Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Центр развития ребенка - детский сад № 501 «Медвежонок»
г. Новосибирск
Проект
«Птицы на кормушке»
Чтобы беречь Землю, природу,
надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать,
узнав – невозможно не полюбить».
Сладков Артемий Николаевич (1920-1995)
российский учёный-ботаник, педагог
Тема проекта: «Птицы на кормушке».
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: 2 недели.
Цель проекта:
Формирование экологических знаний о зимующих птицах нашего края и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи проекта:
- расширять представления детей о зимующих птицах, живущих в нашей местности зимой;
- развивать мышление, воображение, познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;
- способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников;
- активизировать умение родителей осуществлять экологическое воспитание детей;
- воспитывать интерес к живой природе, бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
Актуальность проекта
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому мы поговорим о птицах.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.
Проблема
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. По проведённому опросу оказалось, что дети затрудняются называть птиц, мало наблюдают в природе, у них не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Ожидаемый результат:
1. Элементарные представления у детей о жизни птиц зимой.
2. Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
3. Развитие у детей любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Этапы реализации проекта:
- I. Этап «Выбор темы»
Что мы знаем? |
Что еще хотим узнать? |
Как можно найти ответы на свои вопросы? |
Есть перья, клюв, крылья Могут летать, Любят зернышки клевать, крошки |
«Что делают птицы зимой?» «Что кушают птички, холодно ли им? Почему?» «Какие птицы улетают, а какие остаются зимовать в наших краях? Почему?» «Нужна ли помощь зимующим птичкам?» «Как и чем мы можем помочь птичкам?» |
Понаблюдать на участке Из книг, картинок, альбомов Из телевизора Спросить у родителей, воспитателей |
Узнав интересы детей, мы наполнили среду различными книгами, журналами, энциклопедиями, картинками, художественной литературой, для поддержания детского интереса:
- Беседы с детьми и родителями;
- Насыщение предметно-развивающей среды;
- Обеспечение центров активности соответствующими предметами и материалами для организации продуктивных видов деятельности;
- Организация игровой деятельности.
Совместно с детьми определили возможные источники информации познавательная, художественная и методическая литература, собственные исследования детей и т.д.
Разработка темы
I неделя «Птицы нашего двора»
Наблюдение за птицами:
- Какие птицы прилетают на участок?
- Воробей; - Ворона; - Голубь;
- Какие звуки издают птицы?
- Сколько ног у птиц и как они ходят?
- Сколько крыльев у птиц и как они летают?
Познание:
- Занятия: «Зимующие птицы», «Дома птиц», «Меню для птиц»;
Беседы на темы:
- «Как живут наши пернатые друзья зимой»,
- «Кто заботится о птицах»,
- «Пользу или вред приносят птицы?»
- «Меню птиц»,
- «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
Чтение художественной литературы:
И. Тургенев «Воробей», М. Горький «Воробьишко», Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц», Н. Рубцов «Воробей» и «Ворона», Сухомлинский «О чём плачет синичка».
Игровая деятельность:
Д/и: «Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы?», «Домино» (птицы), «Разрезные картинки», Лото.
Подвижные игры:
- «Воробушки и кот»;
- «Воробушки и автомобиль»;
- «Птица»;
- «Вороны»,
-«Наседка и цыплята»,
- «Совушка».
Продуктивная деятельность
- Рисование «Синичка»,
- Изготовление поделки из губок «Птички на ветках».
II неделя «Птицы нашего участка»
Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.
- Птицы большие и маленькие;
- Чем питаются птицы?
- Какие птицы кормятся на кормушке?
- Птичьи следы на снегу.
- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Познание:
-Занятие «Знакомство с птицами, живущими на участке»;
-Просмотр презентации «Зимующие птицы»;
Чтение стихотворений:
А. Прокофьев «Снегири», В. Стоянов «Воробей», Р. Бухараев «Кормушка».
Игровая деятельность:
Д/и «Один - много», «Назови ласково»;
Пальчиковые игры: «Воробьи», «Птички», «Веселое путешествие», «Птенчики в гнезде»;
Настольно-печатные игры «Домино», «Разрезные картинки», Лото «Птицы»;
С/р «Птичья столовая», «Птица с птенчиками». «Экскурсия в лес».
Опытно-исследовательская деятельность:
Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом;
Опыт "Что дальше улетит? В воде купался - сух остался"
Безопасность:
Беседа на тему: «Осторожно – кошка!», «Не дадим птичке умереть от холода и голода». Наблюдение за кормушкой (птицы маленькие, беззащитные, не могут постоять за себя).
Продуктивная деятельность:
Лепка «Зернышки для птички».
Рисование ««Воробей» (Нетрадиционная техника).
Фотоколлаж «Птицы»;
Музыка: прослушивание аудио «Голоса птиц».
Работа с родителями
- Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.
- Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки ) по данной тематике в книжный уголок группы.
- Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края».
- Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
III. Этап «Выбор проектов»
Разработка детских проектов по теме «Птицы на кормушке»
- Фотоколлаж «Птицы»;
- Изготовление поделки «Птички на ветках»;
- «Семейный домик для птиц» - совместное с родителями создание кормушек для птиц;
- Акция «Птичья столовая» - изготовление угощения для птиц.
IV. Этап «Реализация проектов»
V. Этап Презентация «Птицы наши друзья».
Список литературы
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Оберемок С. М., Метод проектов в дошкольном образовании. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. – 64 с.
3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.