Проект «Растем здоровыми»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 145
(МБДОУ города Иркутска детский сад № 145)
ПРОЕКТ
«Растем здоровыми»
(нейротехнологии в работе педагогов как эффективный инструментарий развития дошкольников с задержкой психического развития)
Краткосрочный
С 04.12.2023-15.12.2023
Подготовили:
Воспитатели группы ЗПР
Конечная Ж.П., Усольцева И.Н.
Понятийный словарь
Нейроигры – относятся к здоровьесберегающей и игровой технологии, которая позволяет расширить возможные границы головного мозга.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно – оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Нейрогимнастика - это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.
Нейропсихология - междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.
Речевое развитие - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Задержка психического развития (ЗПР) - темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и/или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
СОДЕРЖАНИЕ проектА
Тема проекта |
«Растем здоровыми» |
Ключевые понятия |
Нейроигры, кинезиология, задержка психического развития. |
Цель проекта |
Через использование комплексов нейроигр и кинезиологических упражнений создать условия для формирования правильного психомоторного развития у детей разновозрастной группы, имеющих задержку психического развития. |
Детская цель |
Для чего нейродорожки? |
Задачи проекта |
•Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию нейроигр и кинезиологических и упражнений в практике работы с детьми, имеющими ЗПР; •Определить эффективность использования педагогами нейроигр и кинезиологических упражнений при работе с детьми ОВЗ; •Сформировать картотеку комплекса нейроигр и кинезиологических упражнений для коррекционной работы с детьми в группе, •Создать нейроуголк в группе и внедрить комплексы нейроигр и кинезиологических упражнений в коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития через движение. |
Сроки и этапы реализации |
Срок реализации проекта – 2 недели. I этап - Организационный – с 04.12.2023 – 06.12.2023 г. II этап - Практический – с 07.12.2023 – 14.12.2023 III этап – Презентационный – 15.12.2023 г. |
Модель реализации проекта |
1. Работа с детьми. 2. Работа с родителями. 3. Методический инструментарий |
Основная проблема, обоснование актуальности, научной новизны, практической значимости проекта |
Проблема заключается в том, что с каждым годом растет число детей с ОВЗ. Актуальность заключается в том, что становится вопрос о внедрении в практику педагога здоровьесберегающих образовательных технологий в работе с детьми с ЗПР. Новизна проекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методической литературе. Практическая значимость проекта состоит в том, что с помощью специально подобранных игр и упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Как показывает опыт, образовательные нейроигры и кинезиологические упражнения необходимо использовать для коррекции детей, имеющих отклонения в развитии. |
Принципы в использовании здоровьесберегающих технологий |
Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. |
Ресурсное обеспечение проекта |
1.Методический инструментарий картотека кинезиологических упражнений, нейродорожки разной сложности, доска «Бильгоу», консультативный материал для педагогов и родителей. 2. Мультимедийное оборудование (ИКТ). 3. Сенсомоторный уголок в группе |
Итоги проекта |
Разработка картотеки нейроигр и кинезиологических упражнений, которые могут использоваться как педагогами коррекционных групп ЗПР и ТНР, так и педагогами общеразвивающих групп. Создание нейроуголка в разновозрастной группе для детей ЗПР. |
Этапы реализации проекта
1-й этап «Организационный»
Цели этапа:
Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме.
Создание организационной основы реализации проектной деятельности.
Координация деятельности участников проектной деятельности.
Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности
2-й этап «Практический»
Цели этапа:
Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников проектной деятельности.
Внедрение в коррекционную работу и образовательный процесс нейроигр и кинезиологических упражнений.
Формирование пакета учебно-методической документации по реализации проектной деятельности. Разработка сопроводительной документации (картотеки, комплексы упражнений и пр.). Создание банка фото и видео с детьми на практике.
Организация среды в группе «Нейроуголок».
3-й этап «Презентационный»
Цели этапа:
Обобщение результатов проектной деятельности
Тиражирование опыта работы по реализации проекта «Растем здоровыми»
Подготовка отчета и презентации о проектной деятельности на итоговом педагогическом совете.
планирование в рамках ПРОЕКТА
«Растём ЗДОРОВЫМИ»
Дата |
Содержание работы с детьми |
Оборудование |
Работа с родителями |
С 04.12.23 – 06.12.2023 подготовительный этап |
|||
06.12.2023 |
- Развитие мелкой моторики (работа с мячами Су-Джок) - Глазодвигательные упражнения Упражнение «Цветные шарики». - Упражнения двигательного репертуара после дневного сна в кроватках: «Лодочка», «Бревнышко». -Дидактическая игра «Нейродорожки». |
Цветные шарики, пластиковые ложки 2 шт., тарелочка, распечатки с нейродорожками |
Консультация для родителей ««Нейроигры дома - легко!»?» Пополнение сенсомоторного центра группы картотекой нейроигр и упражнений. |
07.12.2023 |
- Развитие мелкой моторики (работа с мячами Су-Джок) по теме недели - Глазодвигательные упражнения «Варим суп» - Дыхательная гимнастика «Регулировщик» - Работа на доске «Бильгоу» -ходьба по нейротропинке |
Цветные мячики Су – Джок, Баночки с крупой, пустая кастрюлька детская, ложки пластиковые, Доска Бильгоу с цветными мешочками |
Буклет для родителей «Что такое гимнастика для мозга?» |
08.12.2023 |
- Развитие мелкой моторики (работа с мячами Су-Джок), пальчиковая гимнастика - Глазодвигательные упражнения «Цветные шарики», «Варим суп» -Дыхательная гимнастика «Регулировщик», «Собери стаканчики» - Работа с нейротренажерами (ходьба по нейротропинкам) - Работа с доской «Бильгоу» |
Цветные мячики Су – Джок, Баночки с крупой, пустая кастрюлька детская, ложки пластиковые, Цветные шарики, пластиковые ложки 2 шт., тарелочка, Доска Бильгоу с цветными мешочками, пластиковые стаканчики, воздушные шарики. Нейротренажеры |
Домашнее задание для родителей, изготовление нейротренажеров вместе с детьми. Играем дома. |
11.12.2023 |
- Развитие мелкой моторики (работа с мячами Су-Джок), пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика - Глазодвигательные упражнения «Цветные шарики», «Варим суп» -Дыхательная гимнастика «Регулировщик», «Собери стаканчики» - Работа с нейротренажерами (ходьба по нейротропинкам), дорожка здоровья. - Работа с доской «Бильгоу» - Дидактическая игра «Цветные ладошки» |
Цветные мячики Су – Джок, Баночки с крупой, пустая кастрюлька детская, ложки пластиковые, Цветные шарики, пластиковые ложки 2 шт., тарелочка, Доска Бильгоу с цветными мешочками, пластиковые стаканчики, воздушные шарики. Нейротренажеры Цветные ладошки из картона и шарики под цвет ладошек. |
Фотоотчет от родителей по домашнему заданию. |
12.12.2023 |
- Развитие мелкой моторики (работа с мячами Су-Джок), пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика - Глазодвигательные упражнения «Цветные шарики», «Варим суп» -Дыхательная гимнастика «Регулировщик», «Собери стаканчики» - Работа с нейротренажерами (ходьба по нейротропинкам), дорожка здоровья. - Работа с доской «Бильгоу» - Дидактическая игра «Цветные ладошки» - Дидактическая игры «Волшебные мячики» |
Цветные мячики Су – Джок, Баночки с крупой, пустая кастрюлька детская, ложки пластиковые, Цветные шарики, пластиковые ложки 2 шт., тарелочка, Доска Бильгоу с цветными мешочками, пластиковые стаканчики, воздушные шарики. Нейротренажеры Цветные ладошки из картона и шарики под цвет ладошек. |
Картотека игр кинезиологические упражнения с детьми дома. |
13.12.2023 |
- Развитие мелкой моторики рук «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка» - Глазодвигательные упражнения «Цветные шарики», «Варим суп» -Дыхательная гимнастика «Собери стаканчики», «Надуй шарик» - Работа с нейротренажерами (ходьба по нейротропинкам), дорожка здоровья. - Работа с доской «Бильгоу» - Телесные упражнения «Колено-локоть», «Дерево» - Дидактическая игра «Цветные ладошки» - Дидактическая игры «Волшебные мячики» |
Цветные мячики Су – Джок, Баночки с крупой, пустая кастрюлька детская, ложки пластиковые, Цветные шарики, пластиковые ложки 2 шт., тарелочка, Доска Бильгоу с цветными мешочками, пластиковые стаканчики, воздушные шарики. Нейротренажеры Цветные ладошки из картона и шарики под цвет ладошек. |
Опрос родителей о мастер – классе «Играя, развиваемся» |
14.12.2023 |
- Развитие мелкой моторики рук «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка» - Глазодвигательные упражнения «Цветные шарики», «Варим суп», -Дыхательная гимнастика «Собери стаканчики», «Надуй шарик». - Работа с нейротренажерами (ходьба по нейротропинкам), дорожка здоровья. - Работа с доской «Бильгоу» - Телесные упражнения «Колено-локоть», «Дерево» - Дидактическая игра «Цветные ладошки» - Дидактическая игры «Волшебные мячики» (разные вариации) |
Цветные мячики Су – Джок, Баночки с крупой, пустая кастрюлька детская, ложки пластиковые, Цветные шарики, пластиковые ложки 2 шт., тарелочка, Доска Бильгоу с цветными мешочками, пластиковые стаканчики, воздушные шарики. Нейротренажеры Цветные ладошки из картона и шарики под цвет ладошек. |
Презентация новых нейроигр родителям (вайбер) |
15.12.2023 |
- Развитие мелкой моторики рук «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка» - Глазодвигательные упражнения «Цветные шарики», «Варим суп» -Дыхательная гимнастика «Собери стаканчики», «Надуй шарик» - Работа с нейротренажерами (ходьба по нейротропинкам), дорожка здоровья. - Работа с доской «Бильгоу» - Телесные упражнения «Колено-локоть» - Дидактическая игра «Цветные ладошки» - Дидактическая игры «Волшебные мячики» |
Цветные мячики Су – Джок, Баночки с крупой, пустая кастрюлька детская, ложки пластиковые, Цветные шарики, пластиковые ложки 2 шт., тарелочка, Доска Бильгоу с цветными мешочками, пластиковые стаканчики, воздушные шарики. Нейротренажеры Цветные ладошки из картона и шарики под цвет ладошек. |
Индивидуальные беседы с родителями о нейроиграх и кинезиологических упражнениях. |