Проект «Секреты школьного портфеля» (подготовительная группа).
Вид проекта: Краткосрочный, информационно-творческий.
Продукты. Оформление школьного уголка, выставки школьных принадлежностей в группе.
Цель. Подготовка детей к школьному обучению. Формирование положительного эмоционального отношения к школе.
Задачи.
1.Обогащать представления детей о школе (атрибуты школы, предназначение и функции школьных принадлежностей).
2.Развивать практические умения (собирать портфель).
3.Развивать умение передавать свои впечатления о школе и школьной жизни в художественной творческой и игровой деятельности (рисунках, рассказах, стихах, игровых сюжетах).
4.Познакомить с литературными произведениями о школе, школьных принадлежностях, развивать умение использовать их в играх драматизациях.
5.Воспитывать желание идти в школу, стать учеником, многому научиться.
Предварительная работа: Чтение сказки А.Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик».
Проблемная ситуация: «Поможем Буратино собраться в школу».
Вопросы, на которые надо найти ответы:
Зачем нужен портфель?
Что такое школьный ранец? Какие отделения в нём есть?
Что кладут в школьный портфель? Как его собрать?
Взаимодействие с родителями.
Интервью у старших детей – младших школьников в семье, рассказы детей о полученном из интервью содержании. Рассматривание семейных школьных фотографий. Участие в оформлении школьного уголка в группе.
Краткое содержание проекта.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Рассматривание школьных семейных фотографий. Презентация фотографий с опорой на рассказы из личного опыта членов семьи.
Рассматривание школьных принадлежностей (в т. ч. знакомство с разными видами кисточек, линеек).
Знакомство со сказкой Е.А.Алябьевой «Волшебная страна Динь-динь» (История производства колокольчиков и колоколов в России.) Вопросы и задания к сказке.
Игры-занятия О.В.Дыбиной: «Из всех предметов запомни только это…», «Мои друзья» (материалы предметов рукотворного мира), «Для чего нужна бумага».
Просмотр презентаций, мультфильмов по теме проекта: «Зачем мы ходим в школу», «Первый раз в первый класс», «Коробка с карандашами», «Незнайка учится», «В стране невыученных уроков» и др.
Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Магазин. Школьные товары».
Развивающие игры: «Собери портфель», «Что лишнее», «Угадай по описанию», «Отгадай предмет по его частям». Магнитные буквы и цифры (повторение названий букв и цифр, составление слов, примеров). «Найди два одинаковых портфеля» (сравнение картинок).
ОБЖ - напоминание правил безопасной работы с ножницами.
Труд: отбери и поточи сломанные карандаши (действия с точилкой). Дежурство по занятиям.
ОО «Познавательное развитие»
Сенсорика: выкладывание картинок из счётных палочек, сравнение бумаги разной фактуры.
Конструирование построек на школьную тематику (ЛЕГО, другие виды конструкторов) с анализом схем зданий для строительства школы и подбором строительных деталей.
Математика: счёт цветных карандашей, выкладывание геометрических фигур из счётных палочек. Измерение предметов с помощью линейки. Черчение отрезков разной длины.
Лабиринты: «Помоги первоклассникам дойти до школы» (рисование фломастером нужной дороги).
Раскраски математические (по цифрам).
ОО «Речевое развитие»
Грамота: решение ребусов, кроссвордов. Буквенные дорожки-лабиринты. Д/игра «Раздели слова на слоги».
Развитие речи: Рассказывание о предметах (школьные принадлежности).
Д/игра «Школьные принадлежности».
Игра с мячом: «Что мне нужно в школе?».
Игровые упражнения: «Назови одним словом» (школьные принадлежности), «Один-много», «Назови ласково», «Что нужно школьнику для учёбы» (назови слова-предметы), «Скажи какой, какая, какие?» (портфель, книга, карандаши, фломастеры), «Что делают предметом?» (ручкой, ластиком, линейкой, ножницами), «Кто без чего не обойдётся?».
Чтение худ литературы: Загадки о школе и школьных принадлежностях, о предметном мире (бумага, металл, дерево, ткань, резина, пластмасса).
Стихотворения: И.Токмакова. Скоро в школу. А.Усачёв. Кого принимают в школу? Н.Найдёнова. В первый класс. А.Бродский. Первая тетрадь. А.Шибаев. Тетрадки и загадки. В.Берестов. Портфель. Пенал. Карандаш. Линейка. Точилка. Циркуль. Резинка. Закладка. Ручка. Тетрадки. Учебник. Кисточка. Дневник. Е.Благинина. Букварик.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование цветными, простыми карандашами, фломастерами, красками, восковыми мелками, школьными мелками. Раскраски по теме «Школа».
Штриховка. Использование трафаретов и шаблонов школьных принадлежностей, букв, цифр в составлении композиций на школьную тематику.
Игры: «Дорисуй, что я задумала» (узнавание предметов по отдельным их частям)
Лепка: «Слушаем загадки, лепим отгадки».
Аппликация: Мой портфель.
Ручной труд: тетрадки, альбомы для сюжетно-ролевой игры «Школа».
Музыка: подготовка к выпускному балу. Слушание, разучивание песен «Азбука», «В первый класс».
Игры-драматизации по известным стихотворениям школьной тематики.
ОО «Физическое развитие»
Подвижные игры: «Раз, два, три - ко мне беги!» (свойства и качества материалов). «Шаги» («кто быстрее доберётся до…», называя школьные принадлежности), «Краски».
Физкульминутки: «Долго, долго мы лепили», «Мы сегодня рисовали», «1-2-3-4, 3-4-1-2! Это кто шагает в ряд!», «Открывай скорее книжку!»
Пальчиковые игры: «Божьи коровки», «Пальцы делают зарядку».
Литература:
Е.А.Алябьева. Сказки о предметах и их свойствах. М.: ТЦ Сфера, 2015.
А.М.Вербенец, О.В.Солнцева, О.Н.Сомкова. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». СПб: «Детство-пресс», 2013.
О.В.Дыбина. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2015.
Г.Я.Затулина. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная группа. Учебное пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008.
Как организовать проект с дошкольниками. Автор-составитель А.А.Сидорова. М.: ТЦ Сфера, 2017.
В.И.Ковалько. Азбука физкультминуток для дошкольников. М.: «ВАКО», 2005.
100 лучших пальчиковых игр. Составитель В.Г.Дмитриева. М.: Издательство АСТ, 2015.
Умные кроссворды. А.Заикина, М.Заикин, С.Заикин. М.: «Лист», 1998.
Физкультминутки. Авторы-составители С.А.Лёвина, С.И.Тукачёва. Волгоград: Учитель, 2005.
Интернет-ресурсы: