Проект: «Социально-нравственное и правовое воспитание дошкольников»

9
0
Материал опубликован 24 November 2016 в группе

Автор:Черенкова В. А.

г. Тамбов.

«Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши

не выражают так ясно нас самих и наши отношения к миру,

как наши чувствования: в них слышен характер

не отдельной мысли, не отдельного решения,

а всего содержания души нашей и её строя».

К. Д. Ушинский

Актуальность проблемы

Правовое воспитание детей и защита их прав – это самая актуальная проблема XXI века во всём мире и объясняется она рядом причин:

-социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях;

- институт семьи и брака в России становится всё менее популярным;

- снижается воспитательный потенциал семьи.

В течение последних лет тенденция увеличения числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Растёт число безнадзорных детей, детей улиц, подвалов, чердаков. Но самое страшное, что эти так называемые «социальные сироты» - сироты при живых родителях. Сейчас активно обсуждаются проблемы домашнего насилия. Существуют страшные факты жестокого обращения с детьми. Родители нередко используют методы физического воздействия и психологического давления на ребёнка. В неполных семьях физическую агрессию применяют чаще, чем в полных семьях.

Очень часто в последнее время средства массовой информации извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина этого не в отсутствии законов, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются.

В следствие продолжающихся кризисных явлений в общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. Ослаблен механизм координации и организации деятельности органов государственной власти местного самоуправления, военного управления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях.

В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

«Любовь в родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, её истории, прошлому и настоящему», - писал академик Д. С. Лихачёв. Сегодняшние дети – это наше будущее, это будущее нашей страны. Какими мы воспитаем их?

Цель и задачи проекта

Цель проекта – сформировать азы социально-нравственного сознания и правовой культуры дошкольника.

Задачи проекта:

1. обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности;

2. ознакомить детей с учетом возрастных особенностей с основными документами по защите прав человека;

3. формировать чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности;

4. воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности;

5. воспитывать любовь к семье, родному дому, детскому саду, городу;

6. развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины.

Участники проекта:

старшая и подготовительная группы детей детского, родители, педагоги

Планирование реализации проекта

Совместная деятельность воспитателя с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями

Цикл занятий:

«Мой дом – моя семья»,

«Улицы родного города»,

«Моя Родина – Россия».

Беседы на социально – нравственные темы.

Расширение проблемных ситуаций по безопасности ребёнка.

Игры, театрализация. Работа с моделями, схемами (генеалогическое дерево).

Художественно-продуктивная деятельность (изготовление символов, эмблем, плакатов, рисунков).

Детский кружок «Изучаем свои права».

Оформление альбомов:

«Наши права»,

«Моя семья»,

«Мой город»,

«Моя Родина».

Чтение художественной литературы. Досуги, развлечения, праздники. Диагностика знаний детей. Целевые прогулки, экскурсии:

«Праздничная улица, «Предновогодний город», «У афиши детского кинотеатра»,

«Новый сквер»,

«Отправим письмо заболевшему товарищу». Анкетирование «хорошие ли вы родители?»,

«Знаете ли вы своего ребёнка?».

Изучение социального статуса семьи.

Консультации «Педагогические и психологические основы общения родителей с детьми».

Мини-проект детей – родителей- педагогов «С чего начинается Родина?»

Выставка плакатов-проектов

«Каким я бы хотел видеть наш город».

«Земля – планета, на которой мы живём».

Родительское собрание «Я и мой ребёнок».

Устный журнал «Растим патриотов».

Досуг «Турнир знатоков по патриотическому и правовому воспитанию ребёнка».

Анкета «Эмоциональное благополучие ребёнка в группе».

Оформление стенда, папки, передвижки для родителей, альбом для детей.

Выставки детских работ под названием «Папа, мама, я – счастливая семья», «Я люблю свой город».

Совместные экскурсии, походы, встречи с почётными людьми города. Посещение выставок. Создание библиотеки в группе. Создание видеотеки. Изучение документов о правах ребёнка

«Семейный кодекс Российской Федерации», «Конвенция ООН о правах ребёнка», Закон «Об образовании».

Семейная диагностика.

Изучение семейной атмосферы. Составление социального паспорта. Эмоциональное благополучие ребёнка в группе. Какой я родитель.

Консультации.

«Факторы риска нарушения прав детей».

Использование дидактических и коммуникативных игр в формировании патриотической и нравственной культуры детей».

Педагогический совет.

«работа педагога с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми».

Работа творческой группы.

Практикум «Межличностные отношения в группе детского сада».

Тренировочные занятия с воспитателями «Общение взрослого и ребёнка».

Разработка методических рекомендаций.

Деловая игра «Знаем ли мы права детей

Диагностика профессиональных качеств педагогов.

«Стиль общения с детьми».

«Какой Вы воспитатель

Семинар-практикум

«Охрана прав и достоинства ребёнка».

Этапы реализации проекта

Проект носит долгосрочный характер – 1 год.

1. Информационно-подготовительный.

- изучение опыта коллег дошкольного образовательного учреждения и педагогического сообщества города Тамбова.

- заключение договоров с социокультурными организациями;

- проведение диагностического этапа исследования;

- изучение отношения родителей к социально нравственному, правовому воспитанию детей;

- разработка авторского плана;

- деловая игра с педагогами и родителями «Знаем ли мы права детей

2. Поисково-внедренческий.

- семинар-практикум с педагогами «Охрана прав и достоинств ребёнка»;

- театрализация, досуги, игры;

- составление генеалогического дерева своей семьи;

- продуктивная деятельность детей;

- изучение прав в кружке «твои права»;

- конкурс рисунков «Дружная семья» ко Дню семьи;

- мини-проект «Великие имена»;

- акция «Добрые дела»;

- оформление альбома «Моя семья», «Мой город».

3. Рефлективно-обобщающий.

- презентация опыта по социально- правовому воспитанию детей в дошкольного образовательного учреждения;

- оформление стенда для родителей «Дети имеют права»;

- выступление на общем родительском собрании «Защита прав и достоинств ребёнка»;

- выступление на форуме «С чего начинается Родина?»

- выступление детей подготовительной группы в областной детской библиотеке им. А. С. Пушкина на тему «Мой город»;

- день открытых дверей ко Дню семьи.

Управление обеспечения проекта

Использование методической литературы.

Материальная база: приобретение пособий, слайдов, видеофильмов, изготовление атрибутики государственных символов России, города, области. Оформление альбомов «Достопримечательности г. Тамбова», «Моя семья», «Наши права», «Хорошо у нас в саду», «Где мы любим отдыхать». Создание газеты «Моя спортивная семья», изготовление плаката «Генеалогическое дерево моей семьи».

Оценка эффективности проекта

- Выполнение мини-проектов с детьми и родителями.

- Анкетирование.

- Мониторинг.

- Положительная оценка коллег и родителей.

Предполагаемые результаты проекта

- Положительные изменения в коллективе сверстников и родителей.

- Приобретение социокультурного опыта и азов социальной компетентности в различных жизненных ситуациях с детьми и родителями.

Перспективы реализации проекта

- Развитие у дошкольников основ правового и патриотического воспитания, чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.

- Расширение представлений детей о героях войны, труда, о великих соотечественниках.

- Формирование ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово, толерантности терпимости к чувствам близких, родным, окружающим людям.

Результативность

1. Сформированы первоначальные азы правового сознания.

2. Развиты чувства любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду.

3. Расширено представление детей о малой и большой Родине.

4. Развиты чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

5. Сформированы чувства уважения и симпатии к другим людям, народам и их традициям.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.