12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коннова Александра Олеговна27

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №3 «Ромашка»


 


 


 


 


 

ПРОЕКТ

по профилактике компьютерной игровой зависимости детей старшего дошкольного возраста

«МАНЯЩИЙ ГАДЖЕТ»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Автор:

Учитель-дефектолог МБДОУ №3

Коннова Александра Олеговна


 


 

В 1990 году появился термин «Компьютерная зависимость». С каждым годом эта проблема в России становится все более актуальной. И мы уже говорим не о компьютерной игровой зависимости взрослых людей или подростков, а об игровой компьютерной зависимости детей дошкольного возраста.

Проблема: Компьютерная игровая зависимость у детей стала настоящей проблемой нашего поколения. Еще совсем недавно в дошкольном мире не было такого понятия. Однако, результаты исследований педагогов и психологов таких как О.Н. Арестова, Н.М. Борытко, показывают, что на сегодняшний день до 80% дошкольников в возрасте от 4-7 лет страдают игровой компьютерной зависимостью.

Откуда же взялась эта зависимость? Работая с дошкольниками и их семьями, пришла к выводу, что многие родители, приходя домой мало уделяют времени играм с детьми. Родителям проще дать гаджет и заняться своими делами или просто отдохнуть, пока ребенок занят. На начальном этапе время игр ребенка ограничивается, родители умиляются, как быстро ребенок освоил новую игру, как быстро он учится владеть телефоном, планшетом или компьютером. Постепенно, ребенок настолько увлекается, что может просидеть в телефоне или компьютере весь вечер. Так и появляется зависимость.

Проанализируя данные теста для старших дошкольников (6-7 лет) на определение  компьютерной зависимости (автор О. Л. Кутуева), пришла к выводу о необходимости создания проекта по профилактике игровой зависимости у детей старшего дошкольного возраста «Манящий гаджет».

Цель проекта: Разработать и применить на практике методы и приемы работы с семьей по преодолению игровой зависимости у детей 6-7 лет.

Задачи:

Расширить знания родителей об игровой зависимости дошкольников;

Разработать и применить план мероприятий по профилактике игровой зависимости у детей 6-7 лет;

Разработать рекомендации для родителей по профилактике игровой зависимости у детей 6-7 лет.

Предмет исследования: игровая компьютерная зависимость детей 6-7 лет.

Объект исследования: дети 6-7 лет.

Гипотеза: профилактическая работа с семьей поможет минимизировать компьютерную игровую зависимость у детей старшего дошкольного возраста.

Форма проекта: практико-ориентированный проект.

Длительность проекта: краткосрочный проект с 14.03.2022-25.02.2022г. (2 недели).

Участники проекта: Родители и дети подготовительной группы.

Актуальность: Уже в дошкольном возрасте дети становятся активными пользователями телефонов, планшетов и компьютеров. Дети все больше заняты компьютерными играми и теряется интерес к обычным игрушкам, ребенок не умеет себя организовать. Без телефона или компьютера ему быстро становится скучно и он не знает чем себя занять. Родители часто обеспокоены таким поведением ребенка, но не всегда знают, как с этим бороться. Именно поэтому тема профилактики игровой компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста как никогда актуальна.

Содержание деятельности

Для разработки профилактических мероприятий по профилактике компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста, прежде всего, необходимо выделить причины, способствующие появлению компьютерной зависимости.

   К исследованию данной проблемы обращались: детские педагоги-психологи В.В. Абраменкова, Ю.Д. Бабаева, Ю.М. Евстигнеева; психологи А.В. Беляева, Ю.А. Малыгина, Ю.О. Прибывалова, Е.В. Якушина; детские психиатры О.Н. Арестова , Л.Н. Бабанин , А.Е. Войскунский и др.

Анализируя работы данных педагогов-психологов, можно выделить следующие причины возникновения игровой компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста:

Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его.

Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.

Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребёнок слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребёнка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность.

Общая неудачливость ребенка. Если такое положение вещей не устраивает ребёнка, он вполне может впасть в зависимость.

Этапы проекта:

Подготовительный (изучение литературы по теме, диагностика игровой компьютерной зависимости детей, анкетирование родителей, разработка плана мероприятий)

Основной (проведение мероприятий, разработка рекомендаций для родителей).

Заключительный (диагностика по итогам проекта, опрос и анкетирование родителей).


 

1 Этап: Подготовительный.

На первом этапе была изучена методическая литература по теме проекта, подобраны диагностики.

Для определения наличия игровой компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста были использованы: тест для старших дошкольников (6-7 лет) на определение компьютерной зависимости (автор О. Л. Кутуева), тест на определение компьютерной зависимости у старших дошкольников (6-7 лет) для родителей (разработчик Писарев В. Г.).

По результатам наблюдения и опроса родителей, в подготовительной группе детского сада было выбрано 15 детей, пользующихся гаджетами.

По результатам тестирования 60% обследованных детей имеют компьютерную зависимость.

 

Оt1706617412aa.gif бследованно: 15 чел.

9 человек- имеют игровую компьютерную зависимость;

5 человек- увлекаются компьютерными играми, но зависимости не имеют;

2 человека – не имеет компьютерной зависимости.
 

 

 

Таким образом, было отобрано 13 человек, для участия в проекте «Манящий гаджет».

 

Был разработан план мероприятий по профилактике игровой компьютерной зависимости детей 6-7 лет.

 

2 этап. Основной

 

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

по профилактике игровой компьютерной зависимости у детей 6-7 лет

 

Мероприятие

Сроки

Участники

1.

Диагностика игровой компьютерной зависимости детей 6-7 лет

01.03.2022-14.03.2022

Педагог-психолог МБДОУ №3

Дети подготовительной группы №8

Родители

2.

Родительское собрание «Мой друг компьютер?»

15.03.2022

Родители

Педагог-психолог

Воспитатель группы

3.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок постоянно «В СЕТИ»?»

 

16.03.2022-18.03.2022

Педагог-психолог

Родители

4.

Информационный стенд в группе детского сада

«Этот заманчивый компьютерный мир…Опасно?!»

14.03.2022-25.03.2022

Педагог-психолог,

Воспитатель группы

5.

Выставка рисунков «Моя любимая игра», по рисункам, нарисованным дома с родителями

20.03.2022

Педагог-психолог

Дети, родители

6

Чтение детям книги Виктора Скибина «Как смартфон Колю похитил»

 

16.03.2022

Воспитатель

7.

Беседа с детьми «Смартфон, польза или вред»

17.03.2022

Педагог-психолог

8.

Занятие «Когда дома не скучно!»

18.03.2022

Педагог-психолог Дети

 

9.

Чек-лист «Дома поиграем! Во что?»

(создание чек-листа по рисункам детей)

21.03.2022

Педагог-психолог

Дети

10.

Квест –игра «В погоне за лайками»

22.03.2022

Педагог-психолог, воспитатель

Дети

11.

Беседа «Что такое хобби»

23.03.2022

Педагог-психолог

Дети

12.

Сказкотерапия.

«Как Иван интернет победил» сочинение сказки совместно с детьми

24.03.2022

Педагог-психолог

Дети

13.

Памятка для родителей по профилактике игровой компьютерной зависимости у детей 6-7 лет.

«Ребенок и интернет. Выход есть!»

23.03.2022

Педагог-психолог

14.

Повторная диагностика

 

24.03.2022

Педагог-психолог

Родители, дети

15.

Итоговое занятие «Учимся быть вместе»

Совместное занятие родителей и детей

25.03.2022

Педагог-психолог

Родители, дети

16.

Подведение итогов проекта

25.03.2022

Педагог-психолог


 

3 этап. Заключительный.

На последнем этапе было проведена диагностика: повторное тестирование, опрос родителей, наблюдение.

Рt1706617412ab.gif абота по профилактике игровой компьютерной зависимости детей 6-7 лет показывает положительную динамику.



 

Цель проекта «Манящий гаджет» достигнута, поставленные задачи выполнены в полном объеме.

Итоговым продуктом стал буклет для родителей «Ребенок в интернете… Выход есть!»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. Тест для старших дошкольников (6-7 лет) на определение  компьютерной зависимости (автор О. Л. Кутуева)

 

1. Часто ты играешь в телефон или компьютер?

- каждый день– 3 балла;

- редко – 2 балла;

- только когда нечего делать – 1 балл.

 

2. Какое количество времени ты обычно играешь

- более 2-3 часов – 3 балла;

- 1-2 часа (увлекаюсь игрой) – 2 балла;

- как мама разрешит – 1 балл.

 

3. В каком случае ты решаешь выключить компьютер или телефон?

- пока не выключат родители – сам не выключаю, или выключаю, когда

он перегревается, или когда устал– 3 балла;

- бывает по-разному, иногда могу выключить компьютер сам – 2 балла;

- выключаю сам по собственной воле – 1 балл.

 

4. Когда у тебя появляется свободное время, на что его потратишь?

- конечно, на игру в телефон, планшет, компьютер – 3 балла;

- зависит от настроения и желания, возможно, на компьютер – 2 балла;

- вряд ли буду сидеть за компьютером (буду рисовать, играть в игрушки, гулять и т.д.) – 1 балл.

5. Пропускал ли ты какие-то важные мероприятия или детский сад ради игры в компьютерные игры?

- да, было такое – 3 балла;

- пару раз, возможно– 2 балла;

- нет, никогда такого не было – 1 балл.

 

6. Насколько часто ты думаешь о том, чем занимаешься сидя за

компьютером, например, об играх:

- почти все время думаю об этом – 3 балла;

- могу пару раз вспомнить в течение дня – 2 балла;

- почти совсем не вспоминаю, может быть, очень редко – 1 балл.

 

7. Чем для тебя является компьютер? Какую роль в твоей жизни он

играет?

компьютер - для меня все – 3 балла;

- большую роль, но и других интересных вещей в жизни много,

которые тоже для меня много значат – 2 балла;

компьютер не занимает какое-то особое место в моей жизни – 1 балл.

 

8. Когда ты приходишь домой, то первым делом:

- иду к компьютеру и включаю его – 3 балла;

- каждый раз бывает по-разному, иногда сажусь за компьютер – 2 балла;

- точно не сажусь за компьютер – 1 балл.

Теперь подсчитаем сумму баллов.

8-12 баллов – все отлично, ни о какой компьютерной игровой зависимости у ребенка нет и речи.

13-18 баллов – зависимости пока нет, однако стоит внимательно отнестись к тому, чтобы ребенок проводил меньше времени за компьютером, имел другие увлечения, интересных друзей, гулял на свежем воздухе. Обратите внимание на ребенка, пока не стало поздно.

19-24 балла – у ребенка на лицо компьютерная игровая зависимость. Срочно необходимо принимать меры! Скорее всего, без семейного психолога обойтись будет сложно. Начинать нужно менять ситуацию безотлагательно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Тест на определение компьютерной зависимости у старших дошкольников (6-7 лет) для родителей (разработчик Писарев В. Г.)

Уважаемые родители!

Зависим ли ваш ребенок от компьютерных игр? Предлагаем Вам ответить на вопросы, чтобы узнать это.

1. Как часто ваш ребенок играет за компьютером?

а) каждый день - 3 балла;

б) через день - 2 балла;

в) когда нечем заняться - 1 балл.

 

2. Сколько времени он тратит на компьютерные игры ежедневно?

а)2-3 ч и больше - 3 балла;

б) 1 час или 2 ч - 2 балла;

в)1 час максимум - 1 балл.

 

3. Кто выключает компьютер ребенка?

а) вы - 3 балла;

б) иногда вы, иногда ребенок - 2 балла;

в) ребенок самостоятельно - 1 балл.

 

4. Когда у вашего ребенка появляется свободное от учебы время, он:

а)сидит за компьютером - 3 балла;

б)иногда может и сесть за компьютер - 2 балла;

в)гуляет на улице или занимается домашними делами - 1 балл.

5. Прогуливал ли ваш ребенок детский сад или другое важное мероприятие ради того, чтобы поиграть за компьютером?

а)да, прогуливал - 3 балла;

б)было пару раз, но не очень важное событие - 2 балла;

в)нет - 1 балл.

 

6. Делится ли ребенок впечатлениями о какой-либо компьютерной игре с

вами?

а) да, постоянно - 3 балла; б) иногда рассказывает - 2 балла; в) редко,

почти никогда - 1 балл.

 

7. Какую роль в жизни ребенка играет компьютер?

а)это для него все или почти все - 3 балла;

б)значит много, но есть много других вещей, которые для него важны

не меньше - 2 балла;

в)ребенок особенно не интересуется компьютером - 1 балл.

 

Анализ результатов тестирования:

 

18-21 балл

Степень выраженностикомпьютерная зависимость явно выражена

Рекомендации:

1. Составьте график работы за компьютером или, лучше всего, - "режим дня" для ребенка, где будет указано, какое количество времени он может проводить за компьютером (оптимально до 30-60 мин в день).

2. Проводите со своим ребенком больше времени. Это могут быть, к примеру, совместные прогулки (в магазин, кинотеатр, парк).

3. Чаще приглашайте друзей ребенка к себе домой, но следите за тем, чтобы они не собирались вокруг компьютера.

4. Если ребенок ведет себя раздражительно, то не нужно с ним спорить, оскорблять. Дети, у которых наблюдается компьютерная зависимость, очень раздражительны и агрессивны, нужно действовать постепенно и незаметно для самого ребенка.

5. Помните: здоровье вашего ребенка в ваших руках.

 

12-17 баллов

Степень выраженности: ребенок не страдает компьютерной зависимостью, но расположен к ней.

Рекомендации для родителей:

1. Следите за тем, чтобы ребенок не увеличивал время, проводимое за компьютером.

2. Главное - не допустить того, чтобы ребенок не стал компьютерозависимым.


 

7-11 баллов

Степень выраженности: ребенок не находится в зоне риска.

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по профилактике игровой компьютерной и экранной зависимости

«КОГДА ДОМА НЕ СКУЧНО!»

 

Цель: первичная профилактика игровой компьютерной и экранной зависимости детей старшего дошкольного возраста посредством использования приемов арт-терапии.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с проблемой негативного влияния экранной зависимости на человека,

-правилами психогигиены взаимодействия с гаджетами;

- закрепить знания детей об основных чувствах и эмоциях человека.

Развивающие:

- способствовать развитию у детей способности к осознанию собственных чувств и эмоций

- способствовать развитию у детей воображения, творческих способностей;

- способствовать развитию коммуникативных навыков дошкольников.

Воспитательные:

- создавать условия для формирования у детей основ критического мышления, умения корректировать собственную позицию;

- способствовать изменению негативных стереотипов поведения детей в контексте формирования экранной зависимости;

- способствовать позитивной самореализации дошкольников в группе сверстников.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (6 -7(8) лет)

Образовательные области: социально – коммуникативное, познавательное развитие.

Интеграция видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Вид занятия: комбинированное

Образовательные технологии: здоровьесберегающие, технологии познавательно исследовательской деятельности.

Инновационная составляющая: новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения)

Условия реализации. Форма работы — подгрупповая

Количество детей в подгруппе – 8 - 13 человек.

Продолжительность занятия – 30 минут.

Методы и приемы:

- групповое обсуждение;

- анализ ситуаций;

- элементы дыхательной техники;

- просмотр мультипликационного фильмы;

- тематическое рисование;

- составление картотеки игр.

 

Предварительная работа: - знакомство с основными эмоциями и чувствами человека;

- Знакомство с играми, в которые можно играть дома с родителями, братьями или одному.

Структура занятия:

- вводная часть (приветствие);

- основная часть (просмотр мультфильма, обсуждение проблемной ситуации, дыхательная гимнастика, рисование, составление картотеки);

- заключительная часть (рефлексия, ритуал прощания).

 

Материально-техническое оснащение.

Оборудование и материалы: Экран, проектор, ноутбук, столы и стулья по количеству детей, карточки с изображением эмоций на каждого ребенка, картинка Смартфон на каждого ребенка, листы бумаги, цветные карандаши, мультфильм «Лунтики его друзья», серия 412 серия «Только одну серию!», ватман для создания картотеки, клей.

Оборудование помещения: кабинет педагога-психолога.

 

Предполагаемые результаты.

- повышение уровня информированности детей о проблеме компьютерной игровой и экранной зависимости на человека;

- более высокий уровень развития способности к рефлексии, умения различать, осознавать и выражать различные эмоции;

- изменение негативных стереотипов поведения детей в контексте формирования игровой компьютерной и экранной зависимости;

- повышение уровня социальной активности дошкольников.

 

СОДЕРЖАНИЕ.

Ход занятия:

Вводная часть. Дети вместе с педагогом – психологом входят в кабинет, встают в круг .

Упражнение-приветствие «Я сегодня вот такой». Цель: сформировать у детей позитивный настрой на совместную работу.

Педагог - психолог: Здравствуйте дети, сегодня замечательный день, и я рада вас видеть! Предлагаю начать наше занятие с одной замечательной игры «Я сегодня вот такой». Я начну, а вы - продолжите.

- «Доброе утро! Я сегодня вот такая» (показывает с помощью движений и жестов свое состояние). - Вы мне должны ответить: «Доброе утро! Сегодня (имя отчество педагога-психолога) вот такая» и повторить мое движение. Затем игру мы продолжим по – очереди по кругу (В игре должны принять участие все дети). - В конце игры мы возьмемся за руки и вместе скажем: «Доброе утро всем!» Затем педагог – психолог предлагает детям сесть на стульчики.

Основная часть.

Педагог-психолог: Вы знаете, ребята, я очень люблю смотреть мультфильмы. А иногда могу начать смотреть их, и не могу остановиться. Бывает ли такое у вас? (ответы детей).

Вот и сегодня я предлагая вам посмотреть одну из любимых моих серий мультфильма «Лунтик и его друзья» (просмотр серии мультфильма).

Обсуждение ситуации.

Дети, как вы думаете, почему Кузя решил спрятаться от друзей и посмотреть еще одну серию мультфильма? (ему было интересно узнать что будет дальше).

Что случилось с Кузей потом? (он долго смотрел мультфильм, уснул и ему приснился кошмар).

Как друзья помогли Кузе, справится с этим? (они позвали его на улицу гулять и играть)

Почему Баба Капа не разрешала детям смотреть мультфильм больше одной серии в день? (потому что это вредно)

Какие эмоции испытывал Кузя вначале просмотра мультфильма, а какие в конце? (сначала радость, удивление, а затем испуг)

Дети, а есть ли то, что вы любите делать больше всего? (ответы детей)

Многие из вас очень любят играть в телефон, планшет или в компьютер и смотреть мультики.

Давайте подумаем, какие эмоции мы испытываем, когда играем в телефон или планшет.

Игра «Я и телефон»

Цель: научить понимать свои эмоции от использования телефона.

Материалы и оборудование: картинка «телефон», карточки с эмоциями

Техника проведения: педагог предлагает детям разложить карточки с эмоциями от телефона на положительные и отрицательные.

Инструкция: Перед тобой рисунок телефона и восемь карточек с эмоциями. Распредели эти карточки так, чтобы с правой стороны от рисунка были приятные эмоции, которые ты мог испытывать от пребывании в телефоне, а с левой стороны от рисунка положи неприятные эмоции. Приведи примеры ситуаций с телефоном к каждой эмоции.

Анализ:

Были трудности в выполнении задания?

Почему ты так разложил карточки?

Какое у тебя настроение, когда ты не можешь пользоваться телефоном?

Какое у тебя настроение без использования телефона, когда ты играешь или занимаешься своими делами?

Педагог-психолог: Телефон, планшет, компьютер и телевизор вещи очень полезные и нужные, конечно же играть в них и смотреть мультфильмы это очень увлекательно. Но если не соблюдать правила использования этими приборами, то это может привести ко многим проблемам.

Как вы думаете к каким? (ответы детей).

По мимо компьютерных игр мы с вами знаем много полезных, интересных и веселых игр. Знаем? (ответы)

А играете ли вы дома в них с родителями? Может быть, наши папы и мамы, какие то из них не знают? Я предлагаю вам создать картотеку игр, в которые вы можете поиграть дома с родителями.

Рисование «Любимая игра»

Цель: расширить знания об играх, развитие воображения и творческих способностей детей.

Перед вами листы бумаги. Ваша задача выбрать вашу любимую игру или игру, в которую вы хотели бы поиграть дома с родителями и нарисовать ее.

 

Какие замечательные рисунки с играми у вас получились, какие они все разные и интересные! Я предлагаю вам прикрепить их на ватман и повесить в приемной вашей группы, чтобы каждый вечер вы с родителями могли выбрать, в какую игру будете играть сегодня.

 

Заключительная часть:

Ритуалпрощания «Башенка из ладошек».

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, закончить занятие в позитивном настроении. Педагог – психолог предлагает детям встать в круг.

Педагог - психолог: - Ребята, как замечательно мы провели сегодня время без телевизора и компьютера! - Теперь вы знаете, что нельзя долго и без разбора смотреть…..(телевизор) - И долго играть за … (компьютером).

Педагог - психолог: - А сейчас пришло время нам прощаться. - Давайте поблагодарим друг друга за работу. Дети делают пирамиду из ладошек: сначала по очереди протягивают в круг и кладут друг на друга правые ладошки (ладонью вверх), затем протягивают в круг и кладут друг на друга левые ладошки (ладонью вниз). Все вместе произносят фразу:

«Спасибо, друг! Мне с тобой, весело!!!»

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 30.01.24 в 18:20 1Ответить Пожаловаться
А, где можно ознакомиться с заявленным буклетом?
И список источников был бы не лишним...

Отредактировано 30-01-2024 18:21

Бурых Елена Владимировна
Комментарий был удалён пользователем 31 янв 2024 в 09:24
Коннова Александра Олеговна, 05.02.24 в 08:56 1Ответить Пожаловаться
Здравствуйте!Подгружу дополнительно
Бурых Елена Владимировна
Комментарий был удалён пользователем 31 янв 2024 в 09:23
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.