12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Померанцева Марина Борисовна279
Я стараюсь учить детей добру, сопереживанию, умению дружить. Они учатся видеть прекрасное в людях, природе. Я хочу,чтобы они научились быть счастливыми, жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Проект «Мое генеалогическое древо»

 Краткая аннотация проекта:

Проект разработан воспитателем подготовительной группы «Гномики» Бобро М. Б. с целью реализации в своей практической деятельности с детьми в рамках темы недели «Моя семья».

Проект рассчитан на 2 недели (первая неделя – подготовка наглядного материала, оформление группы, вторая неделя – осуществление задач проекта).

Участники: дети старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги.

Доминирующая в проекте деятельность творческо – исследовательская.

Актуальность проекта.

Семья - самое драгоценное, что есть у человека. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Семья – это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. 

В семье, как в школе закладывают фундамент знаний, необходимых для дальнейшего обучения , закладывают основы жизни в обществе.

Но при этом каждая семья по-своему уникальна. У любой семьи есть история, которая уходит в глубину веков. В ней насчитываются десятки прапрабабушек и дедушек!

Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».

Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.

Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.


 

Постановка проблемы:

Причиной выбора данной темы проекта является ее актуальность в современном обществе.

Многие дети не знают историю создания семьи, свою родословную. У детей мало развито чувство гордости за свою семью. 

Цель проекта:

Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста об истории семьи, родословной, семейных традициях.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о семье, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

3.  С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.

Проект включает в себя несколько этапов: пропедевтический (подготовительный), основной и заключительный.

1 этап: пропедевтический ( подготовительный):

Определение цели и задач проекта

Ознакомление детей и родителей с целью проекта

Создание необходимых условий для реализации проекта

Сбор информации о генеалогическом древе

На подготовительном этапе,  проанализировав методическую и художественную  литературу по данной теме, нами были определены цель и задачи проекта.  Ознакомили родителей с целью и задачами проекта. Привлекли родителей к созданию необходимых условий для реализации проекта (оформление группы по теме «Моя семья», выставка наглядного и дидактического  материала по теме «Моя Семья»). 

2 этап: основной

Консультация для родителей « Что такое генеалогическое древо?»

Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»

Разработка конспекта образовательной деятельности по теме «Что такое генеалогическое древо»

Проведение бесед по  данной теме

Создание с детьми и родителями альбома «Моя семья»

На основном этапе были разработаны консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?». Для детей были подобраны произведения художественной литературы по теме «Моя семья»: «Синяя чашка» М. Матвеева, «Печенье» В. Осеева, «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Цветик-семицветик» В. Катаев, «Мамина работа» Е. Пермяк, «Чем пахнут ремесла» Д. Родари, «Мамина дочка» В.Белов, «Косточка» К. Ушинский, «Старый дед и внучек» Л. Толстой, «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто, «Именины», «Сказка о гусыне», «Бабушка отдыхает» В.Сухомлинский.

Организованная образовательная деятельность, тема «Что такое генеалогическое древо?» и беседы: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители», «Как мы отдыхаем» помогли сформировать представление о  роде и  родословии, о происхождении фамилии. Дети совместно с родителями изготовили альбом «Моя семья».

3 этап: заключительный

Выставка детских рисунков «Моя семья»

Выставка и защита проектов детьми «Генеалогическое древо моей семьи»

Обобщение материала по реализации проекта             

На заключительном этапе  была организованна выставка детского творчества «Моя семья». Дети совместно с родителями сделали свои генеалогические древа и презентовали свою работу небольшим рассказом о своей семье.


 

Результаты проекта:

В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, о семейных традициях.

Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга.

Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо.

В ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей.

Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. 

Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи.


 

Заключение: знание своего генеалогического древа, помогло узнать детям историю создания своей семьи, свою родословную, сформировало у детей представление о семье и семейных ценностях.


 


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1


 

Перспективный план

 

Дни недели

 

 

Содержание работы

 

Понедельник

 

 

Консультация для родителей « Что такое генеалогическое древо?»

ОО «Познавательное развитие», тема «Что такое генеалогическое древо», чтение рассказа «Старый дед и внучек».

 

 

Вторник

 

 

Чтение рассказа Е. Пермяка «Мамина работа», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла».

Беседа на тему «Кем работают твои родители».

 

 

Среда

 

 

ОО «Речевое развитие». Чтение рассказов В. Сухомлинского «Именины», «Бабушка отдыхает».

Беседа на тему «Как я помогаю дома».

 

 

Четверг

 

 

ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование). Рисунок «Моя семья».

Беседа на тему «Выходной день в моей семье».

 

 

Пятница

 

 

Выставка детских рисунков «Моя семья».

Выставка и защита проектов детьми «Генеалогическое древо моей семьи».

 


 


 


 


 


 

Приложение 2 Приложение 2

Мы участвуем в проекте:

Мама, папа, ну и я.

Чтобы в нём отобразилась

Наша дружная семья.

Там дедули и бабули,

Есть и сёстры, есть и братья.

Собралась на нашем древе,

Вся огромная родня!
 

 

Проект «Мое генеалогическое древо»

Информация для родителей с целью ознакомления с задачами проекта.

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».

Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.

Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

Все люди рано или поздно начинают задумываться о своих корнях. Потому что сведения о предках имеют большое значение. Рассказы о старших родственниках и их жизни формируют внутрисемейные связи, создают ощущение единства у детей, учат их понимать и гордиться Родиной и собственной семьей. Или же можно изучать историю рода для определения закономерностей, повторяющихся от поколения к поколению.

Прослеживая их, можно многое узнать о себе и скорректировать собственную судьбу.

В древности сохранение знаний о своем происхождении было прямой необходимостью каждого. Уже во времена неолита люди знали, что близкородственные браки ведут к появлению нежизнеспособных детей. Поэтому мужчины брали себе жен в соседних селениях, родах и племенах. Впрочем, иногда требовалось сохранить внутри линии какие-то качества, и тогда люди выбирали невест и женихов среди ограниченного круга. Но и в первом, и во втором случае знание своих предков было обязательным.

Кровь (кровное родство) в прошлом означала не только наличие родственных связей, но и некую психо-эмоциональную общность, и в отношении представителей одной семьи спектр ожиданий от людей был довольно близким.

Такое поведение имеет под собой почву. Замечали ли вы, что есть семьи, представители разный линий и поколений которых сами по себе выбирают близкие направления развития? Есть семьи, в которой все связаны с искусством, а есть те, где на протяжении поколений каждый второй имеет склонность к инженерным наукам. И дело тут не только в воспитании, но и в особенностях функционирования организма. Генетическая предрасположенность проявляет себя не только в болезнях, но и в талантах представителей родственной линии.

Система родов поддерживалась и социальным устройством. Большинство обществ проходят этапы сначала кастовой, потом сословной, потом классовой системы. И браки в них обычно устраиваются в пределах своего социального круга.

История рода может пролить свет на многие личные ценности. Очень многое закладывается в человека в самом раннем возрасте на примере отношений его родителей и их родственников: модели поведения, структура мышления, привычки и слова. Но наследование не всегда прямое. Изучение истории рода и воссоздание родового древа способствует самоидентификации личности, позволяет осознать свои личностные основы. Это полезно как самому человеку, так и семье в целом. Сам процесс сбора сведений и их оформления будет полезен для налаживания контакта между родственниками.


 

Виды генеалогического древа

Есть несколько методов составления родословного древа:

Восходящее. Здесь цепочка строится по направлению от потомка к предкам. В качестве начального элемента выступает составитель схемы. Способ удобен тем, кто только начал изучение своей семьи. Составитель располагает информацией в основном о своих ближайших родственниках: родителях, дедушках, бабушках и т. д. – и постепенно углубляется в прошлое.

Нисходящее. В этом случае цепочка имеет противоположное направление. В качестве начала выступает один предок (или супруги). Для такого построения нужно обладать достаточно обширными сведениями о своих родственниках.

Составляя родословное дерево нужно учитывать линии наследования. Они бывают двух видов:

Прямая ветвь. Цепочка включает, Вас, Ваших родителей, их родителей и т. д.

Боковая ветвь. Она учитывает Ваших братьев и племянников, братьев и сестер дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек и т. д.

Эти схемы – восходящую и нисходящую с прямыми и боковыми ветвями – можно составлять, как смешанную: одновременно для мужчин и женщин своего рода, – так и для отслеживания наследования только по роду отца или матери.

Постановка проблемы:

Причиной выбора данной темы проекта является ее актуальность в современном обществе.

Многие дети не знают историю создания семьи, свою родословную. У детей мало развито чувство гордости за свою семью. 

Цель проекта:

Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста об истории семьи, родословной, семейных традициях.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

3.  С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.

Уважаемые родители, просим вас принять активное участие в нашем проекте! Это позволит вам узнать больше о своих предках и с пользой провести время со своими детьми.


 

Приложение 3


 


 


 


 


 

Рисунки «Моя семья»


 

Опубликовано


Комментарии (2)

Ефимова Алла Ивановна, 07.10.19 в 20:59 0Ответить Пожаловаться
Нужный материал, спасибо.
Померанцева Марина Борисовна, 12.10.19 в 07:09 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за отзыв, Алла Ивановна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.