Проект «Школьный музей: Ты помнишь, как всё начиналось?»
Пояснительная записка к презентации
Ростовская область Тарасовский район п. Тарасовский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тарасовская средняя общеобразовательная школа №2
Проект Школьный музей
«Ты помнишь, как всё начиналось?»
Руководитель проекта:
Гончарук Владимир Степанович, учитель технологии, руководитель кружка «Юный краевед».
Участники: учащиеся, учителя МБОУ ТСОШ №2, родители
п. Тарасовский 2018г.
Проект: Школьный музей
«Ты помнишь, как всё начиналось?»
«Нет ничего более человечного в человеке,
чем связывать прошлое и настоящее»
Ф.И. Тютчев
Обоснование необходимости проекта.
Чувство любви к Родине само по себе, стихийно, не приходит. Его нужно серьезно и вдумчиво воспитывать с детских лет. И здесь, на мой взгляд, важную роль играет школьный музей.
Можно бесконечно говорить о духовно – нравственном воспитании, о патриотизме, пробуждая их в душах наших сограждан, но если слова не подкрепляются конкретными делами, то все это будет выглядеть не более, чем сотрясением воздуха.
Для того чтобы сделать жизнь каждого из нас и всей страны лучше,
нужно начать с самого себя: перестать быть равнодушным к тому, что происходит вокруг нас; изменить свое отношение к окружающему миру…
В настоящий момент ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства. На мойвзгляд, это актуальная проблема сегодняшнего общества: возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей, необходимость формирования высоких морально-этических принципов у молодёжи.
Я считаю, что решению этой проблемы может способствовать создание школьного музея. Ведь цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, то есть чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Школьный музей истории школы рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень.
Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.
Название проекта:«Школьный музей».
Тематика школьного музея:«Ты помнишь, как все начиналось?».Руководитель проекта:Гончарук Владимир Степанович.
Участники проекта: учащиеся МЮОУ ТСОШ №2.
Описание проблемы.
История школы, села, тесно связанная с жизнью страны, богата своими традициями.
К сожалению, в школе нет музея школьной истории. «Память, - как утверждал В.А. Астафьев, - это тот посох, на который человек опирается в своем жизненном пути, она делает его зрячим ...».
Почему же было обращено на это внимание? В последнее время можно наблюдать, что у детей пропал интерес к малой родине, к своей школе. Чтобы сохранить память, о годах, проведённых в стенах родной школы, было принято решение о создании школьногомузея, «А помнишь, как всё начиналось?».
Решение данного вопроса актуально, потому что в настоящее время очень остро встал вопрос о воспитании чувства патриотизма, что является одной из главнейших задач в воспитании будущих граждан России.
Работа над данным проектом поможет сохранить память о школе, о школьных традициях, о важных вехах в её истории. Работа с архивными данными и музейными экспонатами, способствует развитию творческих способностей, гражданско-патриотических чувств, коммуникативных компетенций, навыков поисковой и исследовательской работы, столь необходимых в современном мире.
Цель проекта:
Создание музея, посвященного истории нашей школы.
Задачи проекта:
В соответствии с данной установленной целью, были сформулированы конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению проблемы:
Сохранение исторической памяти школы.
Организация поисково-исследовательской работы.
Грамотное оформление экспозиции.
Пополнение и обновление экспозиций музея.
Развитие у учащихся интереса к истории школы.
Установление контакта с архивами, музеями, привлечение к проекту учеников, родителей учащихся, общественности.
Ожидаемые результаты:
Создание экспонатов и пополнение фонда школьного музея.
Использование материалов музея на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях и родительских собраниях.
Формирование в каждом ребенке творческих способностей.
Воспитание у учащихся чувства гражданственности и патриотизма.
Реализация проекта позволит создать школьный музей, где будут оформлены следующие экспозиции:
1. Летопись школы.
2. Педагоги-ветераны.
3.Воинам-выпускникам горячих точек посвящается….
4. Наши выпускники.
5.Фотогалерея.
В ходе работы над проектом учащиеся овладеют навыками поисковой и исследовательской деятельности, что поможет им быстрее адаптироваться в современной жизни.
Будет создан банк материалов, который можно использовать для проведения различных мероприятий в школе.
Сроки реализации проекта:2018-2020 г. г.
Реализация проекта:
Для реализации поставленных задач, планируется создание проекта оформления школьного музея, поиск и сбор средств на создание музея, формирование актива для организации постоянной работы школьного музея, развёртывание планомерной работы по обучению и воспитанию обучающихся на основе работы по формированию экспозиций и сбору материалов основного фонда.
Планируется:
-составление предложений по проекту;
- поиск деловых партнеров;
- проведение плановых мероприятий;
- корректировка хода реализации проекта.
На базе кружка «Юный краевед» была создана инициативная группа для реализации проекта.
Изучая общественное мнение, мы разработали анкету и провели анкетирование среди старшеклассников, учителей, родителей
Большинство опрошенных поддержали инициативу создания школьного музея.
Анкета для учащихся 7-11 классов следующего содержания:
Нужен ли школе музей,«История образовательного учреждения»?
Хотел бы ты участвовать в его создании?
Готов ли продолжить работу по пополнению экспозиций музея, после окончания школы?
Анкета для учителей:
Поддерживаете ли вы идею проекта?
Готовы ли оказать помощь в оформлении музейных экспозиций?
Анкета для родителей:
1.Хотели ли бы вы посетить школьный музей?
2.Готовы ли оказать помощь в оформлении музейных экспозиций?
Получив положительный ответ, было принято решение приступить к реализации данного проекта.
Итоги общественного мнения:
Свой проект мы обсудили с директором школы Рубановой Татьяной Юрьевной, которая нас поддержала и пообещала свою помощь в реализации проекта.
Направления деятельности музея
Поисково-исследовательская деятельность.
Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся, учителей и родителей, в поисково–исследовательской работе по возрождению истории родной школы. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора краеведческого материала:
• Планомерный систематический сбор документов.
• Экспедиционный сбор.
• Прием даров и случайных поступлений.
Такая работа позволяет:
• Проводить на базе музея совместную работу учителей и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родной школы.
• Обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся.
• Участвовать в олимпиадах и конкурсах.
• Пополнять фонды музея.
• Создать фотогалерею.
Основные формы работы:
• Экспедиции.
• Связи с общественными организациями.
• Встречи с интересными людьми – бывшими учащимися.
• Переписка с интересными людьми, встречи с выпускниками школы, представителями общественности.
• Сбор статей по истории школы из периодической печати, научной и справочной литературы.
• Проведение исследовательских работ по темам «Школа – это тоже Родина моя», «История малой Родины» и т.д.
Проведение акций по темам: «История школы», «Мой отчий край», «Признание в любви к родной школе», «Экспонат для музея».
Экспозиционно-оформительская деятельность
Результатом поисково–исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления – способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:
• Освоить и практиковать порядок создания музейных экспозиций: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж.
• Учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей.
• Предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников.
• Созданная экспозиция школьного музея должна стать центром просветительской работы в школе.
Просветительская работа
Главная задача данного направления – вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
• Продолжить обучение учащихся методам поисково– исследовательской работы.
• Проводить совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии (обзорные и тематические), уроки гражданственности и патриотизма.
• Использовать материалы на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах.
Рабочий план реализации проекта.
начать сбор информации по темам:
- история школы;
- они руководили школой;
- ветераны труда;
- ими гордится школа;
- история детских школьных организаций;
- выпускники школы.
В настоящее время, начата работа по сбору информации для музея.
(слайд 15.)
Год 1994. Как молоды мы были…
Год 1996. 11 класс. Первый выпуск школы!
Учителя 1998 г.
Перспективы деятельности музея
Открытие новых экспозиций.
Создание и распространение печатной продукции по материалам музея.
Возможность воспользоваться фондами музея и подготовить для своих товарищей по школе интересный доклад, написать реферат, принять участие в краеведческих и научных конференциях.
Пополнение материалов для музейных экспозиций.
Распространение опыта с целью создания школьных музеев другими образовательными учреждениями.
Результат проекта должен быть положительным для всех.
Школьный музей вносит достойную лепту в духовно-нравственном воспитании. Каждый может стать хранителем культурного наследия.
Ребенок, подросток, который будет знать историю школы, посёлка, быт своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.
Таким образом, проект служит объединению, сплочению учащихся вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое и настоящее для потомков.
georgina
Кияйкина Наталья Федоровна