Проект «Осень — чудная пора»
МКОУ Тогучинского района"Буготакская средняя школа"
Краткосрочный проект по экологическому воспитанию в разновозрастной группе " Рябинка"
Тема: «Осень — чудная пора»
Воспитатель: Казанцева А.Ю.
Паспорт проекта.
Вид проекта: информационно- творческий, речевой, продуктивный.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Сроки проекта: 2 недели
Возраст детей: 5-6 лет.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и повседневной жизни).
Проблема проекта.
Наблюдая за поведением детей во время занятий, опытов, прогулок, мы заметили, что у некоторых детей слабая познавательная активность, недостаточная экологическая культура.
Проанализировав ситуацию, мы решили, что разумное сочетание исследовательской проектной деятельности, развитие познавательного интереса детей, их стремления к самостоятельным наблюдениям и опытам, позволит сформировать конкретные знания о взаимодействиях в природе, о воздействии человека на окружающую среду, создаст благоприятные условия для формирования экологической культуры старших дошкольников.
Актуальность проекта.
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.
Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой.
Все мероприятия, запланированные в данном проекте, направлены на достижение главной цели – дать представление о времени года – осени, его характерных особенностях. Участие детей в проекте «Осень – чудная пора» позволит максимально обогатить знания и представления об осени, ее приметах, изменениях в природе в этот период; развивать связную речь, творческие способности детей.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Цель проекта:
-Создать условия для понимания необходимости бережного отношения к природе.
- Расширить представления детей об осени, как о времени года.
- Создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
Аннотация проекта:
Проект «Осень - чудная пора» направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени.
В ходе проекта дети смогут приобрести новые знания об осени; знания о живой и неживой природе; о том, что в природе все взаимосвязано; как нужно сохранять и беречь природу.
Задачи:
- Формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
- Закрепить знания детей об осени как времени года (о характерных признаках и явлениях).
- Уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, грибов и ягод, созревающих в осенний период;
- Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
- Воспитывать бережное отношение к природе, животным и птицам, желание заботится о них.
- Развивать связную речь через составления описательного рассказа;
- Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Ожидаемые результаты (продукт проекта):
- Расширится кругозор детей о растительном мире, о мире живой природы и сезонных изменения (знать и называть осенние месяцы, признаки осени);
дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве (уметь с помощью природно – бросового материала оригинальные решения в создании необычных портретов осени);
- пополнится словарный запас, дети научатся составлять описательные рассказы с использованием опорной схемы;
- знать, как растут фрукты, овощи, грибы, время их сбора, что можно приготовить из них, как их заготавливают на зиму.
- подготовка к музыкальному празднику «Осень в гости к нам пришла»;
- Выставка совместной работы родителей и детей: «Сказочная осень» (поделки из природного материала);
Этапы проектной деятельности:
Подготовительный этап:
– подбор методической литературы по данной теме; формулировка целей и задач проекта; разработка плана мероприятий (подбор детской художественной литературы; бесед, наблюдений по теме «Осень»);
- подготовить для родителей консультацию: «Формирование начал экологической культуры у дошкольников»
Практический этап - реализует темы по образовательным областям:
- познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах;
- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу;
- социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;
- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.
Практический этап
Форма работы | Задачи |
Беседа о осени (природные явления, овощи и фрукты и т.д.) | Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Познакомить с народными названиями осенних месяцев. Расширять представления о разнообразном использовании человеком различных плодов. Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность. Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, прививать любовь к природе. |
НОД по теме" Осень» | Закрепить знания об основных признаках осени, обобщающее слово «осень»; учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц и животных ; синонимы к глаголам. |
Рассматривание сюжетных картин: И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень», | Вызвать эмоциональное отношение к природе. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства. Воспитывать эстетическое восприятие при встрече с произведениями |
НОД «Деревья-наши друзья» | формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу. |
НОД по рисованию «Золотая осень, отражение в воде» | Учить детей создавать осенний пейзаж, изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли, располагая их ближе и дальше. Заполнять изображением весь лист бумаги. Закреплять умение работать кистью. Развивать творчество. |
НОД по рисованию «Осеннее дерево» | Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Осеннее дерево» Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями» Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с красным |
НОД по аппликации в "Ёжик из осенних листьев". | Развивать творческие способности детей. Воспитывать эстетические чувства радости, любви к природе. Приучать воспитанников к аккуратности и дисциплине, наводить порядок на своём рабочем месте. |
Лепка из соленного теста - " Гроздь рябины»", «Что нам осень принесла?» | Формировать у детей умения создавать при помощи соленного теста гроздь рябины. Учить передавать форму и характерные особенности фруктов при лепке с натуры, использовать знакомые приемы лепки. |
НОД «Путешествие в осенний лес» | Систематизировать знания детей об осени , осенних приметах и явлениях; упражнять детей в умении рассказывать об осени с использованием наглядных пособий, воспитывать любовь к природе; воспитывать умение слушать высказывания товарищей, дополнять их ответы. |
Чтение художественной литературы. Пословицы, поговорки, стихи, загадки об осени. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье» А. Плещеев «Скучная картина» К. Бальмонт «Осень» Н. Сладков «Осень на пороге» Е. Благинина «Улетают, улетели» Л.Толстой «Дуб и орешник» К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев» | Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг; формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Познакомить детей со стихами об осени. |
Дидактические игры. «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», | Закрепление знаний о временах года. Развитие зрительной памяти, внимания, речи, учить определять время года по его характерным признакам; воспитывать бережное отношение к природе; учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе; находить, соответствующие данному времени года предметы и оживлять композицию различными фигурками; |
Экскурсия в природу «Лес, точно терем расписной ». | Познакомить детей с осенним листопадом. Объяснить, что в природе все взаимосвязано. Закрепить знание детей названий деревьев. Воспитывать у детей интерес к изменениям в природе. |
Экскурсия по участку детского сада. | Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, расширять представление детей о деревьях произрастающих в нашей местности, разъяснять их значимость для жизни на земле, способствовать формированию бережного отношения к окружающей среде. |
Подвижные игры. «Найди свой цвет» «Где кто живет?» «Перелет птиц» «Хитрая лиса» Пальчиковая гимнастика: «Вышел дождик погулять», «Листопад», «Ветерок» Физкультминутка: «Мы осенние листочки», «Дождик» | Формировать умение двигаться в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу. |
Музыкальная деятельность Песня «Раз, два, три осень приходи… »; танец «Листопад»; П.И. Чайковский «Сентябрь», «Октябрь» | Приобщать детей к музыкальному искусству. Формировать умение правильно передавать мелодию и текст песни. Поощрять инициативу детей при передаче танцевальных движений. |
Заключительный этап.
- Выставка из природного материала «Сказочная осень»
- Музыкальное мероприятие «Осень в гости к нам пришла»
1. Поделки из природного материала «Часы»
Реализация данного проекта научила детей:
С огромным желанием участвовать в продуктивной деятельности.
Дети обогатили активный словарь образными эпитетами, поговорками и стихами на осеннюю тему.
Они расширили свой кругозор и закрепили знания о деревьях, их строение и внешнем виде.
Закрепили информацию о пользе фруктов и овощей для здоровья, узнали о лечебных свойствах.
Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и бережное отношение к природе.
Итоги проекта:
1. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.
2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
3. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.