Урок-проект по окружающему миру в 1 классе «Профессии наших родителей»
Окружающий мир
Тема: «Профессии наших родителей»
Урок-проект
Цель проекта: формировать представлений о профессиях родителей учеников.
Задачи проекта:
- уточнить и расширить представления детей о мире профессий и их особенностями;
- развивать познавательную активность, поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию – прогнозированию будущих изменений;
- приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, воспитывать интерес к проектной деятельности.
Продукт: стендовый доклад и книжка «Профессии наших родителей»
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
I. Самоопределение к деятельности |
1 4 2 Прозвенел звонок, начинаем наш урок На доске буквы и плакат с изображением семьи. Догадались, какое задание с буквами можно выполнить? |
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Регулятивные УУД: 1) формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД: 1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 3) воспитание здорового образа жизни; 4) эстетическое воспитание. ТООУ |
ΙI. Актуализация знаний и фиксация затруднений |
1 4 1 2 3 Попробуйте собрать слово из букв (СЕМЬЯ) - Подходит ли составленное слово к этому плакату? Почему? Рассматривание плаката с изображением семьи. - Это семья? На ваш взгляд, семья – это… Расскажите о вашей семье, используя текст задания №2 рабочей тетради, с 31 Рассмотрите рисунки на с.67 учебника. Кем работают эти люди? Кем часто приходится быть в семье маме? Папе? Бабушке? Дедушке? Как ты им помогаешь? Тетрадь с.31 задание 4. Что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо? Выбери нужные советы. (Таблички с советами развешаны по классу). Помогать друг другу. Не убирать в комнате. Вместе отдыхать. Заботиться о младших. (Нужные таблички помещаются под плакатом с иллюстрацией семьи) - Обобщим сказанное. Так как же должна быть устроена жизнь в счастливой семье? Сравним свой вывод с выводом учебника. (с.66). |
|
А ведь ваши родители – не только мамы и папы. Собрав и проводив вас в школу, куда идут они? - Какие профессии у ваших родителей? Когда я провела опрос в сентябре, то оказалось, что из 25 учеников только 7 назвали профессии своих мам и пап. Как вы думаете, это много? А надо ли знать, кем работают родители? (Выслушиваются ответы детей) - Глеб, зачитай отрывок из своего сочинения. Папа часто рассказывает мне о своей работе. Его рассказы слушать очень интересно. С ним часто происходят различные замечательные истории. После того, как я увидел, как мой папа работает, я ещё больше стал уважать его. Глеб помог нам ответить на вопрос? Так для чего же желательно знать профессии родителей? - Чтобы лучше понимать родителей, поддерживать разговор, знать, почему мама или папа устали, почему они грустные или радостные… |
||
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. (Погружение в проект, осуществление деятельности в течение 10 дней, предшествующих защите) |
- А если бы я проводила такой опрос сегодня, поднимите руку, кто бы справился с этим вопросом? Почему? (Ответы детей: 10 дней мы расспрашивали мам и пап, некоторые даже сходили к ним на работу, рисовали рисунки, составляли презентации. Результат работы каждого мы договорились оформить в виде странички для нашей общей книжки) - Как Вы думаете, одинаковые ли работы у нас получились? Почему? (Подводим к ответу, описывали разные профессии) - Давайте придумаем тему нашему проекту. Тема размещается на ватмане, по ходу урока лист ватмана заполняется, получается стендовый доклад. Предлагаю, пусть результатом нашей исследовательской работы станет не только информация, но и ответ на проблемный вопрос: Зачем нужно работать? Вопрос помещается на ватман - Какие возникают гипотезы, то есть предположения? Свести ответы детей к формулировкам (так же размещаются на стендовом докладе) - Приносить пользу, помогать людям. - Получать деньги, чтобы содержать семью. - От работы можно получать удовольствие. В этом случае говорят, что профессия стала призванием. |
|
III. Построение проекта выхода из затруднений Презентация и оформление полученных результатов. |
Проверим наши предположения, прослушав отрывки из ваших сочинений. Дети сидят по группам (4 группы по 6 человек), у каждого страничка с информацией, рисунком или фотографией, по ходу они размещаются на плакате в виде книжки. Соколов С. Моя мама работает воспитателем в детском саду. Она воспитывает, обучает и развивает детей. Васильева В. Моя мама – младший воспитатель. Она кормит детей, моет посуду, помогает детям одеться для прогулки. Дети её любят! Лещук С. Мой папа – государственный инспектор рыбоохраны. Он охраняет водные биологические ресурсы, а это не только рыбы. а все живые организмы, обитающие в воде. Он борется с браконьерами и с теми, кто загрязняет реки. Ишунькина А. Мой папа – машинист грузовых поездов. Он перевозит грузы для фабрик и заводов. Герасимова К. Мама работает в магазине. Она приветлива и добра с покупателями. - Вы уже поняли, зачем нужно работать? Давайте послушаем ребят 2-й группы, они говорят об этом явно. Козлова О. Моя мама работает в больнице. Она спасает людям жизнь. Прижибилова А. А моя мама – делопроизводитель, составляет и ведёт документацию. Мамина профессия очень важная, без неё в организации творились бы бардак и неразбериха. Горохова Е. Мой папа – инженер, его работа – наша безопасность. Он устанавливает видеокамеры, разные программы на компьютере, а другие следят по мониторам, чтобы не произошло ничего плохого. Один раз папа помог поймать террористку в 2010 году. Сунцова К. (с презентацией) Моя мама работает в налоговой инспекции и следит за тем, чтобы все организации нашего города правильно исчисляли и вовремя платили налоги. Из этих денег выплачивается зароботная плата воспитателям, учителям, врачам… А папа – лейтенант полиции. Он выявляет и пресекает экономические преступления, ловит мошенников, которые обманывают честных граждан. Вот какие важные и полезные профессии у моих родителей. -Какое из предположений сейчас подтвердили ребята своими высказываниями? Работа приносит пользу городу, стран Физминутка Мы в профессии играли ходьба на месте В миг мы лётчиками стали! прямые руки в стороны В самолёте полетали - покружиться вокруг себя И шофёрами вдруг стали! ходьба на месте Руль теперь в руках у нас руки перед собой, «держим руль» Быстро едем, просто класс! бег вокруг себя с рулем А теперь на стройке мы ходьба на месте Кладём ровно кирпичи. руки перед собой согнуты в локтях - Послушаем остальных. Давыдочкин Г. Мой папа – врач, он помогает людям. И хоть папа иногда жалуется, что врачам платят слишком мало за такую тяжёлую работу, он работает добросовестно, ведь от него зависят жизни других людей. Луценко В. Мой папа – дальнобойщик. Он много времени проводит со своей огромной машиной, по одному звуку может определить, что с ней не так и устранить поломку. Он ездит по всей России, привозит нам сувениры, подарки. Морару Д.и Д. Наш папа строитель. Он строит красивые, прочные и тёплые дома. Папа обеспечивает нашу семью. - Какую ещё гипотезу подтвердили ребята? За работу платят деньги, которые нужны, чтобы семья ни в чём не нуждалась. - Нам осталось найти доказательства того, что работа может приносить удовольствие. Слушаем остальных. Туум М. Мой папа борется с преступностью, охраняет общественный порядок. Он говорит, что работа у него сложная, но очень интересная! Агишев Г. Моя мама работает педагогом дополнительного образования. Она занимается с детьми с ограниченными возможностями, проводит занятия по разным предметам, которые не изучают в школе. Она очень любит свою работу! Остудин А. Моя мама работает медсестрой в детской поликлинике. Пусть у мамы шприц в руках, ты не пяться, словно рак. Это ж мамочка моя. Очень добрая она! Мама спасает жизни маленьких детей. Все дети очень любят мою маму. Ефимова В. Мой папа – водитель, у него большая и всегда чистая машина. Он очень любит свою работу! Шугаев Г. Моя мама работает во Дворце Культуры. Она художественный руководитель, очень любит ставить разные спектакли и готовить концерты. Мама работает для радости! -Подтвердилось ли последнее наше предположение?
А как же происходит выбор профессии? Очень интересно об этом – у Глеба Давыдочкина. Разрешишь, Глеб, мне зачитать? Папа рассказывал мне, почему он решил стать врачом. Когда он был маленьким, то часто болел. Когда ходил в детский сад, а потом в школу, то много пропускал. Позже, в пятом классе, он решил заниматься спортом и закаливаться. Он обливался холодной водой и занимался в футбольной секции. Так постепенно он поправил своё здоровье. Но когда он болел, ему часто приходилось бывать в больницах и поликлиниках. Он видел, как работают врачи и спасают людей, иногда даже от смерти. И он решил, что тоже будет врачом. Вот такая поучительная история, кстати папа Глеба до сих пор не бросает спорт и играет в городской баскетбольной и футбольной командах. Подытожим наши размышления о нужности труда, и поможет нам в этом Чернышов А. Чернышов А. Мой папа по профессии священник. Это требует особого призвания. Папа служит службы, исповедует, причащает и крестит людей, даёт им нужные и важные советы. Папа говорит, что каждая профессия должна служить только во благо человека. |
|
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Я думаю, мы поняли, что семья и работа – главные ценности любого человека. Замечательный артист, обожаемый всеми Евгений Леонов так об этом сказал: «Счастье – это когда утром хочется на работу, а вечером – домой». (Слайд) Правда, замечательно? Обратите внимание, каким стал наш плакат. Взрослые называют его стендовый доклад, потому что любой может подойти к нему, как к стенду, и познакомиться с той работой, которую мы с вами проделали, словно прослушать доклад. - Обсудите со своими участниками группы, что Вам больше всего в стендовом докладе понравилось. О чем Вы обязательно сегодня расскажете родителям после уроков? |
ТООУ |
V. Включение в систему знаний и повторение |
- О хороших работниках в народе горят: «мастер» или «золотые руки». Таким людям можно доверить серьёзное дело, они не подведут и все сделают хорошо. Я уверена, что ваши мамы и папы именно из таких: старательные, добросовестные, знатоки своего дела. И очень хочется посвятить им эти строки. (дети выходят и читают стихотворение «Какие бывают профессии?» Каждый взрослый кем-то стал: Металлурги варят сталь, Поезд машинист ведет, Пианист концерт даёт, Пекарь хлебушек печет, А швея одежду шьёт, Строит города строитель, Знания даёт учитель, Хлебороб растит пшеницу, Доктор лечит нас в больнице, Композитор песни пишет, А геологи нефть ищут, У лесничего – забота, Лес хранить его работа, Рыбу ловят рыбаки, Шьёт сапожник сапоги, Самолет ведёт пилот, Ждёт рабочего завод, Каждый знает своё дело, И работает умело! - Профессий – сто тысяч. Все разные! И каждая – самая важная! - Какой же вывод мы сделаем из услышанного? Работать надо? Да! - Так чего же мы время зря тратим на школу, давайте сразу работать! Групповая работа 1,2 группы – конструкторы. Сделать из деталей конструктора стол, тележку. 3 группа – артисты, разыграть сказку «Колобок». 4 группа – иллюстраторы-художники. Проиллюстрировать стихотворение. Музыка - Справились с заданием? Не полностью? А почему не получилось? Значит, чтобы овладеть какой-нибудь профессией, и уж тем более стать мастером, надо учиться. Прав был В. Маяковский, обращаясь к детям: «Вооружись учебником-книгой! С детства мозги развивай и двигай. Помни про школу – только с ней станешь строителем радостных дней». |
|
VΙ. Рефлексия |
– Кому было интересно на уроке? - Что было самым трудным? - Чему мы учились сегодня? Какие умения формировали? Я буду называть, а вы хлопните в ладоши, если это умение формировалось. Умение работать с информацией, обобщать, делать выводы? Строить речевые высказывания, слушать и понимать других? Работать по плану? Определять, что труд – общечеловеческая ценность? Значит, мы многому учились, и делали это успешно. Молодцы! |
ТООУ |
Елена Лисицына
Ивлиева Наталия Алексеевна
Старцева Надежда Николаевна
Ковалева Татьяна Константиновна
Старцева Надежда Николаевна