Проект с детьми младшей группы «Покормим птиц зимой»
Проект «Пернатые друзья»
Участники: дети младшей группы «Звёздочки», родители, воспитатель.
Актуальность выбранной темы и ее практическая значимость
В холодное время года перед зимующими птицами встают очень важные вопросы для их жизни: как прокормиться. Доступной пищи для птиц становится значительно меньше, нет насекомых, семена растений спрятаны под снегом. Птицы не могут найти корм, поэтому многие из них не могут пережить зиму и погибают. Очень важно, чтобы люди оказывали помощь птицам в холодное время года, развешивали кормушки, наполняли их кормом.
Выдвижение и решение проблемы
Правда ли что, если мы будем заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время, мы поможем им выжить? Мы хотим узнать, какие птицы зимуют у нас в посёлке?
Что мы знаем про это? Название зимующих птиц, что птицы нуждаются в подкормке зимой.
Что мы хотим узнать? Какие птицы живут у нас в посёлке зимой.
Как мы узнаем? Понаблюдаем, спросим у родителей.
Что мы хотим сделать? Построить птичий город, кормить птиц каждый день зимой.
Кто нам поможет? Родители.
С чего мы начнём нашу работу? Предположения детей, высказывания своего мнения. С учетом возрастных особенностей, принятие плана действий происходит по прямому предложению педагога, но учитываются все предложения детей.
Паспорт проекта
ФИО участника | Смашнёва Наталья Владимировна | |
Территория | Усть-Абаканский район, п. Тепличный | |
Место работы | МБОУ «Начальная школа - детский сад «Росток» | |
Должность | Воспитатель | |
Название проекта | «Пернатые друзья» | |
Тема проекта | «Покормим птиц зимой» | |
Тип проекта (по виду деятельности и по количеству участников) | Практикоориентированный, групповой | |
Сроки реализации проекта | Краткосрочный, с 20 января по 27 января 2017 г. | |
Цели педагога | Создание социальной ситуации развития в процессе реализации проекта «Покормим птиц зимой», привлечение воспитанников и их родителей к практической деятельности по охране окружающей среды. | |
Цели детей | Оказание помощи птицам в холодное время года, наполнение кормушек кормом. | |
Задачи педагога | - способствовать развитию познавательной активности; - создать условия для развития элементарных экологических умений; - способствовать развитию речевой активности; - обеспечить условия для развития умения детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы; - создать условия для взаимодействия со сверстниками и взрослым; - воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях. | |
Задачи детей | - узнать о птицах, зимующих в нашем посёлке; - сделать кормушки с родителями; - выяснить, какой корм нужно приносить в кормушки; - наполнять кормушки кормом; - сделать плакат «Покормите птиц зимой». | |
Проблемное поле проекта с точки зрения детей | Птицы не могут найти корм под снегом, им нужно помогать в холодное зимнее время, нужно каждый день приносить корм и насыпать в кормушки. | |
Этапы проекта | ||
Подготовительный этап | Обсуждение темы проекта с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Планирование проекта. Создание развивающей среды для игровой, продуктивной и творческой деятельности детей. Подбор художественной литературы для чтения. | |
Основной этап Практическая работа | Сюжетно-ролевая игра: «Птицы в зоопарке» Дидактические игры: «Найди птицу», «Сравни птиц», «Расскажи о птицах» «Птицы на кормушке», «Собери стаю птиц», «Каких птиц увидишь зимой» Подвижные игры: «Снегири», «Воробушки и автомобиль», «Собачка и воробьи», «Вороны и воробьи», «Воробушки и кот», «Птицы в гнёздышках». Самостоятельная творческая деятельность детей: рисование, лепка. НОД. Аппликация. Тема: «Зимующие птицы». Чтение: Г.Серебрицкий «Берегите птиц», стихотворения о зимующих птицах. Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». Изготовление плаката «Поможем птицам» Памятки: «Почему птиц называют зимующими?». «Почему трудно птицам зимовать?». Беседы: ежедневное наблюдение за птицами на кормушках. Работа с родителями Памятки: «Как и из чего можно сделать кормушки», «Воспитание у детей любви к природе через наблюдения за птицами». Выставки: «Чудо-кормушки», «Удивительные картинки» | |
Заключительный этап | 1. Оформление результата проекта в виде фотоотчёта. 2. Выставки работ детей на темы: «Зимующие птицы», «Удивительные птички». 3. Выставка совместных работ детей и взрослых «Зимние картинки». 4. Создание видеоролика «Весёлый птицеград». 5. Праздник «На зимней полянке». |
Итоги проекта:
- дети являлись субъектом деятельности: изготовляли плакат с воспитателем, вместе с родителями развешивали листовки и кормушки, сами кормили птиц;
- продукты проекта используются в реальной жизни: дидактические игры, альбом, театральные ободки, видеоролик;
- воспитанники почувствовали важность реализации их проекта, кода увидели презентацию их деятельности в фотографиях, в видеоролике;
- в проекте принимали участие все дети, которые не имеют возможности проявить себя или
отказываются из-за стеснительности, которые плохо говорят, но хорошо играют в дидактические и подвижные игры;
- родители были активными участниками образовательной деятельности с детьми.
Проектная карта
Этап проекта (с указанием сроков и длительности) | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей | Содержание деятельности родителей |
Подготовительный этап | |||
1-й день 20 января, пятница | Беседа с детьми на тему «Почему птиц называют зимующими?». Обсуждение с родителями плана проекта, знакомство родителей с домашним заданием на выходные дни. Изготовление дидактических игр. | Рассматривание иллюстраций, картинок на тему «Зимующие птицы». Отгадывание загадок о зимующих птицах. Д/ игры: «Найди птицу», «Сравни птиц». Наблюдение за птицами. | Знакомство с темой и планом проекта. Изучение памяток «Как и из чего можно сделать кормушки». Знакомство с домашним заданием. |
Основной этап. Практическая работа | |||
2-й день 23 января, понедельник | Совместная деятельность родителей и детей, воспитателя: организация выставки «Чудо-кормушки» (утром). | ||
Беседа с детьми на тему «Почему трудно птицам зимовать?». | Совместная деятельность родителей и детей: - развешивание кормушек на участке детского сада и возле дома; - развешивание плакатов и листовок. | ||
Совместная деятельность воспитателя и детей: - изготовление плаката «Поможем птицам»; - аппликация на тему: «Зимующие птицы». | Подбор картинок и информации для альбома «Птицы». Знакомство с памяткой «Воспитание у детей любви к природе через наблюдения за птицами». | ||
Изготовление театральных ободков для сюжетно-ролевой игры. Организация подвижных игр на прогулке. Чтение детям стихов про зимующих птиц. | Дидактические игры: «Расскажи о птицах», «Птицы на кормушке» Игры на прогулке: «Воробушки и автомобиль», «Птицы в гнёздышках». | ||
3-й день 24 января, вторник | Чтение детям. «Берегите птиц» Г. Серебрицкого. | Совместная деятельность родителей и детей: - заучивание стихов для праздника; - кормление птиц и наблюдение за ними на кормушках возле дома; | |
Совместная деятельность воспитателя и детей: - изготовление поделок для выставки «Удивительные птички»; - наполнение кормушек кормом; - наблюдение за птицами на кормушках; - разучивание подвижной игры «Собачка и воробьи». | Фотосъёмка и видеосъёмка птиц на кормушках в детском саду и возле дома. | ||
4-й день 25 января, среда | Подготовка предметно-развивающей для созда-ния образовательного пространства к празднику. Создание образователь-ного пространства для продуктивной деятель-ности детей на тему «Птицы». | Совместная деятельность родителей и детей: создание совместных работ «Зимние картинки». | |
Дидактические игры: «Собери стаю птиц», «Каких птиц увидишь зимой». Самостоятельная продуктивная деятельность: лепка, рисование. | Создание альбома «Птицы». Создание видео-ролика о птицах, посетивших кормушки на участке и возле дома. | ||
| Совместная деятельность воспитателя и детей: - сюжетно-ролевая игра: «Птицы в зоопарке»; - наблюдение за птицами на кормушках; - повторение стихов к празднику. | ||
Заключительный этап | |||
5-й день 26 января, четверг | Организация фотоотчёта для родителей и детей (фотографии в форме коллажей) | Рассматривание фотовыставки, альбома, выставок творческих работ по проекту | Презентация видеоролика «Весёлый птицеград» |
6-й день 27 января, пятница | Праздник, посвящённый Дню зимующих птиц «На зимней полянке» |
Эффективность проекта
Эффективность данного проекта несомненна, так как дети реально видели, что птицы ждут от них помощи, прилетают каждый день к их кормушкам.
Проект позволил заниматься совместной практической деятельностью взрослых и детей по охране окружающей среды.
Дети узнали, какие птицы зимуют в посёлке Тепличном. Дети впервые увидели свиристелей, дятла, поползня.
Ценность проекта заключается в значимости практической деятельности:
- на листовки и плакаты откликнулись школьники и повесили кормушки на пришкольном участке;
- на приусадебных участках родители с детьми повесили кормушки, кормили птиц, вели наблюдение, делали снимки;
- дети и родители приносили корм в кормушки и наблюдали за птицами;
- видеоролик был просмотрен не один раз детьми и родителями, передавался по электронной почте в каждую семью;
- как продолжение проекта, в феврале проведён конкурс чтецов «Зимние встречи»;
Впечатления детей от проекта
Об эффективности проекта можно судить по высказыванию малышей о своих впечатлениях от работы над проектом:
- Ваня М.: «Надо много домиков сделать, потому что птичек много-много»;
- Марьяна З.: «Воробышки прилетели, пора их кормить»;
- Коля А.: «А я знаю, почему птички к нам прилетают, они жить хотят»;
- Марика М.: «Мама не жадная, птичек любит, вот, сколько семечек дала»;
- Дима Б.: «Меня птички любят, прилетают ко мне. Я их тоже люблю»;
- Люба М.: «Я буду воробышков долго, долго кормить. И все птички будут долго жить»;
- Кристина Д.: «Мне понравилось птичек кормить. Моя мама тоже кормила птичек»;
- Дима Ч.: «Давайте ещё кому-нибудь поможем, я люблю помогать»;
- Марк Д.: «А к нам дятел прилетел, долго по дереву стучал. Сильно красивый»
Иногда можно было услышать интересные диалоги между детьми.
Дима Ч. и Люба М.:
- А мы с мамой красивых снегирей наклеили.
- А мы сорок сделали.
- Сороки некрасивые.
- Зато они большие и к нам прилетают.
- К нам тоже прилетают, мы их тоже сделаем.
Дима Б. и Ваня М., рассматривая картинки:
- Ворона, какая большая!
- Она всех съест.
- Не съест, она к нам на кормушку прилетит, и мы её покормим.
Марика М. и Марьяна З., раскладывая мозаику на тарелочки:
- Это маленькие кормушки, птичек будем кормить.
- Птичка упадёт с тарелочки.
- Не упадёт, я её поддержу, пока она ест.
- А я попрошу папу, чтобы он построил большую кормушку, чтобы все птички там ели и не упали.
Катя С. и Коля А., рассматривая фотографии:
- Это мы птичек кормим.
- Ты приносил зёрнышки птичкам?
- Много приносил, вот воробей много птичек позвал, один не съел.
- А на этом домике картинка, я клеил. Видишь, синичке понравилась картинка.
Итоговое мероприятие
Праздник «На зимней полянке»
Цель. Создание социальной ситуации развития в процессе проведения праздника «На зимней полянке»
Задачи:
- способствовать развитию познавательной активности;
- создать условия для развития речевой активности;
- обеспечить условия для выражения своего мнения, своих мыслей;
- способствовать применению умений и навыков в совместной деятельности;
- способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.
Ход мероприятия
Воспитатель обращает внимание детей на снежинки, прилетевшие к ним в группу, предлагает поиграть со снежинками.
Проводится игра «Летят снежинки, как пушинки». Дети выбирают снежинки, дуют на них, обсуждают, у кого улетела дальше снежинка.
Воспитатель обращает внимание на одну из снежинок.
- Ребята, посмотрите, а на этой снежинке что-то написано. Прочитаем?
Воспитатель читает записку:
- Дорогие ребята, мы приглашаем вас на лесную полянку.
А кто написал записку на снежинке, непонятно. Ребята, как вы думаете, кто приглашает нас в гости?
Дети высказывают свои предположения, делятся мнениями с воспитателем.
- Пойдём по тропинке в лес, и посмотрим, кто же нас в гости пригласил?
Дети идут по тропинке в лес.
Воспитатель обращает внимание на красоту зимнего леса.
- Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Всё покрыто серебристым снегом. Тишина. А что это за шум? Что за шум среди деревьев? Какие-то звуки?
Звучит запись «Голоса зимующих птиц».
- Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где, же они?
Дети ищут птиц и находят их на дереве. На зимнем дереве зимующие птицы: снегирь, синица, дятел, ворона, воробей, и др.
- Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве. Вы знаете этих птиц? Послушайте загадку и найдите эту птицу на нашем зимнем дереве:
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут. (Снегирь).
Непоседа невеличка.
Желтая почти вся птичка
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее. (Синичка)
Чик-чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей,
Кто это? (Воробей)
Северные гости,
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки! (Свиристели)
На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
"Кар-кар-кар!" (Ворона)
Днем молчит,
Ночью кричит. Сова)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая! (Сорока)
Дети отгадывают загадки, находят птиц на дереве.
- А вы можете показать, как летают птицы?
Проводится физкультурная разминка:
Воробышки как проснутся,
Очень любят потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ловко хвостиком махнуть,
А теперь мы галки:
Галка скачет, ловко пляшет,
Галка крылышками машет,
И взлетает без оглядки -
Это Галкина зарядка.
- Когда наступает зима, птицам приходится не сладко. Не все птицы могут перенести холодную зиму, как мы помогаем птицам зимой?
Дети рассказывают, что папы смастерили кормушки, на которые дети приносят корм, подкармливают птиц.
- Правильно, ребята, если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках. Очень важно не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Мы с вами каждый день подкармливаем птиц, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.
- За время нашего проекта «Покормим птиц зимой» мы выучили много стихов. Хотите устроить концерт, и подарить стихи нашим пернатым друзьям?
Дети принимают предложение воспитателя и читают стихи:
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей
Ты приладь ему кормушку,
Кликнет он свою подружку,
И пойдет веселый стук
Тук-тук-тук!
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
- А теперь пришла пора, поиграть нам детвора.
Подвижная игра «Собачка и воробьи»
Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные – «воробьи».
Скачет, скачет воробей (дети скачут).
Скок-поскок!
Скок-поскок!
Кличет маленьких детей: (повторяют: «Чив! Чив! Чив!»)
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик! (повторяют: «Чик-чирик!»)
Чик-чирик!
Вдруг «собачка» прибежала,
И наших птичек напугала! «Воробьи» разлетаются.
- Ребята, помните, что было написано на наших листовках, которые вы с родителями расклеивали? Расскажите? Я вам помогу.
Очень просим, поспешите
И кормушки смастерите!
Мы построим Птицеград,
Каждой птице город рад!
Прилетят к кормушкам птицы:
Свиристели и синицы.
Давайте птиц будем любить,
И птичий город будет жить!
Корм в кормушки принесите,
Птиц зимою угостите.
Очень рад наш воробей,
Клюй пшеницу, не робей!
Призываем всех людей,
Зимой птичек пожалей!
Взрослые и дети,
На нашей планете!
Остановитесь, не спешите,
И на птиц посмотрите,
Им зимой помогите!
И кормушки смастерите,
Вкусным кормом угостите!
Зимой птицам трудно жить,
Негде корму добыть.
Погибают птицы зимой.
Давай, поможем им с тобой!
А как весна придёт,
Птица песню нам споёт,
Для нас, для людей,
И будет жить веселей!
- Люди прочитают наши листовки, и тоже будут помогать птицам. Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны, и будут радовать нас своими песнями.
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»
- Ребята, птицы приготовили вам сюрприз, и где-то спрятали, посмотрите на полянке.
Дети находят под сугробом альбом «Птицы», сделанный родителями.
Рефлексия: дети рассматривают альбом, играют с птицами на зимней полянке.
Используемая литература:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.– М.: Мозаика-Синтез, 2012.
2. Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. АРКТИ, М., 2010
3. Зенина Т.А. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. ООО «Центр педагогического образования», М., 2008.
4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Творческий центр, М., 2008.
5. Журнал Справочник старшего воспитателя" №1 2015 г. Статья Н. Ермоловой
6. Ильина Т. А. «Проектная деятельность в детском саду»
7. http://festival.1september.ru/articles/534164/