Проект «Профессии наших предков»
М КОУ Тогучинского района «Коуракская средняя школа им. А.Я. Михайлова»
Проект
«Профессии наших предков»
Составил: ответственный за профориентационную работу в школе
Марников Николай Владимирович
2 022 г.
Оглавление
1 | Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России» | 3 |
2 | Пояснительная записка | 4 |
3 | План мероприятий | 10 |
4 | Заключение | 12 |
5 | Список литературы | 13 |
6 | Отчёт о проведении профориентационной недели | 15 |
7 | Приложения | 21 |
«Профессии наших предков»
2022 год объявлен в России годом народного искусства и материального культурного наследия. Согласно документу, Год культурного наследия народов России проводится "в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ".
Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, „накопленной“ культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство. Д.С. Лихачев |
Пояснительная записка
Президент РФ Владимир Путин поддержал идею провести в России Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов. Об этом он заявил на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Наступивший 2022 год будет посвящен культурному наследию народов России. Об этом говорится в Указе, который подписал Президент страны В.В. Путин 30.12.2021 года. | |
«Ранее уже предлагалось провести в России Год народного искусства и нематериального культурного наследия наших народов. Давайте так и сделаем, сделаем это в 2022 году», – сказал глава государства. В каждом регионе есть свои культурные и национальные ценности, музеи, экспозиции, к оллективы народного творчества, энтузиасты-общественники, народные умельцы, этнографы. Их предложения и инициативы будут учитываться в первую очередь, чтобы сделать максимально эффективной намеченную программу. Фестивали и ярмарки – неотъемлемые, но не единственные пункты в намеченном плане. | |
В истории России существовало немало профессий, большинству из которых вряд ли можно было бы позавидовать. Но течение времени унесло отжившие профессии из бытия современных людей и лишь на картинках художников – классиков да в исторических летописях остались упоминания о многих из них.
Современному горожанину сложно представить свою жизнь без водопроводов и канализации, а ведь даже в столицах таких удобств не существовало в массовом пользовании. И людям приходилось в любую погоду ходить за водой с вёдрами на дальние расстояния. А многие, кто был побогаче, покупали воду у водоносов, платя за неё немалые деньги.
Что примечательно, в старину широко были востребованы и золотари, профессия которых в современном понимании приравнивается к профессии ассенизатора. И если работа водовоза была почитаемой, престижной и доходной, то работа золотаря была не очень приятна, так как дурно пахла. Золотарь должен был вывозить канализационные массы в бочках и чистить отхожие места, чтобы поддерживать санитарную чистоту в городе. Своё название эта профессия получила из-за того, что нечистоты, сливаемые на улицы, в шутку назывались ночным «золотом». И просуществовали золотари в России до конца девятнадцатого века.
Цель: выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
◊ Знакомство обучающихся с профессиями наших предков через игровую деятельность.
◊ Создание условий для оказания обучающимся поддержки в профессиональном самоопределении.
◊ Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности с учётом психофизических возможностей.
◊ Обеспечение вариативности в профориентационной работе, за счёт комплексных и нетрадиционных форм и методов.
Практическая значимость: материал данной программы, может быть использован на внеурочных занятиях.
Основными методами организации деятельности являются:
- методы состязательности;
- метод коллективной творческой деятельности.
Форма: квест – игра, интерактивная игра, урок – викторина, тестовые задания, презентации.
Этапы реализации:
I | подготовительный | - подготовка методических материалов; - подготовка материально-технической базы | 01 – 05 февраля 2022 г. |
II | организационный | - запуск проекта; - методическая работа с классными руководителями | 07 – 12 февраля 2022 г. |
III | содержательно-деятельностный | - реализация основной идеи проекта; - вовлечение детей в различные виды деятельности; - познавательные мероприятия; - творческие мероприятия | 14 – 19 февраля 2022 г. |
IV | контрольно-аналитический | - подведение итогов реализации проекта; - размещение информации на сайте школы | 21 – 26 февраля 2022 г. |
Содержание проекта:
Включение в 2022 году в Профориентационную Неделю мероприятий, связанных с проведением Года культурного наследия народов России, позволит повысить качество, степень удовлетворенности родителей и воспитанников результатами деятельности.
Направление актуально, т.к. культурное наследие значимо для будущего страны.
Проект рассчитан на разновозрастную категорию детей. Самое главное условие эффективности проекта — добровольное участие детей. Каждая встреча должна завершаться чем-то радостным, весёлым, положительным. Занятия направлены на формирования сотрудничества и взаимопонимания.
Сроки реализации:
Проект рассчитан на - 1 неделю, в рамках проведения Профориентационной Недели. Продолжительность недели – 6 дней (с 14.02.2022 г. по 19.02.2022 г.)
Условия реализации:
Работа по проекту осуществляется не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства.
Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.
Таким образом, важным условием эффективной реализации проекта является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли учителя.
Показатели результативности и эффективности проекта:
◊ Создание социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство.
◊ Активность участников взаимодействия - желание участвовать в совместной деятельности.
◊ Участие учащихся в мероприятиях, конкурсах.
◊ Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
◊ Заинтересованность учителей и детей в реализации проекта, благоприятный психологический климат.
Система поощрения:
◊ Вручение грамот.
◊ Благодарственное письмо родителям.
◊ Материальное вознаграждение (сувенир).
◊ Выполнение наиболее ответственных поручений.
Риски проекта:
Риск | Пути преодоления риска |
Сопротивление классных руководителей | Убеждение |
Препятствия со стороны учащихся и их родителей | Осуществление разъяснительной работы, привлечение на принципе добровольности |
Перегрузка учащихся | Согласование планов работы, равномерное распределение обязанностей |
- развитие лидерских и организаторских качеств;
- развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
- получение участниками умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
- развитие коммуникативных способностей и толерантности;
- повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность;
- приобретение новых знаний и умений;
- расширение кругозора детей;
- повышение общей культуры учащихся;
- личностный рост участников;
- формирование у школьников общекультурных компетенций, предписанных ФГОС;
- формирование интереса к будущей профессии и к учебе в школе в целом.
План мероприятий
Дата | Тема | Цель | Участники | Время | Ответственный | ||
понедельник 14.02. 2022 г. | Информирование. Подготовка материалов. Конкурс рисунков «Страна Профессий» (с подготовительной группы по 4 класс). Конкурс рисунков «Старинные профессии» (с 5 по 7 класс). Конкурс презентаций «Профессии наших предков» (с 8 по 11 класс). Конкурс «Сочинялкин» (с 5 по 11 класс). | педагог-психолог | |||||
Игра «Путешествие по залам музея» | Цель: познакомить детей с деятельностью музея, профессиями людей, которые работают в музеях | 4 класс | 12.10 – 12.50 | ||||
| | | | | |||
Интерактивная игра «Угадай профессию» | Цель: создать информационное пространство о профессиях наших предков | 6 класс | 13.50 -14.30 | ||||
вторник 15.02. 2022 г. | Квест – игра «Угадай профессию». Мультфильм «Кем я хочу стать, когда выросту» | Цель: знакомство учащихся с миром профессий | 3 класс | 12.10 – 12.50 | педагог-психолог | ||
Видеоролик «Забытые профессии». Интерактивная игра «Кто хочет стать миллионером». Тема «Профессии из кинофильма» | Цель: развитие интереса к «забытым» профессиям | 10 | 14.40 – 15.20 | ||||
среда 16.02. 2022 г. | Презентация «Старинные профессии». Мультфильм «Кем я хочу стать, когда выросту». | Цель: ознакомление со старинными профессиями | 1 класс | 12.10 – 12.50 | педагог-психолог | ||
Викторина «Интересные факты о профессиях» | Цель: ознакомление с профессиями наших предков | 7 класс | 13.50 -14.30 | ||||
четверг 17.02. 2022 г. | Презентация «Предметы для профессионала». Мультфильм «Маша и медведь», серия 78 «Кем быть?» | Цель: познакомить учащихся с разными профессиями | подготовительная группа | 09.30 – 10.00 | педагог-психолог | ||
Интерактивная игра «Путешествие в мир профессий» | Цель: развитие интереса к миру профессий | 2 класс | 13.00 – 13.40 | ||||
пятница 18.02. 2022 г. | Видеоролик «Забытые профессии». Познавательная игра «Профессии наших предков» | Цель: знакомство обучающихся с профессиями наших предков через игровую деятельность | 9 класс | 13.50 -14.30 | педагог-психолог | ||
Видеоролик «Исчезнувшие профессии». Интерактивная игра «Кто хочет стать миллионером». Тема «Старинные профессии» | Цель: ознакомление со старинными профессиями через игровую деятельность | 11 класс | 14.40 – 15.20 | ||||
суббота 19.02. 2022 г. | Интерактивная игра «Поле Чудес» | Цель: расширить представления учащихся о профессиях наших предков | 8 класс | 09.20 – 10.00 | педагог-психолог | ||
Бланковая игра «Узнай профессию» | Цель: актуализировать знания в области профессионального самоопределения | 5 класс | 10.20 – 11.00 | ||||
понедельник 21.02. 2022 г. | Подведение итогов Недели психологии | педагог-психолог |
Заключение
У всякого общества в разные периоды его развития разная потребность в профессиональном труде. На Руси народ никогда без дела не сидел – «то баклуши бил, то лясы точил», были профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные, каждый кормил семью в зависимости от происхождения и способностей. Это сейчас существует множество технических средств, облегчающих труд, а раньше всё делалось, умелыми мозолистыми руками и во всякое дело вкладывалась, частичка души.
Много профессий и ремёсел кануло в прошлое, а другие сейчас обрели своё второе рождение. Ведь в наше время, время массового потребления «пластиковых», искусственно выращенных и машинами созданных продуктов, возрастает тяга к «живому», натуральному, природному – родному.
Нельзя сказать, что все старинные профессии исчезли из нашей жизни, упоминания о многих из них сохранены в бессмертных произведениях классиков русской литературы. Базовые потребности людей – иметь пищу, одежду, крышу над головой – со временем не стали менее актуальными, а скорее модернизировались. Так и те профессии, будучи «прародителями» сегодняшних, видоизменились, модернизировались, автоматизировались. А некоторые возродились.
Список литературы
1.Бескоровайная, Л.С. Добру и справедливости учить!: (Воспитательная работа в начальной школе) [Текст] // Бескоровайная Л.С.Настольная книга учителя начальных классов / Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. - Ростов-на-Дону,2002.
2.Вершинин, С.И. Диагностика и коррекция самооценки учащихся в процессе профессионального выбора [Текст] / С.И.Вершинин, Е.Д. Сурудина // Школа и производство. – 1996.
3.Вершинин, С.И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий [Текст] / С.И. Вершинин // Школа и производство. – 1996. - №3.
4.Землянская, Е. Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст] / Е.Н. Землянская // Начальная школа.-2002.-№ 12.
5.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А.Климов. – Ростов-на-Дону,1996.
6.Крупина, И.В. Роль семьи в профориентации и подготовке детей к труду [Текст] / И.В.Крупина // Школа. - 2001.
7.Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение [Текст]: учебное пособие для вузов / К. А. Аветисян и др.; под ред. Л.М.Митиной. - М.: Академия, 2005.
8.Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: Книга для учителя [Текст] / Под ред. А.Я.Журкиной, С.Н.Чистяковой. – Кемерово, 1996.
9.Пряжников, Н. Профессиональное самоопределение в стране обесцененного труда [Текст] / Н. Пряжников // Народное образование. - 2001.
10.Сазонов, А.Д. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для пед. ин-тов [Текст] / А.Д.Сазонов. – М.: Просвещение, 1988.
11.Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников: Введение в мир профессий [Текст] / Галина Семенова // Начальная школа. - 2007. - 16-31 января (№ 2).
12.Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст] / Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
13.Тамбовкина, Т. Все счастье земли - за трудом: Уроки воспитания интереса к профессии [Текст] / Т.Тамбовкина // Начальная школа. - 1999.-№ 21(июнь). - С.12-13; № 38(октябрь).
14.Школа и выбор профессии / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г.Агаповой. – М.: Педагогика, 1987.
15.Яковлева, С. Путешествие в Страну профессий [Текст] / С. Яковлева // Начальная школа. - 1998. - № 29(авг.).
Список электронных ресурсов
http://buketkrasoty.cc/index.php?topic=4623.0
http://www.zagadki.org/riddles/professions/1/
http://www.forumchata.ru/zagadki/37-pro-mamu-i-papu/772-zagadki-o-professijah-mam.html
Отчёт
о проведении профориентационной недели
«Профессии наших предков»
На основании программы профориентационной работы и районного положения «Центра развития творчества» (от 19.01.2022 г.) о проведении профориентационной недели в образовательных организациях, была проведена неделя профориентации с 14.02.2022 г. по 19.02.2022 г., с обучающихся подготовительной группы «Дошкольник» по 11 класс.
Проведение профориентационной недели проходило в 3 этапа: подготовительно - организационный, методический, аналитико - заключительный.
Подготовительно - организационный этап заключался в подготовке и организации проведения недели профориентации.
Собственно - методический этап – это проведение цикла запланированных мероприятий в рамках профориентационной недели.
Аналитико - заключительный этап нужен для подведения итогов недели, анализа и обобщения всех запланированных мероприятий.
Подготовительным этапом стало обновление профессионального уголка «Компас в мир профессий», в фойе 1 этажа, а также подготовка информации о каждом дне профориентационной недели (см. Приложение 1)
Завершилась неделя профориентации подведением итогов, выявлением лучших знатоков в мире профессий.
14.02.2022 г.
Класс: 4, количество участников – 6 из 12.
Тема: «Путешествие по залам музея».
Цель: познакомить детей с деятельностью музея, профессиями людей, которые работают в музеях.
15.02.2022 г.
Класс: 3, количество участников – 6 из 10.
Тема: «Угадай профессию». Мультфильм «Кем я хочу стать, когда выросту?»
Упражнение «Найди профессию в школе» (см. Приложение 2)
Цель: знакомство учащихся с миром профессий.
15.02.2022 г.
Класс: 10, количество участников – 6 из 9.
Тема: Видеоролик «Забытые профессии». Интерактивная игра «Кто хочет стать миллионером». Тема «Профессии из кинофильма»
Цель: развитие интереса к «забытым» профессиям.
16.02.2022 г.
Класс: 1, количество участников – 7 из 10.
Т ема: Презентация «Старинные профессии». Мультфильм «Кем я хочу стать, когда выросту».
Цель: ознакомление со старинными профессиями.
18.02.2022 г.
Класс: подготовительная группа, количество дошкольников – 2.
Тема: Презентация «Предметы для профессионала».
Мультфильм «Маша и медведь», серия 78 «Кем быть?»
Цель: познакомить учащихся с разными профессиями.
17.02.2022 г.
Класс: 2, количество участников – 7 из 18.
Тема: Интерактивная игра «Путешествие в мир профессий».
Цель: развитие интереса к миру профессий.
18.02.2022 г.
Класс: 11, количество участников – 2 из 3.
Тема: Интерактивная игра «Кто хочет стать миллионером». Тема «Старинные профессии».
Упражнение «Ключевые слова» (см. Приложение 3)
Цель: ознакомление со старинными профессиями через игровую деятельность.
18.02.2022 г.
Класс: 9, количество участников – 7.
Тема: Видеоролик «Забытые профессии». Познавательная игра «Профессии наших предков».
Ц ель: знакомство обучающихся с профессиями наших предков через игровую деятельность.
19.02.2022 г.
Класс: 8, количество участников – 6 из 13.
Тема: Интерактивная игра «Поле Чудес».
Цель: расширить представления учащихся о профессиях наших предков.
Приложение 1
Паспорт уголка профориентации
№ | Структурные компоненты | Информация |
1 | Наименование образовательного учреждения | МКОУ Тогучинского района «Коуракская средняя школа им. А.Я. Михайлова» |
2 | ФИО директора | Джиго Фёдор Михайлович |
3 | Ответственный за оформление уголка | Марников Николай Владимирович |
4 | Название уголка профориентации | «Компас в мир профессий» |
5 | Эмблема | |
6 | Место расположения уголка профориентации | Информационная стендовая зкспозиция: фойе 1 этажа. Мы не выбираем профессию, а учим, как выбирать. В современном мире профессии очень быстро меняются, появляются новые. Для выбора профессии в меняющемся мире мало знать, какие профессии существуют. Важно уметь выбирать свой путь. Для того, чтобы выбрать свою траекторию развития, важно понимать себя, свои сильные и слабые стороны, осознанно принимать решения |
7 | Актуальность | Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессиях школьники не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Очевидно, что профессиональный выбор, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счёте – благополучия его семьи. Профессиональное просвещение окажет неоценимое воздействие на активизацию работы как самих учащихся, так и педагогического коллектива и родителей |
8 | Цели и задачи | Цель: повышение эффективности системы профориентационной работы в школе. Задачи: - профессиональное просвещение школьников, их родителей, учителей (информация о мире труда и профессиях); - организация широкой пропаганды нужных экономическому району рабочих профессий |
9 | Целевые группы | Обучающиеся с 1 по 11 класс Учителя Родители |
10 | Количество рубрик, название, содержание | Постоянных – 4 Временных – 4 Постоянные ркбрики: - вести с биржи труда (информация о востребованных профессиях в рамках города); - трудоустройство выпускников (информация о поступлении выпускников 9 и 11 классов); - профессиональный сегмент будущего (советы по социальной адаптации, психологическое просвещение); - вести наших партнёров (информация от учреждений высшего, среднего профессионального образования); Временные рубрики: - новые профессии (информация о новых профессиях); - как выбрать ВУЗ? (советы выпускникам); - крылатые фразы (пословицы, поговорки, крылатые выражения); - интересные встречи (информация о проведённых мероприятиях, фотоотчёт) |
|
Приложение 2
«Найди профессию в школе»
Найдите названия профессий, которые есть в нашей школе:
а | б | м | е | д | с | е | с | т | р | а | у | к | е | н | с | г | ш |
б | и | б | л | и | о | т | е | к | а | р | ь | п | о | в | а | р | б |
п | ц | у | к | е | н | г | о | с | т | о | р | о | ж | о | н | э | у |
с | о | к | р | п | а | в | о | ф | ъ | х | з | щ | у | д | т | л | х |
и | л | о | к | з | а | д | о | ш | е | к | а | в | б | и | е | е | г |
х | д | ч | ю | ц | д | в | о | р | н | и | к | о | о | т | х | к | а |
о | ж | е | а | ш | н | я | н | я | к | и | е | о | р | е | н | т | л |
л | э | г | к | ф | а | с | т | о | л | я | р | к | щ | л | и | р | т |
о | я | а | м | в | и | л | з | и | о | р | о | л | и | ь | к | и | е |
г | ч | р | л | и | а | в | а | м | а | п | е | к | к | и | а | к | р |
л | с | у | к | л | а | д | о | в | щ | и | к | б | ю | ж | ш | у | в |
л | м | и | т | ь | п | р | е | п | о | д | а | в | а | т | е | л | ь |
у | ч | и | т | е | л | ь | в | о | с | п | и | т | а | т | е | л | ь |
Приложение 3
«Ключевые слова»
Школа – начало пути к любой профессии.
Вы сможете прочитать те слова, которые вам помогут сделать правильный выбор в профессии, слова-напутствия для достижения цели.
Развивайте _________________ (ответ: Знания, умения)
Правильный выбор – совпадение трёх слагаемых: _______________________
(ответ: Хочу, могу, надо)
Желаю ______________________
(ответ: Успехов, удачи)
2