12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марников Николай Владимирович117
Россия, Новосибирская обл., с. Коурак

Мt1645412924aa.jpg КОУ Тогучинского района «Коуракская средняя школа им. А.Я. Михайлова»











Проект

«Профессии наших предков»

t1645412924ab.png














Составил: ответственный за профориентационную работу в школе

Марников Николай Владимирович


2t1645412924ac.jpg 022 г.

Оглавление

1

Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России»

3

2

Пояснительная записка

4

3

План мероприятий

10

4

Заключение

12

5

Список литературы

13

6

Отчёт о проведении профориентационной недели

15

7

Приложения

21


















t1645412924ac.jpgt1645412924ac.jpgt1645412924ad.png



t1645412924ae.png





































t1645412924ad.png





«Профессии наших предков»


2022 год объявлен в России годом народного искусства и материального культурного наследия. Согласно документу, Год культурного наследия народов России проводится "в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ".

Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, „накопленной“ культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство.

Д.С. Лихачев



Пояснительная записка


Президент РФ Владимир Путин поддержал идею провести в России Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов. Об этом он заявил на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Наступивший 2022 год будет посвящен культурному наследию народов России. Об этом говорится в Указе, который подписал Президент страны В.В. Путин 30.12.2021 года.

t1645412924af.png«Ранее уже предлагалось провести в России Год народного искусства и нематериального культурного наследия наших народов. Давайте так и сделаем, сделаем это в 2022 году», – сказал глава государства.

В каждом регионе есть свои культурные и национальные ценности, музеи, экспозиции, кt1645412924ag.png оллективы народного творчества, энтузиасты-общественники, народные умельцы, этнографы. Их предложения и инициативы будут учитываться в первую очередь, чтобы сделать максимально эффективной намеченную программу. Фестивали и ярмарки – неотъемлемые, но не единственные пункты в намеченном плане.


В истории России существовало немало профессий, большинству из которых вряд ли можно было бы позавидовать. Но течение времени унесло отжившие профессии из бытия современных людей и лишь на картинках художников – классиков да в исторических летописях остались упоминания о многих из них.

Современному горожанину сложно представить свою жизнь без водопроводов и канализации, а ведь даже в столицах таких удобств не существовало в массовом пользовании. И людям приходилось в любую погоду ходить за водой с вёдрами на дальние расстояния. А многие, кто был побогаче, покупали воду у водоносов, платя за неё немалые деньги.

t1645412924ad.pngt1645412924ac.jpgt1645412924ac.jpgt1645412924ac.jpgЧто примечательно, в старину широко были востребованы и золотари, профессия которых в современном понимании приравнивается к профессии ассенизатора. И если работа водовоза была почитаемой, престижной и доходной, то работа золотаря была не очень приятна, так как дурно пахла. Золотарь должен был вывозить канализационные массы в бочках и чистить отхожие места, чтобы поддерживать санитарную чистоту в городе. Своё название эта профессия получила из-за того, что нечистоты, сливаемые на улицы, в шутку назывались ночным «золотом». И просуществовали золотари в России до конца девятнадцатого века.

Цель:  выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

Знакомство обучающихся с профессиями наших предков через игровую деятельность.

Создание условий для оказания обучающимся поддержки в профессиональном самоопределении.

Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности с учётом психофизических возможностей.

Обеспечение вариативности в профориентационной работе, за счёт комплексных и нетрадиционных форм и методов.

Практическая значимость: материал данной программы, может быть использован на внеурочных занятиях.

Основными методами организации деятельности являются:

- методы состязательности;

- метод коллективной творческой деятельности.

Форма: квест – игра, интерактивная игра, урок – викторина, тестовые задания, презентации.

Этапы реализации:

I

подготовительный


- подготовка методических материалов;

- подготовка материально-технической базы

01 – 05 февраля 2022 г.

II


организационный


- запуск проекта;

- методическая работа с классными руководителями

t1645412924ad.png07 – 12 февраля 2022 г.

III


содержательно-деятельностный


- реализация основной идеи проекта;

- вовлечение детей в различные виды деятельности;

- познавательные мероприятия;

- творческие мероприятия

14 – 19 февраля 2022 г.

IV


контрольно-аналитический


- подведение итогов реализации проекта;

- размещение информации на сайте школы

21 – 26 февраля 2022 г.


Содержание проекта:

Включение в 2022 году в Профориентационную Неделю мероприятий, связанных с проведением Года культурного наследия народов России, позволит повысить качество, степень удовлетворенности родителей и воспитанников результатами деятельности.

Направление актуально, т.к. культурное наследие значимо для будущего страны.

Проект рассчитан на разновозрастную категорию детей. Самое главное условие эффективности проекта — добровольное участие детей. Каждая  встреча должна завершаться чем-то радостным, весёлым, положительным. Занятия направлены на формирования сотрудничества и взаимопонимания.

Сроки реализации:

Проект рассчитан на - 1 неделю, в рамках проведения Профориентационной Недели. Продолжительность недели – 6 дней (с 14.02.2022 г. по 19.02.2022 г.)

Условия реализации:

Работа по проекту осуществляется не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства.

t1645412924ad.pngt1645412924ac.jpgt1645412924ac.jpgt1645412924ac.jpgt1645412924ac.jpgВзаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.

Таким образом, важным условием эффективной реализации проекта является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли учителя.

Показатели результативности и эффективности проекта:

Создание  социально-педагогической  развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство.

Активность участников взаимодействия - желание участвовать в совместной деятельности.

Участие учащихся  в мероприятиях, конкурсах.

Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Заинтересованность учителей и детей в реализации проекта, благоприятный психологический климат.

Система поощрения:

Вручение грамот.

Благодарственное письмо родителям.

Материальное вознаграждение (сувенир).

Выполнение наиболее ответственных поручений.

Риски проекта:



Риск

Пути преодоления риска

Сопротивление классных руководителей

Убеждение

Препятствия со стороны учащихся и их родителей

Осуществление разъяснительной работы, привлечение на принципе добровольности

Перегрузка учащихся

t1645412924ad.pngСогласование планов работы, равномерное распределение обязанностей

Ожидаемые результаты:

- развитие лидерских и организаторских качеств;

- развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;

- получение участниками умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

- развитие коммуникативных способностей и толерантности;

- повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность;

- приобретение новых знаний и умений;

- расширение кругозора детей;

- повышение общей культуры учащихся;

- личностный рост участников;

- формирование у школьников общекультурных компетенций, предписанных ФГОС;

- формирование интереса к будущей профессии и к учебе в школе в целом.

t1645412924ah.png t1645412924ai.jpg















t1645412924ad.png


t1645412924ac.jpgt1645412924ac.jpgt1645412924ac.jpgt1645412924ac.jpgt1645412924ac.jpg

План мероприятий


Дата

Тема

Цель

Участники

Время

Ответственный

понедельник

14.02.

2022 г.

Информирование. Подготовка материалов.

Конкурс рисунков «Страна Профессий» (с подготовительной группы по 4 класс).

Конкурс рисунков «Старинные профессии» (с 5 по 7 класс).

Конкурс презентаций «Профессии наших предков» (с 8 по 11 класс).

Конкурс «Сочинялкин» (с 5 по 11 класс).

педагог-психолог

Игра «Путешествие по залам музея»

Цель: познакомить детей с деятельностью музея, профессиями людей, которые работают в музеях

4 класс

12.10 – 12.50






Интерактивная игра «Угадай профессию»

Цель: создать информационное пространство о профессиях наших предков

6 класс

13.50 -14.30

вторник

15.02.

2022 г.

Квест – игра «Угадай профессию». Мультфильм «Кем я хочу стать, когда выросту»

Цель: знакомство учащихся с миром профессий


3 класс

12.10 – 12.50

педагог-психолог

Видеоролик «Забытые профессии».

Интерактивная игра «Кто хочет стать миллионером». Тема «Профессии из кинофильма»

Цель: развитие интереса к «забытым» профессиям

10

14.40 – 15.20

среда

16.02.

2022 г.

Презентация «Старинные профессии». Мультфильм «Кем я хочу стать, когда выросту».

Цель: ознакомление со старинными профессиями

1 класс

12.10 – 12.50

педагог-психолог

Викторина «Интересные факты о профессиях»

Цель: ознакомление с профессиями наших предков


7 класс

13.50 -14.30

четверг

17.02.

2022 г.

Презентация «Предметы для профессионала».

Мультфильм «Маша и медведь», серия 78 «Кем быть?»

Цель: познакомить учащихся с разными профессиями


подготовительная группа

09.30 – 10.00

педагог-психолог

Интерактивная игра «Путешествие в мир профессий»

Цель: развитие интереса к миру профессий

2 класс

13.00 – 13.40

пятница

18.02.

2022 г.

Видеоролик «Забытые профессии». Познавательная игра «Профессии наших предков»

Цель: знакомство обучающихся с профессиями наших предков через игровую деятельность

9 класс

13.50 -14.30

педагог-психолог

Видеоролик «Исчезнувшие профессии».

Интерактивная игра «Кто хочет стать миллионером». Тема «Старинные профессии»

Цель: ознакомление со старинными профессиями через игровую деятельность

11 класс

14.40 – 15.20

суббота

19.02.

2022 г.

Интерактивная игра «Поле Чудес»

Цель: расширить представления учащихся о профессиях наших предков

8 класс

09.20 – 10.00

педагог-психолог

Бланковая игра «Узнай профессию»


Цель: актуализировать

знания в области профессионального самоопределения

5 класс

10.20 –

11.00

понедельник

21.02.

2022 г.

Подведение итогов Недели психологии

педагог-психолог


t1645412924ad.png

Заключение


У всякого общества в разные периоды его развития разная потребность в профессиональном труде. На Руси народ никогда без дела не сидел – «то баклуши бил, то лясы точил», были профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные, каждый кормил семью в зависимости от происхождения и способностей. Это сейчас существует множество технических средств, облегчающих труд, а раньше всё делалось, умелыми мозолистыми руками и во всякое дело вкладывалась, частичка души.

Много профессий и ремёсел кануло в прошлое, а другие сейчас обрели своё второе рождение. Ведь в наше время, время массового потребления «пластиковых», искусственно выращенных и машинами созданных продуктов, возрастает тяга к «живому», натуральному, природному – родному.

Нельзя сказать, что все старинные профессии исчезли из нашей жизни, упоминания о многих из них сохранены в бессмертных произведениях классиков русской литературы. Базовые потребности людей – иметь пищу, одежду, крышу над головой – со временем не стали менее актуальными, а скорее модернизировались. Так и те профессии, будучи «прародителями» сегодняшних, видоизменились, модернизировались, автоматизировались. А некоторые возродились.

t1645412924aj.jpgt1645412924ak.jpgt1645412924al.jpg









t1645412924ad.png



Список литературы

1.Бескоровайная, Л.С.  Добру и справедливости учить!: (Воспитательная работа в начальной школе) [Текст] // Бескоровайная Л.С.Настольная книга учителя начальных классов / Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. - Ростов-на-Дону,2002.

2.Вершинин, С.И. Диагностика и коррекция самооценки учащихся в процессе профессионального выбора [Текст] / С.И.Вершинин, Е.Д. Сурудина // Школа и производство. – 1996.

3.Вершинин, С.И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий [Текст] / С.И. Вершинин // Школа и производство. – 1996. - №3.

4.Землянская, Е. Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст] / Е.Н. Землянская // Начальная школа.-2002.-№ 12.

5.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А.Климов. – Ростов-на-Дону,1996.

6.Крупина, И.В.   Роль семьи в профориентации и подготовке детей к труду [Текст] / И.В.Крупина // Школа. - 2001.

7.Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение [Текст]: учебное пособие для вузов / К. А. Аветисян и др.; под ред. Л.М.Митиной. - М.: Академия, 2005.

8.Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: Книга для учителя [Текст] / Под ред. А.Я.Журкиной, С.Н.Чистяковой. – Кемерово, 1996.

t1645412924ad.png9.Пряжников, Н.   Профессиональное самоопределение в стране обесцененного труда [Текст] / Н. Пряжников // Народное образование. - 2001.

10.Сазонов, А.Д. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для пед. ин-тов [Текст] / А.Д.Сазонов. – М.: Просвещение, 1988.

11.Семенова, Г.   Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников: Введение в мир профессий [Текст] / Галина Семенова // Начальная школа. - 2007. - 16-31 января (№ 2).

12.Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст] / Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

13.Тамбовкина, Т. Все счастье земли - за трудом: Уроки воспитания интереса к профессии [Текст] / Т.Тамбовкина // Начальная школа. - 1999.-№ 21(июнь). - С.12-13; № 38(октябрь).

14.Школа и выбор профессии / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г.Агаповой. – М.: Педагогика, 1987.

15.Яковлева, С.  Путешествие в Страну профессий [Текст] / С. Яковлева // Начальная школа. - 1998. - № 29(авг.).

Список электронных ресурсов

http://festival.1september.ru

http://nsportal.ru

http://pedsovet.su

http://rodn-i-k.narod.ru

http://buketkrasoty.cc/index.php?topic=4623.0

http://www.zagadki.org/riddles/professions/1/

http://www.forumchata.ru/zagadki/37-pro-mamu-i-papu/772-zagadki-o-professijah-mam.html







t1645412924ad.png



Отчёт

о проведении профориентационной недели

«Профессии наших предков»


На основании программы профориентационной работы и районного положения «Центра развития творчества» (от 19.01.2022 г.) о проведении профориентационной недели в образовательных организациях, была проведена неделя профориентации с 14.02.2022 г. по 19.02.2022 г., с обучающихся подготовительной группы «Дошкольник» по 11 класс.

Проведение профориентационной недели проходило в 3 этапа: подготовительно - организационный, методический, аналитико - заключительный.

Подготовительно - организационный этап заключался в подготовке и организации проведения недели профориентации.

Собственно - методический этап  – это проведение цикла запланированных мероприятий в рамках профориентационной недели.

Аналитико - заключительный этап нужен для подведения итогов недели, анализа и обобщения всех запланированных мероприятий.

Подготовительным этапом стало обновление профессионального уголка «Компас в мир профессий», в фойе 1 этажа, а также подготовка информации о каждом дне профориентационной недели (см. Приложение 1)

Завершилась неделя профориентации подведением итогов, выявлением лучших знатоков в мире профессий.


14.02.2022 г.

Класс: 4, количество участников – 6 из 12.

Тема: «Путешествие по залам музея».

t1645412924ad.pngЦель: познакомить детей с деятельностью музея, профессиями людей, которые работают в музеях. t1645412924am.png

t1645412924an.pngt1645412924am.png











t1645412924ao.png

15.02.2022 г.

Класс: 3, количество участников – 6 из 10.

Тема: «Угадай профессию». Мультфильм «Кем я хочу стать, когда выросту?»

Упражнение «Найди профессию в школе» (см. Приложение 2)

Цель: знакомство учащихся с миром профессий.

t1645412924ap.png
















15.02.2022 г.

Класс: 10, количество участников – 6 из 9.

Тема: Видеоролик «Забытые профессии». Интерактивная игра «Кто хочет стать миллионером». Тема «Профессии из кинофильма»

Цель: развитие интереса к «забытым» профессиям.


t1645412924aq.pngt1645412924ar.png








t1645412924ad.png16.02.2022 г.

Класс: 1, количество участников – 7 из 10.

Тt1645412924as.png ема: Презентация «Старинные профессии». Мультфильм «Кем я хочу стать, когда выросту».

Цель: ознакомление со старинными профессиями.












18.02.2022 г.

Класс: подготовительная группа, количество дошкольников – 2.

Тема: Презентация «Предметы для профессионала».

Мультфильм «Маша и медведь», серия 78 «Кем быть?»

Цель: познакомить учащихся с разными профессиями.

t1645412924at.png








17.02.2022 г.

Класс: 2, количество участников – 7 из 18.

Тема: Интерактивная игра «Путешествие в мир профессий».

Цель: развитие интереса к миру профессий.

t1645412924au.png












18.02.2022 г.

Класс: 11, количество участников – 2 из 3.

Тема: Интерактивная игра «Кто хочет стать миллионером». Тема «Старинные профессии».

Упражнение «Ключевые слова» (см. Приложение 3)

Цель: ознакомление со старинными профессиями через игровую деятельность.



t1645412924av.pngt1645412924aw.png









18.02.2022 г.

Класс: 9, количество участников – 7.

Тема: Видеоролик «Забытые профессии». Познавательная игра «Профессии наших предков».

Цt1645412924ax.pngt1645412924ay.png ель: знакомство обучающихся с профессиями наших предков через игровую деятельность.








19.02.2022 г.

Класс: 8, количество участников – 6 из 13.

Тема: Интерактивная игра «Поле Чудес».

Цель: расширить представления учащихся о профессиях наших предков.




t1645412924az.pngt1645412924ba.png














































t1645412924ad.pngПриложение 1

Паспорт уголка профориентации

Структурные компоненты

Информация

1

Наименование образовательного учреждения

МКОУ Тогучинского района «Коуракская средняя школа им. А.Я. Михайлова»

2

ФИО директора

t1645412924bb.pngДжиго Фёдор Михайлович

3

Ответственный за оформление уголка

Марников Николай Владимирович


4

Название уголка профориентации

«Компас в мир профессий»

5

Эмблема





t1645412924bc.jpg

6

Место расположения уголка профориентации

Информационная стендовая зкспозиция: фойе 1 этажа.

Мы не выбираем профессию, а учим, как выбирать. В современном мире профессии очень быстро меняются, появляются новые. Для выбора профессии в меняющемся мире мало знать, какие профессии существуют. Важно уметь выбирать свой путь. Для того, чтобы выбрать свою траекторию развития, важно понимать себя, свои сильные и слабые стороны, осознанно принимать решения

7

Актуальность

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессиях школьники не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Очевидно, что профессиональный выбор, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счёте – благополучия его семьи. Профессиональное просвещение окажет неоценимое воздействие на активизацию работы как самих учащихся, так и педагогического коллектива и родителей

8

Цели и задачи

Цель: повышение эффективности системы профориентационной работы в школе.

Задачи:

- профессиональное просвещение школьников, их родителей, учителей (информация о мире труда и профессиях);

- организация широкой пропаганды нужных экономическому району рабочих профессий

9

Целевые группы

Обучающиеся с 1 по 11 класс

Учителя

Родители

10

Количество рубрик, название, содержание

Постоянных – 4

Временных – 4

Постоянные ркбрики:

- вести с биржи труда (информация о востребованных профессиях в рамках города);

- трудоустройство выпускников (информация о поступлении выпускников 9 и 11 классов);

- профессиональный сегмент будущего (советы по социальной адаптации, психологическое просвещение);

- вести наших партнёров (информация от учреждений высшего, среднего профессионального образования);

Временные рубрики:

- новые профессии (информация о новых профессиях);

- как выбрать ВУЗ? (советы выпускникам);

- крылатые фразы (пословицы, поговорки, крылатые выражения);

- интересные встречи (информация о проведённых мероприятиях, фотоотчёт)









Приложение 2



«Найди профессию в школе»

Найдите названия профессий, которые есть в нашей школе:


а 

 б

м

е

д

с

е

с

т

р

а

 у

к 

 е

 н

с

 г

ш 

б

и

б

л

и

о

т

е

к

а

р

ь

п

о

в

а

р

б

п

 ц

у 

к

 е

 н

 г

 о

с

т

о

р

о

ж

о

н

э

у

с

 о

к

 р

п 

 а

 в

 о

ф

 ъ

 х

з 

 щ

у

д

т

л

х

и

 л

о

 к

з 

 а

д 

 о

 ш

 е

 к

а 

 в

б

и

е

е

г

х

д 

ч

 ю

 ц

д

в

о

р

н

и

к

 о

о

т

х

к

а

о

 ж

е

а 

ш

н

я

н

я

к 

 и

 е

 о

р

е

н

т

л

л

э 

г

к 

 ф

а 

с

т

о

л

я

р

 к

щ

л

и

р

т

о

я 

а

 м

 в

 и

л

 з

 и

 о

 р

 о

 л

и

ь

к

и

е

г

 ч

р

л 

и 

а 

 в

 а

 м

а

п 

 е

 к

к

и 

 а

к

р

 л

 с

у 

к

л

а

д

о

в

щ

и

к

б

 ю

ж 

ш 

 у

в 

 л

 м

и 

т 

 ь

п

р

е

п

о

д

а

в

а

т

е

л

ь

у

ч

и

т

е

л

ь

в

о

с

п

и

т

а

т

е

л

ь














Приложение 3

«Ключевые слова»

Школа – начало пути к любой профессии.

Вы сможете прочитать те слова, которые вам помогут сделать правильный выбор в профессии, слова-напутствия для достижения цели.

t1645412924bd.gif

Развивайте _________________ (ответ: Знания, умения)

t1645412924be.gif



Правильный выбор – совпадение трёх слагаемых: _______________________

(ответ: Хочу, могу, надо)


t1645412924bf.gif



















Желаю ______________________

(ответ: Успехов, удачи)




2



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.