12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чулкова Надежда Алексеевна796
Россия, Ленинградская обл., Волхов

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества Волховского муниципального района»

ПРОЕКТ

«НАШЕ ДЕРЕВО»

Для детей 4-7лет

Педагог: Чулкова Надежда Алексеевна

Актуальность проекта

Первой ключевой ценностью, характеризующей достойную Человека жизнь, является ПРИРОДА. Взаимодействия человека и природы должны быть нравственными. Богатство интеллектуальной и чувствительной природы самого человека является следствием и отражением богатства разнообразных качеств окружающего мира. Благодаря природе мы способны воспринимать краски, звуки, запахи. Природа удовлетворяет наши познавательные, эмоциональны, эстетические потребности. Красота природы является источником художественного вдохновения для писателей, художников, композиторов. Окружающая природа влияет на характер человека.

Общаясь с природой, человек восстанавливает свои духовные и физические силы. Известно из медицинской практики, что люди, добровольно или вынужденно лишенные общения с природой испытывают психический дискомфорт, а иногда дело доходит до серьезных психических расстройств. И, наоборот, среди путешественников есть средство от болезней: заболел- отправляйся в экспедицию, вернешься здоровым, или, по меньшей мере самочувствие улучшится.

Обращение к природе как к ценности способствует формированию у малыша понятия «живой» и уважения ко всему, что есть «живое». В этом возрастном периоде ребенок принимает правила, указания, инструкции и следует им с охотой такой степени, какой никогда более не будет у него в последующих этапах развития. Очень важно именно в этот период формировать у ребенка ценностное принятие и овладение социальной нормой во всей ее пестрой и многообразной палитре.

Как показывает практика большинство современных детей, даже живущих в окружении природы редко общаются с ней. Редкое общение с природой: с растениями и животными, неумение видеть и слушать природу получать эмоциональное удовольствие от ее красоты и неповторимости приводит к тому, что формируется личность эмоционально не развитая Трудно надеяться на то, что возможно будет сформировать в человеке и экологическую культуру. Чувство рачительного хозяина планеты Земля. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Малыш, в жизни которого было свое «личное» дерево будет относиться к природе бережно и внимательно. Он будет наслаждаться красотой капельки росы на листке, первым распустившимся цветком, запахом дождя и листвы, он поймет, как природа зависит от человека.

Общая цель

Создать условия для формирования ключевой ценности человека – ЖИЗНЬ ПРИРОДЫ, которая способствует формированию понятия «живой» и уважения ко всему, что есть «живое».

Цель проекта

Организовать наблюдение, начальные исследования, практическую работу по уходу за деревом, которое растет рядом с нами.

Описание проекта

Проект организует практическую , исследовательскую деятельность детей, входящих в студию «Малыш». Объектом исследования является дерево (береза). Это обусловлено рядом причин:- Деревья окружают нас постоянно, однако, большинство детей и взрослых на них не обращают внимание

- Деревья прекрасный объект для фенологических наблюдений, на примере деревьев могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.

- Деревья играют большую роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний вид отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.

- Деревья – это крупные объекты.

За деревом, растущим на участке ведется постоянное наблюдение, уход, проводятся исследования, определяющие связи всех явлений природы.

Таким образом, дети студии «Малыш», благодаря участию в проекте, включаются в практическую деятельность.

Целевая группа

Целевой группой проекта являются дети, входящие в объединение студии «Малыш» (15 человек), а также их родители (15 человек)

Стратегия реализации проекта

Основная идея проекта – придать работе с детьми деятельностный характер. Придать деятельности, в которую включаются дети социальную значимость.

1.Проект призван формировать у детей основы экологического мировоззрения и развивать его как личность (его мышление, речь, эмоциональную сферу, сенсорные навыки), развивать стремление к здоровому образу жизни. В ходе реализации проекта детям дается представление о лесе и парке, закрепляются навыки узнавания деревьев по внешнему виду, уточняется сходство и различие разных видов деревьев.

2.Проект развивает у детей умения обобщать, наблюдать. Он формирует представление об основных потребностях дерева, как «живого» в свете, тепле, воздухе, воде.

3.Проект воспитывает умение внимательного, бережного отношения к природе. Показывает как природа и человек зависят друг от друга, показывает значение деревьев для здоровья человека.

Роли и обязанности участников

Проект «Наше дерево» рассматривается как дополнение к программе студии «Малыш» Содержание проекта в той или иной степени отражает материал всех блоков программы. Поэтому в его реализации принимают участие все педагоги студии «Малыш», дети и их родители. Выполняя задания , дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, слушают музыку, знакомятся с литературой, сочиняют сказки и рассказы.

Роли в проекте распределены следующим образом:

Руководитель студии - знакомит с проектом, составляет перспективный план, ведет контроль за ходом работы и консультирует педагогов в течение года. Проводит несколько семинаров в году: перед началом проекта, перед началом каждого этапа работы и после его завершения.

Педагог по музыке подбирает песни, музыкальные произведения, связанные с тематикой проекта, готовит праздники.

Педагог по изодеятельности помогает ребятам создать портреты деревьев в разное время года, отразить настроение деревьев при помощи разных материалов (красок, гуаши, восковых мелков, пластилина) разнообразной технике рисования, аппликации, оригами,. Для занятий использует картины известных художников.

Инструктор по физкультуре проводит подвижные игры, знакомит с русскими народными играми , принимает участие в проведении экскурсий и мини экспедиций.

Работа в рамках проекта осуществляется на территории ДДЮТ.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап:

- Подготовка материалов и оборудования:

Для проведения исследований нам понадобятся: тетрадь или альбом для оформления результатов наблюдений, карандаши, фломастеры, листы бумаги, восковые мелки, линейка, веревка, лупы, бинокль, коробочки и баночки для оформления коллекций семян, соцветий, фотографии, репродукции картин с изображением разных деревьев, лопатки. Дождемеры, кормушки, скворечники.

- Проведение бесед, наблюдений, экскурсий, игр, определиться в выборе объекта для исследований.

2.Исследовательский

Объект исследований – дерево (береза)

- Организация наблюдений за жизнью дерева в разное время года и в разные погодные условия

- Проведение исследований:

Изучаются листья, кора, корни, плоды и семена, животные, связанные с деревом, почва, осадки(снег, иней, дождь)

3.Практическая деятельность:

- Трудовая деятельность в случае необходимости оказания помощи деревцу; полив при необходимости, рыхление почвы, внесение природных удобрений, уборка мусора.

-Изготовление кормушки, скворечника, подкормка птиц зимой.

Все виды деятельности практической работы связаны с исследовательской деятельностью.

3. Обобщающий:

 

Третий этап экологического проекта « Наше дерево» предполагает анализ и обобщение результатов полученных в процессе исследовательской деятельности, закрепление знаний, поведенческих навыков детей.

Мероприятия по реализации проекта

Проведение игр: «Найди свое дерево», для активизации сенсорной памяти; «Что от чего?», закрепление знаний о разных частях дерева; «Что лишнее?», развитие наблюдательности и закрепление знаний о растениях; « Наше дерево умеет..», развитие речи и наблюдательности; «Раз, два, три к дереву беги», Закрепление знаний о разных видах растений, развитие быстроты реакции; «Я видел на нашем дереве», развитие памяти и закрепление знаний об особенностях жизни дерева; «Дерево – это», для развития мышления, активизации опыта ребят, их знаний; «Что будет, если?»,«Что такое хорошо и что такое плохо?» «»Предъявите билет», закрепление знаний о листьях;

Игра драматизация «Как семечко выросло», закрепление представлений о прорастании семян.

Подвижные игры: «Деревья и червяки», закрепление знаний о связи растений, почвенных животных. Почвы ( о круговороте вещества в природе).

Занятие на тему: «Составление писем поздравлений березке с наступлением весны»

Разработка серии знаков: запрещающих и разрешающих ( отражать действия человека, которые могут нанести вред дереву и все, что благоприятно влияет на дерево (солнышко, дождик, червячки…)

Оформление альбома «Наше дерево», где фиксируются все наблюдения за деревом и отражается практическая деятельность детей.

Праздник русской березки.

Составление рассказов, сказок о березке детьми. Чтение стихов, сказок. потешек, пословиц, загадок, народных примет, связанных с березкой.

Разучивание песен, проведение народных, хороводных игр, подвижных игр.

Организация и проведение опытов, их фиксирование в альбоме.

Ожидаемые результаты

Работа над проектом рассчитана на год.

К концу реализации проекта дети должны уметь:

- Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

- Делиться своими познаниями о живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

В процессе реализации проекта детям необходимо :

- Привить любовь к родному краю, природе, ко всему живому.

- Развить навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности.

-Дать основные навыки прикладного искусства.

- Воспитать чувства ответственности за качество и результат выполненной работы.

- Способствовать укреплению здоровья.

Показатели и источники проверки проекта

-Выставка детских работ на тему «Наше дерево» по сезонам (рисунки, аппликация)

-Составление рассказов, сказок о березке.

-Проведение праздника русской березки.

-Оформление альбома «Наше дерево»

- Проведение итоговых занятий после прохождения отдельных тем.

торого было свое личное моционального восприятия деревьев, трав, закатов и р

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.