Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Центр развития ребенка - детский сад № 501 «Медвежонок» Октябрьского района
Проект
«Птицы на кормушке»
Автор проекта:
воспитатель
Гаенко М. В.
Новосибирск 2021 г.
Тема проекта: «Птицы на кормушке»
Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий, кратковременный.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: неделя.
Цель проекта: сформировать знание о зимующих птицах.
Задачи проекта:
Сформировать умение различать и называть зимующих птиц.
Обогащать кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание.)
Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
Развивать речь, используя художественную литературу и описание по картинке зимующих птиц.
Воспитывать у детей сочувствие, сопереживание к зимующим птицам, желание оказать помощь.
Актуальность проекта.
Актуальность данного проекта заключается в том, что в наше время, экологическое воспитание очень актуально, особенно у подрастающего поколения. В дошкольном возрасте происходит становление личности, формируется начало культуры, в том числе и экологической. Поэтому очень важно привить детям интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить детей оберегать окружающий мир.
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Поэтому мы решили реализовать проект «Птицы на кормушке». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Проблема
Проблемная ситуация подтолкнувшая к разработке проекта: в ходе образовательного процесса оказалось, что дети затрудняются называть птиц, путают зимующих и перелётных птиц, мало наблюдают в природе, у них не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Этапы реализации проекта:
I. этап «Выбор темы»
Во время тематической недели « Птицы», в нашей группе разместили плакаты перелетные и зимующие птицы, карточки с птицами. Несколько человек заинтересованно рассматривали птиц. Увидев, что дети заинтересовались этой темой, им были заданы вопросы: «Что вы знаете о птицах?», « Чем они питаются осенью?», «Хотите ли больше узнать о них? Что именно вы хотите узнать?».
Что мы знаем? | Что еще хотим узнать? | Как можно найти ответы на свои вопросы? |
Есть много разных птиц Они хотят кушать | Как можно узнать, что за птица? Какие птицы улетают? Почему улетают птицы? Какие птицы перелетные, а какие зимующие? Чем питаются разные птицы? Как можно помочь птицам зимой? | Книги Открытки Интернет Библиотека Родители Воспитатели |
II. Этап «Сбор сведений»
Узнав интересы детей, мы наполнили среду различными книгами, фотоальбомами, открытками для поддержания детского интереса:
Беседы с детьми и родителями;
Насыщение предметно-развивающей среды;
Обеспечение центров активности соответствующими предметами и материалами для организации продуктивных видов деятельности;
Организация игровой деятельности.
Совместно с детьми определили возможные источники информации научно-популярная и научно-художественная литература, экскурсии, просмотр видео фильмов, собственные наблюдения детей и т.д.
Разработка темы «Птицы на кормушке»
Цикл бесед на темы:
«Что мы знаем о птицах»;
«Знакомство с птицами, живущими на участке»;
«Перелетные и зимующие птички»;
«Пользу или вред приносят птицы?»;
«Кто заботится о птицах»;
«Какой корм любят зимующие птицы» ;
«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»;
«Почему птиц стало меньше?»;
«Синичкин день».
Игры:
Д/игры «Летает, не летает», «Какая птица лишняя?», «Птицы», « Чье угощенье?», «Кто как голос подает?», «Кого не стало?».
П/ игры «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Птички и кот» , «Зимующие и перелетные птицы», «Цапля», «Вороны».
Чтение художественной литературы:
Н. Сладков «Сорока и снегирь», «Тайна чёрного дятла»;
Л. Воронкова «Птичьи кормушки»;
В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»;
О. Григорьева «Синица»;
А. Яшин «Покормите птиц зимой»;
И. Тургенев «Воробей»;
М. Горький «Воробьишко»;
С. Михалков «Птичья столовая»;
В. Бианки «Синичкин день»;
А. Яшин «Покормите птиц зимой».
Работа с родителями;
Разучивание стихотворений о зимующих птицах;
Совместное изготовление кормушек, поделок;
Заготовка корма для птиц;
Выставка аппликаций, рисунков и кормушек.
III. Этап «Выбор проектов»
Обсудили с детьми, что можно сделать с тем, что мы уже узнали?
Разработка детских творческих работ «Птички»
Кормушки своими руками;
Коллективная работа – оригами «Лебеди»;
Выставка рисунков «Совушка - сова»; «Синичка, невеличка»;
Оформление альбома « Птицы нашего садика»;
Изготовление объёмных птичек из губок «Птицы на ветке»;
Плоскостные силуэты птиц, украшенные пластилином, салфетками, семенами, крупой.
IV. Этап «Реализация проектов»
V. Этап «Презентация»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методические материалы для реализации проекта
Беседа «Что ты знаешь о птицах?»
Воспитатель: Ребята, по каким признакам мы узнаем птиц? Как мы их отличаем от других животных? Вспомните модели (показ иллюстраций).
– Ребята посмотрите сколько птиц. Давайте сравним их друг с другом. Посмотрим и скажем, какое оперенье у всех этих птиц? Что можно сказать об оперенье? Какое оно?
– Обратите внимание на глаза. Расскажите, какие они.
– А что можно сказать про ноги и лапки?
– Какие крылья? Какой хвост, клюв?
– А где живут? (в лесу – лесная, в степи – степная, вблизи водоемов – водоплавающая, дома с человеком – домашняя.)
- Как питаются все эти птицы?
– Как передвигаются? Летают.
Беседа «Знакомство с птицами, живущими на участке»
Цель: формирование общих представлений о птицах.
Ход:
Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим эту птицу. Она вам малознакома, но, несмотря на это многое вы можете рассказать о ней сами.
1. Строение тела птицы
Воспитатель. Из каких частей состоит тело птицы? (Голова, туловище, хвост.)
- Что есть на голове?
- Есть ли уши? (Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет.)
- Клюв птицы – это рот или нос?
- Какие конечности есть у птицы? (Крылья, ноги.)
- Опишите крылья.
- Рассмотрите и опишите ноги: ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных и тонких пальца. На пальцах длинные, острые, загнутые когти. При ходьбе они широко расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво.
- Посчитайте, сколько пальцев? Куда они направлены?
- Рассмотрите и опишите хвост.
2. Рассматривание перьев.
Воспитатель. Расскажите, чем покрыто тело птицы. (Перьями.)
- Как они окрашены?
- Как такая окраска помогает птице выжить? (У воробьев окраска покровительственная, она помогает им маскироваться на фоне почвы и веток деревьев. Вороны, грачи и сороки почти не имеют врагов, поэтому их окраска для них не так важна. А окраска голубей определяется селекционной работой человека.)
- Везде ли эти перья одинаковы по размеру? (Самые короткие – по голове, потом они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.)
- В какую сторону они направлены? (Спереди на зад.)
- Как они расположены? (Налегают друг на друга.)
- Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает птице? (При полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при полете не выдувается из-под перьев тепло.)
3. Питание птицы
Воспитатель. Давайте посмотрим, как птицы клюют. Нужно бросить немного семечек.
Ребята наблюдают и высказывают свои впечатления.
Теперь проверим, какой корм они любят больше всего. Ребята, насыпьте каждый вид корма отдельные коробочки и осторожно поставьте их на землю.
Так что же они съели в первую очередь?
4. Органы чувств
Воспитатель. Вы видели, как птицы ели корм. Как вы думаете, видят ли птицы?
- Заодно уточните: различают ли птицы вкус пищи?
- А слышат? Нужно посвистеть в свисток (подуть в дудочку).
- На голове по бокам у нее есть уши, только они закрыты перьями. Птица слышит очень хорошо. Теперь поняли, почему я постоянно напоминаю, что около птиц надо вести себя тихо? Птица же не понимает, что мы ей говорим, поэтому пугается каждого резкого звука.
- Понаблюдаем, если подойти к птице строго сзади, увидит ли она наблюдающего. Сделаем большой круг, чтобы она нас не заметила.
5. Передвижение птицы
- Расскажите, как птица ходит.
- Как она летает?
- Что она делает, когда собирается сесть на землю (на ветку дерева или жердочку)? При полете ноги птицы прижаты к туловищу. При посадке на землю птица делает небольшой круг и выставляет ноги вперед, а хвост в это время раздвигает веером. Такой расширившийся хвост, во-первых служит тормозом, гасит скорость, а во-вторых, помогает спланировать и сделать посадку мягкой, иначе при потере скорости птица упала бы на землю очень резко.
- Почему птица не падает, когда сидит на ветке?
- А мы так сможем? После занятия проверим.
6. Заключительный
Воспитатель. Наконец, задаю самый трудный вопрос: каких животных называют Птицами?
- Можно ли назвать птицами животных, которые ходят на двух ногах? (Нет. На двух ногах ходят и человек, а раньше ходили динозавры.)
- Можно ли назвать птицами животных, которые питаются зернами? (Нет, зернами питаются многие животные – грызуны, насекомые, лошади.)
- Можно ли назвать птицами животных, которые летают? (У которых есть крылья?) (Нет. Кроме птиц летают бабочки, жуки, комары, летучие мыши.)
- Можно ли назвать птицами животных, которые откладывают яйца? (нет. Кроме птиц откладывают яйца все насекомые, черви, черепахи, змеи)
- Можно ли назвать птицами животных, у которых есть клюв? (Нет, клюв есть и у некоторых зверей, например у утконоса. Этот вопрос можно и не задавать, если занятие вышло нагруженным.)
- Так что же такое есть у птиц, чего нет ни у каких других животных?
После некоторого раздумья дети самостоятельно приходят к выводу, что у названных видов животных нет перьев.
- Правильно. Ведь у Птиц есть и второе название: Пернатые. Ни у кого, кроме птиц, перьев нет.
Беседа «Какой корм любят зимующие птицы».
Цель: расширять представления воспитанников о зимующих птицах, роли человека в жизни птиц, развивать коммуникативные способности, воспитывать чувство сопереживания, желание и готовность помочь в трудные минуты.
Ход беседы:
Воспитатель: «Ребята, какое сейчас время года?» (Ответы детей)
Воспитатель: «Что зима принесла с собой?»
Воспитатель: «У зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая».
Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».
«Разозлилась старуха зима, задумала всякое дыхание со света сжить. Прежде всего, она стала до птиц добираться: надоели они ей своим криком и писком. Подула зима холодом, сорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться, стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны…»
Воспитатель: «Есть птицы перелетные - это те птицы, которые улетают от нас на зимовку в южные страны. И зимующие - эти птицы смелые, они не улетают от нас зимой».
Воспитатель: «Каких зимующих птиц вы еще знаете?» (Ответы детей)
Воспитатель: «Птицам трудно приходится зимой, им не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Особенно страдают синицы».
«Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму?»
Воспитатель: «Нужно делать кормушки. Одна кормушка может спасти от смерти много синиц за зиму. А синицы спасают от вредителей деревья».
Воспитатель: «Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.
Хорошо, если вы сможете разместить кормушку для птиц так, чтобы вам было удобно наблюдать за ними.
Но что делать, если папа или дедушка не может вам помочь смастерить кормушку из фанеры, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Воспользуйтесь подручными средствами – пакетами из-под молока, кефира, сока, возьмите пластиковую бутыль. Попросите старших сестру или брата, прорежьте отверстия с двух сторон, оставив бортик снизу, а сверху проденьте веревочку или проволочку, чтобы подвесить кормушку.
Но сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Корм для птиц можно сыпать не только в кормушку, но и просто на снег там, где он утоптан.
Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Воспитатель: «А чем можно кормить птиц?» (Синички любят сало. Воробьи клюют всякий корм.)
Воспитатель: «Можно давать только белый измельченный черствый хлеб. Свежий хлеб на холоде замерзает, и птицы не смогут с ним ничего сделать.
У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки.
Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель. Пшено клюют только воробьи. Красавцы снегири любят ягоды рябины, бузины.
Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».
Послушайте стихотворение Александра Яшина.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Воспитатель: «Ребята, оказывается, не только мы помогаем нашим «пернатым» друзьям, но и они приносят нам пользу! Все птицы считаются полезными, так как они истребляют насекомых, в первую очередь различных массовых вредителей культурных растений.
Подскажите, чем ещё полезны птицы?» (Птицы радуют нас песнями. Птицы украшают природу.)
Дидактические игры:
«Какая птица лишняя?»
Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птиц, развивать внимание, память.
Ход игры: педагог специально среди зимующих птиц, прилетевших к кормушке, размещает перелётную птицу. Дети внимательно рассматривают птиц и называют лишнюю птицу. Педагог предлагает детям объяснить свой выбор. Просит назвать ещё для примера перелётных птиц, найти их на картинках.
«Кто как голос подаёт?»
Цель: учить детей различать голоса птиц, подражать им.
«Кого не стало»
Цель: формировать грамматические категории, образование существительных в родительном падеже
Ход игры: на доске или на столе выкладываются 5-6 картинок зимующих и перелётных птиц, предлагают детям назвать всех птиц и запомнить их. Затем дети закрывают глаза, в это время воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют, какой птицы не стало.
Подвижные игры:
«Зимующие и перелетные птицы»
Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.
Ход игры: Дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В середине площадки на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки. «Птицы» бегают врассыпную со словами:
Птички летают, зерна собирают.
Маленькие птички, птички-невелички».
После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» - к снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.
«Воробушки»
Цель: развивать ловкость, внимание.
Ход игры: Дети (воробушки) сидят на скамейке (в гнездышках) и спят.
На слова педагога: «В гнезде воробушки живут и утром рано все встают», дети раскрывают глаза, громко говорят: «Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик! Так весело поют».
После этих слов дети разбегаются по участку.
На слова педагога: «В гнездышко полетели!» - возвращаются на свои места.
«Совушка»
В лесу темно, все спят давно. (Дети стоят полукругом, изображая спящих птиц)
Все птицы спят, одна сова не спит,
Летит, кричит, Совушка-сова,
Большая голова, на суку сидит, (Дети изображают сову в соответствии с текстом)
Головой вертит, вовсе стороны глядит,
Да вдруг как полетит!
«Вороны».
Цель игры:
Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука [р], учить говорить то громко, то тихо.
Ход игры:
Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
«Кар-кар-кар!» (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
«Кар-кар-кар!» (громко)
(Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
«Кар-кар-кар!» (тихо)
(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)
«Цапля»
Ход игры:
Дети стоят то на одной, то на другой ноге.
Очень трудно так стоять.
Ножку на пол не спускать,
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.