12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Салащинко Ирина Николаевна44
Россия, Оренбургская обл., Медногорск
Муниципальное учреждение "Администрация муниципального образования город Медногорск"

462274, Оренбургская область, г.Медногорск, ул.Советская, д.37.

Телефоны: (35379) 3-26-86 (35379) 3-26-75

Электронная почта: mo@mail.orb.ru

Официальный сайт: http://gorodmednogorsk.ru


t1680405455aa.gifМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4 «Светлячок»

г. Медногорска»



Конкурс

методических разработок по организации

краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений

«Моя малая родина!»


Номинация конкурса:

Методическая разработка воспитательного мероприятия для подготовительной группы учреждений дошкольного образования

ПРОЕКТ

Тема: "Наша сила - в нашей вере"

t1680405455ab.jpg











Подготовил и провёл

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Салащинко Ирина Николаевна



г. Медногорск, 2023 г.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине».
В.А. Сухомлинский


Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели группы, музыкальный руководитель, воспитанники 5-7 лет разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и их родители.

Особенности проекта:

По характеру продукта: познавательно-исследовательский

По продолжительности: краткосрочный

По профилю знаний: межпредметный (все образовательные области)

Виды детской деятельности: познавательная, коррекционно-развивающая, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная.

Цель проекта - познакомить дошкольников с достопримечательностями родного города, посёлком Машиностроителей - Никитино, особое внимание уделить храму в микрорайоне Южный. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить город чистым и красивым.

Вид проекта: познавательно-развивающий, краткосрочный, 1 неделя.

Задачи проекта:

1. Расширить и закрепить знаний детей о родном городе и его микрорайонах (история, символика, достопримечательности); учить детей узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях и улицах родного города; обогащать пассивный словарь детей словами и понятиями по лексической теме; обогащение активного словаря детей.

2. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

3. Формирование патриотических чувств, любви и уважения к труду взрослых разных профессий градообразующего предприятия. Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным городом, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Сказала мне мама. В дом Божий войдя:

«Как дерево может укрыть от дождя,

Так храм защищает пришедший народ

От жизненных бурь и душевных невзгод»

Спешите делать добро. Добрым путем Бог правит. Доброму добрая память.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Аннотация. Мероприятия проводятся в непрерывной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, досугов, наблюдений за природой нашего края, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих, познавательных, сюжетно-ролевых, подвижных игр.

Актуальность. Одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы сегодня – это патриотическое воспитание. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовности привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. В современном обществе очень мало уделяется внимание патриотическому воспитанию. Данный проект - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели - воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Пояснительная записка.

В период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль становления у дошкольников ценностного отношения к родному краю,  городу, воспитания основ гражданственности как источника формирования чувств патриотизма и толерантности.

Воспитание любви к своей стране, к своему народу, к его традициям начинается, прежде всего, с воспитания у детей уважения к  культуре народов разных национальностей.  Дети должны знать, чем славится их народ. Нашими дошкольниками совместно с родителями за последние годы было собрано много материала о быте, культуре и традициях жителей родного города: фотоальбомы, фотографии, тематические альбомы, макеты, проекты и презентации.

Новизна проекта. Использование новых форм в логопедической работе по духовно-нравственному воспитанию.

Ожидаемые результаты и продукты проекта:

1. Дошкольники могут знать и называть место проживания: область, город, микрорайоны, основные предприятия и их значимость; символику города, его достопримечательности.

2. Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад.

3. Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.

4. Дети успешно овладели грамотной и связной речью. Повысился культурный уровень дошкольников. Сформирована гармоничная духовно-здоровая личность ребенка. Воспитаны такие чувства, как патриотизм, милосердие, правдолюбие, стремление к добру и неприятию зла, потребности в служении людям.

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенку. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике и светит всем в доме.

Рt1680405455ac.jpg езультат деятельности детей:

изготовление совместной работы учителя-логопеда и дошкольников "Наша Святыня", участие в городском конкурсе детского творчества «Есть чудо на земле с названьем дивным – книга!» проводимого отделом религиозного образования и катехизации Орской епархии и Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Централизованная библиотечная система г. Медногорска», который посвящается Дню православной книги, Дню памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, Дню славянской письменности и культуры.

Этапы работы над проектом:

I этап «Подготовительный»

II этап «Основной»

III этап «Заключительный»

Подготовительный этап:

Определение темы проекта.

Анкетирование родителей.

Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Использование компьютерных технологий, иллюстрированного материала, художественной литературы.

Обработка информационного материала.

Пополнение развивающей среды.

Разработка критериев эффективности проекта: звукопроизношение, фонематические процессы, лексико-грамматические категории, связная речь, общая и мелкая моторика.

Основной этап:

Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта. Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми. Совместная деятельность воспитателей, детей, родителей. Оформление выставок, поделок и рисунков. Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. При реализации данного проекта используются принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, семьей. При необходимости, со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается практическая помощь, необходимая детям, а так же направляется и контролируется осуществление данного проекта.

У детей происходит формирование разнообразных личностных качеств, развитие речи.

Пути реализации:

Знакомство с историей церкви, внешним убранством, внутренним убранством.

Беседы о правилах поведения в православном храме.

Экскурсии, целевые прогулки.

Рассказы о Никольском храме (его истории, строительстве и значении для жителей Медногорска), Богородице, Святых, храмах, церквях, часовнях.

Посещение библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и культурой России.

Просмотр слайдов.

Просмотр иллюстраций.

Чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике. Этические беседы: «Как помириться?», «О послушании в семье», «О любви и доброте», «Сила детской молитвы», «Праздник Рождество Христово», «Праздник Масленица и Пасха».

Слушание духовной музыки, колокольных звонов.

Совместные творческие работы детей и родителей.

Заключительный этап:

Анализ достигнутых результатов.

Создание презентации по теме.

Фотоотчет «Наши мероприятия».

План проекта.

Понедельник: рассматривание иллюстраций, картин по теме. Просмотр компьютерной тематики. Картотека игр для родителей.

Вторник: посещение детской библиотеки с чтением художественной литературы, знакомство с новыми словами, обогащение активного словаря.

Среда: знакомство детей с Никольским храмом по фотографиям и рассказ учителя-логопеда, беседа.

Четверг: экскурсия в Никольский храм, посещение воскресной школы.

Пятница: декоративно-прикладное творчество, изготовление поделки для участия в городском конкурсе.

Выводы:

Поставленные задачи выполнены.

Проект является эффективным, оптимизирует педагогический процесс.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Востребованность проекта:

Проект может быть использован в условиях детских садов разновозрастных логопедических групп компенсирующей направленности.


Список литературы к проекту

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2018.

2. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа» / Дыбина О.В. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс. 2004. 304 с.

4. Наша Родина – Россия: стихи, рассказы, сказки, предания / сост. Р. Данкова. – М.: Издательство Оникс, 2010. 

5. Потакова Т. В. «Беседы с дошкольниками» М. : Творческий центр, 2013.

6. Селиверстова В.И. «Речевые игры с детьми». Методическое пособие, М.: Владос, 2014. – 123с.

7. Торопцев А.П. «Чтобы знали и помнили» / Торопцев А.П. – М.о. «Подмосковье», 2014г.

8. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М.: Генезис. 2005. 176 с.

9. Ресурсы сети Интернет. 

10. Детский портал - http://www.logoburg.com

11. «Все для детского сада» - http://www.detskiysad.ru






Приложение 1

МОЯ РОДИНА – РОССИЯ

(беседа на патриотическую тему с детьми подготовительной группы)

Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

Задачи: ознакомление детей с такими понятиями, как «Россия», «Родина», «Отечество»; обзорное ознакомление с символикой и Гимном России; закрепление полученной информации (рисунок, аппликация, игра).

Рекомендации.

Беседа носит обзорный характер (место проведения беседы - музыкальный зал). Более подробно дети познакомятся с данной темой в начальной школе. В доступной и понятной детям форме воспитатель знакомит их с такими понятиями, как «Родина, Россия». Эти два слова неразрывно связаны между собой. Все мы живем в самой большой стране мира – в России. Россия – наша большая Родина. Но у каждого человека есть еще и малая Родина. Это то место, где он родился (город, село, деревня) и живет (дом, семья).

Ход беседы

Вопросы:

1. Как называется город, в котором ты родился, где ты живешь?

2. Расскажи о своем доме и своей семье.

учитель-логопед. В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва – столица нашей Родины. (Слайды Москвы.)

В России проживают люди самых различных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, таджики, башкиры, удмурты и многие-многие другие), но большая часть россиян – русские.

Вопросы:

1. Вспомните, какие города России вы знаете, перечислите их.

2. Как называют людей, чья Родина – Россия? (Россияне.)

Россия является и нашим Отечеством – местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она взрастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей. (учитель-логопед показывает портреты известных деятелей науки, искусства, оставивших свой след в истории нашего государства.)

Мы должны гордиться тем, что нашими соотечественниками были Ломоносов – ученый, чьи открытия и труды принесли много пользы всему человечеству; Чайковский – великий русский композитор, чье имя знает весь мир. Первый человек, покоривший космос, был русским – Юрий Алексеевич Гагарин. Эти и многие-многие другие люди прославили наше Отечество своими делами и подвигами.

У каждой страны мира есть своя символика, то есть знаки отличия – свои флаг, герб и гимн.

Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет свое значение. Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный – смелость, любовь и красоту. Белый – чистоту и ясность, миролюбивость.

Герб России – двуглавый орел – символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.

Гимн – самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Исполняется и слушается гимн стоя. (Дети прослушивают в записи российский гимн, беседуют о его содержании, знакомятся с авторами гимна.)

Государственный гимн Российской Федерации

Слова С. Михалкова Музыка А. Александрова

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена!

Припев: Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт – Сергей Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое творчество он посвятил детям.

Музыку к гимну написал известный композитор – А. Александров.

Множество прекрасных песен и стихов посвящено России. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою страну, маленькую и большую Родину. У русского народа есть множество пословиц и поговорок об этом.

Пословицы и поговорки

Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Русь богатырская.

Где кто родился, там и пригодился.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Наша малая родина называется город Медногорск. Численность населения Медногорска составляет - 23 тысячи 693 человека. Наш город входит в состав Оренбургской области. Областной центр город Оренбург.

Вопросы:

1. Назови страну, в которой проживаешь. (Россия.)

2. Назови город, в котором ты живешь. (Медногорск)

3. Как называется улица, где ты живешь со своей семьёй?

4. Как достопримечательности города ты знаешь?

5. Назови достопримечательности своего микрорайона.

Творческие задания:

1. Нарисуй свою малую и большую Родину.

2. Аппликация российского флага. (Для этого понадобятся бумага белого, синего и красного цветов, картон, клей, ножницы.)


Стихотворение «Триколор наш дорогой»

Автор учитель-логопед Салащинко И.Н.

t1680405455ad.gif

Гордо реет флаг державный,

Развиваясь на ветру.

Трехцветный, бело-сине-красный,

Я про него вам расскажу.

Белый цвет – цвет чистоты,

Символ нашей свободной страны.

Он сверху словно облака,

Как на верхушках гор снега.

Посередине полоса

Растянулась как река.

Она цвета моря и мирного неба,

Она означает надежду и веру.

Снизу красный - яркий цвет,

Как знамя наших всех побед.

Красный также цвет любви,

Отваги, силы, красоты.

Фt1680405455ae.png лаг российский отражает,

Всё, чем в мире дорожат.

Должны мы флаг оберегать

И память предков уважать.







Приложение 2


Беседа. Достопримечательности микрорайона Южный

Сейчас мы направляемся в микрорайон Южный. Одна из главных его достопримечательностей - Ледовый Дворец.

 t1680405455af.jpgЕго строительство велось ускоренными темпами на базе воздухоопорного сооружения. Возводились монолитные стены и кирпичные перегородки под купол, поступало оборудование 

 (льдоуборочная машина, тренажеры,  холодильное оборудование)

2 августа 2007 г. состоялось долгожданное событие для жителей Медногорска. После торжественного митинга, показательных выступлений хоккеистов и фигуристов состоялось открытие первого планового объекта такого масштаба в нашем городе – открытие Ледового дворца «Айсберг». В подарок Медногорск получил 150 пар коньков.

Общая площадь «дворца» - 3600 кв.м. Зал с ледовым полем 563*30 и высотой 18 м. – его главная часть. В здании имеются 2 раздевалки с душевыми кабинами, класс теоретической подготовки, тренажерный зал. Предусмотрены судейская комната, комнаты отдыха для тренерского состава, кабинеты врача и массажиста, места ожидания посетителей. Холл, расположенный с южной стороны здания, за счет витражей похож на огромный аквариум. В распоряжении посетителей здесь имеются раздевалка и буфет.

 t1680405455ag.jpg

Микрорайон Южный славится и своей гимназией - бывшей школой № 3. Она была открыта 1 января 1988 года и уже в первый учебный год приняла 22 учебных класса. А всего в течение 20 лет было принято 2847 учащихся, выпущено 29 золотых медалистов, 57 – серебряных.

9 ноября 2007 года школа № 3 получила статус «Инновационное образовательное учреждение гимназия г. Медногорска». По итогам 2008 г. гимназия внесена во всероссийскую книгу почета «Лучшие общеобразовательные учреждения России».





Приложение 3


Целевая прогулка-экскурсия

Цель: Показать детям, где в нашем микрорайоне находится храм Святителя Николая Чудотворца. Способствовать формированию представлений о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Воспитывать уважение к традициям и вере своего народа. Предварительная работа: Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций.

Прослушивание музыки. Активизация словаря.

Ход прогулки-экскурсии:

Учитель-логопед: Ребята, куда мы с вами пришли? Давайте подойдём поближе и рассмотрим его.

t1680405455ah.gifОдно из последних, особенно значимых событий в городе произошло 24 ноября 2007 года. Стал действовать для прихожан Приход Святителя Николая Чудотворца по адресу: ул. Машиностроителей, 1. Престол был освещен Архиерейским гимном, правящим Архипастырем – Владыкой Валентином, митрополитом Оренбургским и Бузулукским.

2t1680405455ai.jpg ноября 2003 г. состоялся первый крестный ход для освещения места под строительство нового храма, а 16 ноября состоялся второй Крестный ход для закладки первого камня в основании будущего храма. А 22 мая 2006 г. была отслужена первая Божественная Литургия, а уже с 11 ноября стали совершаться постоянные Богослужения. При храме работает Воскресная школа. Школа живет активной социальной жизнью: ее дети являются желанными гостями на  любом мероприятии города – в детских садах, в Медногорском «Доме Милосердия». Дети принимают участие в православных олимпиадах. Цель Воскресной школы состоит не в том, чтобы сделать из детей ангелочков, а в том, чтобы научить их думать, принимать решения и отвечать за них.


 








История возведения Храма Святителя Николая Чудотворца

 t1680405455aj.jpg

 "Без Бога - нация толпа,

Объединённая пороком.

Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней – жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким словом.
Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!"

Иеромонах Роман (1990 г.)



     Невозможно представить себе современный российский город или посёлок без храма. Эти особенные, неповторимые и вместе с тем родные друг другу  каждому русскому человеку архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей страны. 

     Трудно ли, радостно ли живётся людям, но без храма жизнь их немыслима: и беды, и праздники собирают их в храме, где всё напоминает о духовном, высоком назначении человека, так как храм это - дом Божий. 

     Купола храмов радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и своим гармоничным звоном. 

Где стоять Православному храму?

  Шло время… Было принято решение - храм Святителя Николая Чудотворца будет находиться в микрорайоне Южный. Самое деятельное участие в подготовке к строительству храма принимает ММСК.

      2 ноября 2003 года впервые за 60 лет существования в Медногорске православной общины - состоялся первый Крестный ход для освящения места под строительство нового храма. 

В половине двенадцатого из ворот молитвенного дома с хоругвями и иконами в руках вышла колонна верующих. Прихожане Никольского прихода, воспитанники Воскресной церковноприходской школы, просто сочувствующие под звуки колокольного звона двинулись по улицам поселка Заречного, поднялись на виадук, повернули к микрорайону Южный. Здесь по благословению Благочинного Кувандыкского округа протоирея Симеона Антипова был отслужен водосвятный молебен на призвание Святого Духа в начале всякого доброго дела. Молебен отслужил отец Сергий Кваша.

      На Пасхальных каникулах в мае 2005 года был отслужен в стенах нового строящегося храма молебен, гостями храма были дети Воскресной школы с. Черный Отрог. 22 мая 2006 года по благословению правящего Архиерея Владыки Валентина была отслужена первая Божественная Литургия на переносном походном Престоле в строящемся храме.

     С 11 ноября 2006 года стали совершаться постоянные Богослужения.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.