 ученик. На уроках у нас всегда было весело и интересно. Современные технические средства с помощью презентаций, интерактивных досок, электронных учебников, которые использовала Татьяна Анатольевна, позволяли каждый урок сделать маленьким чудом, праздником или просто запоминающим событием.
3 ученик. Мы чувствовали ее любовь, материнскую заботу, крепкое плечо учителя, который в любое время может прийти на помощь тому, кто попал в беду, порадоваться удаче любого из нас. Нам порою казалось, что рядом с нами не учитель, а наша мама.
4 ученик. На всех спортивных соревнованиях присутствовал наш классный руководитель, «болел» за нас, придавал нам силу, и мы очень часто побеждали. Радости не было предела, прыгали, визжали вместе с учителем.
5 ученик. Любовь к людям и к своей стране, чувство ответственности и долга, активная жизненная позиция и самостоятельность в принятии решений, доброта и толерантность – вот черты, которые воспитывала в нас Татьяна Анатольевна.
6 ученик. Татьяна Анатольевна – творчески работающий учитель, всё новое в педагогике пропускает через призму своего педагогического опыта и интуиции. Она участвует в разных конкурсах, конференциях.
7 ученик Мы уверены, что этот человек навсегда останется в нашем сердце, и мы постараемся выполнить все наказы, данные Татьяной Анатольевной на уроках в начальной школе.
Результаты нашего исследования показали, что наши предположения подтвердились. Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны.
Первые учителя навсегда остаются в сердце учеников
Над проектом работали учащиеся 4Г класса Степаненко Полина, Кудряшова Кристина, Язев Артём.
Приложение.
Не смейте забывать учителей!
Они о нас тревожатся и помнят,
И в тишине задумавшихся комнат,
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч не частых.
И, сколько бы, не миновало лет,
Слагается учительское счастье,
Из наших ученических побед!
А мы порой так равнодушны к ним,
Под Новый год не шлем им поздравлений.
И в суете, и попросту из лени,
Не пишем, не заходим, не звоним!
Не смейте забывать учителей!
Ведь лучшее все в нас от их усилий,
Учителями славится Россия!
Ученики приносят славу ей!
Не смейте забывать учителей!
А. Дементьев
Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
Любимый учитель, родной человек,
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас наградил,
Прими благодарности наши!
Мы помним, как в люди ты нас выводил
Из робких смешных первоклашек.
М. Садовский
Пришла учительница в класс,
Сама чуть-чуть постарше нас,
И провела такой урок,
Что мы забыли про звонок.
Нам хотелось больше знать,
И взрослыми быстрее стать,
И выбрать в жизни верный путь,
И в будущее заглянуть.
Быть может, кто-нибудь из нас
Войдет вот так же в школьный класс
И проведет такой урок,
Что все забудут про звонок.
В. Малков
Скомкали фартук холодные ручки,
Вся побледнела, дрожит баловница.
Бабушка будет печальна: у внучки
Вдруг - единица!
Смотрит учитель, как будто не веря
Этим слезам в опустившемся взоре.
Ах, единица большая потеря!
Первое горе!
Слезка за слезкой упали, сверкая,
В белых кругах уплывает страница...
Разве учитель узнает, какая
Боль - единица?
Цветаева Марина
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
Вероника Тушнова
Каждый день вхожу я в класс,
И летит за часом час,
И в мелу моя ладонь,
Знаний как зажечь огонь?
Все за партами сидят,
У кого глаза горят,
В это время кто-то спит,
Что ни спросишь, он молчит!
Кто-то вновь глядит в окно,
Не покажут там кино,
У девчонки нет задач,
Скажет слово, сразу в плач!
Отвечают у доски,
Многие ученики,
Повторение опять,
Кому "три", а кому "пять"!
Каждый день вхожу я в класс,
Вижу взгляды многих глаз,
Но своих учеников,
Я всегда учить готов!
Марк Львовский
10
/data/edu/files/m1468062518.zip (Первый учитель)
Ивлиева Наталия Алексеевна
Куйкина Татьяна Анатольевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Купрякова Любовь Александровна