Проект «Школьная газета»

4
0
Материал опубликован 21 December 2019

Вид проекта – социальный

Проект рассчитан на  обучающихся МБОУ СОШ с. Скатовка.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Школа – это маленькое государство, и как во всяком государстве, в школе должны быть свои средства массовой информации.

Что же такое – школьная газета? Школьная газета – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Она моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей.

Школьная газета играет большую роль в жизни издающих её подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию. В результате работы каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач. Ещё одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде - дело серьёзное и трудное. Каждый берётся за ту работу, которая ему по плечу.

Создание школьной газета позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьной редколлегии поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания, происходит  более гибкая социализация подростков. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии  

                                         

Актуальность проекта:

Происходящие в нашем обществе  перемены проявляются в том, что новые рыночные отношения требуют от современного человека таких личностных качеств, как инициативность, толерантность, патриотизм. К сожалению, реальная ситуация свидетельствует о том, что в обществе остро стоит проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к себе и к обществу, в котором он живет. С  учетом  всего  выше сказанного  актуальность проекта   заключается в соответствии проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности,  самодостаточной, социально ориентированной, играющей важную роль в жизни общества.

Перед школьником как субъектом коммуникативной деятельности, овладевающим информационной культурой, ставятся следующие цели: научиться читать, писать, слушать и говорить. Достижение этой цели приводит, с нашей точки зрения, к овладению культурой чтения, культурой письма, культурой слушания, культурой речи. В совокупности эти четыре компонента составляют коммуникативную основу информационной культуры личности.

Школьная газета для родителей: Это возможность почувствовать сопричастность к школьной жизни своего ребенка.

Это осознание того, что ребенок понимает актуальность своей роли и учится принимать решения.

Цели проекта:

Создание  живой, активно работающей информационной среды через издание школьной газеты,  оперативно и достоверно освещающей события и факты школьной жизни.

Формирование активной жизненной позиции, социализация учащихся школы, стимулирование интереса молодого поколения к решению  актуальных проблем  школы и общества, раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды,  демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в школе.

Задачи проекта:

Развитие аналитических навыков и навыков критического мышления

Развитие коммуникативных навыков

Приобретение навыков групповой работы

Содействие в воспитании информационной культуры школьников: умение работать с документами, с любым письменным и печатным текстом, который может быть источником актуальной  информации

Создание в общеобразовательном пространстве школы условий  для успешной профильной подготовки школьников, привитие интереса к профессии журналиста

Привлечение внимания учащихся школы и освещение  актуальных проблемам школьного и местного сообщества

Повышение интереса к учёбе, а также к общественной жизни школы

Формирование гуманистического отношения к окружающему  миру, приобщение к общечеловеческим ценностям

Формирование стремления к здоровому образу жизни

Реализация гражданско-патриотического воспитания

Формирование у учащихся толерантного сознания


Значимость проекта на уровне школы и социума

Организация социально-значимой общественной  деятельности школьников, способствующей приобретению участниками проекта навыков социального поведения и применению их в повседневной жизни, сплочению коллектива учащихся, их саморазвитию и самовыражению.

Значимость детской инициативы по решению конкретной социальной проблемы.

Осуществление комплексного подхода к воспитанию гражданственности, патриотизма, информационной культуры.

Объединение  в совместной творческой и полезной  деятельности  не только обучающихся школы, но и учителей, представителей власти местного самоуправления, жителей  поселка, что  будет способствовать  духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений.

Приобщение учащихся к социальным проблемам поселка, как важной составляющей активной жизненной позиции подрастающего поколения, повышение самостоятельности и активности школьников в процессе реализации конкретного социально значимого дела.

Привлечение внимания органов местного самоуправления  к социальным инициативам молодежи и  оказание поддержки в их осуществлении.

Ожидаемые результаты

- развитие грамотной устной и письменной речи учащихся, орфографической зоркости.

- повышение ИКТ компетентности учащихся в процессе освоения новых компьютерных программ, необходимых в издательском деле,    способность грамотно использовать в своей деятельности современные средства ИКТ (умение работать на ПК, знание основ офисных информационных технологий, умение использовать компьютерные сети). 

- повышение информационной  культуры учащихся и населения поселка в целом, их читательской активности.

- развитие умений учащихся работать с различными источниками информации и навыков работы с различными компьютерными программами.

- развитие инициативы и творчества школьников через организацию работы по изданию школьной газеты «Школьный глашатай» под патронажем администрации сельского поселения Лыхма социально значимой для жителей поселка.

- создание благоприятных условий для развития эстетических, нравственных качеств личности учащихся.

 - решение задач  в области гражданского, патриотического воспитания   молодежи;

- активизация социальной   активности учащихся;

- развитие сотруднических отношений: ученики – учителя – общественность;

- объединение  талантливых, инициативных учащихся  в единую команду независимо от возраста, воспитывать непосредственный интерес, чуткость и внимание ко всему происходящему.

- регулярный выпуск  школьной газеты «Школьный глашатай» 1 раз в четверть малым тиражом;

- привлечение внимания населения  к социальным проблемам  поселка;

- привлечение внимания органов местного самоуправления  к социальным инициативам молодежи и  оказание поддержки в их осуществлении;

- участие в районных, областных   конкурсах.  

Механизм реализации проекта

Реализация проекта по созданию школьной газеты предполагает:


1.Создание группы из числа учащихся, изъявивших желание стать корреспондентами, обучение школьников основам журналистского дела.


2. Выбор названия газеты. Создание эмблемы газеты.


3 .Первоначальный сбор и накопление информации, ее обработку, набор текстов заметок и статей в школьном компьютерном кабинете в программе Word.


4. Определение основных информационных рубрик газеты, подготовку первого номера инициативной группы под руководством главного редактора газеты. В дальнейшем содержание газеты будет корректироваться с учетом запросов читателей.


5. Создание банка фотоматериалов со школьных мероприятий с использованием фотоаппарата и компьютера для их обработки.


6. Макетирование газеты, вычитывание, внесение корректорской и редакторской правки газетных материалов учащимися и учителями, ответственными за выпуск.


7. Размещение газеты.


8. Газета издается на средства школы.


9.Вся работа в газете ведется на общественных началах в соответствии с планом.


Основные направления проекта.

Система функционирования  данной модели, реализуется через следующие направления: кружок «Практическая информатика» и образовательная среда; кружок «Практическая информатика» и воспитательная  среда; кружок «Практическая информатика» и социум.

Уровни реализации проекта.

Школьный: МБОУ СОШ с. Скатовка


                       

2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Сроки и этапы реализации проекта

1 этап – (предварительный сентябрь 2019 года), создание команды единомышленников.

Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда.

В редакционную коллегию входят учащиеся 4-9-х классов. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.

Учредителем газеты является администрация школы.

Распределение редакционных обязанностей:

1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты).

2. Главный редактор .

3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях).

4. Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи).

5. Фотокорреспонденты (учащиеся, увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом).

6. Корректоры (учащиеся, хорошо знающие русский язык, учителя русского языка).

7. Верстальщики (учащиеся, умеющие работать на компьютере).

2 этап – (экспериментальный октябрь –ноябрь  2019 года) разработка  и внедрение плана работы редколлегии.

1. Организационно-подготовительный.

- Провести учредительное собрание для создания журналистского объединения; разработать и создать структуру редакции школьного СМИ;

- Формирование групп учащихся, выбор заместителей главного редактора.

- Составление плана работы (составление тематики газет на год).

- Формулирование вопросов для исследований.

- Подбор информационный ресурсов для проекта.

- Создание дидактических материалов (словарь понятий, игры по журналистике, таблицы (классификация жанров журналистики, информационные жанры), таблицы для заполнения исследования в группах, критерии оценивания (презентации), списка рекомендуемых ресурсов) 

-Организация мозгового штурма, в результате которого определяются направления поисковой деятельности учащихся.

2. Обучающий

-Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации учителя. 

-Краткое  изложение   сведений о газетах, видах,  их назначении.

- Демонстрация  прошлых школьной газеты.

- Выявление предварительных знаний детей по теме проекта.

- Изучение методов сбора и обработки информации.

- Определение групп по интересам.

- Определение этапов работы над номером газеты.

- Знакомство с критериями оценки работ.

- Разработать положение о школьной газете; выбрать название газеты.

- Организовать обучающие занятия:

а) информационные технологии, работа с  компьютерными  программами:

б) работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером;

 в) русский язык и литература, культура речи;

г) основы журналистики.

-Предоставить возможность начинающим журналистам пользоваться по мере необходимости компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты.

3 . Исследовательский.

Работа по группам. Распределение журналистских заданий. Сбор информации, а именно:

1. Самостоятельный поиск информации.

2. Работа с печатными материалами.

3. Сохранение результатов в формате Word .

4. Выводы по работе.

5. Взаимооценка работ друг у друга.

- Создание макета газеты, обсуждение единого дизайна.

- Оформление номера газеты.


 4. Итоговый.

1. Презентация результатов проекта: издание ученических газет, участие в конкурсах и фестивалях.

2. Подведение общих итогов – презентация с фотографиями учеников, выполняющих задачи проекта, для итогового обзора на стенде разместить фото-материалы работы учеников над проектом.

Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.

Газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо использование ненормативной лексики. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.

Примерный перечень тем выпусков газет:

1. Знакомство (с начальными классами, с классами среднего звена, со старшими классами, направлениями работы: спортивной деятельностью, экологическим движением, и т.д.; с работниками газеты (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла).

2. Подготовка к празднику.

Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются в школе, городе, стране.

3. Глобальные проблемы современности (СПИД, наркомания, экология, отсутствие толерантности в обществе и т.д.).

4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки).

3 этап – (заключительный декабрь  2019 года) Верстка газеты (создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки).

"Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" Ответы будут различаться в зависимости от направленности издания. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо драматичное и яркое событие; рассказать о решении администрации. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Первая полоса газеты - это ее витрина.

Верстка остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.). Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.

Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА

личностно – ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;

коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты;

деятельный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах;

взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рублик, разделов, тематических выпусков газет;

- поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

 Компьютеры

 Принтер

 Сканер

 Цифровой фотоаппарат

 Интернет

 Школьный сайт

БИБЛИОГРАФИЯ 

1.Ахмадулина Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 272с. (Серия Филология и журналистика»)

2.Блокнот журналиста. Составители: Хлебников И.Н., Шигурова К.С., Дедов А.Н., Волкова В.К. Курган: Молодежное информационное агентство «МИА – Пресс» Курганской областной молодежной общественной организации «XXI век», 2006.

3.Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр» // Классный руководитель 2003 - №3 – с. 64 – 72.

4.Носова М.А. Положение о школьном творческом объединении редакции газеты «Мухомор» // Классный руководитель 2002 - №4 – с. 118 – 120.

5.Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.: ил.

6.Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. Пособие/ И.В. Цветкова. – М.: Просвещение, 2006

7.Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения.// Школьный психолог. 2003 - №25-26 – с.20-21

6. ПРИЛОЖЕНИЯ

6.1 Пример продукта проектной деятельности учащихся (выпуск школьной газеты №1 «Большая перемена».



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.