Классный час на тему «Смысл моей жизни»

2
4
Материал опубликован 15 August 2020

Сценарий классного часа "Смысл моей жизни"

 

Подготовила учитель начальных классов

Гуляева Ксения Александровна

.

                                                    Поверь в тот факт, что есть ради чего жить и

                                                                твоя вера поможет этому факту свершиться…

У.Джеймс

Цель: развитие способности к познанию себя и других людей; формирование ценностного отношения учащихся к жизни.

Задачи:

развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;

содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;

сориентировать на ценности человеческой личности;

формировать представление о смысле и цене жизни.

Оформление:

Высказывание древних философов о жизни.

Плакаты «Жизнь – это…», «Счастье людей…».

Презентация: «Смысл жизни».

Ход мероприятия:

Слайд 1.Ведущий 1: Добрый день ребята, уважаемые гости нашего вечера. Сегодня нам хотелось вас пригласить к разговору, который, на наш взгляд, волнует всех: «В чем смысл жизни?».

Рождается человек. Он растет, делает первые шаги, говорит первое слово, ходит в детский сад, потом в школу, получает среднее или высшее образование, работает, обзаводится семьей, растит детей, выходит на пенсию и… задумывается о смысле жизни. К некоторым современным людям размышления о жизни приходят раньше, к другим позже, но это происходит со всеми.

Ведущий 2: Смысл жизни человека заключается не в рождении, жизни и смерти. Если мы приходим в этот мир, значит, это кому-то нужно. Значит, на каждого из нас возложена определенная миссия.

 

Ведущий 3:

Коль появился ты на свет,
То значит жизни очень
Нужны: твоё дыханье, цвет,
Твой уникальный почерк.

Нужны твой голос, рост и вес,
И слёзы, и улыбка.
И навык, в коем перевес,
И первая попытка.

Твои незнания нужны
И озаренья тоже.
Твоих фантазий корабли
И всё, что с ними схоже.

Нужны и споры, и борьба,
И все твои сомненья –
И «да», и «нет», и «иногда» –
С твоим произношеньем.

Нужны твой запах, тонкий вкус,
Особые манеры.
Привычек вечный перегруз,
Прогоны и премьеры.

Ей нужно всё от «а» до «я»,
От мало – до велика.
Всё, что хранит душа твоя,
Что именем сокрыто.

Ведущий 1: Обязательно ли иметь в жизни смысл?

Слайд 2. Ведущий 2: Смысл жизни. В чем он?

Этот вопрос задавали философы, политики, поэты…Этот вопрос рано или поздно задает себе каждый человек.

Слайд 3.- Посмотрим, в чем видели смысл жизни философы, публицисты, поэты:

«Человек живет, чтобы действовать». Сторонниками этой концепции выступают М.Монтень, Ж.-Ж.Руссо, П.А.Гольбах, Фейербах, Спенсер.

«Смысл жизни в служении высшему» видели Декарт и Спиноза. Самопознание и самосовершенствование - вот истинная цель жизни человека.

В ХХ веке получает развитие парадигма« Смысл жизни - в самореализации».Особенность подхода заключается в том, что человек оказывается должным сам выработать свой смысл жизни и «сделать себя».

Ведущий 1: В отличие от других парадигм она обусловливает постоянное творчество человека, направленное на становление собственной индивидуальности. Если до этого личность воспринималась как данность, то философия Нового времени считает личность сотворенной, созданной самим человеком. Личность не ищет смысл, а вырабатывает его. Этой парадигмы придерживались Н.А.Бердяев, В..Соловьев, С.Н.Трубецкой, Л.А.Шестов, а также И.Кант, Фихте.

«Увеличивать добро в окружающем нас мире. А добро —это счастье всех людей, это умение видеть и ощущать прекрасное» Эта точка зрения Д.С. Лихачева.

Смысл жизни в служении людям. Может быть,  великое счастье в том, чтобы чувствовать, что моя жизнь где-нибудь и каким-либо образом действует на благо другой жизни?

. Подумайте, ведь поэты, философы, музыканты, изобретатели, художники, учителя,  врачи, инженеры в своей жизни делятся с людьми тем, что умеют и любят: умением, талантом, чувством.

Слайд 4. Ведущий 2: Смысл жизни – это то, что придает ей ценность?

- А что придает жизни ценность?

- Как же правильно должны быть расставлены приоритеты вы узнаете из притчи «Философия жизни».

Слайд 5. ФИЛОСОФИЯ жизни (Автор неизвестен)

Профессор философии взял большую жестяную банку, заполнил ее доверху большими осколками камней до пяти сантиметров в диаметре, и спросил у студентов, полная ли банка.

«Конечно, полная», — ответили студенты.

Тогда профессор взял ящик с мелкой галькой, насыпал ее сверху на камни и слегка потряс банку. Галька провалилась в свободное пространство между камнями.

Студенты засмеялись.

После этого профессор взял пакет с песком и высыпал песок в банку. Несомненно, песок тоже просочился в те щели, которые еще остались между камнями и галькой.

- Эта банка, как жизнь человека, — сказал профессор, — сначала мы должны наполнить ее самыми крупными камнями, — это самые важные цели в нашей жизни, без которых мы не можем существовать: любовь, вера, семья, интересная профессия, воспитание детей. Галька — это менее важные цели, но необходимые для комфорта. Например, свой дом, машина, дача. Песок — это наши повседневные заботы. Если мы сначала насыпаем в банку песок, места для камней и гальки уже не останется. Тогда наша жизнь будет состоять только из повседневной суеты, но мы не достигнем самого важного и нужного. Необходимо учиться сосредоточивать наши усилия на важных вещах, без которых жизнь теряет смысл, например, воспитание детей. Иногда мы уделяем много времени зарабатыванию денег, уборке, стирке, готовке, общению с соседями, но при этом у нас не хватает времени на наших детей, это; значит, мы заполняем свою банку песком, забыв о крупных камнях.

-Подумайте, как вы будете строить свою жизнь. Запишите дела и цели в три колонки: «крупные камни», «галька» и «песок».

Затем проанализируйте, каким делам сейчас вы посвящаете больше времени, и почему.

Слайд 6. Ведущий 1: Есть такой фильм «Четвертая планета». В этом фильме космонавты попали на Марс и столкнулись с чем-то (или кем-то), что исполняло их самые заветные желания, это нечто проникало в мозг космонавтов и само выбирало то, чего им хотелось больше всего. Причем желания эти в реальном земном мире были неисполнимыми. Например, один из героев фильма встретился с дедушкой, который уже умер, другой получил возможность изменить свое прошлое. Я прошу вас подумать, а что выполнило бы это нечто для вас. Учащимся дается время подумать. Желающие делятся своими мыслями.

 Ведущий 2: «Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть - иначе будет не жизнь, а прозябание.

Слайд 7. Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, его цели в жизни, в его принципах, в его поведении: Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать.

Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже…

Уметь извиняться, признавать перед другими ошибки - лучше, чем юлить и врать.

Жизнь - прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, что бы жить, должен родиться художником, балериной или учёным. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого – то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Вот это и есть творчество. Творчество – оно беспрерывно. Так что жизнь – это и есть вечное созидание.

«Человек рождается и оставляет по себе память? Об этом нужно заботится уже не только с определённого возраста, но, я думаю, с самого  начала, так человек может уйти в любой момент и в любой миг. И вот очень важно, какую память он о себе оставляет».

Д. С. Лихачев

Ведущий 1: Мыслители говорили, что человек  - это самое простое и самое сложное. Как научиться  понимать самого себя?  Если спросить об этом каждого из вас, то получим разные ответы, и все вы по – своему будете правы, потому что каждый из вас индивидуален и неповторим.

На столе лежат белые листы. Возьмите их и сделайте что хотите: нарисуйте что – нибудь, просто сложите  или сомните, проведите линию, разорвите и т. д.

Вот так и жизнь человеческая: белый лист, когда он родился. Потом,  мы сами можем ее так прожить, как вы поступили со своими листочками.

Давайте попробуем сделать свой выбор.

Слайд 9. Ведущий 3: Ведущий читает стихотворение Э. Асадова «Счастье».
Что же такое счастье?
Одни говорят:- Это страсти:
Карты, вино, увлеченья -
Все острые ощущенья.
Другие верят, что счастье -
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье -
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мненью четвертых, это
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Еще есть такое мнение,
Что счастье - это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!

Ведущий 1: Наверное, нет человека, который хоть раз не задумался бы о том, зачем он живет. Для чего? От ответа на этот вопрос зависит многое в жизни человека. В чем же он, этот смысл жизни? Для разных людей он в разном. Для одного это любовь, для другого – дом, дача, квартира, для третьего – любимая работа, для кого-то – семья. Кто-то живет для других, кто-то из любопытства. Одни стремятся к власти, другие живут в общении.

Давайте попробуем поразмышлять над некоторыми из этих существующих смыслов жизни.

1) Я прошу вас разбиться на 4 группы. После жеребьевки, каждая группа стремится защитить ту точку зрения, которая ей досталась, независимо от того, как вы сами к ней относитесь. Постарайтесь привести как можно больше аргументов в ее пользу.

Через 5-7 минут идет общее обсуждение в кругу.

2) То же самое, но теперь группа старается найти аргументы против. Как и в первом случае после обсуждения в группах идет обсуждение в кругу.

 Слайд 10. Ведущий 2: Австрийский психотерапевт В. Франкл утверждал, что для развития индивидуальности человека, для его физического и психического здоровья необходимо соотносить свою жизнь, свои решения и поступки с чем-то внеличным, ради чего стоит жить, чему можно посвятить свою жизнь.

В. Франкл обнаружил это в фашистском концлагере. «Когда я заболел тифом, – вспоминает он, – то лежа на нарах, я записал на маленьких листочках много разных заметок, важных при переделке рукописи, как будто я уже дожил до освобождения. Я уверен, что эта переработка потерянной рукописи в темных бараках концентрационного лагеря Баварии помогла мне преодолеть опасный коллапс». Он заметил, что в лагере выживали те, кому было для чего жить.

Очень часто неврозы, депрессии, апатии порождаются тем, что человек не понимает смысла своей жизни.

Ведущий 1: Существует немало проповедников, предлагающих людям некий единый, одинаковый для всех смысл жизни. Но смысл своей жизни нельзя получить готовым из чужих рук. Человек вынужден сам обнаружить смысл жизни.

 Слайд 11. «Смысл жизни различается от человека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Поэтому важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент времени…

Слайд 12. Ведущий 3 читает стихотворение Марченко М. А.

«Позвольте сметь»

Как в этой жизни преуспеть?
Как получить то, что желаем?
Как воплотить, о чем мечтаем?
Ответ простой – позвольте сметь!

Позвольте сметь себя любить,
Обидам места не давая,
Любовь повсюду раздавая!
И жизни каждый миг ценить!

Себе позвольте быть собой,
Живя, а не играя роли!
Своей быть выраженьем воли,
А не раздавленным судьбой!

Позвольте сметь себя менять!
Смотря кино, читая книжки,
Учась и набивая шишки,
Посмейте мудрость набирать!

Себе позвольте сметь расти,
Все время поднимая планку!
Не надо вовсе наизнанку,
Но смейте быть всегда в пути!

Себе позвольте сметь мечтать,
Мечтам не подрезая крылья,
Боясь лишь своего бессилья
В мечтах под облака летать!

Посмейте не переживать,
О том, что изменить не в силах!
Но коль хотите жить красиво,
Имейте силы жизнь менять!

Посмейте жизнью управлять!
Свои решенья принимая,
Мечты в реальность воплощая,
Посмейте жизнь преображать!

Себе позвольте жизнь любить!
Всем в этой жизни восхищаясь,
Мгновеньем каждым наслаждаясь,
Посмейте полноценно жить!

Слайд 13. Ведущий 3: Мы не должны искать абстрактного смысла жизни…
У каждого свое собственное призвание и предназначение в жизни, каждый должен выносить его в своей душе и попытаться реализовать. Жизнь конкретного человека неповторима.

Наш вечер хочется закончить следующими словами.

 Слайд 14.

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям

Рефлексия.

Клип «Книга жизни»

 

https://lisa.ru/psichologia/150432-17-mudryr-citat-o-podderzhke-v-trudnuyu-minutu/

 

https://poembook.ru/poem/230083

 

https://yandex.ru/search/?text=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0%20%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%20%D0%B2%20%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BC%20%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5&lr=120590&clid=2277735&win=250&src=suggest_B

 

http://asadove.ru/chto-takoe-schaste/

 

http://www.philosoffine.ru/study-780-2.html

 

https://zen.yandex.ru/media/id/59e950c15a104f1623838495/pritcha-pro-polnuiu-banku-59effec8c5aa57259eae9d1d?utm_source=serp


 


 


 


 


 


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Здравствуйте!Для какого возраста данная разработка?

16 August 2020

Разработка для уч-ся 9-11 классов.

18 August 2020

Была бы презентация , после просмотра , было более понятно о чем речь и отображались бы слайд1 и т.д.Сухо, когда читаешь только текст.

16 August 2020

Спасибо, обязательно учту и добавлю презентацию.

18 August 2020