Проект по краеведению «Мой родной город»
Краткая аннотация учебного проекта
Учебный проект проводится в рамках внеурочной деятельности «Новосибирск – малая Родина» и включает в себя знакомство со своим городом, его историей, архитектурой, людьми. В процессе работы у обучающихся закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего их микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Обучающиеся на доступном уровне осознают важность и ценность окружающего их микромира; в привычном окружении открывают новые стороны; учатся грамотно взаимодействовать с окружающим их микромиром. Применение: УМК «Школа России», допустимо использование любого УМК. Рекомендовано проведение учебного занятия в 1-4 классах, постепенно усложняя задания.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
С чего начинается Родина?
Проблемные вопросы
Чем знаменит Новосибирск?
Чем наш город может привлечь туристов?
Великие имена… Кто прославил наш город?
Учебные вопросы
Сколько районов в нашем городе?
С чего началась история города?
Какие театры есть в городе?
Какие памятники архитектуры есть в городе?
Какие знаменитые люди родом из Новосибирска?
Кто работал на славу города?
Приблизительная продолжительность проекта – 2 занятия
Основания проекта
1)сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2)осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
После завершения проекта обучающиеся смогут:
-сформировать культуру поведения и взаимоотношений с окружающими;
-регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
-осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-осознать правила и нормы взаимодействия с взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и пр.).
План оценивания
До работы над проектом |
Ученики работают над проектами и выполняют задания |
После завершения работы над проектом |
Карты "Знаю- интересуюсь-умею" (З-И-У). Мозговой штурм. Анкетирование. |
Самооценивание и рефлексия. Наблюдение за работой групп. Проверочный лист. Отчеты по продвижению проекта. Тестирование. |
Портфолио. Презентация. Ученические конференции. Контрольная работа. |
Анкетирование является важной частью процесса оценивания, поскольку это помогает установить, что учащиеся уже знают. Пробелы в знаниях позволяют создать мотивацию для дальнейшей работы.
Стартовая презентация необходима для понимания предстоящей деятельности, позволит продемонстрировать критерии ее оценивания.
Письменные дневники призваны помочь ученикам:
•Организовать свои размышления о проекте и процессе работы;
•Документировать свою работу, чувства, мысли, потребности и отношения для самостоятельной оценки в ходе проекта и в конце работы по проекту
•Формулировать вопросы и замечания, на которые учитель будет отвечать.
Дневники призваны помочь учителям:
•Получить возможность анализа тех знаний, мышления учеников, которые недоступны для изучения в конечном продукте и наблюдениях
•Сравнивать ранние и поздние записи для определения прогресса в работе учеников;
•Получать постоянные отзывы от учеников и контролировать понимание проекта, процесса работы и ее конкретных этапов;
•Размышлять о процессе обучения и планировать следующие шаги
Создание продуктов и защита проектов позволят ученикам:
•подытожить свою деятельность;
•продемонстрировать ее результаты взыскательным слушателям
совершенствовать навыки публичных выступлений, аргументированной защиты своих позиций.
Сведения о проекте
Концептуальные знания и технические навыки, необходимые обучающимся, чтобы начать выполнение этого проекта:
- умение выделять главное в тексте;
- умение формулировать вопросы;
- общие навыки компьютерной грамотности.
Учебные мероприятия
1.Ознакомление обучающихся класса со стартовой презентацией.
2. Ознакомление родителей с темой, целями проекта.
Подготовительный этап работы
1. Деление обучающиеся на группы с учётом выбранных направлений работы.
2. Ознакомление с основными источниками информации и сроками выполнения проекта.
Этап реализации проекта
1. Сбор и систематизация информации по теме. Информация обсуждается в группах.
2. Экскурсии по городу.
3. Посещение театров, музеев, зоопарка.
4. Подготовка вопросов к анкетированию.
5. Проведение анкетирования.
4. Оформление результатов работы.
6. Отчет о проделанной работе.
Заключительный этап
1. Подготовка публичного представления в форме презентации, виртуальной экскурсии.
2. Презентация проекта.
3. Рефлексия участников проекта.
4. Подведение итогов.
Материалы для дифференцированного обучения
У учеников с проблемой усвоения программного уровня знаний по ходу
работы в проекте запланированы дополнительные индивидуальные консультации. Стратегия обучения таких детей будет опираться на их навыки мышления. Задания будут даны с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении; алгоритм работы над проектом будет прописан более подробно - пошагово. Результаты своей деятельности они будут представлять в устной форме с опорой на схемы, рисунки...
Дети, для которых язык обучения является неродным, будут распределены в группы с детьми, для которых язык обучения является родным. Также будет запланировано дополнительное время для индивидуальной беседы с учениками.
Одаренный ученик тоже требует индивидуального и дифференцированного
подхода в ходе работы над проектом. Для таких обучающихся предусмотрены усложненные задания творческого характера, требующих применение умений 21-го века.
Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Технологии - цифровые устройства, фотоаппарат, компьютеры, цифровая камера, интернет, принтер, проектор, сканер, телевизор.
Печатные материалы
Словари, руководства, справочные материалы и т.д.
Интернет-ресурсы Ссылки (URLs) на нужные для проекта ресурсы
http://arx...neufert/54 Архитектура Новосибирска-Новониколаевскаhttp://www.novo-sibirsk.ru Официальный сайт города Новосибирска
Другие ресурсы
Кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения учебного проекта в учебном процессе (экскурсии, эксперименты, гости, наставники, другие ученики/классы, эксперты, родители и т.д.).
Родительский комитет, покупка билетов в театр, экскурсия по городу, покупка билетов и поездка в музеи, зоопарк, бот. сад.
Ход проекта
Группа "Краеведы" - Исследование обучающихся: Чем знаменит Новосибирск?
Группа "Экскурсоводы" - Исследование обучающихся: "Чем наш город может привлечь туристов?"
Группа "Биографы" - Исследование обучающихся: Имена… Кто прославил наш город?
Материалы по формирующему и итоговому оцениванию
Оценка |
Процесс и цель оценки |
Перед началом проекта |
|
1. Стартовая презентация учителя (приложение – презентация для детей и родителей) |
Презентация поможет нацелить детей на проект, получить необходимую информацию о предварительных знаниях учеников, выявить их потребности, использовать результаты оценивания для учета интересов учеников до выполнения проекта. |
2.Анкетирование |
Анкетирование учащихся поможет определить уровень их знаний по теме проекта. |
3.Мозговой штурм
4.Формирование групп Лист планирования работы в группе (приложение 1) 5.Критерии оценивания презентации (приложение 2) |
Мозговой штурм проводится сразу после стартовой презентации учителя и анкетирования учеников. Эффективность приёма: участие в структурированном взаимодействии и равное участие всех учеников, эффективная коммуникация, совместная работа в интересах взаимного обучения. Позволяет учащимся высказывать свои мысли, развивать идеи друг друга в обстановке, максимально способствующей творчеству, развивает критическое мышление. При этом происходит овладение навыками общения, активное участие каждого ученика. В ходе мозгового штурма формируются группы, заполняются карты "З–И–У"(приложение 3), составляется календарь работы группы, распределяются роли. Этот приём помогает учителю оценить понимание учащимися основных вопросов, наметить план взаимодействия с группами и индивидуально с теми учениками, которым более всего необходима помощь. С критериями оценивания итоговых работ групп ученики знакомятся уже на этом этапе проекта. |
7.Карты «Знаю – Интересуюсь – Учусь» (З–И–У) Создание таблиц З-И-У |
Успешная стратегия для выявления имеющихся у учеников знаний по теме проекта, задания на развитие мышления, позволяет определить последовательность обучения. Обращение к этим знаниям в ходе всего проекта поможет удерживать внимание учащихся и сделать новый материал более понятным. Обсуждения в ходе работы с картой развивают коммуникативные навыки, визуально показывает ученикам их путь к новым знаниям, уровень успешности каждого, помогает в определении индивидуальных стратегий обучения и метапознания. |
В ходе работы над проектом |
|
Оценочные листы Бланк самооценки ученика своей самостоятельности в работе группы (приложение 4) |
Листы оценивания помогают контролировать качество усвоения учебного материала, результаты оценивания в них учитываются при проведении итогового (суммарного) обобщающего оценивания. Критерии оценивания работ учащихся и групп являются одновременно и своеобразной инструкцией, следуя которой, ученики сверяют в ходе проекта свои результаты обучения и степень сотрудничества между участниками. Созданы шаблоны (рубрики), анкеты с вопросами открытого типа для самооценивания и взаимного оценивания друг друга и работы групп (приложение 5). |
Взаимное обучение |
Техника взаимного обучения стимулирует познание, мотивацию учащихся и позволяет в малой группе осваивать и обмениваться большими объемами информации, способствует эффективному усвоению знаний, концентрации внимания, вовлеченности и эмпатии. Проводится после завершения работы групп над своими темами (приложение 6, 6.1). Группы временно переформировываются таким образом, чтобы в новой группе оказалось по одному участнику- «эксперту», который представляет результаты исследований своей рабочей группы, обучая по одному из разделов изучаемой в ходе проекта темы. По окончании работы в «перекрёстных группах» взаимного обучения ученики заполняют листы-рецензии (приложение 7) , оценивая работу ученика-«эксперта» как по представлению учебного материала, так и его успешность в качестве «учителя», коммуникатора. |
Обсуждение промежуточных результатов деятельности Бланк самооценки ученика своей самостоятельности в работе группы |
Целесообразно в рамках проекта проводить многократное промежуточное оценивание навыков сотрудничества внутри групп, анализ учениками своих личных стратегий успешности обучения, оценивание собственного прогресса, навыков самоуправления. |
После завершения проекта |
|
Критерии оценивания проекта |
В ходе исследований учеников и всего проекта используются критерии, по которым можно произвести итоговое (суммарное) обобщающее оценивание всего проекта. В процессе работы критерии корректируются. |
Рефлексия. Бланк самооценки навыков самостоятельной деятельности |
При проведении рефлексии настроения и эмоционального состояния можно применять карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения и пр. Для рефлексии содержания учебного материала эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма. Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…). |