12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ольга Семеновна Бродягина63 Учитель русского языка и литературы, администратор школьного сайта, руководитель проекта "Школьная газета". Почетный работник общего образования РФ, ветеран труда. Россия, Забайкальский край, Улёты Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа кружка «Школьная газета»
Описание области программы
Аннотация программы
С каждым годом средства массовой информации играют всё большую роль в жизни современного человека. Не стало исключением и пространство общеобразовательной школы. Педагоги должны добиваться того, чтобы учащиеся современной школы, являясь субъектами коммуникативной деятельности, овладевали информационной культурой – способностью преодолевать информационные барьеры. Социализация детей и подростков в большей степени происходит через СМИ, с помощью которых современные школьники успешнее социализируются в современном обществе, погружаются в общественную жизнь своего села, города, страны и мира. Поэтому эффективной формой организации деятельности в этом направлении является создание школьного пресс-центра.
Стремительное развитие интернет – пространства, социальных сетей, бурное течение современной жизни диктует свои условия: в школе должно быть средство массовой информации, отражающее все стороны жизни учебного учреждения, позволяющее охватить достаточно большой круг учащихся разного возраста, с различными интересами, творческими способностями для развития информационной культуры подрастающего поколения.
Актуальность
Идея создания школьной газеты в МАОУ Улётовская средняя общеобразовательная школа не нова. История школьных СМИ начиналась с выпуска стенных газет к праздникам, юбилейным датам. Выпускались и предметные стенные газеты, бюллетени, рукописные листовки.
С развитием компьютерной техники открылись новые возможности для ученического средства массовой информации: в школе появилась печатная газета. В середине 2000-х годов это была однополосная газета «МИГ», которая просуществовала в учебном заведении один год. Затем была попытка возрождения школьной газеты: издание «Большая перемена», выходившее один раз в четверть, имевшее объём восемь страниц. Обе газеты создавались в текстовом редакторе Microsoft Word в формате А-4.
Вплоть до декабря 2013 года в учебном заведении ученических средств массовой информации не было. С развитием школьного самоуправления, призванного связать в единое целое всех участников школьного сообщества – учащихся, их родителей и педагогов, - возникла необходимость для создания единой информационной среды.
В мире современных технологий появилась возможность создания электронных версий периодических изданий, в том числе и малотиражных школьных. Дело менее затратное, чем выпуск бумажного экземпляра, но не исключающее беглое чтение, чтение «по диагонали». Поскольку проблема чтения в современной подростковой и молодёжной среде стоит очень остро, мы считаем, что всё-таки бумажная версия газеты поможет воспитать вдумчивого, глубоко мыслящего читателя.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческого потенциала и организаторских способностей учащихся и отсутствием возможности для их реализации и успешного развития в школьном сообществе через школьные средства массовой информации.
Формой, которая должна продолжить одну из замечательных традиций учебного заведения, формирующую информационную культуру детей и подростков, осуществляющую коммуникативную, развлекательную, воспитательную функции, была выбрана школьная газета.
Цель программы: создание информационного пространства для развития творческого потенциала учащихся, условий их успешной социализации через создание школьной газеты.
Задачи:
- Организация работы для достоверного освещения событий и фактов жизни школьного сообщества через развитие аналитических навыков.
- Создание условий для развития творческих способностей к созидательной деятельности, инициативы учащихся, их самостоятельности через выполнение заданий редакции газеты.
- Предоставление практической возможности для овладения первоначальными навыками журналисткой работы, распространения творческого опыта, развития коммуникативных качеств, умений работы в единой команде.
- Формирование бережного отношения к культурным ценностям и традициям школы, села, края, страны, привычки медленного и вдумчивого чтения.
Целевая аудитория программы
Целевой аудиторией проекта являются две группы читателей, на которых сфокусировано содержание печатного издания. Первая группа – это постоянные читатели - учащиеся 1-х -11-х классов, родители и другие законные представители обучающихся, педагоги. Вторая группа – это случайные читатели из числа представителей первой группы и общественности села.
Методические принципы программы
Личностно – ориентированный подход. При организации проекта учитываются личностные особенности учащихся. Такой подход способствует обучению свободно и творчески мыслить.
Деятельностный характер построения работы. Организация работы в парах, малых группах, ответственность за деятельность другого члена группы.
Коммуникативная направленность. Организация общения в процессе обсуждения заданий, работе над статьями и постоянными рубриками.
Поэтапность работы: от простого задания к более сложному.
Ожидаемые результаты
Осознание личной причастности учащихся к школьной жизни и повышение социальной и познавательной активности.
Создание позитивного фона школьного пространства и развитие сотруднических отношений.
Развитие коммуникативной культуры, более высокая результативность воспитания и развития подростков.
Развитие ценностной профессиональной ориентации обучающихся.
Примерные сроки реализации программы
Программа долгосрочная, рассчитана на 2013 – 2017 год.
Информационно - техническая база
1. Компьютер.
2. Принтер.
3. Сканер.
4. Цифровой фотоаппарат.
5. Интернет.
6. Школьный сайт.
Материальные ресурсы
Помещение (кабинет русского языка и литературы для собраний редакции газеты).
Бумага формата А-4.
Расходные материалы для заправки принтера.
Кадровые ресурсы
Педагогические кадры (руководитель программы «Школьная газета», учитель русского языка и литературы; администратор школьного сайта, создающий страницу газеты на школьном сайте, публикует новые номера газеты в формате pdf).
Главный редактор (учащийся – старшеклассник, осуществляющий общее руководство изданием).
Дизайнер (проводит работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях).
Журналисты (корреспонденты из числа учащихся, обладающих творческими способностями, хорошо развитыми навыками устной и письменной речи).
Фотокорреспондент (учащийся, умеющий работать с цифровым фотоаппаратом, в программе Adobe Photoshop или других программах для обработки изображений)
Корректор (учитель русского языка и литературы, проверяющий статьи перед размещением в газете).
Верстальщик (учащийся, умеющий работать на компьютере, обладающий знаниями программ MS Publisher, Adobe Photoshop и др., владеющий навыками перевода документа одного формата в другой - pdf).
Распространитель номеров газеты (учащийся, рекламирующий свежий номер газеты, размещающий один экземпляр в бумажном варианте на информационном стенде редакции).
План реализации программы
Реализация долгосрочной программы проходит в несколько этапов.
Подготовительный этап.
Организационный этап.
Реализационный этап.
Рефлексивный этап.
Этапы реализации программы | Сроки | Мероприятия, формы | Промежуточные результаты |
1. Подготовительный | Ноябрь 2013 года | Анкетирование учащихся школы «Нужна ли нам газета?». Опрос на выявление творческих способностей учащихся. Опрос на выявление желания работать в команде. Изучение литературы по теме проекта. | Обработка анкет, выявление тематики будущего издания, подбор творческой команды редакции. Приложение №1 |
2. Организационный | Ноябрь 2013 года | «Мозговой штурм», деловая игра. Создание дидактических материалов по журналистике, таблицы (классификация жанров журналистики, информационные жанры). | Определение концепции газеты, создание единой творческой команды. Придуманы названия будущего издания и его рубрик. На добровольной основе распределён функционал участников, назначены ответственные за рубрики газеты. Создание информационной листовки Приложение №2 Занятие «Школы начинающего журналиста» (далее – ежемесячно) |
3. Реализационный | Декабрь 2013 года (далее- ежемесячно) | Работа над первым выпуском газеты: подготовка материалов, обсуждение, корректировка. ( далее – ежемесячно) | Создание общего шаблона издания, Изменение дизайна происходит в зависимости от тематики, рубрик газеты и социального заказа. Выпуски газет в формате pdf и размещение их на сайте школы. Приложение №3 |
4. Рефлексивный | Январь 2014 года (далее – ежемесячно) | Подведение итогов работы над выпуском, определение темы и дизайна следующего номера (далее – ежемесячно). | Поощрение участников проекта. Участие в конкурсах и выставках ученического творчества, регистрация издания в реестре школьной прессы. Приложение №4 |
Содержание реализации программы
1. Подготовительный этап. Выявление социального заказа. Создание творческой команды единомышленников. Постановка задач и принятие решения о создании редакции школьного издания с функциями газеты. Определение круга участников, заинтересованных лиц. Формулирование общих целей и задач издания и проекта в целом.
Опрос, проведённый министерством информации школьного президентского аппарата, выявил необходимость создания в школьном пространстве информационного центра – газеты, который будет являться печатным изданием школьного самоуправления.
Что нужно освещать в газете? Как это следует делать? Каким образом газета сможет ответить на запросы своих читателей? Такие вопросы сразу пришлось решать творческой команде – руководителю проекта, будущим сотрудникам редакции.
2. Организационный этап. Ознакомительная практика школьников в районной газете. Начало работы «Школы начинающего журналиста». Определение общей концепции газеты.
Поскольку в школе уже было печатное издание, возник вопрос: продолжать концепцию старого издания – школьной газеты «Большая перемена», реанимировать его, оставив прежнее название? Или создать принципиально новое издание с ярким названием, другими рубриками? В результате «мозгового штурма» появилось название будущей газеты – «ШОК» - Школьное Общество Креативных.
Тематика номеров газеты и название рубрик также были определены в ходе «мозгового штурма»: «Колонка редактора», «Встречи с интересными людьми», «Короткой строкой», «Из дальних странствий возвратясь», «Наше творчество», «Глас народа», «Интеллект – клуб», «Поздравления», «Объявления». Некоторые рубрики стали постоянными, некоторые появляются эпизодически.
Формат школьной газеты «ШОК» не позволяет освещать все школьные мероприятия, к тому же обзоры происходящих в учебном заведении событий размещаются на сайте школы. Поэтому в рубрике «Короткой строкой» анализируются наиболее значимые школьные события прошедшего месяца.
Ролевая игра «Я будущий журналист» на добровольной основе, учитывая личные пожелания участников проекта, определила ответственных за рубрики – учащихся, обладающих соответственными творческими и организаторскими способностями, навыками и умениями.
Занятие в «Школе начинающего журналиста» дали участникам проекта первоначальные знания о журналистике, её жанрах, принципах работы над репортажем, интервью, обзором событий. Не так важно стать настоящим журналистом. Важно чувствовать свою причастность к общему делу, посещать мероприятия, о которых придётся рассказывать, общаться с интересными людьми.
Знания, полученные на уроках информатики, помогли определиться с программой для создания газеты - Microsoft Office Publisher, которая является наиболее подходящей для эффективного оформления информационного бюллетеня, школьного печатного издания.3. Релизационный этап. Подготовка пилотного номера. Обсуждение оригинального макета. Работа над выпусками газет.
Выпуск газеты – очень ответственное и сложное дело. Это команда учащихся 7-х-11-х классов, решивших работать над созданием школьного печатного издания, поняла сразу. Сложно написать интересный материал, подготовить вопросы для интервью, найти интересного человека, который бы согласился рассказать о себе, высказать своё мнение. Было решено выпускать газету периодичностью один раз в месяц. Тираж газеты определяется в зависимости от социального заказа.
4. Рефлексивный этап. Анализ работы редакции после каждого выпуска газеты.
После каждого выпуска газеты проводится общий сбор редакции, на котором обсуждаются преимущества и недостатки вышедшего номера газеты, обсуждаются планы на будущее, поощряются авторы лучших материалов, готовится текущий номер для размещения на школьном сайте.
Для вовлечения в обсуждение выпусков газеты более широкого круга читателей на последней странице есть информация: «Заметили ошибку – сообщите главному редактору или руководителю проекта».
Примерный план мероприятий
№№ | Название мероприятия, форма | Сроки | Ответственные |
1. | Собрания - летучки | еженедельно | Главный редактор |
2. | «Мозговой штурм» (обсуждение нового номера газеты) | Один раз в месяц | Руководитель проекта |
3. | «Школа начинающего журналиста» с приглашением журналистов газеты «Улётовский вестник» | Один раз в месяц | Руководитель проекта |
4. | Исследование читательских интересов и социального заказа | Один раз в месяц | Ведущие рубрики «Глас народа» |
5. | Выпуск нового номера газеты | Один раз в месяц | Главный редактор, руководитель проекта |
6. | Подготовка нового номера газеты для размещения на школьном сайте и информационном стенде | Один раз в месяц | Ведущие рубрик «Поздравление» и «Объявление» |
7. | Участие в мероприятиях разного уровня | Постоянно | Редакция газеты |
Анализ устойчивости программы
(основные риски программы и пути решения выделенных проблем)
Участники | Риски | Пути преодоления |
Руководитель проекта | Недостаточность материально-технической базы (отсутствие возможности цветной печати, средств на бумагу). Печать номеров газеты ведется на домашнем принтере руководителя проекта. Бумага также приобретается на личные средства руководителя проекта. | Поиск путей обеспечения проекта финансовыми ресурсами (спонсоры). |
Члены редакции | Увеличение внеучебной нагрузки учащихся старших классов. | Стимулирование наградными документами администрации школы для портфолио, беседы, опросы, анкетирование, формирование резерва из числа учащихся 7-х-9-х классов. |
Педагоги | Сложность в привлечении педагогов – словесников для поиска и предоставления материалов в рубрики газеты. Отсутствие помощи со стороны педагогов, ведущих уроки ИКТ. | Индивидуальный подход, беседы, общение, ходатайство перед администрацией школы о нематериальном поощрении |
Социальные эффекты от реализации программы
1. Вовлечение обучающихся в реализацию социально значимых проектов, развитие творческих способностей и коммуникативных навыков, участие в мероприятиях разных уровней.
2. Укрепление взаимосвязи всех членов школьного сообщества: учащихся, их родителей, педагогов.
3. Оповещение общественности села о жизни школы.
Перспективы развития программы
1. Создание в учебном учреждении единого информационного центра: печатного варианта газеты, сайта школьной газеты «ШОК», телевидения и радио.
2. Сотрудничество с редакциями школьных газет района, края, страны, участие в мероприятиях разного уровня.
3. Подготовка резерва кадрового состава редакции из числа учащихся и педагогов.
4. Информирование сельской общественности о школьном издании через районную газету «Улётовские вести».
Используемые источники
1. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. - М., 2001.
2. Основы творческой деятельности журналиста. / Под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2000.
3. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
4. Портал школьной прессы -
5.Стенгазета. Всё для школьного издательства -
6. Детский клуб «Таис» -
Промежуточные итоги реализации программы
Школьное издание «ШОК» молодое. Вышло двенадцать восьмистраничных номеров (2013 – 2014 учебный год, 2014-2015 учебный год) и три десятистраничных номера (2014-2015, 2015-2016 учебный год), два 14-страничных спецвыпуска формата А-4 в чёрно-белой печати, тираж – от 20 до 30 экземпляров. Определена стоимость каждого экземпляра – 10 -15 рублей. Доходы от распространения газеты идут на призы участникам конкурсов, проводимых издательством, в редакционную копилку.
Объявили конкурсы и подвели их итоги: конкурс сочинений и презентаций «Из дальних странствий возвратясь» и конкурс «Моя визитная карточка».
Организовали встречу с редакцией районной газеты «Улётовские вести» с целью получения опыта журналисткой работы, знакомства с профессионалами.
Организовали встречи с преподавателями и студентами кафедры журналистики и связей с общественностью ЗабГУ в рамках слёта юных журналистов муниципального района «Улётовский район» (2015, 2016 год)
Сегодня в составе редакции школьной газеты «ШОК» четырнадцать основных участников:
- руководитель проекта, корректор, учитель русского языка и литературы Бродягина Ольга Семеновна;
- главный редактор, ведущая рубрики «Колонка редактора», верстальщик Белоусова Юлия (11 класс);
- ведущие рубрики «Интересные встречи» Кулакова Лариса и Подъезжих Дарья (11 класс), Мариловцева Анастасия и Куйдина Анастасия (8 класс).
корреспондент, автор аналитических обзоров «Короткой строкой» Рябзина Алёна(7 класс);
- ведущие рубрик «Глас народа» и «Интеллект - клуб» - Волошина Олеся (11 класс); Белоусова Инна, Страмилова Арина, Кудрявцева Алина (8 класс);
- ведущие рубрик «Поздравления», «Объявления», распространители газеты - Ильенко Анастасия, Рябзина Алёна (8 класс);
- фотокорреспондент - Павленко Александр (10 класс).
Всего периодической работой в издательстве школьной газеты «ШОК» охвачено около ста обучающихся 5-х 11-х классов.
В предыдущих изданиях школьного СМИ «МИГ» и «Большая перемена» большинство материалов писали педагоги. В новом печатном издании «ШОК» основное место занимают работы учащихся. Тем самым, согласно социологическому опросу, проведенному ведущими рубрики «Глас народа», новая школьная газета стала более информативной и интересной для самих учащихся. Радует и тот факт, что в некоторых семьях учащихся с нетерпением ждут выхода новых номеров газеты, читают все вместе и собирают подшивку архива. Выпускники школы также активно принимают участие в создании выпусков газеты.
Редакция газеты приняла участие во Всероссийской выставке школьных проектов на сайте «Библиотека начинающего педагога» -
Проектный коллектив школьной газеты «ШОК» стал победителем
Школьное издательство зарегистрировано в каталоге всероссийской Школьной прессы на образовательном портале Школпресс (
Школьная газета «ШОК» - участник Всероссийского проекта школьных газет «Стенгазета» (
В муниципальном конкурсе школьных изданий -2016 заняли первое место в номинации "Лучший дизайн школьной газеты", второе место - "Лучшая школьная газета". Отмечены публикации Коновалова Григория в номинации "Лучшая публикация" и фотографии Павленко Александра и Пузиной Софьи в номинации "Лучшая новостная фотография".
На Международном фестивале - конкурсе школьной и студенческой прессы Планета Медиа ( ЮУрГУ, Челябинск) в 2016 году наше издание получило специальный диплом. Это очень высокая оценка школьной газеты на конкурсе такого уровня.
Мы стали призёрами VI открытого Всероссийского конкурса школьных изданий «Средства массовой информации в школе» (г. Москва) и получили Диплом второй степени в категории "Издания полиграфического исполнения" в номинации "Школьная газета" (2016 год).
Редакция газеты и руководитель проекта организовали и провели интерактивную площадку «Роль школьной газеты в процессе социализации подростка» в ходе августовской конференции педагогов муниципального образования «Улётовский район», а также представили ход реализации проекта «Школьная газета» на расширенном семинаре районного методического объединения учителей русского языка и литературы в октябре 2014 года.
Учащиеся – члены редакции газеты «ШОК» и пишущие авторы являются активными участниками творческих конкурсов различных уровней.
Кулакова Лариса. Участник Всероссийского конкурса детских творческих работ «Моя семья» «Центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально - педагогической поддержки детей и молодёжи» (
Подъезжих Дарья. Участник Всероссийского конкурса детских творческих работ «Моя семья» «Центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально - педагогической поддержки детей и молодёжи» (
Коновалов Григорий. Призёр Всероссийского конкурса сочинений «Мои летние приключения» на педагогическом портале «Лидер» (
Победитель Второго муниципального конкурса школьных СМИ в номинации «Лучшая публикация» (2016 год).
Белоусова Инна. Призёр Ботанико-краеведческого конкурса творческих работ «О Забайкалье с любовью» в номинации «Стихотворение» (
Клакевич Екатерина. Призёр муниципального этапа конкурса «Будущее рождается сегодня», участник краевого конкурса «Письмо родителям», юнкор районной газеты «Улётовские вести». (2013-2015 год). Призер муниципального этапа Всероссийских предметных олимпиад по литературе, 5-е место в краевом этапе (2014 год). Выпускница школы -2015, студентка факультета журналистики, Санкт – Петербург.
Александрович Ксения. Участник Ботанико-краеведческого конкурса творческих работ «О Забайкалье с любовью» (2014 год). Выпускница школы – 2015.
Грешилова Анастасия. Стихотворения Анастасии опубликованы в районной газете «Улётовские вести», 2015 год, октябрь.
Павленко Александр. Победитель Второго муниципального фестиваля – конкурса школьных СМИ в номинации «Лучшая новостная фотография», 2016 год.
Бушина Яна и Непомнящих Яна, выпускницы школы -2016,активные участницы проекта, сейчас студентки Забайкальского Государственного университета, факультет филологии и массовых коммуникаций, специализация – журналистика.
Мурзин Артём, выпускник школы – 2016, активный участник проекта, сейчас студент Иркутского Государственного университета, специализация – журналистика.
Приложение № 1.Результаты анкетирования учащихся на подготовительном этапе.
Всего опрошено 189 учащихся 5-х-11-х классов, 15 педагогов.
Вопрос: нужна ли нашей школе газета?
Приложение №2. Информационная листовка.
Приложение №3
Все выпуски школьной газеты (№1-№ 23) – на официальном сайте школы -
В разделе «Школьная газета» -
Приложение №4
Тематическое планирование кружка «Школьная газета»
№ | Темы | Вид деятельности | Практика письменной речи | Навыки |
1 | Вводное занятие. Понятие о школьной газете | Беседа | ||
2 | Из истории журналистики | Дискуссия о профессиональной этике журналиста. | Знакомство со СМИ | |
3. | Печатные издания и их роль | Доклад
| Составление доклада | Устная и письменная работа с текстом |
4. | Текст. Тема и идея текста. | Рассказ « Маленькое происшествие» | Работа с текстом | |
5. | Стили речи | Тезисы и конспекты. Работа с текстом. | Умение находить стилистические фигуры в газетных публикациях | |
6. | Газета. Какая она должна быть? | Знакомство с техническими средствами ( фотоаппарат, видеокамера) | Фотомонтаж | |
7 | Анализ рубрик печатных изданий | Обзор печати | Составление заметки информационного характера. | Умение выделять главное в тексте |
8. | Газетная статья | Статья о спортивном празднике | Умение описывать события по наблюдениям | |
9 | Что такое очерк | Подбор материала к портретному очерку | Написание очерка «Мой друг». | Умение использовать особенности жанра. Диалог в повествовании. |
10 | Реклама на страницах газеты | Подбор материала | Создание рекламы самой необычной вещи. | Умение правильно строить рекламу |
11 | Интервью | Особенности жанра | Интервью у интересного человекеа | Умение правильно взять интервью |
12 | Репортаж | Особенности репортажа | . | Умение использовать элементы всех информационных жанров |
13 | Работа над языком статьи | Лексика. Отбор материала | Эмоционально окрашенные слова, слова в переносном значении | Умение использовать средства художественной выразительности. |
14 | Создание газетных статей | Работа по совершенствованию написанного. | Знакомство с работой мастеров слова над рукописью. | Навыки работы с текстом |
15 | Редактирование текста | Работа с текстом | . | |
16 | Оформление, дизайн газеты | Занятие ведет профессиональный журналист | Совершенствование навыков журналистской работы. | |
17 | Выпуски школьных газет» Школьные новости» | Формирование навыков по верстке газет.
|
Дополнительно (постоянные мероприятия)
- Выпуски номеров школьной газеты «ШОК» - к 20-му числу каждого месяца.
- Подготовка к размещению выпуска в электронном виде на странице школьного сайта и в социальной сети «ВКонтакте».
- Подготовка к участию в конкурсах разных уровней. Участие.
- Экскурсии в редакцию газеты «Улётовские вести», встреча с журналистами.
- Подготовка материалов для «Шоковой страницы» в газете «Улётовские вести».
- Подготовка к муниципальному слёту юных журналистов. Участие.