Проект «Профессии наших предков»

7
0
Материал опубликован 21 February 2022

Мt1645412924aa.jpg КОУ Тогучинского района «Коуракская средняя школа им. А.Я. Михайлова»











Проект

«Профессии наших предков»

t1645412924ab.png














Составил: ответственный за профориентационную работу в школе

Марников Николай Владимирович


2t1645412924ac.jpg 022 г.

Оглавление

1

Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России»

3

2

Пояснительная записка

4

3

План мероприятий

10

4

Заключение

12

5

Список литературы

13

6

Отчёт о проведении профориентационной недели

15

7

Приложения

21


















t1645412924ac.jpgt1645412924ac.jpgt1645412924ad.png



t1645412924ae.png





































t1645412924ad.png





«Профессии наших предков»


2022 год объявлен в России годом народного искусства и материального культурного наследия. Согласно документу, Год культурного наследия народов России проводится "в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ".

Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, „накопленной“ культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство.

Д.С. Лихачев



Пояснительная записка


Президент РФ Владимир Путин поддержал идею провести в России Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов. Об этом он заявил на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Наступивший 2022 год будет посвящен культурному наследию народов России. Об этом говорится в Указе, который подписал Президент страны В.В. Путин 30.12.2021 года.

t1645412924af.png«Ранее уже предлагалось провести в России Год народного искусства и нематериального культурного наследия наших народов. Давайте так и сделаем, сделаем это в 2022 году», – сказал глава государства.

В каждом регионе есть свои культурные и национальные ценности, музеи, экспозиции, кt1645412924ag.png оллективы народного творчества, энтузиасты-общественники, народные умельцы, этнографы. Их предложения и инициативы будут учитываться в первую очередь, чтобы сделать максимально эффективной намеченную программу. Фестивали и ярмарки – неотъемлемые, но не единственные пункты в намеченном плане.


В истории России существовало немало профессий, большинству из которых вряд ли можно было бы позавидовать. Но течение времени унесло отжившие профессии из бытия современных людей и лишь на картинках художников – классиков да в исторических летописях остались упоминания о многих из них.

Современному горожанину сложно представить свою жизнь без водопроводов и канализации, а ведь даже в столицах таких удобств не существовало в массовом пользовании. И людям приходилось в любую погоду ходить за водой с вёдрами на дальние расстояния. А многие, кто был побогаче, покупали воду у водоносов, платя за неё немалые деньги.

t1645412924ad.pngt1645412924ac.jpgt1645412924ac.jpgt1645412924ac.jpgЧто примечательно, в старину широко были востребованы и золотари, профессия которых в современном понимании приравнивается к профессии ассенизатора. И если работа водовоза была почитаемой, престижной и доходной, то работа золотаря была не очень приятна, так как дурно пахла. Золотарь должен был вывозить канализационные массы в бочках и чистить отхожие места, чтобы поддерживать санитарную чистоту в городе. Своё название эта профессия получила из-за того, что нечистоты, сливаемые на улицы, в шутку назывались ночным «золотом». И просуществовали золотари в России до конца девятнадцатого века.

Цель:  выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

Знакомство обучающихся с профессиями наших предков через игровую деятельность.

Создание условий для оказания обучающимся поддержки в профессиональном самоопределении.

Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности с учётом психофизических возможностей.

Обеспечение вариативности в профориентационной работе, за счёт комплексных и нетрадиционных форм и методов.

Практическая значимость: материал данной программы, может быть использован на внеурочных занятиях.

Основными методами организации деятельности являются:

- методы состязательности;

- метод коллективной творческой деятельности.

Форма: квест – игра, интерактивная игра, урок – викторина, тестовые задания, презентации.

Этапы реализации:

I

подготовительный


- подготовка методических материалов;

- подготовка материально-технической базы

01 – 05 февраля 2022 г.

II


организационный


- запуск проекта;

- методическая работа с классными руководителями

t1645412924ad.png07 – 12 февраля 2022 г.

III


содержательно-деятельностный


- реализация основной идеи проекта;

- вовлечение детей в различные виды деятельности;

- познавательные мероприятия;

- творческие мероприятия

14 – 19 февраля 2022 г.

IV


контрольно-аналитический


- подведение итогов реализации проекта;

- размещение информации на сайте школы

21 – 26 февраля 2022 г.


Содержание проекта:

Включение в 2022 году в Профориентационную Неделю мероприятий, связанных с проведением Года культурного наследия народов России, позволит повысить качество, степень удовлетворенности родителей и воспитанников результатами деятельности.

Направление актуально, т.к. культурное наследие значимо для будущего страны.

Проект рассчитан на разновозрастную категорию детей. Самое главное условие эффективности проекта — добровольное участие детей. Каждая  встреча должна завершаться чем-то радостным, весёлым, положительным. Занятия направлены на формирования сотрудничества и взаимопонимания.

Сроки реализации:

Проект рассчитан на - 1 неделю, в рамках проведения Профориентационной Недели. Продолжительность недели – 6 дней (с 14.02.2022 г. по 19.02.2022 г.)

Условия реализации:

Работа по проекту осуществляется не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства.

t1645412924ad.pngt1645412924ac.jpgt1645412924ac.jpgt1645412924ac.jpgt1645412924ac.jpgВзаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.

Таким образом, важным условием эффективной реализации проекта является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли учителя.

Показатели результативности и эффективности проекта:

Создание  социально-педагогической  развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство.

Активность участников взаимодействия - желание участвовать в совместной деятельности.

Участие учащихся  в мероприятиях, конкурсах.

Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Заинтересованность учителей и детей в реализации проекта, благоприятный психологический климат.

Система поощрения:

Вручение грамот.

Благодарственное письмо родителям.

Материальное вознаграждение (сувенир).

Выполнение наиболее ответственных поручений.

Риски проекта:



Риск

Пути преодоления риска

Сопротивление классных руководителей

Убеждение

Препятствия со стороны учащихся и их родителей

Осуществление разъяснительной работы, привлечение на принципе добровольности

Перегрузка учащихся

t1645412924ad.pngСогласование планов работы, равномерное распределение обязанностей

Ожидаемые результаты:

- развитие лидерских и организаторских качеств;

- развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;

- получение участниками умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

- развитие коммуникативных способностей и толерантности;

- повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность;

- приобретение новых знаний и умений;

- расширение кругозора детей;

- повышение общей культуры учащихся;

- личностный рост участников;

- формирование у школьников общекультурных компетенций, предписанных ФГОС;

- формирование интереса к будущей профессии и к учебе в школе в целом.

t1645412924ah.png t1645412924ai.jpg















t1645412924ad.png


t1645412924ac.jpgt1645412924ac.jpgt1645412924ac.jpgt1645412924ac.jpgt1645412924ac.jpg

План мероприятий


Дата

Тема

Цель

Участники

Время

Ответственный

понедельник

14.02.

2022 г.

Информирование. Подготовка материалов.

Конкурс рисунков «Страна Профессий» (с подготовительной группы по 4 класс).

Конкурс рисунков «Старинные профессии» (с 5 по 7 класс).

Конкурс презентаций «Профессии наших предков» (с 8 по 11 класс).

Конкурс «Сочинялкин» (с 5 по 11 класс).

педагог-психолог

Игра «Путешествие по залам музея»

Цель: познакомить детей с деятельностью музея, профессиями людей, которые работают в музеях

4 класс

12.10 – 12.50






Интерактивная игра «Угадай профессию»

Цель: создать информационное пространство о профессиях наших предков

6 класс

13.50 -14.30

вторник

15.02.

2022 г.

Квест – игра «Угадай профессию». Мультфильм «Кем я хочу стать, когда выросту»

Цель: знакомство учащихся с миром профессий


3 класс

12.10 – 12.50

педагог-психолог

Видеоролик «Забытые профессии».

Интерактивная игра «Кто хочет стать миллионером». Тема «Профессии из кинофильма»

Цель: развитие интереса к «забытым» профессиям

10

14.40 – 15.20

среда

16.02.

2022 г.

Презентация «Старинные профессии». Мультфильм «Кем я хочу стать, когда выросту».

Цель: ознакомление со старинными профессиями

1 класс

12.10 – 12.50

педагог-психолог

Викторина «Интересные факты о профессиях»

Цель: ознакомление с профессиями наших предков


7 класс

13.50 -14.30

четверг

17.02.

2022 г.

Презентация «Предметы для профессионала».

Мультфильм «Маша и медведь», серия 78 «Кем быть?»

Цель: познакомить учащихся с разными профессиями


подготовительная группа

09.30 – 10.00

педагог-психолог

Интерактивная игра «Путешествие в мир профессий»

Цель: развитие интереса к миру профессий

2 класс

13.00 – 13.40

пятница

18.02.

2022 г.

Видеоролик «Забытые профессии». Познавательная игра «Профессии наших предков»

Цель: знакомство обучающихся с профессиями наших предков через игровую деятельность

9 класс

13.50 -14.30

педагог-психолог

Видеоролик «Исчезнувшие профессии».

Интерактивная игра «Кто хочет стать миллионером». Тема «Старинные профессии»

Цель: ознакомление со старинными профессиями через игровую деятельность

11 класс

14.40 – 15.20

суббота

19.02.

2022 г.

Интерактивная игра «Поле Чудес»

Цель: расширить представления учащихся о профессиях наших предков

8 класс

09.20 – 10.00

педагог-психолог

Бланковая игра «Узнай профессию»


Цель: актуализировать

знания в области профессионального самоопределения

5 класс

10.20 –

11.00

понедельник

21.02.

2022 г.

Подведение итогов Недели психологии

педагог-психолог


t1645412924ad.png

Заключение


У всякого общества в разные периоды его развития разная потребность в профессиональном труде. На Руси народ никогда без дела не сидел – «то баклуши бил, то лясы точил», были профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные, каждый кормил семью в зависимости от происхождения и способностей. Это сейчас существует множество технических средств, облегчающих труд, а раньше всё делалось, умелыми мозолистыми руками и во всякое дело вкладывалась, частичка души.

Много профессий и ремёсел кануло в прошлое, а другие сейчас обрели своё второе рождение. Ведь в наше время, время массового потребления «пластиковых», искусственно выращенных и машинами созданных продуктов, возрастает тяга к «живому», натуральному, природному – родному.

Нельзя сказать, что все старинные профессии исчезли из нашей жизни, упоминания о многих из них сохранены в бессмертных произведениях классиков русской литературы. Базовые потребности людей – иметь пищу, одежду, крышу над головой – со временем не стали менее актуальными, а скорее модернизировались. Так и те профессии, будучи «прародителями» сегодняшних, видоизменились, модернизировались, автоматизировались. А некоторые возродились.

t1645412924aj.jpgt1645412924ak.jpgt1645412924al.jpg









t1645412924ad.png



Список литературы

1.Бескоровайная, Л.С.  Добру и справедливости учить!: (Воспитательная работа в начальной школе) [Текст] // Бескоровайная Л.С.Настольная книга учителя начальных классов / Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. - Ростов-на-Дону,2002.

2.Вершинин, С.И. Диагностика и коррекция самооценки учащихся в процессе профессионального выбора [Текст] / С.И.Вершинин, Е.Д. Сурудина // Школа и производство. – 1996.

3.Вершинин, С.И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий [Текст] / С.И. Вершинин // Школа и производство. – 1996. - №3.

4.Землянская, Е. Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст] / Е.Н. Землянская // Начальная школа.-2002.-№ 12.

5.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А.Климов. – Ростов-на-Дону,1996.

6.Крупина, И.В.   Роль семьи в профориентации и подготовке детей к труду [Текст] / И.В.Крупина // Школа. - 2001.

7.Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение [Текст]: учебное пособие для вузов / К. А. Аветисян и др.; под ред. Л.М.Митиной. - М.: Академия, 2005.

8.Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: Книга для учителя [Текст] / Под ред. А.Я.Журкиной, С.Н.Чистяковой. – Кемерово, 1996.

t1645412924ad.png9.Пряжников, Н.   Профессиональное самоопределение в стране обесцененного труда [Текст] / Н. Пряжников // Народное образование. - 2001.

10.Сазонов, А.Д. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для пед. ин-тов [Текст] / А.Д.Сазонов. – М.: Просвещение, 1988.

11.Семенова, Г.   Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников: Введение в мир профессий [Текст] / Галина Семенова // Начальная школа. - 2007. - 16-31 января (№ 2).

12.Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст] / Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

13.Тамбовкина, Т. Все счастье земли - за трудом: Уроки воспитания интереса к профессии [Текст] / Т.Тамбовкина // Начальная школа. - 1999.-№ 21(июнь). - С.12-13; № 38(октябрь).

14.Школа и выбор профессии / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г.Агаповой. – М.: Педагогика, 1987.

15.Яковлева, С.  Путешествие в Страну профессий [Текст] / С. Яковлева // Начальная школа. - 1998. - № 29(авг.).

Список электронных ресурсов

http://festival.1september.ru

http://nsportal.ru

http://pedsovet.su

http://rodn-i-k.narod.ru

http://buketkrasoty.cc/index.php?topic=4623.0

http://www.zagadki.org/riddles/professions/1/

http://www.forumchata.ru/zagadki/37-pro-mamu-i-papu/772-zagadki-o-professijah-mam.html







t1645412924ad.png



Отчёт

о проведении профориентационной недели

«Профессии наших предков»


На основании программы профориентационной работы и районного положения «Центра развития творчества» (от 19.01.2022 г.) о проведении профориентационной недели в образовательных организациях, была проведена неделя профориентации с 14.02.2022 г. по 19.02.2022 г., с обучающихся подготовительной группы «Дошкольник» по 11 класс.

Проведение профориентационной недели проходило в 3 этапа: подготовительно - организационный, методический, аналитико - заключительный.

Подготовительно - организационный этап заключался в подготовке и организации проведения недели профориентации.

Собственно - методический этап  – это проведение цикла запланированных мероприятий в рамках профориентационной недели.

Аналитико - заключительный этап нужен для подведения итогов недели, анализа и обобщения всех запланированных мероприятий.

Подготовительным этапом стало обновление профессионального уголка «Компас в мир профессий», в фойе 1 этажа, а также подготовка информации о каждом дне профориентационной недели (см. Приложение 1)

Завершилась неделя профориентации подведением итогов, выявлением лучших знатоков в мире профессий.


14.02.2022 г.

Класс: 4, количество участников – 6 из 12.

Тема: «Путешествие по залам музея».

t1645412924ad.pngЦель: познакомить детей с деятельностью музея, профессиями людей, которые работают в музеях. t1645412924am.png

t1645412924an.pngt1645412924am.png











t1645412924ao.png

15.02.2022 г.

Класс: 3, количество участников – 6 из 10.

Тема: «Угадай профессию». Мультфильм «Кем я хочу стать, когда выросту?»

Упражнение «Найди профессию в школе» (см. Приложение 2)

Цель: знакомство учащихся с миром профессий.

t1645412924ap.png
















15.02.2022 г.

Класс: 10, количество участников – 6 из 9.

Тема: Видеоролик «Забытые профессии». Интерактивная игра «Кто хочет стать миллионером». Тема «Профессии из кинофильма»

Цель: развитие интереса к «забытым» профессиям.


t1645412924aq.pngt1645412924ar.png








t1645412924ad.png16.02.2022 г.

Класс: 1, количество участников – 7 из 10.

Тt1645412924as.png ема: Презентация «Старинные профессии». Мультфильм «Кем я хочу стать, когда выросту».

Цель: ознакомление со старинными профессиями.












18.02.2022 г.

Класс: подготовительная группа, количество дошкольников – 2.

Тема: Презентация «Предметы для профессионала».

Мультфильм «Маша и медведь», серия 78 «Кем быть?»

Цель: познакомить учащихся с разными профессиями.

t1645412924at.png








17.02.2022 г.

Класс: 2, количество участников – 7 из 18.

Тема: Интерактивная игра «Путешествие в мир профессий».

Цель: развитие интереса к миру профессий.

t1645412924au.png












18.02.2022 г.

Класс: 11, количество участников – 2 из 3.

Тема: Интерактивная игра «Кто хочет стать миллионером». Тема «Старинные профессии».

Упражнение «Ключевые слова» (см. Приложение 3)

Цель: ознакомление со старинными профессиями через игровую деятельность.



t1645412924av.pngt1645412924aw.png









18.02.2022 г.

Класс: 9, количество участников – 7.

Тема: Видеоролик «Забытые профессии». Познавательная игра «Профессии наших предков».

Цt1645412924ax.pngt1645412924ay.png ель: знакомство обучающихся с профессиями наших предков через игровую деятельность.








19.02.2022 г.

Класс: 8, количество участников – 6 из 13.

Тема: Интерактивная игра «Поле Чудес».

Цель: расширить представления учащихся о профессиях наших предков.




t1645412924az.pngt1645412924ba.png














































t1645412924ad.pngПриложение 1

Паспорт уголка профориентации

Структурные компоненты

Информация

1

Наименование образовательного учреждения

МКОУ Тогучинского района «Коуракская средняя школа им. А.Я. Михайлова»

2

ФИО директора

t1645412924bb.pngДжиго Фёдор Михайлович

3

Ответственный за оформление уголка

Марников Николай Владимирович


4

Название уголка профориентации

«Компас в мир профессий»

5

Эмблема





t1645412924bc.jpg

6

Место расположения уголка профориентации

Информационная стендовая зкспозиция: фойе 1 этажа.

Мы не выбираем профессию, а учим, как выбирать. В современном мире профессии очень быстро меняются, появляются новые. Для выбора профессии в меняющемся мире мало знать, какие профессии существуют. Важно уметь выбирать свой путь. Для того, чтобы выбрать свою траекторию развития, важно понимать себя, свои сильные и слабые стороны, осознанно принимать решения

7

Актуальность

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессиях школьники не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Очевидно, что профессиональный выбор, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счёте – благополучия его семьи. Профессиональное просвещение окажет неоценимое воздействие на активизацию работы как самих учащихся, так и педагогического коллектива и родителей

8

Цели и задачи

Цель: повышение эффективности системы профориентационной работы в школе.

Задачи:

- профессиональное просвещение школьников, их родителей, учителей (информация о мире труда и профессиях);

- организация широкой пропаганды нужных экономическому району рабочих профессий

9

Целевые группы

Обучающиеся с 1 по 11 класс

Учителя

Родители

10

Количество рубрик, название, содержание

Постоянных – 4

Временных – 4

Постоянные ркбрики:

- вести с биржи труда (информация о востребованных профессиях в рамках города);

- трудоустройство выпускников (информация о поступлении выпускников 9 и 11 классов);

- профессиональный сегмент будущего (советы по социальной адаптации, психологическое просвещение);

- вести наших партнёров (информация от учреждений высшего, среднего профессионального образования);

Временные рубрики:

- новые профессии (информация о новых профессиях);

- как выбрать ВУЗ? (советы выпускникам);

- крылатые фразы (пословицы, поговорки, крылатые выражения);

- интересные встречи (информация о проведённых мероприятиях, фотоотчёт)









Приложение 2



«Найди профессию в школе»

Найдите названия профессий, которые есть в нашей школе:


а 

 б

м

е

д

с

е

с

т

р

а

 у

к 

 е

 н

с

 г

ш 

б

и

б

л

и

о

т

е

к

а

р

ь

п

о

в

а

р

б

п

 ц

у 

к

 е

 н

 г

 о

с

т

о

р

о

ж

о

н

э

у

с

 о

к

 р

п 

 а

 в

 о

ф

 ъ

 х

з 

 щ

у

д

т

л

х

и

 л

о

 к

з 

 а

д 

 о

 ш

 е

 к

а 

 в

б

и

е

е

г

х

д 

ч

 ю

 ц

д

в

о

р

н

и

к

 о

о

т

х

к

а

о

 ж

е

а 

ш

н

я

н

я

к 

 и

 е

 о

р

е

н

т

л

л

э 

г

к 

 ф

а 

с

т

о

л

я

р

 к

щ

л

и

р

т

о

я 

а

 м

 в

 и

л

 з

 и

 о

 р

 о

 л

и

ь

к

и

е

г

 ч

р

л 

и 

а 

 в

 а

 м

а

п 

 е

 к

к

и 

 а

к

р

 л

 с

у 

к

л

а

д

о

в

щ

и

к

б

 ю

ж 

ш 

 у

в 

 л

 м

и 

т 

 ь

п

р

е

п

о

д

а

в

а

т

е

л

ь

у

ч

и

т

е

л

ь

в

о

с

п

и

т

а

т

е

л

ь














Приложение 3

«Ключевые слова»

Школа – начало пути к любой профессии.

Вы сможете прочитать те слова, которые вам помогут сделать правильный выбор в профессии, слова-напутствия для достижения цели.

t1645412924bd.gif

Развивайте _________________ (ответ: Знания, умения)

t1645412924be.gif



Правильный выбор – совпадение трёх слагаемых: _______________________

(ответ: Хочу, могу, надо)


t1645412924bf.gif



















Желаю ______________________

(ответ: Успехов, удачи)




2



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.