План-конспект урока технологии «Жилища наших предков» (2 класс)

2
0
Материал опубликован 2 March 2018

План-конспект урока

«Жилища наших предков» (конструирование)

Технологическая карта

ФИО: Вахитова Руфина Шамилевна (учитель начальных классов)

Место работы: МБОУ Моховская ОШ

Предмет: технология

Класс: 2.

Тема и номер урока в теме: «Жилища наших предков» (конструирование), №30.

Учебник (выходные данные): О. А. Куревина, Е. А. Лутцева, Технология («Прекрасное рядом с тобой»). 2 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. – 80 с., ил. (ФГОС Образовательная система «Школа 2100»).

Цель урока:

Образовательные: познакомить с видами жилищ народов России, показать зависимость материалов и конструкций жилых домов от географических и климатических особенностей местности, стиля жизни людей;

Практические: учить применять известные знания и умения в выполнении макета деревянного дома.

Развивающие: развивать пространственность, умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, развивать конструкторско-технологические способности;

Воспитывать: уважительное отношение к народам России и их стилю жизни, воспитывать культуру поведения на уроке.

Формировать УУД:

Личностные: ценностное отношение к познавательной деятельности, самоорганизация, самостоятельность, самооценка.

Коммуникативные: умение сотрудничества с одноклассниками; умение слушать и слышать, умение грамотно высказывать свои мысли.

Познавательные: умение работать с информацией (учебник, рабочая тетрадь), умение анализировать, отделять известное от неизвестного;

Регулятивные: предметно-практическая деятельность, целеполагание, прогнозирование.

Планируемые результаты:

- предметные: переносить умения в новую ситуацию; анализировать образец демонстрационного макета; вырезать развёртки, сгибать клапана и собирать макет в единую конструкцию.

- познавательные: знания о видах жилищ народов России, умения выполнения макета деревянного дома; умение работать с информацией (учебник, рабочая тетрадь), умение анализировать, отделять известное от неизвестного;

- регулятивные: предметно-практическая деятельность, целеполагание, прогнозирование.

- коммуникативные: умение работать в группах, умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. - личностные: ценностное отношение к познавательной деятельности, самоорганизация, самостоятельность, самооценка

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков (вид урока: экспедиция).

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование, программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, музыкальное сопровождение, учебники по технологии.

Раздаточный материал: рабочая тетрадь к учебнику технологии, ножницы, клей, кисть, оценочные листы «Мои успехи».

Структура и ход урока:

Этап урока, цель этапа, время (мин).

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов.

Планируемые результаты каждого этапа

Предметные

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: заинтересовать детей, используя сюрпризный момент; использовать в беседе с детьми наводящие вопросы по теме урока.

(3 мин)

Учащиеся приветствуют учителя. Они замечают картинку на доске и задают соответствующие вопросы:

- Что это? Почему висит это картинка с домиком на доске? Зачем она нам нужна?

- Наверное, мы будем делать поделку – домик!

- Нет. Он как будто, старинный…

- Нет. Дома бывают разные.

Варианты ответов детей.

Приветствие учеников учителем.

Учитель отвечает:

- Ребята, а как вы думаете, с чем эта картинка связана с нашим уроком?

- Верно! Но, посмотрите внимательно на рисунок. Сейчас, в наше время, строят такие дома?

- Вы правильно подметили. А только такие дома бывают?

- Какие?

1.Организационный момент.

2. Иллюстрация с изображением домика.

3. Беседа с наводящими вопросами.

1.Формировать умение извлекать информацию из иллюстрации.

2. Формировать умение задавать вопросы, направляя детей в тематическое «русло» урока.

3. Формировать умение выражать свои мысли, делиться мнениями

Коммуникативные: умение слушать и понимать других;

Личностные:

Умение строить речевые высказывания;

Познавательные: решение проблемной ситуации

2.Формулирование темы урока, постановка проблемного вопроса.

Цель: организация постановки проблемного вопроса и совместного открытия темы урока

(5 мин)

- Какие бывают дома?

- «Жилища наших предков» (слайд №1)

- А кто такие предки?

Дети читают «Предки - это люди, которые жили до нас» (слайд №2)

- Строить домики.

-Что мы должны узнать на уроке, исходя из нашей беседы?

- Правильно! Тема нашего урока, прочтите на экране.

- А давайте узнаем? Читаем на экране.

- Чему мы научимся на уроке технологии?

-Всё верно.

Сформулировать тему урока и проблемный вопрос

Слайд 1

Слайд 2

Умение отвечать на вопросы учителя

Целепологание: умение прогнозировать предстоящую работу;

Познавательные:

умение извлекать информацию из иллюстрации.

Личностные:

Умение строить речевые высказывания.

3.Актуализация знаний.

Цель: познакомить детей с новыми способами нахождения знаний (показать зависимость материалов и конструкций жилых домов и конструкций о географических и климатических особенностей местности, стиля жизни людей), введение новых терминов; развитие речевого аппарата, памяти; воспитывать культуру поведения.

(10 мин)

Учащиеся слушают учителя

Выходит ученик с атрибутами бедуинского костюма:

«Шатёр – это временная лёгкая постройка из тканей, кож или ветвей. Обычно в форме конуса. Их используют кочевники Азии. Бедуины в Аравии до сего времени живут в шатрах» (слайд №3)

Выходит ученик с атрибутами индейского костюма:

«Вигвам – жилище индейцев Северной Америки, шалаш из тонких стволов, покрытый корой и ветками, тканью. Имеет куполообразную форму». (слайд №4)

Один ученик читает вслух. Остальные следят за ним.

Ответы детей.

- Макет деревянного дерева. Значит, мы будем делать макет дома.

- Для того, чтобы достичь нашей цели, мы с вами сегодня отправимся в экспедицию по следам наших предков …

-Спасибо. Отправляемся дальше…

- Спасибо за интересную информацию. Наша экспедиция ещё не заканчивается. Открываем учебники на с. 67 и читаем.

- Что нового узнали из прочитанного?

- Молодцы! А теперь переверните страницу. Что вы видите?

- Всё верно.

Музыкальное сопровождение к слайду 3

Слайд 3

Музыкальное сопровождение к слайду 4

Слайд 4

Текстовая и иллюстрационная информация в учебники технологии на с. 67

Макет деревянного дома на с. 68 (учебник технологии)

1.Формируем умение слушать и понимать других.

2.Формируем умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

3.Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

4.Формируем осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Формируем умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других;

Познавательные:

умение извлекать информацию из иллюстрации.

Личностные:

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные:

умение извлекать информацию из прочитанного текста и схем.

4.Физкультминутка

Цель: выполнение упражнений для психологической и физической разгрузки.

(2 мин)

Дети смотрят на экран и повторяют движения в видеоролике.

- Ребята, устали?

- Встаём на физминутку!

Физкультминутка

Физическая и психологическая разгрузка.

 

5.Практическая работа.

Цель: учить применять известные знания и умения в новой ситуации; развивать умение выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту; развивать конструкторско-технологические способности.

(20 мин)

Дети рассматривают образец и анализируют по группам (слайд №5)

3 группа задаёт вопросы 1 группе, 1 группа задаёт вопросы по слайду 2 группе, а 2 группа – 3 группе.

Дети отвечают:

Вырезание развёртки

Сгибание клапанов.

Сборка макета.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради на с. 45

Учитель распределил класс по группам

- Ребята, вспоминаем последовательность работы!

- Молодцы! Открываем рабочую тетрадь на с. 45. И выполняем.

Учитель помогает в ходе работы.

Демонстрация макета деревянного дома.

Вопросы по группам по слайду №5.

Шаблон макета деревянного дома (рабочая тетрадь с. 45)

1.Формируем умение выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту.

Коммуникативные:

умение работать в группе;

Познавательные:

умение извлекать информацию из схем.

Личностные:

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

6. Рефлексия.

Цель: формировать умение оценивать свои результаты.

(5 мин)

Учащиеся заполняют оценочные листы «Мои успехи»

Домашнее задание творческого характера: придумать оригинальное название выставки (выбор лучшего – путём голосования ).

Учитель раздаёт ребятам оценочные листы

В конце урока учитель предлагает организовать выставку для других классов начального звена.

Оценочные листы «Мои успехи»

Формируем умение осуществлять личностную рефлексию.

Личностные:

умение оценивать свою работу на уроке.
 

Перечень используемых на уроке интернет-ресурсов

Автор (если указан), название ресурса, гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР

Форма предъявления информации (статья, иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, интерактивное задание, модель и т.д.)

1

https://fs00.infourok.ru/images/doc/254/259109/img2.jpg

Иллюстрация людей (слайд № 2)

2

https://img3.cliparto.com/pic/xl/183503/4332164-toy-house.jpg

Иллюстрация домика

3

http://bk55.ru/fileadmin/bkinform/bk_info_orig_28447.jpg

Иллюстрация шатёр (слайд №3)

4

https://www.smileplanet.ru/upload/iblock/83a/indeyskiy-vigvam.jpg

Иллюстрация вигвам (слайд №4)

5

http://mp3zv.me/music/Азиатская+музыка

Музыкальное оформление (азиатская музыка)

6

http://mp3zv.me/music/этническая%20индейская

Музыкальное оформление (индейская музыка)

7

https://fs3.ppt4web.ru/images/132018/183244/310/img1.jpg

Иллюстрация цифр

8

https://www.youtube.com/watch?v=xTIVznmnHok

Видеоролик физминутки.

9

Работа по группам

Презентация схемы (слайд №5)

10

Оценочные листы «Мои успехи»

Модульное задание.

11

Тема урока: «Жилища наших предков»

Презентация (слайд №1)

12

Термин «Предки»

Презентация (слайд №2)


 


 

Методические рекомендации

Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребёнка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное его развитие и воспитание. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться.

На первом этапе, данного урока, я использовала «сюрпризный» момент в виде иллюстрационного материала - домик. Есть множество вариантов заинтересовать детей в начале занятия, например: вместо картинки, вспомнить русскую народную сказку «Теремок», где учитель может зачитать отрывок из произведения, или показать из мультфильма фрагмент. Исходя из этого, спросить у ребят, почему я продемонстрировала тот или иной эпизод. Затем плавно переходить к следующему этапу урока. Используя наводящие вопросы, я подхожу к раскрытию темы урока - «Жилища наших предков». Почему я объясняю термин «предки»? Я думаю, что во 2 классе всегда найдутся ребята, которые не знают определения предложенного понятия. Поэтому заранее приготовила значение слова «предки». Но вы, уважаемые коллеги, можете пропустить этот момент.

На этапе актуализация знаний, я предложила ребятам отправиться в экспедицию, но не в настоящую, а скажем, «виртуальную». Здесь я провела предварительную работу по организации подготовки ребят, которые выступали в роли представителей тех или иных народов. Изначально я хотела, чтобы те дети, которые выступают, были в костюмах. Поэтому можете взять на заметку. Использовала слайдовые презентации для полного восприятия сообщений, применила музыкальное сопровождение для яркости эмоционального представления картины. Проводилась работа по учебнику технологии для развития мышления путём отбора соответствующей информации. Я бы порекомендовала ещё более творчески отнестись к данному этапу, используя различные виды уроков, например: инсценировка, игра, путешествие или конференция.

Практическая деятельность по конструированию проходит традиционно. Только здесь я предложила проанализировать демонстрационный материал, работая по группам, т.е. дети зачитывают вопросы, представленные на слайдовой презентации, задают по циклу друг другу. Таким образом, они повторяют ход анализа работы, отвечают на вопросы, пытаясь грамотно излагать свои высказывания.

В конце урока подводя итог, я раздаю детям оценочные листы «Мои успехи». На этапе рефлексия, я думаю всегда нужно применять творческий подход, например: «Письмо из экспедиции» (учащийся пишет своим родным о том, что он узнал нового, чему научился).


 

Литература:

О. А. Куревина, Е. А. Лутцева, Технология («Прекрасное рядом с тобой»). 2 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. – 80 с., ил. (ФГОС Образовательная система «Школа 2100»).

Лутцева Е. А. Технология 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2013.- 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Ковалевская Е. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Технология» («Прекрасное рядом с тобой»). 2 класс. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. – 48 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.