Проект «Школьная газета»
Вид проекта – социальный
Проект рассчитан на обучающихся МБОУ СОШ с. Скатовка.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Школа – это маленькое государство, и как во всяком государстве, в школе должны быть свои средства массовой информации.
Что же такое – школьная газета? Школьная газета – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Она моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей.
Школьная газета играет большую роль в жизни издающих её подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию. В результате работы каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач. Ещё одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде - дело серьёзное и трудное. Каждый берётся за ту работу, которая ему по плечу.
Создание школьной газета позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьной редколлегии поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания, происходит более гибкая социализация подростков. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии
Актуальность проекта:
Происходящие в нашем обществе перемены проявляются в том, что новые рыночные отношения требуют от современного человека таких личностных качеств, как инициативность, толерантность, патриотизм. К сожалению, реальная ситуация свидетельствует о том, что в обществе остро стоит проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к себе и к обществу, в котором он живет. С учетом всего выше сказанного актуальность проекта заключается в соответствии проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности, самодостаточной, социально ориентированной, играющей важную роль в жизни общества.
Перед школьником как субъектом коммуникативной деятельности, овладевающим информационной культурой, ставятся следующие цели: научиться читать, писать, слушать и говорить. Достижение этой цели приводит, с нашей точки зрения, к овладению культурой чтения, культурой письма, культурой слушания, культурой речи. В совокупности эти четыре компонента составляют коммуникативную основу информационной культуры личности.
Школьная газета для родителей: Это возможность почувствовать сопричастность к школьной жизни своего ребенка.
Это осознание того, что ребенок понимает актуальность своей роли и учится принимать решения.
Цели проекта:
Создание живой, активно работающей информационной среды через издание школьной газеты, оперативно и достоверно освещающей события и факты школьной жизни.
Формирование активной жизненной позиции, социализация учащихся школы, стимулирование интереса молодого поколения к решению актуальных проблем школы и общества, раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в школе.
Задачи проекта:
Развитие аналитических навыков и навыков критического мышления
Развитие коммуникативных навыков
Приобретение навыков групповой работы
Содействие в воспитании информационной культуры школьников: умение работать с документами, с любым письменным и печатным текстом, который может быть источником актуальной информации
Создание в общеобразовательном пространстве школы условий для успешной профильной подготовки школьников, привитие интереса к профессии журналиста
Привлечение внимания учащихся школы и освещение актуальных проблемам школьного и местного сообщества
Повышение интереса к учёбе, а также к общественной жизни школы
Формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям
Формирование стремления к здоровому образу жизни
Реализация гражданско-патриотического воспитания
Формирование у учащихся толерантного сознания
Значимость проекта на уровне школы и социума
Организация социально-значимой общественной деятельности школьников, способствующей приобретению участниками проекта навыков социального поведения и применению их в повседневной жизни, сплочению коллектива учащихся, их саморазвитию и самовыражению.
Значимость детской инициативы по решению конкретной социальной проблемы.
Осуществление комплексного подхода к воспитанию гражданственности, патриотизма, информационной культуры.
Объединение в совместной творческой и полезной деятельности не только обучающихся школы, но и учителей, представителей власти местного самоуправления, жителей поселка, что будет способствовать духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений.
Приобщение учащихся к социальным проблемам поселка, как важной составляющей активной жизненной позиции подрастающего поколения, повышение самостоятельности и активности школьников в процессе реализации конкретного социально значимого дела.
Привлечение внимания органов местного самоуправления к социальным инициативам молодежи и оказание поддержки в их осуществлении.
Ожидаемые результаты
- развитие грамотной устной и письменной речи учащихся, орфографической зоркости.
- повышение ИКТ компетентности учащихся в процессе освоения новых компьютерных программ, необходимых в издательском деле, способность грамотно использовать в своей деятельности современные средства ИКТ (умение работать на ПК, знание основ офисных информационных технологий, умение использовать компьютерные сети).
- повышение информационной культуры учащихся и населения поселка в целом, их читательской активности.
- развитие умений учащихся работать с различными источниками информации и навыков работы с различными компьютерными программами.
- развитие инициативы и творчества школьников через организацию работы по изданию школьной газеты «Школьный глашатай» под патронажем администрации сельского поселения Лыхма социально значимой для жителей поселка.
- создание благоприятных условий для развития эстетических, нравственных качеств личности учащихся.
- решение задач в области гражданского, патриотического воспитания молодежи;
- активизация социальной активности учащихся;
- развитие сотруднических отношений: ученики – учителя – общественность;
- объединение талантливых, инициативных учащихся в единую команду независимо от возраста, воспитывать непосредственный интерес, чуткость и внимание ко всему происходящему.
- регулярный выпуск школьной газеты «Школьный глашатай» 1 раз в четверть малым тиражом;
- привлечение внимания населения к социальным проблемам поселка;
- привлечение внимания органов местного самоуправления к социальным инициативам молодежи и оказание поддержки в их осуществлении;
- участие в районных, областных конкурсах.
Механизм реализации проекта
Реализация проекта по созданию школьной газеты предполагает:
1.Создание группы из числа учащихся, изъявивших желание стать корреспондентами, обучение школьников основам журналистского дела.
2. Выбор названия газеты. Создание эмблемы газеты.
3 .Первоначальный сбор и накопление информации, ее обработку, набор текстов заметок и статей в школьном компьютерном кабинете в программе Word.
4. Определение основных информационных рубрик газеты, подготовку первого номера инициативной группы под руководством главного редактора газеты. В дальнейшем содержание газеты будет корректироваться с учетом запросов читателей.
5. Создание банка фотоматериалов со школьных мероприятий с использованием фотоаппарата и компьютера для их обработки.
6. Макетирование газеты, вычитывание, внесение корректорской и редакторской правки газетных материалов учащимися и учителями, ответственными за выпуск.
7. Размещение газеты.
8. Газета издается на средства школы.
9.Вся работа в газете ведется на общественных началах в соответствии с планом.
Основные направления проекта.
Система функционирования данной модели, реализуется через следующие направления: кружок «Практическая информатика» и образовательная среда; кружок «Практическая информатика» и воспитательная среда; кружок «Практическая информатика» и социум.
Уровни реализации проекта.
Школьный: МБОУ СОШ с. Скатовка
2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Сроки и этапы реализации проекта
1 этап – (предварительный сентябрь 2019 года), создание команды единомышленников.
Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда.
В редакционную коллегию входят учащиеся 4-9-х классов. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.
Учредителем газеты является администрация школы.
Распределение редакционных обязанностей:
1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты).
2. Главный редактор .
3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях).
4. Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи).
5. Фотокорреспонденты (учащиеся, увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом).
6. Корректоры (учащиеся, хорошо знающие русский язык, учителя русского языка).
7. Верстальщики (учащиеся, умеющие работать на компьютере).
2 этап – (экспериментальный октябрь –ноябрь 2019 года) разработка и внедрение плана работы редколлегии.
1. Организационно-подготовительный.
- Провести учредительное собрание для создания журналистского объединения; разработать и создать структуру редакции школьного СМИ;
- Формирование групп учащихся, выбор заместителей главного редактора.
- Составление плана работы (составление тематики газет на год).
- Формулирование вопросов для исследований.
- Подбор информационный ресурсов для проекта.
- Создание дидактических материалов (словарь понятий, игры по журналистике, таблицы (классификация жанров журналистики, информационные жанры), таблицы для заполнения исследования в группах, критерии оценивания (презентации), списка рекомендуемых ресурсов)
-Организация мозгового штурма, в результате которого определяются направления поисковой деятельности учащихся.
2. Обучающий
-Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации учителя.
-Краткое изложение сведений о газетах, видах, их назначении.
- Демонстрация прошлых школьной газеты.
- Выявление предварительных знаний детей по теме проекта.
- Изучение методов сбора и обработки информации.
- Определение групп по интересам.
- Определение этапов работы над номером газеты.
- Знакомство с критериями оценки работ.
- Разработать положение о школьной газете; выбрать название газеты.
- Организовать обучающие занятия:
а) информационные технологии, работа с компьютерными программами:
б) работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером;
в) русский язык и литература, культура речи;
г) основы журналистики.
-Предоставить возможность начинающим журналистам пользоваться по мере необходимости компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты.
3 . Исследовательский.
Работа по группам. Распределение журналистских заданий. Сбор информации, а именно:
1. Самостоятельный поиск информации.
2. Работа с печатными материалами.
3. Сохранение результатов в формате Word .
4. Выводы по работе.
5. Взаимооценка работ друг у друга.
- Создание макета газеты, обсуждение единого дизайна.
- Оформление номера газеты.
4. Итоговый.
1. Презентация результатов проекта: издание ученических газет, участие в конкурсах и фестивалях.
2. Подведение общих итогов – презентация с фотографиями учеников, выполняющих задачи проекта, для итогового обзора на стенде разместить фото-материалы работы учеников над проектом.
Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.
Газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо использование ненормативной лексики. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.
Примерный перечень тем выпусков газет:
1. Знакомство (с начальными классами, с классами среднего звена, со старшими классами, направлениями работы: спортивной деятельностью, экологическим движением, и т.д.; с работниками газеты (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла).
2. Подготовка к празднику.
Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются в школе, городе, стране.
3. Глобальные проблемы современности (СПИД, наркомания, экология, отсутствие толерантности в обществе и т.д.).
4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки).
3 этап – (заключительный декабрь 2019 года) Верстка газеты (создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки).
"Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" Ответы будут различаться в зависимости от направленности издания. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо драматичное и яркое событие; рассказать о решении администрации. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Первая полоса газеты - это ее витрина.
Верстка остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.). Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.
Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА
- личностно – ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
- коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты;
- деятельный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах;
- взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рублик, разделов, тематических выпусков газет;
- поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Компьютеры
Принтер
Сканер
Цифровой фотоаппарат
Интернет
Школьный сайт
1.Ахмадулина Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 272с. (Серия Филология и журналистика»)
2.Блокнот журналиста. Составители: Хлебников И.Н., Шигурова К.С., Дедов А.Н., Волкова В.К. Курган: Молодежное информационное агентство «МИА – Пресс» Курганской областной молодежной общественной организации «XXI век», 2006.
3.Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр» // Классный руководитель 2003 - №3 – с. 64 – 72.
4.Носова М.А. Положение о школьном творческом объединении редакции газеты «Мухомор» // Классный руководитель 2002 - №4 – с. 118 – 120.
5.Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.: ил.
6.Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. Пособие/ И.В. Цветкова. – М.: Просвещение, 2006
7.Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения.// Школьный психолог. 2003 - №25-26 – с.20-21
6. ПРИЛОЖЕНИЯ
6.1 Пример продукта проектной деятельности учащихся (выпуск школьной газеты №1 «Большая перемена».