Пояснительная записка
Создание школьной газеты имеет большую роль для установления более тесных связей внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между учащимися разных классов устанавливаются отношения взаимопонимания и взаимодействия. Также подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.
Газета остается самым простым и доступным школьным изданием.
Целью кружка «Школьная газета» является развитие личности подростков, их творческих способностей, навыка устных и письменных публицистических выступлений, формирование гражданской позиции учащихся.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
• Организовать практическую, общественно и социально значимую коллективную деятельность
• Повысить познавательную активность учащихся, научить их вовремя реагировать на события, находить источники информации
• Предоставить подросткам возможности для «пробы пера» и реализации права «свободы слова» на страницах школьной газеты.
Общая характеристика курса
Основные направления деятельности
Информационная. Кружок «Школьная газета» –форма передачи информации о событиях и фактах из жизни школы.
Образовательная. Школьная газета используется в процессе преподавания школьных предметов. Подготовка номеров газеты требует вовлечения учащихся в различные формы деятельности: они получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, наборщика, корректора. Обучаются современным технологиям, занятия проходят с использованием ИКТ. В результате работы по выпуску газет возрастает их мотивация к обучению.
Воспитательная. Организация внеурочной деятельности учащихся на базе кружка «Школьные новости» позволяет с пользой занять их свободное время, использовать школьную газету во время проведения урочных и внеурочных мероприятий.
Коммуникативная. Подготовка газеты к выпуску – дело коллективное, в процессе работы над выпуском дети общаются с разными людьми. Коллегиальное решение всех вопросов, общение способствуют развитию коммуникативных качеств учащихся.
Принципы:
•Уважение к читателям и авторам газеты. • Создание положительного образа учителя, ученика, школы. • Учитывать, что о каждом ученике читают его родители. • Писать только то, о чем знаешь. • Не замыкаться в стенах школы. • Проявлять заинтересованность и творчество. • Не оскорблять, не унижать печатным словом.
Ценностные ориентиры курса
Ценностные ориентиры программы кружка «Школьные новости » базируются на требованиях и заключаются в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Место курса в учебном плане.
Данная программа включена во внеурочную деятельность учебного плана школы и составлена из расчета 102 часа (3 занятия в неделю) для учащихся 6-10 классов.
Основная форма организации – учебные занятия (индивидуальные и групповые).
Личностные , метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты освоения курса предполагают:
· приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты ;
· получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
· понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;
· продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
· умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Предметные результаты изучения курса «Школьная газета » отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка «Юный журналист» школьники:
·познакомятся с основными терминами журналистики;
· приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
· получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
·приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
·приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
·научатся давать самооценку результатам своего труда;
·приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
· приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания
школьной газеты;
·научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров - научатся распределять работу между участниками проекта;
·научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;
· поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
· приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Содержание программы
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих. Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи
Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся.
Техническое оснащение:
компьютер;
1 сканер;
1 лазерный принтер;
1 мультимедийный проектор с экраном;
Музыкальная MIDI клавиатура с акустической системой;
Графический планшет А5
Принтер широкоформатный
Система организации беспроводной сети
Основы работы с текстом.
Текст с точки зрения верстки. Вставка текстовых блоков. Редактирование текстовых блоков. Текстовые инструменты. Свойства текстового блока. Как оформить текст.
Учащиеся должны уметь:
форматировать символы;
работать с текстовыми инструментами;
форматировать абзацы;
создавать колонки;
создать и редактировать текстовый блок.
Основы работы с иллюстрациями.
Как поместить иллюстрацию на страницу. Вставка графических блоков. Редактирование графических блоков. Редактирование рисунков в блоках. Импорт иллюстраций. Контур вырезания.
Учащиеся должны уметь:
помещать иллюстрацию на страницу;
создавать и редактировать графические блоки;
редактировать рисунки в блоках;
импортировать иллюстрации из других приложений;
вырезать иллюстрации.
Верстка страниц.
Задание параметров страницы. Создание страницы-шаблона. Совместное размещение текста и графики. Печать документа.
Учащиеся должны уметь:
создавать страницу-шаблон ;
совместно размещать текстовые и графические блоки;
печатать созданный документ.
Практикум по верстке
Сверстать газетную полосу формата A4.
Учащиеся должны уметь:
верстать любой вид издательской продукции;
правильно располагать на странице фрагменты разнотипных объектов.
Секреты стилистики (Правила хорошей речи)
Язык – важнейшее средство общения; о богатстве русского языка, его роль как языка межнационального. О тексте, типах, стилях речи.
Стилистика лексических средств языка
Стилистические средства словообразования и морфологии.
Стилистические средства синтаксиса.
Функциональная стилистика.
Культура речи
Компьютер и программное обеспечение
Учащиеся должны знать:
функциональную схему компьютера;
как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;
состав и назначение программного обеспечения компьютера;
назначение и основные функции операционной системы.
Учащиеся должны уметь:
работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
работать с носителями информации (форматирование, “лечение” от вирусов);
инсталлировать программы;
соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
Методы работы с программами Microsoft Office
Учащиеся должны уметь:
отменять изменения в документе. Открытие документа Office. Создание нового документа;
использовать помощника для получения справочной информации. Ввод текста. Практическая работа;
выделять текст с помощью мыши. Выделение и замена текста с помощью клавиатуры;
перемещать текст. Выбор и форматирование объектов. Копирование формата с помощью команды Формат по образцу;
настраивать панели инструментов. Увеличение и уменьшения масштаба. Практическая работа.
Технология обработки текстовой информации
Создание, редактирование и форматирование документов. Основные объекты в документе (символ, абзац) и операции над ними. Шаблоны документов и стили форматирования. Печать документов.
Основные форматы текстовых файлов и их преобразование. Кодировки кириллицы.
Внедрение в документ различных объектов (таблиц, изображений, формул и др.).
Создание типовых документов (заявление, объявление, визитка и др.) и рефератов по различным предметам.
Перевод документов с бумажных носителей в компьютерную форму с помощью систем оптического распознавания отсканированного текста.
Создание документов на иностранных языках с использованием компьютерных словарей. Автоматический перевод документов на различные языки с использованием словарей и программ-переводчиков.
Учащиеся должны уметь:
применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
вставлять в документ объекты из других приложений;
создавать типовые документы на компьютере;
использовать системы оптического распознавания, словари и переводчики.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Дата проведения |
Тема занятия |
1.Вводное занятие. Уточнение списка редакционной коллегии. 2.Утверждение плана работы. 3.Понятие о школьной газете. |
|
4.Из истории журналистики. 5.Этика и психология журналистского общения. 6.Печатные издания и их роль. |
|
7.Газета. Какая она должна быть? 8.Язык и стиль газеты. 9.Выпуск газеты « Как я провел лето». |
|
10.Анализ рубрик печатных изданий. 11.Текст. Тема и идея текста. 12.Стили речи. Особенности стилей. |
|
13.Этапы создания газеты. 14.Сбор и оформление информации. 15.Выпуск газеты к Дню Учителя. |
|
16.Юный редактор – кто это? 17.Цели газетного творчества. 18.Газетная статья - основа газеты. |
|
19.Создание газетных статей. 20.Оформление газетных материалов. 21.Основы оформительской работы. |
|
22.Изобразительные элементы в газете. 23.Редактирование текста. 24.Выпуск газеты « Спортивные новости». |
|
25.Иллюстрации , рисунки, фотографии как дополнение к газетным статьям. 26.Реклама на страницах газеты. 27.Оформление, дизайн газеты |
|
28.Содержание и форма журналистских произведений. 29.Журнальные жанры: информационная заметка, зарисовка. 30.Практическое занятие. Заметка в газету. |
|
31.Информационная составляющая газеты. 32.Сбор первичной информации. 33.Творческая мастерская. |
|
34.Интервью. Что значит взять интервью? 35.Вопросы для интервью. 36.Практикум . Берем интервью. |
|
Особенности диалогической формы. Редактирование статьи. Обмен впечатлениями. Выпуск газеты « Интервью у школьной доски» |
|
Репортаж. Особенности жанра. Репортер – автор репортажа и очевидец с места событий. Композиционные особенности репортажа. |
|
Репортаж с места событий. Редактирование репортажа и совершенствование заголовков. Творческая мастерская. |
|
Оформление, дизайн газеты. Оформление газетных материалов. Выпуск газеты « С новым годом!» |
|
Очерк. Особенности жанра. Проблемный подход к материалу статьи. Работа с текстом. |
|
Проблемный очерк. Портретный очерк. Работа с текстами. |
|
Редактирование статей. Обмен впечатлениями. Заседание круглого стола. Обсуждение «Моя газета». |
|
Подборка материалов по темам. Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты. Выпуск школьной газеты |
|
Современный дизайн газеты. Принципы верстки. Оформление информации на электронных носителях. |
|
Заголовок в газете. Работа с фрагментами текста. Выпуск школьной газеты |
|
Сатирические жанры. Фельетон. Особенности жанра. Работа с текстом. Творческая мастерская. |
|
Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты. Подборка материалов по темам. Приемы оформления. |
|
Обработка графической информации. Редактирование фотографий. Творческая мастерская. |
|
Подборка материалов по темам. Обработка текстовой информации. Поиск информации в Интернете. |
|
Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты. Выпуск школьной газеты |
|
Нравственно-патриотическое направление газеты. Сбор и оформление информации. Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты. |
|
Экологическое направление газеты. Сбор и оформление информации. Поиск информации в Интернете. |
|
Спортивно- оздоровительное направление газеты. Сбор и оформление информации. Выпуск школьной газеты |
|
Заседание круглого стола. Встреча с интересными людьми. Сбор и оформление информации |
|
Подборка материалов по темам. Участие в жизни школы, города. Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты. |
|
Экскурсия на типографию. Экскурсия на типографию. Выпуск школьной газеты |
|
Творческий отчет. Анализ итогов работы в прошедшем году. 102. Резерв. |
Состав редакционной коллегии (возможны изменения):
1. Руководитель проекта – учитель русского языка
2. Главный редактор
3. Дизайнеры -
4. Журналисты -
5. Фотокорреспонденты
6. Корректоры
7. Верстальщики (компьютерный дизайн) –
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
.Ахмадулина Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.
Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр» // Классный руководитель 2003 - №3
Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения.// Школьный психолог. 2003 - №25-26
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001
Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981. Закон Российской Федерации ―О средствах массовой информации‖.
Ресурсы Интернета.
Компьютер, принтер, сканер, фото- видеокамера, Компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Office Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Fine Reader, Adabe Photoshop.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Школьная газета» должны быть достигнуты определенные результаты.
Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный для публикации в школьной газете материал. Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности кружковцев). Дифференциация и индивидуализация обучения обеспечиваются деятельностью каждого кружковца, на базе которой формируются различные универсальные учебные действия с учетом структуры личности каждого ученика.
Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты «Школьные новости» (1 раз в месяц)
· Повысить мотивацию учащихся к изучению русского языка и русской литературы;
·Заинтересовать учащихся творческим процессом;
·Повысить и регулировать личностную оценку учащихся;
·Повысить освоение учащимися орфографической, пунктуационной, речевой
грамотности в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в
учебных и иных целях в устной и письменной формах;
· Подготовить к выпуску очередной номер школьной газеты «Школьные новости »;
Реализация программы кружка « Школьная газета» позволит:
Формировать необходимые качества, присущие социально-активной личности (научить активно реагировать на события школьной жизни, давать им собственную оценку и уметь передать содержание события в письменной форме для размещения на страницах школьной прессы).