Проект по краеведению «Мой родной город»

1
0
Материал опубликован 21 January 2019

Краткая аннотация учебного проекта

Учебный проект проводится в рамках внеурочной деятельности «Новосибирск – малая Родина» и включает в себя знакомство со своим городом, его историей, архитектурой, людьми. В процессе работы у обучающихся закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего их микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Обучающиеся на доступном уровне осознают важность и ценность окружающего их микромира; в привычном окружении открывают новые стороны; учатся грамотно взаимодействовать с окружающим их микромиром. Применение: УМК «Школа России», допустимо использование любого УМК. Рекомендовано проведение учебного занятия в 1-4 классах, постепенно усложняя задания.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

С чего начинается Родина?

Проблемные вопросы

Чем знаменит Новосибирск?

Чем наш город может привлечь туристов?

Великие имена… Кто прославил наш город?

Учебные вопросы

Сколько районов в нашем городе?

С чего началась история города?

Какие театры есть в городе?

Какие памятники архитектуры есть в городе?

Какие знаменитые люди родом из Новосибирска?

Кто работал на славу города?

Приблизительная продолжительность проекта – 2 занятия

Основания проекта

1)сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

2)осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

После завершения проекта обучающиеся смогут:

-сформировать культуру поведения и взаимоотношений с окружающими;

-регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

-осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

-осознать правила и нормы взаимодействия с взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и пр.).

План оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектами и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Карты "Знаю- интересуюсь-умею" (З-И-У).

Мозговой штурм.

Анкетирование.

Самооценивание и рефлексия.

Наблюдение за работой групп.

Проверочный лист.

Отчеты по продвижению проекта.

Тестирование.

Портфолио.

Презентация.

Ученические конференции.

Контрольная работа.


 

Анкетирование является важной частью процесса оценивания, поскольку это помогает установить, что учащиеся уже знают. Пробелы в знаниях позволяют создать мотивацию для дальнейшей работы.

Стартовая презентация необходима для понимания предстоящей деятельности, позволит продемонстрировать критерии ее оценивания.

Письменные дневники призваны помочь ученикам:

Организовать свои размышления о проекте и процессе работы;

Документировать свою работу, чувства, мысли, потребности и отношения для самостоятельной оценки в ходе проекта и в конце работы по проекту

Формулировать вопросы и замечания, на которые учитель будет отвечать.

Дневники призваны помочь учителям:

Получить возможность анализа тех знаний, мышления учеников, которые недоступны для изучения в конечном продукте и наблюдениях

Сравнивать ранние и поздние записи для определения прогресса в работе учеников;

Получать постоянные отзывы от учеников и контролировать понимание проекта, процесса работы и ее конкретных этапов;

Размышлять о процессе обучения и планировать следующие шаги

Создание продуктов и защита проектов позволят ученикам:

подытожить свою деятельность;

продемонстрировать ее результаты взыскательным слушателям

совершенствовать навыки публичных выступлений, аргументированной защиты своих позиций.

Сведения о проекте

Концептуальные знания и технические навыки, необходимые обучающимся, чтобы начать выполнение этого проекта:

- умение выделять главное в тексте;

- умение формулировать вопросы;

- общие навыки компьютерной грамотности.

Учебные мероприятия

1.Ознакомление обучающихся класса со стартовой презентацией.

2. Ознакомление родителей с темой, целями проекта.

Подготовительный этап работы

1. Деление обучающиеся на группы с учётом выбранных направлений работы.

2. Ознакомление с основными источниками информации и сроками выполнения проекта.

Этап реализации проекта

1. Сбор и систематизация информации по теме. Информация обсуждается в группах.

2. Экскурсии по городу.

3. Посещение театров, музеев, зоопарка.

4. Подготовка вопросов к анкетированию.

5. Проведение анкетирования.

4. Оформление результатов работы.

6. Отчет о проделанной работе.

Заключительный этап

1. Подготовка публичного представления в форме презентации, виртуальной экскурсии.

2. Презентация проекта.

3. Рефлексия участников проекта.

4. Подведение итогов.

Материалы для дифференцированного обучения

У учеников с проблемой усвоения программного уровня знаний по ходу

работы в проекте запланированы дополнительные индивидуальные консультации. Стратегия обучения таких детей будет опираться на их навыки мышления. Задания будут даны с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении; алгоритм работы над проектом будет прописан более подробно - пошагово. Результаты своей деятельности они будут представлять в устной форме с опорой на схемы, рисунки...

Дети, для которых язык обучения является неродным, будут распределены в группы с детьми, для которых язык обучения является родным. Также будет запланировано дополнительное время для индивидуальной беседы с учениками.

Одаренный ученик тоже требует индивидуального и дифференцированного

подхода в ходе работы над проектом. Для таких обучающихся предусмотрены усложненные задания творческого характера, требующих применение умений 21-го века.

Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Технологии - цифровые устройства, фотоаппарат, компьютеры, цифровая камера, интернет, принтер, проектор, сканер, телевизор.

Печатные материалы

Словари, руководства, справочные материалы и т.д.

Интернет-ресурсы Ссылки (URLs) на нужные для проекта ресурсы

http://arx...neufert/54 Архитектура Новосибирска-Новониколаевскаhttp://www.novo-sibirsk.ru Официальный сайт города Новосибирска

Другие ресурсы

Кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения учебного проекта в учебном процессе (экскурсии, эксперименты, гости, наставники, другие ученики/классы, эксперты, родители и т.д.).

Родительский комитет, покупка билетов в театр, экскурсия по городу, покупка билетов и поездка в музеи, зоопарк, бот. сад.

Ход проекта

Группа "Краеведы" - Исследование обучающихся: Чем знаменит Новосибирск?

Группа "Экскурсоводы" - Исследование обучающихся: "Чем наш город может привлечь туристов?"

Группа "Биографы" - Исследование обучающихся: Имена… Кто прославил наш город?

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Оценка

Процесс и цель оценки

Перед началом проекта

1. Стартовая презентация учителя (приложение – презентация для детей и родителей)

Презентация поможет нацелить детей на проект, получить необходимую информацию о предварительных знаниях учеников, выявить их потребности, использовать результаты оценивания для учета интересов учеников до выполнения проекта.

2.Анкетирование

Анкетирование учащихся поможет определить уровень их знаний по теме проекта.

3.Мозговой штурм


 

4.Формирование групп Лист планирования работы в группе (приложение 1)

5.Критерии оценивания презентации (приложение 2)

Мозговой штурм проводится сразу после стартовой презентации учителя и анкетирования учеников. Эффективность приёма: участие в структурированном взаимодействии и равное участие всех учеников, эффективная коммуникация, совместная работа в интересах взаимного обучения. Позволяет учащимся высказывать свои мысли, развивать идеи друг друга в обстановке, максимально способствующей творчеству, развивает критическое мышление. При этом происходит овладение навыками общения, активное участие каждого ученика.

В ходе мозгового штурма формируются группы, заполняются карты "З–И–У"(приложение 3), составляется календарь работы группы, распределяются роли.

Этот приём помогает учителю оценить понимание учащимися основных вопросов, наметить план взаимодействия с группами и индивидуально с теми учениками, которым более всего необходима помощь.

С критериями оценивания итоговых работ групп ученики знакомятся уже на этом этапе проекта.

7.Карты «Знаю – Интересуюсь – Учусь» (З–И–У) Создание таблиц З-И-У

Успешная стратегия для выявления имеющихся у учеников знаний по теме проекта, задания на развитие мышления, позволяет определить последовательность обучения. Обращение к этим знаниям в ходе всего проекта поможет удерживать внимание учащихся и сделать новый материал более понятным. Обсуждения в ходе работы с картой развивают коммуникативные навыки, визуально показывает ученикам их путь к новым знаниям, уровень успешности каждого, помогает в определении индивидуальных стратегий обучения и метапознания.

В ходе работы над проектом

 

Оценочные листы Бланк самооценки ученика своей самостоятельности в работе группы (приложение 4)

Листы оценивания помогают контролировать качество усвоения учебного материала, результаты оценивания в них учитываются при проведении итогового (суммарного) обобщающего оценивания. Критерии оценивания работ учащихся и групп являются одновременно и своеобразной инструкцией, следуя которой, ученики сверяют в ходе проекта свои результаты обучения и степень сотрудничества между участниками. Созданы шаблоны (рубрики), анкеты с вопросами открытого типа для самооценивания и взаимного оценивания друг друга и работы групп (приложение 5).

Взаимное обучение

Техника взаимного обучения стимулирует познание, мотивацию учащихся и позволяет в малой группе осваивать и обмениваться большими объемами информации, способствует эффективному усвоению знаний, концентрации внимания, вовлеченности и эмпатии. Проводится после завершения работы групп над своими темами (приложение 6, 6.1). Группы временно переформировываются таким образом, чтобы в новой группе оказалось по одному участнику- «эксперту», который представляет результаты исследований своей рабочей группы, обучая по одному из разделов изучаемой в ходе проекта темы. По окончании работы в «перекрёстных группах» взаимного обучения ученики заполняют листы-рецензии (приложение 7) , оценивая работу ученика-«эксперта» как по представлению учебного материала, так и его успешность в качестве «учителя», коммуникатора.

Обсуждение промежуточных результатов деятельности Бланк самооценки ученика своей самостоятельности в работе группы

Целесообразно в рамках проекта проводить многократное промежуточное оценивание навыков сотрудничества внутри групп, анализ учениками своих личных стратегий успешности обучения, оценивание собственного прогресса, навыков самоуправления.

После завершения проекта

 

Критерии оценивания проекта

В ходе исследований учеников и всего проекта используются критерии, по которым можно произвести итоговое (суммарное) обобщающее оценивание всего проекта. В процессе работы критерии корректируются.

Рефлексия. Бланк самооценки навыков самостоятельной деятельности

При проведении рефлексии настроения и эмоционального состояния можно применять карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения и пр.

Для рефлексии содержания учебного материала эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма. Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.