Проект по декоративно-прикладному искусству «Благоустройство школьной территории»
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение "Лицей № 36" г Калуги.
Проект по Декоративно – прикладному искусству.
«Благоустройство школьной территории: изготовление шахматного стола, стульев и цветочницы»
Руководитель:
Учитель ИЗО и технологии.
Чернояров А.А.
Калуга, 2017
Содержание
Паспорт проекта . Состав участников проекта |
3 |
Обоснование проблемной области |
4 |
Цель и задачи проекта |
5 |
Материально-технические ресурсы |
6 |
Обоснование выбора изделия |
7 |
История плетения |
9 |
Ожидаемый результат |
10 |
Чертёж |
11 |
Технологическая карта |
12 |
Экономическое обоснование |
14 |
Экологический аспект |
17 |
Самоанализ и самооценка |
18 |
Реклама изделия |
19 |
Список литературы |
20 |
Приложение 1 |
21 |
Приложение 2 |
22 |
Приложение 3 |
23 |
Приложение 4 |
24 |
Паспорт проекта.
Тип проекта: информационно – практический.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: ученики 5-8 классов.
Состав участников проекта
1.Ларин Даниил 5в – обработка материала
2. Шишкин Максим 5в обработка материала
3. Забелла Никита 6г – заготовка и доставка материала
4. Колесников Евгений 6г – заготовка и доставка материала
5. Никогосян Норик 6г – заготовка и доставка материала
6. Разумов Иван 6г – заготовка и доставка материала
7. Хлопенков Владислав 7в – тонировка и лакирование
8. Архангельский Даниил7в – тонировка и лакирование
9. Романов Никита 7в – тонировка и лакирование
10. Соколов Володя 7б – тонировка и лакирование, докладчик
11. Тресвятский Александр 7б – тонировка и лакирование
12. Бутрин Вадим 8а – сборка изделий
13. Гузенко Константин 8а – сборка изделий
14. Мареев Артём 8а – сборка изделий
15.Финакин Вадим 8а – сборка изделий
16. Литов Сергей 8в – сборка изделий
17. Окунев Михаил 8в – сборка изделий
18. Яркин Никита 8в – сборка изделий
Обоснование проблемной области.
В этом году мы выбрали школьный проект по оформлению школьной рекреации. Мы любим работать на уроке технологии с древесиной и изготавливать что-то своими руками. В школе объявили набор в проект по оформлению и благоустройству этажа, и мы решили записаться туда. Как мы можем поучаствовать в оформлении рекреации школы? Что полезного мы могли бы сделать для школы?
В наше время очень актуальной снова стала тема шахмат, и было бы интересно поставить шахматный стол в рекреации, где в свободное время мы с ребятами могли бы сразиться на чёрно-белом клеточном поле.
После долгих раздумий и поисков в интернете мы с руководителем проекта пришли к выводу, что, если сделать стол, используя метод плетения и поставить к нему такие же плетёные стулья, а так же рядом разместить цветочники, так же собранные плетёным способом – это будет не просто красиво. Это ново, это эстетично, круто, экологично и необычно.
Теперь вопросов не было – мы с пацанами будем делать шахматный стол, стулья и цветочники методом плетения.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: познакомить детей с искусством плетение из лозы, изготовить шахматный стол, стулья и подставку под цветы
Задачи проекта: художественно-эстетическое творчество.
Подобрать интересную композицию изделия
Найти и заготовить необходимые материалы
Изучить свойства материалов используемых в создании композиции
Выполнить чертёж и технологическую карту
Изготовить шахматный стол, стулья и подставку под цветы
Материально-технические ресурсы
Интеллектуальные ресурсы
Имеющиеся знания, умения, навыки |
Знания, умения и навыки которые необходимо приобрести |
В областях: Обработка древесины Материаловедение Проектная деятельность |
В областях: Экономика История Реклама |
Кадровые ресурсы
Участники проекта |
помощники |
консультанты |
школьники |
учитель ИЗО |
педагоги художественной школы |
Материально-технические ресурсы
Материалы, имеющиеся в наличии |
Материалы, которые необходимо приобрести |
дрель, свёрла отвёртки, шуруповёрт компьютер, принтер фотоаппаратура |
шурупы верёвку шпагат поролон лист фанеры клей ПВА Лак яхтный |
Обоснование выбора изделия
Облазив просторы интернета, мы увидели много интересных образцов плетёной мебели, сделанной, в том числе и из лозы. Теперь необходимо из великого множества примеров, найти четыре подходящих варианта и выбрать один, который и воплотится в жизнь.
Вариант 1)
Вариант 2)
Вариант 3)
Вариант 4)
Рассмотрев все варианты, мы пришли к выводу, что все они хороши, но из каждого из них мы выберем лучшее и соберём собственную композицию.
История плетения. « Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия». Б.М. Неменский автор нашей программы по изобразительному искусству.
Лозоплете́ние — это изготовление плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения, таких как короба, корзины, вазы, а так же мебели: столы, стулья и др.
Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму. Название материала — «лоза» произошло от виноградной лозы, из которой плели корзины. Часто материалом для плетения служит ивовый прут, он используется для плетения как в Европе, так и в Азии, кроме того, в Азии плетут из такого материала, как ротанг и бамбук.
Плетение, как ремесло имеет долгую историю и возникло оно раньше, чем метало- и деревообработка, что обусловлено большим количеством природного материала и отсутствием орудий производства. Оно уходит своими корнями к эпохе каменного века, в этот период в разных частях света человек начал изготавливать циновки, сосуды, корзины и орудия для рыболовства и охоты.
В России из лозы первоначально плели корзины, и снасти для рыболовства. К 1913г. плетением занимались уже 37 тысяч кустарей в 17 губерниях, а в 1920г. был выпущен каталог, который предлагал тщательно разработанные формы книжных полок, кресел, столов, шестиместных скамей и пр.
Начали организовываться фабрики по производству плетёных изделий. Появились мастера, способные удовлетворить самый взыскательный спрос. Народные умельцы создавали, используя простые материалы и доступные способы их обработки, высокохудожественные предметы плетёной мебели, ярко отражающие национальные черты быта и художественные вкусы народов различных регионов нашей страны. Плетёные изделия производились как для богатых, так и для бедных слоёв населения, соответственно повышенной и низкой стоимости.
Ожидаемый результат.
Стол: каркас собран из гнутых ивовых палок в высоту вместе со столешницей 600мм. Ширина каркаса произвольная, подбирается под столешницу. Столешница крепится шурупами к каркасу с размерами 820х620.
Цветочница: каркас собирается из гнутых палок под 3 корзины высотой 750мм. Ножки по ширине 300мм. Корзины диаметром 250мм.
Стулья собираются по тому же принципу, что и стол.
Чертёж
Технологическая карта изготовления стола
№ пп |
Наименование операции |
Графическое изображение |
Инструменты и приспособления |
Время, час |
1 |
Подготовка материала: заготовка ивовых прутьев и палок |
Секатор, ножовка |
2 часа |
|
2 |
Отпиливание заготовок |
Ножовка |
30 мин |
|
3 |
Варка заготовок в кипящей воде |
Ванна на костре |
2ч |
|
4 |
Очистка и загибка заготовок по шаблону |
шаблон |
1 час |
|
5 |
Сушка заготовок |
- |
||
6 |
Сборка каркаса |
Дрель, сверло, шурупы, клей, лента из лозы, наждачная бумага |
3 часа |
|
7 |
Сборка столешницы |
Фанера, лобзик, фреза, клей ПВА |
2 час |
|
8 |
Тонировка |
Морилка, кисточка |
15 мин |
|
9 |
Лакирование нитро-лаком |
Лак, кисточка |
15 мин |
|
10 |
Лакирование яхтным лаком |
Лак яхтный, кисточка |
15 мин |
Общее время выполнения работы: 11ч-15мин
Экономическое обоснование
Необходимо определить себестоимость изделия, на изготовление которого требуются следующие затраты:
М3 – материальные затраты
№ п/п |
Наименование |
Цена,(уп.) руб. |
Расход материала, шт. |
Всего, руб. |
1. |
Клей ПВА (2л) |
200-00 |
1л |
100-00 |
2. |
Шуруп 3,5х30 |
100-00 |
100шт |
100-00 |
3. |
Верёвка шпагат. 40м. диам.2мм |
115-00 |
1м |
3-00 |
4. |
Поролон 100х200 |
400-00руб |
100х100 |
250-00руб |
5. |
Лист фанеры 800х800 |
560-00 |
600*600 |
400руб |
6. |
Лак яхтный |
250-00 |
1 банка |
250-00 |
7. |
Лак нитро |
250-00 |
1 банка |
250-00 |
Итого: |
1353руб |
Мз = 1353 руб.
Роп-затраты на оплату труда
В соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 1 июля 2016 г. МРОТ составляет 7 500 руб. Продолжительность ежедневной работы обучающихся ОУ, совмещающих в течение года учёбу с работой, в возрасте 14-16 лет составляет 2,5 часа. Я ученик 7 класса, мне 14 лет, время работы в день – 2,5 часа, всего я работал 6,5 часа.
Роп = С (руб) х Т (ч), где С – стоимость 1 часа работы (руб), Т – время работы над изделием.
Стоимость одного часа работы рассчитываю так:
С = МРОТ : среднее кол-во рабочих дней : дней в месяц : время работы в день
МРОТ = 7500 руб. Среднее количество рабочих дней в месяц – 22,
С = 7500:22:2,5 = 136,36 руб.
Роп = 136,36 х 11,5 = 1568,14 руб.
Ао - амортизационные отчисления
Ао = Собор.шур.м х Т : Н : 12 : 22 : 8, где:
Т – время работы оборудования в процессе изготовления изделия;
Н – срок службы оборудования (лет), берётся из паспорта оборудования;
12 – месяцев в году;
8 – время работы оборудования в день на предприятии (ч);
Собор.шур.м = 1800, Собор.дре.м = 44.800
Тшур.м – 1,5; Тдре.м – 1,5
Ншур.м – 3 года; Ндре.м – 3 года тогда
Аошур.м = 1800х1,5:3:12:22:8=0,43руб.
Аодре.м =44.800х1,5:3:12:22:8=0,01 руб.
Ао = Ао шур.м + Ао дре = 0,43 + 0,01 = 0,44руб
Здр – другие затраты
К ним относятся затраты на электроэнергию.
Зэ- затраты эл/энергии = Сэн хNобор х Т,
Где Сэн – стоимость 1кВт/ч;
Nобор – мощность оборудования в кВт/ч;
Т – время работы на оборудовании в часах.
Все работы по изготовлению композиции мы проводили в школе, поэтому эл/энергия за счёт школы, следовательно Здр = 0 руб.
С - Себестоимость изделия
С = Мз + Роп + Ао +Здр
С = 1353 + 1568,14 + 0,44 + 0 = 2921,58 руб.
Мы полагаем, что изготовление всей композиции обойдётся недёшево, но таких изделий в продаже не видали, и тем более это ручная работа – так что наш проект выгоден для школы.
Экологический аспект
В проекте, для изготовления лозы, мы использовали иву, которая растёт на пустырях. Поскольку эти пустыри никем не контролируется, ива растёт очень быстро. И нам приходилось срезать толстые, длинные ветки. Но в интернете мы нашли информацию, что срезание веток ивы для куста полезно – это способствует появлению новых отростков. Ива морозостойкое, многолетнее и выносливое дерево. Прочные и гибкие ветви ивы, у которой существует более 350 разновидностей, с древних времён использовали для изготовления всевозможных изделий . Ветви мы срезали полностью, что способствует появлению новых побегов. Эта техника позволяет иметь расходный материал и не уничтожает дерево. У ивы много других свойств, которые сейчас изучаются. Её способность поглощать тяжёлые металлы позволила очищать загрязнённые поля. Ива - источник биотермальной энергии. Любая древесина является самым экологически чистым материалом. Изделия из дерева ценятся за прочность, красивый вид, лёгкость обработки, приятный запах.
Таким образом, мы не наносим вреда природе, а даже наоборот - помогаем ей.
Самоанализ и самооценка
Итак, композиция из стола, стульев и подставки под цветы готова. Поставленные цели и задачи мы выполнили полностью.
Выполнение данной работы помогло нам познакомиться с таким способом изготовления мебели и заборов, как плетение из ивы.
Наши изделия оказались просты в сборке конструкции, не совсем дешёвые, но зато экологичны и внешне красивые.
Композиция нравится не только нам, а всем, кто проходит мимо. В дальнейшем, мы бы хотели продолжить работу с плетёной мебелью. Не только поставить новые изделия в остальных рекреациях, но и обставить ими собственные квартиры.
С работой мы справились, и успешно выполнили все поставленные задачи.
Изготовленная нами композиция, несомненно, украсила внутренний вид школы. Мы уверены, что наши поделки долго и практично будут служить школе.
Реклама изделия
Если Вы не знаете что подарить на день рождения знакомым и близким, ищите уникальные варианты благоустройства своей территории – тогда мы знаем, как вам помочь!
Плетёная мебель – вот что вам нужно! Дома будут стоять плетёные столы и стулья. Удобные и красивые. На даче вокруг вашей территории или клумбы вырастет прекрасный плетёный забор, а в лес за грибами и ягодами можно будет сходить с удобной и красивой корзинкой.
Красота, эстетичность, уникальность, экологичность – это всё плетёная мебель.
Список литературы
Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. Технология. Индустриальные технологии 7 класс. Москва, «Вентана-Граф», 2015г.
Горбунова, Т. В. Проектные технологии обучения в системе непрерывного многоуровневого инженерно-педагогического образования. Калуга : КГПУ, 2002.
http://indasad.ru/sovety-zametki/1971-vidi-ivi-poleznie-svoystva-ivi
приложение 1
заготовка, варка прутов и палок
Приложение 2
Зачистка и гибка заготовок
Приложение 3
Сборка и шлифовка
Приложение 4
Конечный результат