Урок-проект по окружающему миру в 1 классе «Профессии наших родителей»

5
6
Материал опубликован 3 April 2016

Окружающий мир

Тема: «Профессии наших родителей»

Урок-проект

Цель проекта: формировать представлений о профессиях родителей учеников.

Задачи проекта:

- уточнить и расширить представления детей о мире профессий и их особенностями;

- развивать познавательную активность, поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию – прогнозированию будущих изменений;

- приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, воспитывать интерес к проектной деятельности.

Продукт: стендовый доклад и книжка «Профессии наших родителей»

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Самоопределение к деятельности

1 4 2

Прозвенел звонок, начинаем наш урок

На доске буквы и плакат с изображением семьи.

Догадались, какое задание с буквами можно выполнить?

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

3) воспитание здорового образа жизни;

4) эстетическое воспитание.

ТООУ

ΙI. Актуализация знаний и фиксация затруднений

1 4 1 2 3

Попробуйте собрать слово из букв (СЕМЬЯ)

- Подходит ли составленное слово к этому плакату? Почему?

Рассматривание плаката с изображением семьи.

- Это семья? На ваш взгляд, семья – это…

Расскажите о вашей семье, используя текст задания №2 рабочей тетради, с 31

Рассмотрите рисунки на с.67 учебника. Кем работают эти люди? Кем часто приходится быть в семье маме? Папе? Бабушке? Дедушке? Как ты им помогаешь?

Тетрадь с.31 задание 4.

Что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо? Выбери нужные советы. (Таблички с советами развешаны по классу).

Помогать друг другу.

Не убирать в комнате.

Вместе отдыхать.

Заботиться о младших.

(Нужные таблички помещаются под плакатом с иллюстрацией семьи)

- Обобщим сказанное.

Так как же должна быть устроена жизнь в счастливой семье?

Сравним свой вывод с выводом учебника. (с.66).

 

А ведь ваши родители – не только мамы и папы. Собрав и проводив вас в школу, куда идут они?

- Какие профессии у ваших родителей? Когда я провела опрос в сентябре, то оказалось, что из 25 учеников только 7 назвали профессии своих мам и пап. Как вы думаете, это много? А надо ли знать, кем работают родители?

(Выслушиваются ответы детей)

- Глеб, зачитай отрывок из своего сочинения.

Папа часто рассказывает мне о своей работе. Его рассказы слушать очень интересно. С ним часто происходят различные замечательные истории.

После того, как я увидел, как мой папа работает, я ещё больше стал уважать его.

Глеб помог нам ответить на вопрос? Так для чего же желательно знать профессии родителей?

- Чтобы лучше понимать родителей, поддерживать разговор, знать, почему мама или папа устали, почему они грустные или радостные…

ΙΙ. Постановка учебной проблемы.

(Погружение в проект, осуществление деятельности в течение 10 дней, предшествующих защите)

- А если бы я проводила такой опрос сегодня, поднимите руку, кто бы справился с этим вопросом? Почему?

(Ответы детей: 10 дней мы расспрашивали мам и пап, некоторые даже сходили к ним на работу, рисовали рисунки, составляли презентации. Результат работы каждого мы договорились оформить в виде странички для нашей общей книжки)

- Как Вы думаете, одинаковые ли работы у нас получились? Почему? (Подводим к ответу, описывали разные профессии)

- Давайте придумаем тему нашему проекту.

Тема размещается на ватмане, по ходу урока лист ватмана заполняется, получается стендовый доклад.

Предлагаю, пусть результатом нашей исследовательской работы станет не только информация, но и ответ на проблемный вопрос:

Зачем нужно работать?

Вопрос помещается на ватман

- Какие возникают гипотезы, то есть предположения?

Свести ответы детей к формулировкам (так же размещаются на стендовом докладе)

- Приносить пользу, помогать людям.

- Получать деньги, чтобы содержать семью.

- От работы можно получать удовольствие. В этом случае говорят, что профессия стала призванием.

III. Построение проекта выхода из затруднений

Презентация и оформление полученных результатов.

Проверим наши предположения, прослушав отрывки из ваших сочинений.

Дети сидят по группам (4 группы по 6 человек), у каждого страничка с информацией, рисунком или фотографией, по ходу они размещаются на плакате в виде книжки.

Соколов С.

Моя мама работает воспитателем в детском саду. Она воспитывает, обучает и развивает детей.

Васильева В.

Моя мама – младший воспитатель. Она кормит детей, моет посуду, помогает детям одеться для прогулки. Дети её любят!

Лещук С.

Мой папа – государственный инспектор рыбоохраны. Он охраняет водные биологические ресурсы, а это не только рыбы. а все живые организмы, обитающие в воде. Он борется с браконьерами и с теми, кто загрязняет реки.

Ишунькина А.

Мой папа – машинист грузовых поездов. Он перевозит грузы для фабрик и заводов.

Герасимова К.

Мама работает в магазине. Она приветлива и добра с покупателями.

- Вы уже поняли, зачем нужно работать? Давайте послушаем ребят 2-й группы, они говорят об этом явно.

Козлова О.

Моя мама работает в больнице. Она спасает людям жизнь.

Прижибилова А.

А моя мама – делопроизводитель, составляет и ведёт документацию. Мамина профессия очень важная, без неё в организации творились бы бардак и неразбериха.

Горохова Е.

Мой папа – инженер, его работа – наша безопасность. Он устанавливает видеокамеры, разные программы на компьютере, а другие следят по мониторам, чтобы не произошло ничего плохого. Один раз папа помог поймать террористку в 2010 году.

Сунцова К. (с презентацией)

Моя мама работает в налоговой инспекции и следит за тем, чтобы все организации нашего города правильно исчисляли и вовремя платили налоги. Из этих денег выплачивается зароботная плата воспитателям, учителям, врачам…

А папа – лейтенант полиции. Он выявляет и пресекает экономические преступления, ловит мошенников, которые обманывают честных граждан.

Вот какие важные и полезные профессии у моих родителей.

-Какое из предположений сейчас подтвердили ребята своими высказываниями?

Работа приносит пользу городу, стран

Физминутка

Мы в профессии играли ходьба на месте

В миг мы лётчиками стали! прямые руки в стороны

В самолёте полетали - покружиться вокруг себя

И шофёрами вдруг стали! ходьба на месте

Руль теперь в руках у нас руки перед собой, «держим руль»

Быстро едем, просто класс! бег вокруг себя с рулем

А теперь на стройке мы ходьба на месте

Кладём ровно кирпичи. руки перед собой согнуты в локтях

- Послушаем остальных.

Давыдочкин Г.

Мой папа – врач, он помогает людям. И хоть папа иногда жалуется, что врачам платят слишком мало за такую тяжёлую работу, он работает добросовестно, ведь от него зависят жизни других людей.

Луценко В.

Мой папа – дальнобойщик. Он много времени проводит со своей огромной машиной, по одному звуку может определить, что с ней не так и устранить поломку. Он ездит по всей России, привозит нам сувениры, подарки.

Морару Д.и Д.

Наш папа строитель. Он строит красивые, прочные и тёплые дома. Папа обеспечивает нашу семью.

- Какую ещё гипотезу подтвердили ребята?

За работу платят деньги, которые нужны, чтобы семья ни в чём не нуждалась.

- Нам осталось найти доказательства того, что работа может приносить удовольствие.

Слушаем остальных.

Туум М.

Мой папа борется с преступностью, охраняет общественный порядок. Он говорит, что работа у него сложная, но очень интересная!

Агишев Г.

Моя мама работает педагогом дополнительного образования. Она занимается с детьми с ограниченными возможностями, проводит занятия по разным предметам, которые не изучают в школе. Она очень любит свою работу!

Остудин А.

Моя мама работает медсестрой в детской поликлинике.

Пусть у мамы шприц в руках, ты не пяться, словно рак.

Это ж мамочка моя. Очень добрая она!

Мама спасает жизни маленьких детей. Все дети очень любят мою маму.

Ефимова В.

Мой папа – водитель, у него большая и всегда чистая машина. Он очень любит свою работу!

Шугаев Г.

Моя мама работает во Дворце Культуры. Она художественный руководитель, очень любит ставить разные спектакли и готовить концерты. Мама работает для радости!

-Подтвердилось ли последнее наше предположение?

 

А как же происходит выбор профессии? Очень интересно об этом – у Глеба Давыдочкина. Разрешишь, Глеб, мне зачитать?

Папа рассказывал мне, почему он решил стать врачом. Когда он был маленьким, то часто болел. Когда ходил в детский сад, а потом в школу, то много пропускал. Позже, в пятом классе, он решил заниматься спортом и закаливаться. Он обливался холодной водой и занимался в футбольной секции. Так постепенно он поправил своё здоровье. Но когда он болел, ему часто приходилось бывать в больницах и поликлиниках. Он видел, как работают врачи и спасают людей, иногда даже от смерти. И он решил, что тоже будет врачом.

Вот такая поучительная история, кстати папа Глеба до сих пор не бросает спорт и играет в городской баскетбольной и футбольной командах.

Подытожим наши размышления о нужности труда, и поможет нам в этом Чернышов А.

Чернышов А.

Мой папа по профессии священник. Это требует особого призвания. Папа служит службы, исповедует, причащает и крестит людей, даёт им нужные и важные советы. Папа говорит, что каждая профессия должна служить только во благо человека.

 

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Я думаю, мы поняли, что семья и работа – главные ценности любого человека. Замечательный артист, обожаемый всеми Евгений Леонов так об этом сказал: «Счастье – это когда утром хочется на работу, а вечером – домой». (Слайд) Правда, замечательно?

Обратите внимание, каким стал наш плакат. Взрослые называют его стендовый доклад, потому что любой может подойти к нему, как к стенду, и познакомиться с той работой, которую мы с вами проделали, словно прослушать доклад.

- Обсудите со своими участниками группы, что Вам больше всего в стендовом докладе понравилось. О чем Вы обязательно сегодня расскажете родителям после уроков?

ТООУ

V. Включение в систему знаний и повторение

- О хороших работниках в народе горят: «мастер» или «золотые руки». Таким людям можно доверить серьёзное дело, они не подведут и все сделают хорошо. Я уверена, что ваши мамы и папы именно из таких: старательные, добросовестные, знатоки своего дела. И очень хочется посвятить им эти строки.

(дети выходят и читают стихотворение «Какие бывают профессии?»

Каждый взрослый кем-то стал:

Металлурги варят сталь,

Поезд машинист ведет,

Пианист концерт даёт,

Пекарь хлебушек печет,

А швея одежду шьёт,

Строит города строитель,

Знания даёт учитель,

Хлебороб растит пшеницу,

Доктор лечит нас в больнице,

Композитор песни пишет,

А геологи нефть ищут,

У лесничего – забота,

Лес хранить его работа,

Рыбу ловят рыбаки,

Шьёт сапожник сапоги,

Самолет ведёт пилот,

Ждёт рабочего завод,

Каждый знает своё дело,

И работает умело!

- Профессий – сто тысяч. Все разные! И каждая – самая важная!

- Какой же вывод мы сделаем из услышанного? Работать надо? Да!

- Так чего же мы время зря тратим на школу, давайте сразу работать!

Групповая работа

1,2 группы – конструкторы. Сделать из деталей конструктора стол, тележку.

3 группа – артисты, разыграть сказку «Колобок».

4 группа – иллюстраторы-художники. Проиллюстрировать стихотворение.

Музыка

- Справились с заданием? Не полностью? А почему не получилось?

Значит, чтобы овладеть какой-нибудь профессией, и уж тем более стать мастером, надо учиться. Прав был В. Маяковский, обращаясь к детям:

«Вооружись учебником-книгой!

С детства мозги развивай и двигай.

Помни про школу – только с ней

станешь строителем радостных дней».

 

VΙ. Рефлексия

Кому было интересно на уроке?

- Что было самым трудным?

- Чему мы учились сегодня? Какие умения формировали? Я буду называть, а вы хлопните в ладоши, если это умение формировалось.

Умение работать с информацией, обобщать, делать выводы? Строить речевые высказывания, слушать и понимать других? Работать по плану? Определять, что труд – общечеловеческая ценность?

Значит, мы многому учились, и делали это успешно. Молодцы!

ТООУ

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Здравствуйте, извините меня, конечно, но какое отношение опубликованный материал имеет к теме группы "Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей"? Вы наверное по ошибке загрузили его сюда?

3 April 2016

Таких ситуаций полно! Особенно с данной группой. Публикуют здесь, думая, что это "конкурсная" группа!

3 April 2016

Чтобы избежать подобной ошибки, вышла из группы. Извините за беспокойство.

6 April 2016

Хочу дать маленький совет. Если Вы публикуете фрагменты работ детей, то корректнее указывать имя ребенка и первую букву фамилии.

28 April 2016

Спасибо за маленький совет. Халь, что это единственное, что Вы можете сказать по поводу публикации.

8 May 2016

Ответ #5002 был удален 29 April 2016