Проект: «Социально-нравственное и правовое воспитание дошкольников»
Автор:Черенкова В. А.
г. Тамбов.
«Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши
не выражают так ясно нас самих и наши отношения к миру,
как наши чувствования: в них слышен характер
не отдельной мысли, не отдельного решения,
а всего содержания души нашей и её строя».
К. Д. Ушинский
Актуальность проблемы
Правовое воспитание детей и защита их прав – это самая актуальная проблема XXI века во всём мире и объясняется она рядом причин:
-социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях;
- институт семьи и брака в России становится всё менее популярным;
- снижается воспитательный потенциал семьи.
В течение последних лет тенденция увеличения числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Растёт число безнадзорных детей, детей улиц, подвалов, чердаков. Но самое страшное, что эти так называемые «социальные сироты» - сироты при живых родителях. Сейчас активно обсуждаются проблемы домашнего насилия. Существуют страшные факты жестокого обращения с детьми. Родители нередко используют методы физического воздействия и психологического давления на ребёнка. В неполных семьях физическую агрессию применяют чаще, чем в полных семьях.
Очень часто в последнее время средства массовой информации извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина этого не в отсутствии законов, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются.
В следствие продолжающихся кризисных явлений в общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. Ослаблен механизм координации и организации деятельности органов государственной власти местного самоуправления, военного управления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях.
В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.
«Любовь в родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, её истории, прошлому и настоящему», - писал академик Д. С. Лихачёв. Сегодняшние дети – это наше будущее, это будущее нашей страны. Какими мы воспитаем их?
Цель и задачи проекта
Цель проекта – сформировать азы социально-нравственного сознания и правовой культуры дошкольника.
Задачи проекта:
1. обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности;
2. ознакомить детей с учетом возрастных особенностей с основными документами по защите прав человека;
3. формировать чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности;
4. воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности;
5. воспитывать любовь к семье, родному дому, детскому саду, городу;
6. развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины.
Участники проекта:
старшая и подготовительная группы детей детского, родители, педагоги
Планирование реализации проекта
Совместная деятельность воспитателя с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями
Цикл занятий:
«Мой дом – моя семья»,
«Улицы родного города»,
«Моя Родина – Россия».
Беседы на социально – нравственные темы.
Расширение проблемных ситуаций по безопасности ребёнка.
Игры, театрализация. Работа с моделями, схемами (генеалогическое дерево).
Художественно-продуктивная деятельность (изготовление символов, эмблем, плакатов, рисунков).
Детский кружок «Изучаем свои права».
Оформление альбомов:
«Наши права»,
«Моя семья»,
«Мой город»,
«Моя Родина».
Чтение художественной литературы. Досуги, развлечения, праздники. Диагностика знаний детей. Целевые прогулки, экскурсии:
«Праздничная улица, «Предновогодний город», «У афиши детского кинотеатра»,
«Новый сквер»,
«Отправим письмо заболевшему товарищу». Анкетирование «хорошие ли вы родители?»,
«Знаете ли вы своего ребёнка?».
Изучение социального статуса семьи.
Консультации «Педагогические и психологические основы общения родителей с детьми».
Мини-проект детей – родителей- педагогов «С чего начинается Родина?»
Выставка плакатов-проектов
«Каким я бы хотел видеть наш город».
«Земля – планета, на которой мы живём».
Родительское собрание «Я и мой ребёнок».
Устный журнал «Растим патриотов».
Досуг «Турнир знатоков по патриотическому и правовому воспитанию ребёнка».
Анкета «Эмоциональное благополучие ребёнка в группе».
Оформление стенда, папки, передвижки для родителей, альбом для детей.
Выставки детских работ под названием «Папа, мама, я – счастливая семья», «Я люблю свой город».
Совместные экскурсии, походы, встречи с почётными людьми города. Посещение выставок. Создание библиотеки в группе. Создание видеотеки. Изучение документов о правах ребёнка
«Семейный кодекс Российской Федерации», «Конвенция ООН о правах ребёнка», Закон «Об образовании».
Семейная диагностика.
Изучение семейной атмосферы. Составление социального паспорта. Эмоциональное благополучие ребёнка в группе. Какой я родитель.
Консультации.
«Факторы риска нарушения прав детей».
Использование дидактических и коммуникативных игр в формировании патриотической и нравственной культуры детей».
Педагогический совет.
«работа педагога с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми».
Работа творческой группы.
Практикум «Межличностные отношения в группе детского сада».
Тренировочные занятия с воспитателями «Общение взрослого и ребёнка».
Разработка методических рекомендаций.
Деловая игра «Знаем ли мы права детей?»
Диагностика профессиональных качеств педагогов.
«Стиль общения с детьми».
«Какой Вы воспитатель?»
Семинар-практикум
«Охрана прав и достоинства ребёнка».
Этапы реализации проекта
Проект носит долгосрочный характер – 1 год.
1. Информационно-подготовительный.
- изучение опыта коллег дошкольного образовательного учреждения и педагогического сообщества города Тамбова.
- заключение договоров с социокультурными организациями;
- проведение диагностического этапа исследования;
- изучение отношения родителей к социально нравственному, правовому воспитанию детей;
- разработка авторского плана;
- деловая игра с педагогами и родителями «Знаем ли мы права детей?»
2. Поисково-внедренческий.
- семинар-практикум с педагогами «Охрана прав и достоинств ребёнка»;
- театрализация, досуги, игры;
- составление генеалогического дерева своей семьи;
- продуктивная деятельность детей;
- изучение прав в кружке «твои права»;
- конкурс рисунков «Дружная семья» ко Дню семьи;
- мини-проект «Великие имена»;
- акция «Добрые дела»;
- оформление альбома «Моя семья», «Мой город».
3. Рефлективно-обобщающий.
- презентация опыта по социально- правовому воспитанию детей в дошкольного образовательного учреждения;
- оформление стенда для родителей «Дети имеют права»;
- выступление на общем родительском собрании «Защита прав и достоинств ребёнка»;
- выступление на форуме «С чего начинается Родина?»
- выступление детей подготовительной группы в областной детской библиотеке им. А. С. Пушкина на тему «Мой город»;
- день открытых дверей ко Дню семьи.
Управление обеспечения проекта
Использование методической литературы.
Материальная база: приобретение пособий, слайдов, видеофильмов, изготовление атрибутики государственных символов России, города, области. Оформление альбомов «Достопримечательности г. Тамбова», «Моя семья», «Наши права», «Хорошо у нас в саду», «Где мы любим отдыхать». Создание газеты «Моя спортивная семья», изготовление плаката «Генеалогическое дерево моей семьи».
Оценка эффективности проекта
- Выполнение мини-проектов с детьми и родителями.
- Анкетирование.
- Мониторинг.
- Положительная оценка коллег и родителей.
Предполагаемые результаты проекта
- Положительные изменения в коллективе сверстников и родителей.
- Приобретение социокультурного опыта и азов социальной компетентности в различных жизненных ситуациях с детьми и родителями.
Перспективы реализации проекта
- Развитие у дошкольников основ правового и патриотического воспитания, чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.
- Расширение представлений детей о героях войны, труда, о великих соотечественниках.
- Формирование ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово, толерантности терпимости к чувствам близких, родным, окружающим людям.
Результативность
1. Сформированы первоначальные азы правового сознания.
2. Развиты чувства любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду.
3. Расширено представление детей о малой и большой Родине.
4. Развиты чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
5. Сформированы чувства уважения и симпатии к другим людям, народам и их традициям.