Паспорт проекта «Профессии наших родителей»

5
0
Материал опубликован 24 February 2023 в группе

ПРОЕКТ "Профессии моих родителей"


Содержание

1.Пояснительная записка……………................................3

2.Актуальность…………………………………………….3

3. Паспорт проекта………………………………………...4

4.Цель проекта …………………………………………….4

5.Задачи проекта ………………………………………….4

6.Условия реализации проекта……………………………4

7.Участники проекта………………………………………4

8.Виды деятельности ……………………………………...5

9.Формы работы …………………………………………..5

10.Этапы проекта………………………………………… 5

11. Предполагаемые результаты………………………….5

12. Продукты проекта …………………………………….6

13. Работа с детьми………………………………………..6

14. Работа с родителями………………………………….8

15.Заключение……………………………………………..9

16.Список литературы …………………………………...10

17.Приложение



































Пояснительная записка.

У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Знакомство с профессиями через профессии своих родителей, профессий сотрудников детского сада, профессий работников социальной сферы села, в котором живет ребенок, способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда.

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Профессии наших родителей». Данный проект, направлен на совершенствование устной речи будущих школьников, в нем представлен комплексный подход по ранней профориентации дошкольников подготовительной к школе группы для детей с общим недоразвитием речи. Подобраны конспекты непосредственно образовательной деятельности, бесед с дошкольниками, разные виды игр, экскурсии, список художественных произведений по заявленной теме. Отобран материал для работы с родителями воспитанников по данной проблематике. Данные дидактические и методические материалы позволяют сформировать представления о многообразии профессий и развить речевые умения детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Актуальность

В ходе обследования устной речи старших дошкольников у большинства наблюдаются несформированность словообразовательных навыков, ограниченность словарного запаса, связная речь не соответствует возрастным нормам. Детям не хватает живого общения для своевременного формирования у них всех речевых компонентов, оно заменяется просмотром мультфильмов, компьютерными играми. Внимание дошкольников к речи снижено.

Диагностика детей показала, что они недостаточно знакомы с профессиями своих родителей. Некоторые из детей не смогли назвать место работы, название профессии, трудовые действия своих мам и пап. Ответы детей были однотипные: «Моя мама работает на работе», или «Моя мама работает бухгалтером» (но ответить, что делает бухгалтер, рассказать не могли). Педагоги, воспитанники с родителями решили совместно найти  решение проблемы. Мы обратились к эффективному методу проектов, в результате был разработан и реализован логопедический проект «Профессии наших родителей».

Таким образом, актуальность данного проекта обусловлена тем, что у дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых; не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий; не четко представляют, какие существуют особенности в той или иной профессии; не могут назвать конкретные предметы, необходимые одной или другой профессии.

Название проекта: Профессии наших родителей.

Тип проекта:

по доминирующему типу деятельности: познавательный, речевой;

по содержанию: педагогический;

по количеству участников: групповой;

по времени проведения: краткосрочный, 1 месяц;

Объект исследования: профессии людей

Предмет исследования: трудовые действия, орудия и предметы труда людей разных профессий, в том числе своих родителей.

Место проведения: МКДОУ «Детский сад имени В.Т. Иващенко» села Варны Челябинской области.

Руководитель проекта:  учитель – логопед Исаева Э.Г.

Цели проекта: Расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям. Развитие речи детей с ОНР.

Задачи проекта

Расширять и обобщать представление детей о профессиях (в т. ч. профессиях своих родителей), орудиях и предметах труда, трудовых действиях;

Формировать представления о качествах, которыми необходимо владеть человеку той или иной профессии;

Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых;

Формировать коммуникативные навыки;

Развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память, внимание, мышление;

Формировать лексико-грамматические категории по теме «Профессии»;

Автоматизировать поставленные звуки на разнообразном речевом материале (слова, чистоговорки, потешки, связная речь).

Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.

Необходимые условия для реализации проекта:

заинтересованность родителей и детей;

организация предметно-развивающей среды в ДОУ.

Участники проекта.

Учитель–логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, дети и родители подготовительной группы.

Работа организуется через следующие виды деятельности:

- совместную деятельность взрослого с детьми;

- самостоятельную деятельность детей;

- взаимодействие с семьями воспитанников;

- организацию взаимодействия с учреждениями социума.

Формы работы:

-организованная непосредственно образовательная деятельность;

-самостоятельная деятельность ребенка;

-наблюдения за трудом взрослых;

-коммуникативная деятельность;

-чтение художественной литературы;

-художественно-творческая деятельность;

-игровая деятельность;

-моделирование;

-культурно-досуговая деятельность;

-экскурсии и встречи с людьми разных профессий.

Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально–коммуникативное развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный.

Составление плана работы.

Организация предметно-развивающей среды (отобрать иллюстрации, презентации о профессиях, найти литературу о профессиях, подобрать игры, песни, танцы, стихи, пальчиковую гимнастику, подготовить экскурсии)

Информирование родителей.

Основной.

Реализация проекта.

Работа с родителями в рамках проекта.

Заключительный - подведение итогов.

Итоговое мероприятие «Игра-путешествие в Мир Профессий».

Фотоотчет.

Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:

Дети знают и называют профессии своих родителей;

Дети знают и называют большое количество профессий, названий орудий и предметов труда;

Дети умеют составить описательный рассказ о профессии.

У детей сформировано уважительное отношение к труду взрослых;

Родители проявляют интерес к образовательному процессу, приобретению знаний и умений ребёнка, активно участвуют в жизни группы.

Продукты проекта:

1. Альбом «Профессии наших родителей», созданный совместными усилиями детей и их родителей.

2. Оформление фотоколлажа кем хотят стать наши дошколята «Детские мечты».

3. Картотека «Загадки о профессиях»

4. Картотека дидактических игр «Профессии».

5. Итоговое мероприятие – развлечение «Игра-путешествие в мир профессий».

6. Презентация «В мире профессии».

7. Картинки – раскраски для детей.

8. Макет «сельское подворье».


Этапы проекта. Работа с детьми.

1.Подготовительный этап.

1.Выявить у детей имеющиеся знания о профессиях, степени заинтересованности данной темой.

2. Создание проблемной ситуации для детей, на решение которой будет направлен проект.

3. Совместное обсуждение с детьми этапов работы над проектом.

Беседы с детьми:

- Какие вы знаете профессии.

- Кем работают ваши родители?

- Чем важны эти профессии?

- Какую носят одежду люди разных профессий?

- Какие орудия труда используют люди разных профессий?

- Зачем нужно трудиться? Кем работают родители, что ты знаешь об их профессиях? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

-Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?

-Где мы можем это узнать? Как нам рассказать всем о том, что мы узнаем?

2. Организационный этап.

Познавательное развитие

1.Экскурсии

- Экскурсия в пожарную часть.

Цель: познакомить с профессией пожарного,  орудиями их труда, спецодеждой, специальным транспортом, пополнить словарь детей.

- Экскурсия на кухню детского сада «Профессия – повар».

Цель:  познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о кухонной  посуде, активизировать словарь глаголов, словарь детей по темам «Посуда», «Бытовая техника».

-Экскурсия в парикмахерскую.

Цель: расширять представления о работе парикмахера, орудиях труда, рабочем месте; пополнение активного словаря.

-Экскурсия в отдел МВД по Варненскому району.

Цель: расширять представление детей о работе полицейских.

2.Беседы:

- «Кто работает в детском саду»,

 -«Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий»

- «Мир профессий»

- Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы

- Беседа о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию «Эта профессия мне подходит»

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры: 

«Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», «Где можно это купить?», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает? »,  «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал … », «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин», «Гараж», «Школа», «Строители», «Больница», «Парикмахерская», «Салон красоты».

Игры-имитации:

«Мамины помощники», «Готовим обед для всей семьи»

Настольные игры

«Профессии», «Кем быть?»,  «Ассоциации», «Кому что нужно для работы?», «Знаем все профессии»,  Пазлы «Профессии»,  «Парочки» (по темам), «Ассоциации», лото, домино.

Игры сайта «Мерсибо»

«Угадай профессию», «Рабочий инструмент».

Труд

- Хозяйственно — бытовой труд в группе

- участие в уборке снега

- ручной труд. Соблюдение режима труда (работа и отдых)

Безопасность

- Правила безопасности при хозяйственно-бытовом труде

- У людей разных профессий свои правила безопасности

Речевое развитие

1.Составление рассказов о профессии родителей

2.Разучивание стихов о различных профессиях

3.Обогащение словаря детей за счет новых терминов

4.Отгадывание кроссвордов, ребусов на тему «Профессии»

5.Рассказы детей из личного опыта «На приеме у врача»

6.Изготовление словаря профессий

7.Пословицы и поговорки о труде

8.Обсуждение фразеологизмов о труде

9.Составление схемы для составления рассказа о профессиях.

10.Игровая ситуация: «Кем я стану?»,

12.Игра-обсуждение «Как было раньше, а как теперь»

Чтение художественной литературы:

- «Город добрых дел» Р. Скарри

-«Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях)

- «А что у вас?» С. Михалков

- «Кем быть?» В. Маяковский

- «Строители» Б. Заходер

- «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков

-  «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари

- «Доктор Айболит» К.Чуковский

Художественно – эстетическое развитие

Рисование: «Кем я хочу быть».

Цель: учить детей передавать в рисунке представления о труде взрослых, изображая фигуры людей в характерной, профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами. Закреплять умение рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки

Лепка:

-  «Инструменты для повара»

Цель: закреплять умение передавать форму предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки; учить добиваться большей точности в передаче формы, создавать выразительную композицию.

Аппликация:

- «Полицейский»

Цель: Закрепить умение пользоваться способом обрывной аппликации; развивать зрительный контроль, действия рук

Конструктивная деятельность:

- «Юные архитекторы»

Цель: поупражнять детей в работе с различными природными материалами; научить подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении декоративных композиций, объединять свои поделки единым сюжетом. Побуждать детей к совместной деятельности, предлагается объединить свои поделки общим замыслом.

Физическое развитие

Подвижные игры:

-  «Почтальон»

- «Водители»

- «Летчики»

- «Изобрази профессию»

- «Пожарные на учениях»

Встреча с интересным человеком:

Мама Амира Т. - медсестра ЦРБ стоматологического кабинета.

(мастер – класс).

Взаимодействие с родителями:

- Консультации для родителей «Обязанности детей дома»

- Размещение материалов в родительских уголках

- Оформление фотогазеты  совместно с родителями «Мама и папа на работе»

- Консультации родителей по проведению мастер-классов и бесед с детьми.

Заключительный этап.

Презентация опыта.

Заключение

Свою работу по реализации проекта я начала с диагностики дошкольников подготовительной группы и анкетированию родителей. Анализ первичного обследования речи детей показал, что у большинства дошкольников не сформировано представление о многих профессиях взрослых людей, в том числе о профессиях своих родителей. У дошкольников словообразовательные навыки, словарный запас, связная речь не соответствала возрасту. Анкетирование родителей показало, что отношение к предложенной теме вызвало только положительные отклики.

Участие в поисково-исследовательской деятельности дало возможность удовлетворить присущую детям любознательность, упорядочить свои представления о мире взрослых. Дети убедились, что каждая профессия важна и ответственна, требует определенных знаний и умений.

В самостоятельной деятельности проводились игровые упражнения, дидактические и пальчиковые игры, подвижные игры, которые помогали детям выразить свои творческие способности. В результате у дошкольников появился интерес к данной теме; сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых. Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, участвовать в жизни группы.

Данный проект позволяет интегрировать деятельность учителя-логопеда, воспитателей и родителей с целью более эффективного усвоения знаний старшими дошкольниками по данной теме. Использование разнообразных форм работы повышает интерес детей к данной деятельности, следовательно, улучшается качество овладения новыми умениями и знаниями. Проект позволяет интегрировать несколько образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие.

















Список литературы и интернет источников.

1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М.; Мозаика – Синтез, 2010 год.

2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018.
3.Кириллова Ю.А. Комплексы ОРУ и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. СПб., 2008.

4.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М., 1999.

5.Косинова Е.М. Лексическая тетрадь № 2. Транспорт, профессии, мир растений. М., 2012.

6.Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5—7 лет с ОНР. М., 2011.

7. Нищева Н. В. Конспекты логопедических занятий в старшей группе детского сада. Издательство:»Детство-пресс» 2014г.

8. Нищева Н. В. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада. Издательство:»Детство-пресс» 2015г.

9. Т. Ю. Бардышева,Е. Н. Моносова Логопедические занятия в саду.

Старшая группа. ИЗД. «Скрипторий».2013г.


https://www.maam.ru/blogs/download59953.html

https://infourok.ru/proekt-uchitelyalogopeda-vse-professii-vazhni-3157243.html

did-igra-chetvertyi-lishnii_94dm8

professii_um67r

10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.