Руководитель проекта: Горбачева Александра Анатольевна,
педагог – психолог МБОУ Чановская СШ №2
Проект правового просвещения несовершеннолетних и их родителей в МБОУ Чановской СШ №2
Срок реализации 2017-2018 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Чановская средняя школа №2
632201 Новосибирская область
р.п. Чаны ул. Пионерская – 1
В последние годы количество правонарушений в школе значительно сократилось, однако еще многие проблемы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних остаются нерешенными. Не всегда эффективно действуют специализирующиеся на работе с несовершеннолетними клубы, секции, кружки, спортивные, военно-спортивные лагеря и отряды, другие центры организованного досуга и т.д. Наиболее результативны воспитательно-профилактические работы при тесном взаимодействие педагогического коллектива школы с родителями, правоохранительными организациями и иными заинтересованными.
Сегодня необходима более масштабная работа по правовому просвещению, нравственному воспитанию, духовно-культурному развитию личности, которая должна осуществляться совместными усилиями государственных и общественных структур.
Важнейшей задачей, стоящей сегодня перед нашей школой является развитие правовой культуры и механизмов защиты прав несовершеннолетних. Особое место в этом процессе занимает целенаправленная деятельность по повышению правовой культуры детей, знакомство их с основными международными и отечественными юридическими документами, в которых зафиксированы основные права детей. Дети - это особая социально-демографическая группа населения, тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе. В связи с этим, на современном этапе развития нашего общества очень важно, чтобы не только взрослые знали о правах детей, но и главное, чтобы сами дети знали свои права. На первом этаже нашей школы расположен стенд с Конвенцией о правах ребенка
Актуальность правового просвещения очевидна - она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики. И сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Наша задача помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в демократическом обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми.
Цель проекта
- повышение правовой грамотности несовершеннолетних и организация правового всеобуча педагогического коллектива школы по вопросам законодательства в области защиты прав несовершеннолетних;
- снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
- приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.
Конечные цели проекта:
- повышение правовой грамотности учащихся их родителей и педагогов школы;
-активное сотрудничество с органами государственной власти.
Задачи проекта
-повышение уровня грамотности, социальной активности, законопослушности, правосознания учащихся;
- формирование навыков самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности перед обществом и государством;
- формирование общественного мнения с позиции возможности защиты своих прав с помощью закона;
- продолжить работу по ознакомлению учащихся с информационными и иными возможностями для дальнейшего непрерывного правового самообразования.
Механизм реализации проекта
Реализация данного проекта предполагает деятельность на основе социального партнёрства поселковых структур, ответственных за правовое воспитание несовершеннолетних и их родителей: КДН и ЗП, ОПДН, ГИБДД, отдел опеки и попечительства, отделом культуры и молодежной политики Администрации Чановского района, общественной организацией «Союз молодых юристов» Новосибирской области и другие.
Механизм реализации проекта предполагает совершенствование форм и методов работы педагогического коллектива школы в целях обеспечения выполнения законодательства по защите прав ребенка, предупреждения детской преступности и правонарушений, противодействия негативным социальным процессам.
Основное содержание проекта осуществляется по нескольким направлениям:
Направление работы |
Вид работы |
Класс |
Внеурочная работа |
- Знакомство учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка. - Месячник правовых знаний «Закон о тебе, ты о законе». - Уроки «Я гражданин России», посвященные изучению государственной символики Российской Федерации. - Классный час «Уличный вандализм и меры ответственности» - Классный час «Поведение в общественных местах: административная ответственность за правонарушения» - Классный час «Закон РФ о правовой ответственности несовершеннолетних» - Классный час «Подросток и закон» - Классный час «Нарушения правопорядка и меры ответственности» - Классный час «Уголовная и административная ответственность» Беседы «Опасные игры», «Я – ребенок, я - человек», «Скажи - нет», «Куда обратиться за помощью», «Я – гражданин России», «Твоя воинская обязанность», «Равенство прав людей от рождения», «Гражданин и обыватель», «Что такое закон? Главный закон страны» «Преступления и правонарушения» «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации» Конкурс стенгазет по теме "Я имею право знать», «Конвенция «О правах ребенка» КВН «Что мы знаем о Конституции» Викторины «Я и право», «Уроки Фемиды» Правовой турнир Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?» Деловая игра «Главные вопросы» Круглые столы «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?», «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений» |
1 - 11 5 - 11 5 - 11 8 9 10-11 7-8 5-6 9-11 1-4 5 6 7 8 11 9 10 5-8 9-11 5-11 5-11 9-11 7-8 9-10 8-11 10 5-8 9-11 |
Работа с родителями |
Индивидуальные тематические консультации: «Как уберечь ребенка от наркомании, алкоголя, токсикомании», «Как возникает интерес к наркотикам, алкоголю, токсикомании» Родительские собрания: «Правовое воспитание в семье. Роль родителей в становлении гражданственности подростка» «Правовые знания и их значение в жизни семьи» «Конвенция о правах ребенка» «Гражданин воспитывается с детства» «Права и обязанности ребенка в семье» «Воспитание ненасилием в семье» «Детская агрессивность, ее причины и последствия» «Как уберечь подростка от насилия?» «Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?» Конференция отцов: «Роль отцов в воспитании детей» |
5-11 5 6 1-4 7-8 5-6 9 10 1-11 |
Социальное партнерство |
- Встреча с представителями Центра занятости населения Чановского района «Права и обязанности работающего подростка. Трудовой договор» - Встреча с инспектором ПДН Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг» - Встреча с представителем уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области Шмидко Н.В. «Каждый ребенок имеет право» - «Формирование правовой культуры подростка» Е. В. Демченко, начальник отдела ЗАГС Чановского района
- «О состоянии законности в сфере соблюдения прав несовершеннолетних в Чановском районе» Е. С. Захарова, помощник прокуратура - «Дети и закон. Защита ребенка от насилия». И. В. Хлевнюк, инспектор ПДН
- «Защита прав ребенка: как обезопасить несовершеннолетних от жестокого обращения». Работа телефона доверия В.В. Ефремова (специалист по социальной работе МБУ «Комплексный центр»)
- Соблюдение трудовых прав несовершеннолетних С. А.Флеенко, директор Чановского ЦЗН
-«Право ребенка на жизнь и обеспечение безопасности. Профилактика гибели и травматизма детей при пожарах в Чановском районе». А.М.Чеботок.
- Встреча с членом общественной палаты НСО, руководителем Общественной организации «Союз молодых юристов» Пучковым О. Э. |
10-11 7-8 9-10 10 11 10-11 11 11 10-11 10-11 |
Правовое просвещение несовершеннолетних через учебный предмет "Обществознание". |
В течение учебного года, в соответствии с календарно - тематическим планированием учащиеся 9-11 классов изучают такие разделы, как «Право» (9, 10 классы) и «Человек и закон» (11 класс) |
9-11 |
Проект правового просвещения несовершеннолетних и их родителей предназначен для использования в работе педагогами школы. Проект предназначен для учащихся 1 – 11 классов. В результате реализации проекта по правовому просвещению с использованием активных методов предполагается повышение количества учащихся, знающих права и обязанности граждан Российской Федерации, умеющих самостоятельно находить и применять на практике необходимую правовую информацию, а, следовательно, и повышение количества детей с высоким уровнем сформированности правовой культуры.